Я, ДОН ХУАН КАРЛОС I, КОРОЛЬ ИСПАНИИ, ОБЪЯВЛЯЮ ВСЕМ, КТО СИЕ УЗРИТ И УРАЗУМЕЕТ, ЗНАЙТЕ, ЧТО КОРТЕСЫ ПРИНЯЛИ, А ИСПАНСКИЙ НАРОД УТВЕРДИЛ СЛЕДУЮЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ.
ПРЕАМБУЛА
Испанская нация, желая содействовать справедливости, свободе и безопасности, а также обеспечить благополучие всех, кто ее составляет, используя свое суверенное право, заявляет о своем стремлении:
гарантировать демократическое совместное существование в соответствии с Конституцией и законами и на основе справедливого экономического и социального строя; установить правовое государство, обеспечивающее верховенство закона как выражение воли народа;
обеспечить всем испанцам и народам Испании осуществление прав века, а также развитие их культуры и традиций, языков и институтов;
способствовать развитию культуры и экономики в целях обеспечения достойного уровня жизни;
построить передовое демократическое общество и содействовать делу укрепления мирных отношений и эффективного сотрудничества между всеми народами Земли.
В соответствии с этим Кортесами одобрена, а испанским народом утверждена следующая
КОНСТИТУЦИЯ ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ
Статья 1
1. Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство, которое провозгла-шает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм.
2. Носителем национального суверенитета является испанский народ, источник государственной власти.
3. Политической формой испанского государства является парламентарная монархия.
Статья 2
Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, едином и неделимом отечестве всех ис-панцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними.
Статья 3
1. Кастильский является официальным государственным языком. Все испанцы обязаны его знать и имеют право пользоваться им.
2. Остальные языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных сообщест-вах согласно их статутам.
Статья 4
1. Флаг Испании состоит из трех горизонтальных полос — красной, желтой и красной — причем желтая по-лоса вдвое шире, чем каждая из красных.
Статья 6
Политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма конкурируют в процессе формирования и выражения воли народа и являются основным инструментом участия в политической жизни. Их создание и деятельность являются свободными в рамках Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими.
Профессиональные союзы трудящихся и ассоциации предпринимателей занимаются защитой и обеспечением экономических и социальных интересов, которые они представляют. Их создание и деятельность являются свободными в рамках Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими.
Статья 8
1. Вооруженные силы призваны обеспечить суверенитет и независимость Испании, защищать ее территориальную целостность и конституционный строй.
Статья 9
1. Граждане и органы государственной власти должны соблюдать Конституцию и закон.
3. Конституция гарантирует принцип законности, иерархию нормативных актов, их обязательное опубликование, отсутствие обратной силы у норм, предусматривающих наказание граждан или ограничение их индивидуальных прав, право на юридическую защиту, судебную ответственность за произвол органов и представителей власти.
Раздел первый ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ
Статья 10
1. Достоинство человека и неприкосновенность его прав, свободное развитие личности, уважение к зако-ну и правам других людей являются основой политического строя и социального мира.
2. Нормы, связанные с основными правами и обязанностями, закрепленные Конституцией, соответствуют Всеобщей декларации прав человека, международным договорам и соглашениям по этим вопросам, ратифици-рованным Испанией.
Глава первая ОБ ИСПАНЦАХ И ИНОСТРАНЦАХ
Статья 11
1. Испанское гражданство приобретается, сохраняется и утрачивается в соответствии с законом.
2. Ни один испанец по рождению не может быть лишен своего гражданства.
3. Государство может заключить договоры о двойном гражданстве с иберо-американскими странами или же со странами, имевшими или имеющими особые связи с Испанией. В этих странах, даже если они не призна-ют за своими гражданами такого права на взаимной основе, испанцы могут натурализоваться без потери испан¬ского гражданства.
Статья 12
Испанцы становятся совершеннолетними в восемнадцать лет.
Статья 13
1. Иностранцы пользуются в Испании гражданскими свободами, провозглашенными в настоящем разделе на условиях, устанавливаемых договорами и законом.
2. Правами, установленными в статье 23, пользуются лишь испанцы, за исключением случаев, преду-смотренных договорами или законом, когда на основе взаимности предоставляется активное и пассивное право голоса муниципальных выборах.
3. Выдача лиц другим государствам разрешается только во исполнение договора или закона, на основе взаимности. Лица, совершившие политические преступления, не подлежат выдаче другим государствам, терро-ристические акты не являются политическими преступлениями.
4. Закон определяет условия предоставления права убежища гражданам других стран и апатридам.
Глава вторая ПРАВА И СВОБОДЫ
Статья 14
Все испанцы равны перед законом, и не допускается никакая дискриминация по рождению, расе, полу, ве-роисповеданию, взглядам или по любым другим основаниям персонального или социального характера.
Отдел 1. Об основных правах и гражданских свободах
Статья 15
Все имеют право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, никого ни в коем случае нельзя подвергать пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Отменяется смертная казнь, за исключением случаев, предусмотренных военными уголовными законами на время войны.
1. Гарантируется свобода идеологии, вероисповедания и отправления культов для индивидов и их объе-динений без каких-либо ограничений, кроме тех, которые необходимы для поддержания общественного поряд-ка, охраняемого законом.
2. Никто не может быть принужден к публичному высказыванию своего мнения, раскрытию своих убеж-дений или веры.
3. Никакая религия не может быть государственной.
Статья 17
1. Каждый имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в соответствии с положениями настоящей статьи и в случаях и в форме, предусмотренных законом.
2. Предварительное заключение под стражу не может длиться дольше срока, необходимого для выяснения обстоятельств дела, и в любом случае не более семидесяти двух часов, по истечении которых задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям.
3. Каждый задержанный должен быть проинформирован немедленно и в доступной для него форме о своих правах и причинах задержания и не может быть принужден давать показания. Задержанному гарантируется присутствие и помощь адвоката в оформлении полицейских и судебных актов в порядке, установленном законом.
4. Закон регулирует порядок применения «habeas corpus» для немедленной передачи судебным властям незаконно задержанного человека. Законом также устанавливается максимальный срок предварительного заключения.
Статья 18
1. Гарантируется право на честь, личную и семейную тайну и на собственное имя.
2. Жилище неприкосновенно. Вторжение в жилище или обыск без разрешения хозяина или без предвари-тельной санкции суда не допускается, за исключением случаев задержания на месте преступления.
3. Гарантируется право на тайну переписки, в том числе почтовых и телеграфных сообщений, а также телефонных переговоров. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
4. Закон ограничивает использование информации с тем, чтобы в полной мере охранять честь, семейную и личную жизнь граждан и содействовать полному осуществлению ими своих прав.
Статья 19
Испанцы имеют право свободно выбирать место жительства и передвигаться по территории страны.
Статья 20
1. Признаются и охраняются права на:
свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений устно, письменно или иными средствами;
техническое, научное, художественное, литературное творчество и производство;
свободу преподавания;
свободную передачу и получение достоверной информации посредством любых средств ее распространения. Закон определяет ограничительные условия в пользовании этим правом по мотивам совести и сохранения профессиональной тайны.
Статья 21
1. Признается право граждан собираться мирно и без оружия. Для осуществления этого права не требует¬ся предварительного разрешения.
2. О собраниях в общественных местах и демонстрациях должны быть предварительно извещены органы власти, которые могут запретить их только в том случае, если есть достаточные основания предполагать, что названные собрания и демонстрации повлекут за собой нарушение общественного порядка, связанное с возникновением опасности для людей и чьего-либо имущества.
Статья 22
1. Признается право на объединение.
2. Объединения, которые преследуют цели или применяют средства, классифицируемые законом как преступные, являются незаконными.
4. Роспуск или приостановление деятельности объединений возможно только в силу мотивированного судебного решения.
5. Запрещаются тайные и военизированные объединения.
Статья 24
1. Каждый имеет право на эффективную судебную защиту своих законных прав и интересов, ни в коем случае не допускается отказ в такой защите.
2. Каждый имеет также право на рассмотрение его дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом, на защиту и содействие адвоката, на информацию о предъявленном ему обвинении, на открытое судебное разбирательство дела, осуществляемое в установленные сроки с соблюдением всех гарантий, на использование всех средств доказательства, предусмотренных для защиты, имеет право не свидетельствовать против себя самого, не признавать себя виновным, а также право на презумпцию невиновности.
Статья 25
1. Никто не может быть осужден или наказан за действие или бездействие, которые в момент совершения согласно законодательству не признавались преступлением, проступком или административным правонарушением.
2. Лишение свободы и другие меры социальной защиты направлены на перевоспитание и социальную реадаптацию осужденного. Не допускается принудительный труд. В период тюремного заключения приговоренный пользуется основными правами, перечисленными в данной главе, за исключением тех, которые могут быть ограничены судебным приговором, содержанием наказания и пенитенциарным законом. В любом случае приговоренный к тюремному заключению имеет право на оплачиваемый труд и на пользование благами, предусмотренными социальным страхованием, а также на доступ к культуре и полноценное развитие личности.
3. Административная ответственность не может включать санкции, прямо или косвенно приводящие к лишению свободы.
Статья 27
1. Каждый имеет право на образование. Признается свобода образования.
3. Органы власти гарантируют право родителей в выборе такой формы воспитания для своих детей, кото¬рое соответствует их собственным моральным и религиозным убеждениям.
4. Начальное образование является обязательным и бесплатным.
6. За физическими и юридическими лицами признается свобода создания учебных заведений на основе уважения конституционных принципов.
10. Признается автономия университетов в порядке, установленном законом.
Статья 28
1. Каждый имеет право на свободное объединение в профессиональные союзы.
Закон может ограничить это право или предусмотреть возможность лишения его только в отношении военнослужащих и служащих вооруженных сил, а также других ведомств, подчиненных военной дисциплине. Никто не может быть принужден к вступлению в профессиональный союз.
2. Признается право трудящихся на забастовку в целях защиты своих интересов.
Статья 29
1. Все испанцы имеют право направлять индивидуальные и коллективные обращения в письменном виде в органы государственной власти, в форме и целях, установленных законом.
Отдел 2. О правах и обязанностях граждан
Статья 30
1. Защита Испании является правом и обязанностью испанцев.
2. Закон определяет воинские обязанности испанцев, регулирует, с соблюдением соответствующих гарантий, право на освобождение от обязательного несения военной службы по мотивам убеждений или вероисповедания, а также по другим причинам и может устанавливать замену воинской службы альтернативной гражданской службой.
Статья 31
1. Каждый участвует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, основанной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию.
Статья 32
1. Мужчина и женщина при вступлении в брак обладают полным юридическим равноправием.
Статья 33
1. Признается право на частную собственность и наследование.
.
3. Никто не может быть лишен своего имущества и прав на него кроме как по оправданной причине, связанной с общественной целесообразностью или социальными интересами, при условии соответствующей компенсации и в порядке, установленном законом.
Статья 35
1. Все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд, на свободный выбор профессии или рода деятельности, на продвижение по службе, а также на заработную плату, необходимую для поддержания социально определенного уровня жизни семьи. Не допускается ни в коем случае дискриминация по полу.
Статья 37
1. Закон обеспечивает разрешение трудовых споров между представителями трудящихся и предпринимателями, а также правовую силу их соглашений.
2. Признается право трудящихся и предпринимателей на трудовой конфликт.
Статья 38
Признается свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики.
Глава третья ОБ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 39
1. Органы власти обеспечивают правовую, экономическую и социальную защиту семьи.
2. Органы власти обеспечивают также всестороннюю защиту детей. Все дети равны перед законом неза-висимо от их происхождения и гражданского состояния матерей.
3. Родители должны оказывать всестороннюю помощь детям, рожденным как в браке, так и вне его, вплоть до достижения совершеннолетия, а также в других случаях, предусмотренных законом.
4. Дети пользуются защитой, предусмотренной в соответствующих международных соглашениях.
Статья 40
1. Органы власти создают благоприятные условия для социального и экономического развития, а также для более справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности. Особое значение имеет проведение политики, направленной на достижение полной занятости.
Статья 41
Органы власти поддерживают государственную систему социального страхования, обеспечивающую всем гражданам необходимую помощь и социальные услуги, прежде всего при безработице. Дополнительные услуги и помощь осуществляются на добровольной основе.
Статья 43
1. Признается право на охрану здоровья.
Статья 44
1. Органы власти содействуют и покровительствуют осуществлению права каждого на доступ к культуре.
2. Органы власти поощряют науку и научные исследования на благо общих интересов.
Статья 45
1. Все имеют право на благоприятную для развития человека окружающую среду и обязаны ее сохранять.
Статья 47
Все испанцы имеют право на благоустроенное жилье. Органы власти обеспечивают необходимые условия и устанавливают соответствующие нормы для действенного осуществления данного права, а также регулируют пользование земельными участками в общих интересах и с целью предотвращения спекуляции землей.
Статья 48
Органы власти способствуют созданию условий для свободного и эффективного участия молодежи в развитии культуры, экономики, социальной сферы и политики.
Статья 50
Органы власти гарантируют гражданам в старости экономический уровень жизни не ниже установленного минимума посредством предоставления пенсий достаточных размеров с периодической индексацией.
Статья 51
1. Органы власти гарантируют защиту потребителей и пользователей, обеспечивая действенными спосо-бами их безопасность, здоровье, а также их законные экономические интересы.
Глава четвертая О ГАРАНТИЯХ ОСНОВНЫХ СВОБОД И ПРАВ
Права и свободы, провозглашенные в главе второй настоящего раздела должны соблюдаться всеми ор¬ганами власти. Только закон, который в любом случае должен следовать основному содержанию вышеупомя¬нутых прав и свобод, может регулировать их осуществление, охраняя их в порядке, предусмотренном подпунк¬том «а» пункта 1 статьи 161.
Любой гражданин может требовать судебной защиты прав и свобод, признанных в статье 14 и в отделе 1 главы второй, причем дело должно рассматриваться на основании принципов преференции, с проведением предварительного следствия, а в случае необходимости — путем подачи заявления в Конституционный суд. Этот порядок применяется и при отказе от воинской службы по мотивам несоответствия убеждениям, согласно статье 30.
Статья 54
Органический закон регулирует порядок деятельности Защитника народа, уполномоченного Генеральными кортесами и назначаемого ими для защиты прав, предусмотренных в настоящем разделе. Он может осуществлять надзор за деятельностью администрации и подотчетен Генеральным кортесам.
Глава пятая О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ПРАВ И СВОБОД
Статья 55
1. Права, признанные в статье 17, пунктах 2 и 3 статьи 18, ста- тье 19, подпунктах «а» и «d» пункта 1 и пункте 5 статьи 20, статье 21, пункте 2 статьи 28 и пункте 2 статьи 37, могут быть приостановлены в случае принятия решения о введении чрезвычайного или осадного положения в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Исключение составляет пункт 3 статьи 17, действие которого в случае введения чрезвычайного положения не приостанавливается.
2. Органический закон может определять форму и случаи, в которых права, признанные в пункте 2 статьи 17 и в пунктах 2 и 3 статьи 18, могут быть в индивидуальном порядке, с обязательным судебным вмешательством и при соответствующем парламентском контроле, приостановлены в отношении определенных лиц в связи с проведением соответствующего расследования деятельности вооруженных банд или террористических элементов.
Раздел второй О КОРОНЕ
Статья 56
1. Король — глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов, — осуществляет высшее представительство Испании в между-народных отношениях, особенно с народами, с которыми связывает государство историческая общность, и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией и законами.
2. Его титул — Король Испании, однако он может также пользоваться другими титулами, которые соответствуют Короне.
3. Король неприкосновенен и не подлежит ответственности. Его решения контрассигнуются в порядке, установленном в статье 64, и без соответствующей подписи не имеют силы, за исключением решений, предусмотренных в статье 65.
Статья 57
1. Испанская Корона наследуется преемниками Его Величества Дона Хуана Карлоса I де Бурбона, законного наследника исторической династии. Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и представительства, причем предпочтение отдается предшествующей ветви перед последующими, в той же ветви — более близкой степени родства, при той же степени родства — мужчине перед женщиной, в случае одинакового пола — старшему перед младшим.
3. В случае если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование Короны, Генеральные кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей для интересов Испании форме.
4. Тот, кто, обладая правом на наследование Короны, заключит брак, несмотря на запрет Короля или Генеральных кортесов, лишается, равно как и его потомки, права на наследование Короны.
Статья 58
Супруга Короля или супруг Королевы не могут осуществлять конституционные функции, кроме установленных законом о регентстве.
Статья 59
1. Если Король является несовершеннолетним, его отец или мать, а при их отсутствии — совершеннолетний родственник, второй по праву наследования после несовершеннолетнего Короля, в соответствии с порядком, установленным в Конституции, незамедлительно вступает в должность Регента и является Регентом до наступления совершеннолетия Короля.
2. Если Король окажется неспособным осуществлять свои полномочия и эта неспособность признается Генеральными кортесами, Регентом становится незамедлительно Наследный принц, если он достиг совершеннолетия. Если он несовершеннолетний, действует порядок, предусмотренный в предыдущем пункте, до тех пор, пока не наступит совершеннолетие наследного принца.
3. Если нет никого, кто бы мог стать Регентом в соответствии с наследственными правами, Генеральные кортесы назначают регентство в составе одного, трех или пяти человек.
4. Чтобы вступить в должность Регента, необходимо быть испанцем и совершеннолетним.
Статья 60
1. Опекуном несовершеннолетнего Короля становится человек, назначенный с этой целью в завещании покойным Королем, при условии, что он совершеннолетний и испанец по рождению. Если опекун не назначен в завещании, опекуном Короля становятся его отец или мать, пока они пребывают в состоянии вдовства. Если таковых нет, опекун назначается Генеральными кортесами, но при условии, что совмещать Регентство и опекунство могут исключительно отец, мать или прямые предки Короля.
2. Осуществление опеки несовместимо также с любой должностью или представительством политического характера.
Статья 62
Король:
a) подписывает и обнародует законы;
b) созывает и распускает Генеральные кортесы и назначает выборы в порядке, предусмотренном Конституцией;
c) назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией;
d) предлагает кандидата в председатели Правительства и при необходимости назначает или освобождает его от должности в соответствии с условиями, предусмотренными в Конституции;
e) по представлению председателя Правительства назначает на должность членов Правительства и освобождает их от должности;
f) издает согласованные в Совете министров декреты, назначает на гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания в соответствии с законами;
g) будучи осведомленным в государственных делах, председательствует на заседаниях Совета министров, когда сочтет это необходимым, по просьбе председателя Правительства;
h) является Верховным главнокомандующим вооруженными силами;
i) осуществляет право помилования в соответствии с законом, который не предусматривает всеобщих амнистий;
j) оказывает высшее покровительство королевским Академиям.
Статья 63
1. Король назначает послов и других дипломатических представителей. Иностранные представители в Испании аккредитуются при нем.
2. Король подписывает международные договоры от имени государства в соответствии с Конституцией и законами.
3. Король, с предварительного согласия Генеральных кортесов, объявляет войну и заключает мир.
Статья 64
1. Решения Короля скрепляются подписью председателя Правительства и, при необходимости, соответствующих министров. Представление Кандидата и назначение председателя Правительства, а также роспуск Генеральных кортесов, предусмотренный статьей 99, скрепляются подписью председателя Конгресса.
2. За решения Короля ответственны лица, скрепившие их своей подписью.
Статья 65
1. Король получает из государственного бюджета средства на содержание своей семьи и Двора и свобод-но распоряжается ими.
Раздел третий О ГЕНЕРАЛЬНЫХ КОРТЕСАХ
Глава первая ОПАЛАТАХ
Статья 66
1. Генеральные кортесы представляют испанский народ и состоят из Конгресса депутатов и Сената.
2. Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть государства, принимают государствен-ный бюджет, контролируют деятельность правительства и, кроме того, обладают иными полномочиями, предусмотренными Конституцией.
3. Генеральные кортесы неприкосновенны.
Статья 67
1. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат либо совмещать депутатский мандат члена собрания автономного Сообщества и депутата Конгресса.
2. Члены Генеральных кортесов не связаны императивным мандатом.
3. Собрания парламентариев, созываемые в ином, чем предусмотрено Регламентом, порядке, не являются правомочными для палат и не могут осуществлять функции палат либо пользоваться их привилегиями.
Статья 68
1. Минимальное количество депутатов Конгресса — 300 человек, максимальное — 400. Депутаты избираются свободным, всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом.
2. Избирательным округом является провинция. Города Сеута и Мелилья избирают в Конгресс по депутату. Закон распределяет общее число депутатов, устанавливая предварительный минимум представительства от каждого избирательного округа и распределяя остальное число мест пропорционально количеству населения.
3. Выборы проводятся в каждом избирательном округе на основе пропорционального представительства.
4. Конгресс избирается сроком на четыре года. Действие мандата депутата истекает через четыре года после его избрания или с момента роспуска палаты.
5. Являются избирателями и могут быть избраны все испанцы, пользующиеся политическими правами в полном объеме. Закон признает избирательное право испанцев, находящихся вне территории Испании.
6. Выборы могут состояться не ранее тридцати и не позднее шестидесяти дней с момента истечения дей-ствия мандата. Вновь избранный Конгресс созывается не позднее двадцати пяти дней с момента проведения выборов.
Статья 69
1. Сенат является палатой территориального представительства.
2. От каждой провинции избирается по четыре сенатора всеобщим, свободным, равным, прямым и тайным голосованием избирателей, проживающих в ней, на условиях, предусмотренных законом.
3. В островных провинциях каждый остров или объединение островов, имеющие кабильдо или островной совет, образуют избирательный округ для выборов сенаторов. По три сенатора избираются от каждого из больших островов — Гран Канариа, Майорка и Тенерифе — и по одному от следующих островов или групп островов: Ивиса, Форментера, Монорка, Фуертевентура, Гомера, Иерро, Лансароте и Ла-Пальма.
4. Города Сеута и Мелилья избирают по два сенатора.
5. Автономные сообщества назначают по одному сенатору и еще по одному от каждого миллиона населения, проживающего на их территории. Назначение осуществляется соответствующим законодательным собранием, а при его отсутствии — высшим коллегиальным органом автономного сообщества в соответствии с его статутом, который должен обеспечивать в любом случае адекватное пропорциональное представительство.
6. Сенат избирается сроком на четыре года. Действие мандата сенатора истекает через четыре года после его избрания или с момента роспуска палаты.
Статья 70
1. Избирательный закон определяет условия избрания и порядок несовместимости должностей для депутатов и сенаторов. Во всех случаях сенаторами и депутатами не могут быть:
члены Конституционного суда;
высшие должностные лица государственной администрации, указанные в законе, за исключением членов Правительства;
защитники народа;
члены судов, судьи и прокуроры;
профессиональные военные и лица, находящиеся на действительной службе в органах национальной безопасности и полиции;
члены избирательных комиссий.
Статья 71
1. Депутаты и сенаторы обладают неприкосновенностью. Не допускается преследование парламентариев за мнения, высказанные ими при исполнении своих обязанностей.
2. В течение срока действия своего мандата депутаты и сенаторы также пользуются неприкосновенностью и не могут быть задержаны, за исключением случаев, когда они застигнуты на месте преступления. Им не может быть предъявлено обвинение, и они не могут быть привлечены к суду без согласия соответствующей палаты.
3. Уголовное дело против депутатов и сенаторов может рассматриваться лишь Уголовной палатой Верховного суда.
4. Денежное содержание депутатов и сенаторов определяется соответствующими палатами.
Статья 72
1. Палаты принимают свои Регламенты, утверждают самостоятельно свои бюджеты . Для их принятия требуется абсолютное большинство голосов.
2. Каждая из палат избирает из своего состава председателя палаты и остальных членов президиума. Совместные заседания проводятся под председательством председателя Конгресса и в соответствии с Регламентом Генеральных кортесов, принятым абсолютным большинством каждой палаты.
Статья 73
1. Палаты дважды в год собираются на очередные сессии: первую — с сентября по декабрь, вторую — с февраля по июнь.
2. Палаты могут собираться на внеочередные сессии по требованию Правительства, Постоянной депутации или по решению абсолютного большинства членов любой палаты.
Статья 74
1. Палаты заседают совместно для осуществления иных, чем принятие законов, полномочий, специально предусмотренных в разделе втором настоящей Конституции.
2. Решения Генеральных кортесов, предусмотренные в пункте 1 статьи 94, пункте 2 статьи 145 и пункте 2 статьи 158, принимаются большинством голосов каждой из палат. В первом случае инициатива обсуждения принадлежит Конгрессу, в двух остальных — Сенату. Если не достигнуто согласие между Сенатом и Конгрессом, в обоих случаях образуется смешанная комиссия в составе одинакового числа депутатов и сенаторов в целях достижения такого согласия. Комиссия представляет текст, который выносится на голосование обеих палат. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос решает Конгресс абсолютным большинством голо¬сов.
Статья 75
1. Палаты осуществляют свою деятельность на пленарных заседаниях и в комиссиях.
2. Палаты могут делегировать Постоянным законодательным комиссиям право принятия законопроектов и законодательных предложений.
3. Предусмотренное в предыдущем пункте не касается: конституционной реформы, международных вопросов, органических и базовых законов и государственного бюджета.
Статья 78
1. В каждой палате есть Постоянная депутация, которая состоит не менее чем из двадцати одного члена, представляющего парламентские фракции пропорционально их численности.
2. Постоянные депутации, во главе которых находятся председатели соответствующих палат, выполняют функции, предусмотренные в статье 73, а также относящиеся к ведению палат согласно статьям 86 и 116, — в случае их роспуска или истечения действия мандата и, кроме того, обеспечивают осуществление полномочий палат в период между сессиями.
3. По истечении действия мандата или в случае роспуска палат Постоянные депутации продолжают осуществлять свои функции до созыва новых Генеральных кортесов.
4. Когда собирается соответствующая палата, Постоянная депутация отчитывается перед ней о рассмотренных ею вопросах и принятых решениях.
Статья 79
1. Для принятия решений палаты должны собираться согласно Регламенту, при этом необходимо присутствие большинства их членов.
2. Решения признаются действительными, если за них проголосовало большинство присутствующих членов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с Конституцией или органическими законами требуется квалифицированное большинство голосов, или случаев, связанных с избранием должностных лиц в порядке, предусмотренном регламентами палат.
3. Голосование осуществляется сенаторами и депутатами персонально и не может быть поручено другим лицам.
Статья 80
Пленарные заседания палат являются открытыми, за исключением случаев, когда каждая палата принимает иное решение абсолютным большинством голосов или когда иное предусмотрено Регламентом.
Глава вторая О РАЗРАБОТКЕ ЗАКОНОВ
Статья 81
1. Органическими законами являются законы, связанные с основными правами и свободами, законы, вво-дящие статуты автономных сообществ и основы избирательной системы, а также иные законы, предусмотрен-ные Конституцией.
2. Для принятия, изменения или отмены органического закона требуется абсолютное большинство голо-сов Конгресса при окончательном голосовании проекта в целом.
1. Генеральные кортесы могут делегировать Правительству право принятия норм, имеющих силу закона, по вопросам, не указанным в предыдущей статье.
2. Делегирование законодательных полномочий осуществляется посредством базового закона, если речь идет о выработке статей текста, или посредством обыкновенного закона, когда речь идет об объединении раз-личных законодательных текстов в один.
3. Законодательные полномочия предоставляются Правительству в определенной форме, на определенный предмет и с указанием срока их действия. Переданные полномочия считаются исчерпанными с момента обнародования Правительством соответствующего нормативного акта. Они могут быть предоставлены в неопределенной форме или на неопределенный срок. Законодательные полномочия не могут быть переданы иным, кроме Правительства, органам власти.
Статья 83
Базовые законы ни в коем случае не могут:
a) разрешать изменение самого базового закона;
b) предоставлять право устанавливать нормы, имеющие обратную силу.
Статья 85
Акты, издаваемые Правительством на основе делегирования законодательных полномочий, называются законодательными декретами.
Статья 86
В чрезвычайных и срочных обстоятельствах Правительство может издавать временные законодатель-ные акты в виде декретов-законов, которые не могут затрагивать систему основных институтов государства, права, обязанности и свободы граждан, закрепленные в первом разделе, порядок деятельности автономных со-обществ, а также всеобщее избирательное право.
Декреты-законы ставятся незамедлительно на обсуждение и голосование Конгресса в полном составе, который, в случае если он не заседает, созывается с этой целью в тридцатидневный срок с момента обнародо-вания декрета-закона. В течение упомянутого срока Конгресс должен принять решение об утверждении или отмене декрета-закона.
Статья 87
1. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, Конгрессу и Сенату в соответствии с Конституцией и регламентами палат.
2. Собрания автономных сообществ могут обращаться к Правительству с просьбой о выдвижении законопроектов, а также представлять в президиум Конгресса законодательные предложения, направляя для их поддержки в упомянутую палату не более трех членов собрания.
3. Органический закон определяет условия и способы осуществления народом инициативы по представлению законодательных предложений. В любом случае требуется собрать не менее 500 тысяч заверенных подписей. Такая инициатива не может иметь места по вопросам, относящимся к органическим законам, вопросам, связанным с налогообложением, международными отношениями, и к праву помилования.
Статья 88
Совет министров принимает законопроекты, которые потом вносит на рассмотрение Конгресса с изложением мотивов и причин, обусловливающих необходимость их рассмотрения.
Статья 90
1. После принятия обычного или органического законопроекта в Конгрессе депутатов председатель Конгресса сообщает немедленно об этом председателю Сената, который, в свою очередь, выносит законопроект на рассмотрение своей палаты.
2. Сенат в течение двух месяцев с момента получения текста может мотивированным посланием наложить вето или внести поправки в текст. Вето принимается абсолютным большинством голосов. В случае применения вето для передачи законопроекта на подпись Королю требуется утверждение первоначального текста абсолютным большинством голосов в Конгрессе, либо повторное утверждение простым большинством по прошествии двух месяцев со дня его внесения, либо принятие или отклонение Конгрессом поправок простым большинством голосов.
3. Двухмесячный срок, предоставляемый Сенату для осуществления права на вето или внесения поправок, сокращается до двадцати календарных дней для законопроектов, объявленных Правительством или Конгрессом депутатов срочными.
Статья 91
Король подписывает в пятнадцатидневный срок законы, принятые Генеральными кортесами, и дает распоряжение об их немедленном обнародовании.
Статья 92
1. Особо важные политические решения могут быть вынесены на всенародный консультативный референдум.
2. Референдум назначается Королем по предложению Председателя правительства, предварительно одобренному Конгрессом депутатов.
3. Органический закон определяет условия и порядок проведения различных видов референдума, предусмотренных настоящей Конституцией.
Глава третья О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ
Статья 94
1. Необходимо предварительное согласие Генеральных кортесов для заключения следующих международных договоров или соглашений, в которых государство берет на себя обязательства:
a) договоров политического характера;
b) договоров или соглашений военного характера;
c) договоров или соглашений, затрагивающих территориальную целостность государства или основные права и обязанности, предусмотренные в первом разделе;
d) договоров и соглашений, налагающих финансовые обязательства на государство;
e) договоров и соглашений, предполагающих изменение или отмену какого-либо закона или требующих законодательных мер для их осуществления.
2. Конгресс и Сенат должны быть немедленно поставлены в известность о заключении прочих договоров или соглашений.
Статья 95
1. Заключение международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, требу¬ет предварительного пересмотра Конституции.
Статья 96
1. Международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся после их публикации в Испании составной частью внутреннего законодательства.
Раздел четвертый О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Статья 97
Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, управление гражданскими и военными делами и защитой государства. Оно осуществляет исполнительные и распорядительные функции в соответствии с Конституцией и законами.
Статья 98
1. Правительство состоит из Председателя, его заместителей, министров и других членов Правительства, предусмотренных законом.
2. Председатель руководит деятельностью Правительства, координирует функции остальных его членов, независимо от полномочий и прямой ответственности за осуществление своей деятельности каждого из них.
3. Члены Правительства не могут осуществлять другие представительные функции, кроме предусмотренных парламентским мандатом, а также любые другие общественные функции, не относящиеся к их должности, а также не могут заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью.
4. Статус и несовместимость должностей для членов Правительства определяются законом.
Статья 99
1. После каждого обновления состава Конгресса депутатов и в предусмотренных Конституцией случаях Король, проведя предварительные консультации с представителями политических групп, заседающих в парламенте, предлагает через председателя Конгресса кандидатуру на пост Председателя Правительства.
2. Кандидат на должность Председателя Правительства, предложенный в соответствии с положением, предусмотренным в предыдущем пункте, вносит на рассмотрение Конгресса депутатов политическую про-грамму Правительства в предлагаемом составе и запрашивает вотум доверия палаты.
3. Если Конгресс депутатов абсолютным большинством голосов его членов выражает вотум доверия предложенному кандидату, Король назначает его на пост Председателя Правительства. Если же указанное большинство не будет достигнуто, та же кандидатура ставится на голосование через 48 часов после первого, причем вотум доверия признается полученным при простом большинстве голосов.
4. Если при повторном голосовании не получен необходимый вотум доверия, вносятся новые предложения в порядке, предусмотренном в предыдущих пунктах.
5. Если по истечении двухмесячного срока с момента первого голосования о назначении Председателя Правительства ни один из кандидатов не получит вотум доверия, Король распускает обе палаты и назначает
новые выборы с согласия председателя Конгресса.
Статья 100
По представлению Председателя Правительства Король назначает на должность и освобождает от должности остальных членов Правительства.
Статья 101
1. Правительство подает в отставку после проведения всеобщих выборов в предусмотренных Конституцией случаях отказа в парламентском доверии, а также в случае отставки или кончины Председателя.
2. Правительство, ушедшее в отставку, продолжает осуществлять функции, пока не будет сформировано новое Правительство.
Статья 102
1. Председатель и другие члены Правительства в соответствующих случаях подлежат уголовной ответственности перед Уголовной палатой Верховного суда.
2. Обвинение в измене или в любом преступлении против безопасности государства во время осуществления членами Правительства своих полномочий может быть предъявлено лишь по инициативе одной четвертой части членов Конгресса и с согласия абсолютного большинства голосов его членов.
3. Право помилования, являющееся прерогативой Короля, не применяется к случаям, предусмотренным настоящей статьей.
Статья 106
1. Суды осуществляют контроль за реализацией распорядительных полномочий и за законностью действий органов государственного управления, а также за соответствием их деятельности положениям, установленным законом.
2. Частные лица, в предусмотренном законом порядке, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу или правам вследствие действий государственных служб, за исключением чрезвычайных обстоятельств.
Статья 107
Государственный совет является высшим консультативным органом Правительства. Органический закон определяет его полномочия и порядок формирования.
Раздел пятый ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И ГЕНЕРАЛЬНЫМИ КОРТЕСАМИ
Статья 108
За свою политическую деятельность Правительство несет солидарную ответственность перед Конгрессом депутатов.
Статья 109
Палаты и их комиссии могут затребовать через своих председателей любую необходимую информацию и содействие от Правительства и его ведомств, как и от любых должностных лиц государства и автономных со-обществ.
Статья 110
1. Палаты и их комиссии могут потребовать присутствия на своих заседаниях членов Правительства.
2. Члены Правительства допускаются к заседаниям палат и их комиссий и имеют право выступать на них, а также могут просить о том, чтобы требуемую информацию предоставили служащие правительственных ведомств.
Статья 112
После предварительного обсуждения в Совете министров Председатель Правительства может ставить пе-ред Конгрессом депутатов вопрос о доверии своей программе или любому общеполитическому вопросу. Доверие считается выраженным, если за него выскажется простое большинство депутатов.
Статья 113
1. Конгресс депутатов может поставить вопрос о политической ответственности Правительства посредством принятия резолюции порицания абсолютным большинством голосов.
2. Резолюция порицания должна быть предложена по меньшей мере одной десятой частью депутатов и должна включать в себя предложение о кандидатуре на должность Председателя Правительства.
3. Резолюция порицания не должна ставиться на голосование ранее чем через пять дней со дня ее внесения. В течение двух первых дней упомянутого срока могут быть внесены альтернативные резолюции.
4. Если резолюция порицания не принята Конгрессом, подписавшие ее депутаты не могут вносить новое предложение о ней в период работы той же сессии.
Статья 114
1. Если Конгресс отказывает в доверии Правительству, оно подает Королю заявление об отставке, после чего назначается новый Председатель Правительства в соответствии с положениями статьи 99.
2. Если Конгресс принимает резолюцию порицания, Правительство подает Королю заявление об отстав-ке, а кандидат, представленный резолюцией, рассматривается как получивший доверие палаты в соответствии со статьей 99. Король назначает его Председателем Правительства.
Статья 115
1. Председатель Правительства после предварительного обсуждения в Совете министров и под свою лич-ную ответственность может предложить роспуск Конгресса, Сената или Генеральных кортесов, который дол-жен быть объявлен декретом Короля. В декрете о роспуске указывается дата проведения выборов.
2. Предложение о роспуске не может быть представлено во время рассмотрения резолюции порицания.
3. Роспуск не может быть осуществлен ранее, чем через год после предыдущего, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 99.
Статья 116
Органический закон регулирует объявление состояния угрозы, чрезвычайного и осадного положения и устанавливает соответствующие полномочия и ограничения.
Состояние угрозы объявляется декретом Правительства, принимаемым в Совете министров на срок, не превышающий пятнадцати дней, с сообщением об этом Конгрессу депутатов, который в таких случаях собирается безотлагательно и без разрешения которого не может быть продлен указанный срок. Декрет определяет территорию страны, на которую распространяется его действие.
Чрезвычайное положение объявляется правительственным декретом, принимаемым в Совете министров с предварительного разрешения Конгресса депутатов. Разрешение и декрет об объявлении чрезвычайного положения должны четко определять цели, с которыми оно вводится, часть территории, на которую распространяется, и срок его действия, который не может превышать тридцати дней. Срок действия может быть продлен на такой же срок с теми же условиями.
Осадное положение объявляется абсолютным большинством голосов в Конгрессе депутатов и по исключительному предложению Правительства. Конгресс определяет часть территории, на которую распространяется осадное положение, срок и условия его действия.
Не может быть осуществлен роспуск Конгресса во время действия любого из состояний, указанных в настоящей статье. При их объявлении, если это происходит не во время сессий, автоматически созываются заседания палат. Деятельность палат, так же как и деятельность других конституционных органов власти государства, не может быть прервана в период действия указанных состояний.
Когда Конгресс распущен или срок действия его мандата истек, и обстоятельства требуют объявления любого из указанных состояний, Постоянная депутация принимает полномочия Конгресса.
Объявление состояния угрозы и чрезвычайного и осадного положения не отменяет принципа ответственности Правительства и его представителей, признанных Конституцией и законами.
Раздел шестой О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 117
1. Судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля судьями и магистратами, которые независимы, несменяемы, ответственны перед законом и подчиняются только закону.
2. Судьи и магистраты не могут быть отстранены от должности, уволены в отставку, переведены с одной должности на другую или на пенсию, кроме как на основании причин и с соблюдением условий, предусмотренных законом.
3. Осуществление судебной власти на всех стадиях отправления правосудия, вынесение судебных решений и приговоров и обеспечение их применения относятся исключительно к ведению судей и судов, определенных законом, в соответствии с установленными юрисдикцией и порядком судебного разбирательства.
4. Судьи и суды не осуществляют иных функций, кроме указанных в предыдущем пункте, а также тех, которые отнесены к их ведению законом в целях гарантии любого права.
6. Запрещается создание чрезвычайных судов.
Статья 120
1. Судебное разбирательство является открытым, за исключением предусмотренных процессуальными законами случаев.
Статья 122
1. Органический закон о судебной власти устанавливает порядок учреждения, деятельности и управления судами, юридический статус судей и магистратов, составляющих единый корпус, а также лиц, работающих в системе органов правосудия.
2. Генеральный совет судебной власти является органом управления в данной сфере. Органический закон устанавливает его статус, а также положение о несовместимости должностей и функции его членов по отноше-нию к судьям.
Раздел седьмой ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
Статья 128
1. Все виды богатства страны в своих различных формах, независимо от собственника, служат общим интересам.
Статья 131
1. Государство может посредством издания закона планировать общую экономическую деятельность в целях удовлетворения коллективных потребностей, обеспечения равномерного и гармоничного развития регионов и отраслей и стимулирования роста доходов и богатства, а также наиболее справедливого их распределения.
Статья 132
2. Государственной собственностью является имущество, определенное законом, и в любом случае прибрежная зона, пляжи, территориальное море, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф.
Статья 133
1. Изначальное право устанавливать налоги принадлежит государству и осуществляется законом.
2. Автономные сообщества и местные объединения могут устанавливать и взимать налоги в соответствии с Конституцией и законами.
Статья 136
1. Счетная палата является высшим контрольным органом финансовой отчетности и экономической деятельности государства и всего государственного сектора.
Раздел восьмой О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВА
Глава первая ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 137
Территориальное устройство государства включает муниципии, провинции и учреждаемые автономные сообщества. Все эти образования пользуются автономией при ведении своих дел.
Статья 139
1. Все испанцы имеют одинаковые права и обязанности на всей территории Испании.
2. Никакие органы власти не могут принимать мер, которые прямо или косвенно препятствуют свободе передвижения и выбора места жительства лиц и свободе перемещения имущества по всей территории Испании.
Глава вторая О МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Статья 140
Конституция гарантирует автономию муниципий. Они обладают всей полнотой прав юридического лица. Руководство и управление ими осуществляется соответствующими муниципальными советами, состоящими из алькальдов и советников. Советники избираются жителями муниципии свободным, всеобщим, равным, прямым, тайным голосованием в порядке, установленном законом. Алькальды избираются советниками или жителями муниципии. Закон определяет условия проведения открытых заседаний совета.
Статья 141
1. Провинция является местным образованием, пользующимся правами юридического лица. Она представляет собой объединение определенного количества муниципий на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными кортесами посредством принятия соответствующего органического закона.
2. Руководство и автономное управление провинциями осуществляется собранием представителей или другими представительными органами.
3. Допускается образование объединений муниципий, отличных от провинций.
4. В архипелагах каждый остров имеет также соответствующее самоуправление в виде кабильдо или советов.
Глава вторая ОБ АВТОНОМНЫХ СООБЩЕСТВАХ
Статья 143
1. В осуществлении права на автономию, признаваемую в статье 2 Конституции, граничащие друг с другом провинции, имеющие общие исторические, культурные и экономические особенности, островные тер-ритории и провинции, представляющие собой единую историческую область, могут получить самоуправление и образовать автономные.
Статья 144
Генеральные кортесы, посредством органического закона и руководствуясь национальными интересами, могут:
a) разрешить образование автономного сообщества, даже если его территория не превышает территорию одной провинции и не обладает признаками, указанными в пункте 1 статьи 143;
b) утвердить или принять при необходимости статут об автономии для территорий, не входящих в провинцию;
c) подменять местные собрания представителей в представлении ходатайства, предусмотренного в пункте 2 статьи 143.
Статья 145
1. Ни в коем случае не допускается образование федерации автономных сообществ.
Статья 147
1. В соответствии с положениями настоящей Конституции статуты являются основным правовым актом каждого автономного сообщества и государство признает и охраняет их в качестве составной части своего законодательства.
2. Статуты автономий должны содержать:
a) название автономного сообщества, в наибольшей мере отвечающее его истории;
b) границы его территории;
c) наименование, структуру и место пребывания собственных автономных учреждений;
d) полномочия автономного сообщества в рамках Конституции и основы для передачи ему соответствующих служб.
3. Пересмотр статутов осуществляется в порядке, предусмотренном ими самими, и в любом случае требует одобрения Генеральными кортесами посредством принятия соответствующего конституционного закона.
Статья 148
1. К ведению автономных сообществ могут относиться:
1) создание собственных органов самоуправления;
2) изменение границ муниципий, находящихся на их территории, и в целом осуществление функций, связанных с деятельностью местных органов власти, относящихся к ведению органов государственного управления, передача которых разрешается законодательством о местном самоуправлении;
3) территориальное, городское и жилищное благоустройство;
4) общественные работы в интересах автономного сообщества на его территории;
5) железные и шоссейные дороги, полностью проходящие по территории автономного сообщества, транс-порт и проводная связь на территории автономного сообщества;
6) гавани, спортивные порты и аэродромы, вообще все сооружения подобного рода, не связанные с коммерческой деятельностью;
7) земледелие и животноводство в соответствии с общим направлением экономического развития;
8) леса и лесное хозяйство;
9) деятельность по охране окружающей среды;
10) эксплуатация гидроресурсов и орошаемых земель, проектирование каналов, представляющих интерес для автономного сообщества, использование минеральных и термальных вод;
11) рыболовство во внутренних водах, промысел раковин и водное хозяйство, охота и речное рыболовство;
12) местные ярмарки;
13) экономическое развитие автономного сообщества в соответствии с целями, определенными общенациональной экономической политикой;
14) ремесла;
15) музеи, библиотеки и консерватории, представляющие интерес для автономного сообщества;
16) охрана памятников, представляющих интерес для автономного сообщества;
17) развитие культуры, науки и преподавание языка автономного сообщества;
18) развитие и организация туризма на территории автономного сообщества;
19) развитие спорта и организация досуга;
20) социальное обеспечение;
21) здравоохранение и гигиена;
22) охрана и поддержание зданий и сооружений. Координация и осуществление других функций, относящихся к местной полиции, в порядке, установленном органическим законом.
2. По прошествии пяти лет и посредством изменения своих статутов автономные сообщества могут расширять постепенно свои полномочия в пределах, установленных в статье 149.
Статья 149
1. К исключительному ведению государства относятся:
1) регулирование основных условий, обеспечивающих равенство всех испанцев в осуществлении ими своих конституционных прав и выполнении своих конституционных обязанностей;
2) гражданство, миграция, положение иностранцев, право на убежище;
3) международные отношения;
4) оборона и вооруженные силы;
5) отправление правосудия;
6) торговое, уголовное и исправительное право. Процессуальное законодательство, за исключением особых случаев, вытекающих из своеобразия законодательств автономных сообществ;
7) трудовое законодательство, без ущерба для его применения органами автономных сообществ;
8) гражданское право, независимо от сохранения, обновления и усовершенствования автономными сообществами гражданского и особого законодательства, или же фуэрос — при их наличии. В любом случае правила, относящиеся к применению и обеспечению эффективности юридических норм и гражданско-правовых отношений, к брачным отношениям, порядку составления и публичной регистрации актов, основам договорных обязательств, нормам, регламентирующим разрешение юридических споров и определение источников права, к применению в этом последнем случае норм, закрепленных в фуэрос или в особом праве;
9) законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности;
10) таможенный режим и таможенные тарифы, внешняя торговля;
11) денежная система: валюта, ее курс и конвертируемость; основы кредитной, банковской и страховой систем;
12) законодательство о системе мер и весов, установление точного времени;
13) основы и координация общего планирования экономической деятельности;
14) государственные финансы и государственный заем;
15) развитие и общая координация научно-технических исследований;
16) пограничный санитарный кордон. Основы и общая координация здравоохранения. Законодательство о фармацевтических средствах;
17) основы законодательства и экономический режим системы социального страхования, без ущерба для его осуществления службами автономных сообществ;
18) правовые основы государственной службы и статуса государственных служащих, обеспечивающие равенство всех обслуживаемых граждан. Общая административная процедура с учетом особенностей, связанных с собственной организацией управления в автономных сообществах. Законодательство о принудительной экспроприации, основы законодательства об административных контрактах и концессиях, а также общая система ответственности для государственной службы;
19) морское рыболовство, за исключением тех полномочий, которые в процессе организации этой отрасли будут переданы автономным сообществам;
20) торговый морской флот и приписка судов к портам, служба маяков морского побережья и морские сигналы, порты общегосударственного значения, аэропорты общегосударственного значения, контроль за воз-душным пространством, воздушным транзитом и транспортом, метеорологическая служба и регистрация воз-душных судов;
21) железные дороги и наземный транспорт, проходящие по территории более чем одного автономного сообщества, общий режим путей сообщения, автомобильное движение, связь, воздушный, подводные кабели и радиокоммуникации;
22) законодательство об организации и предоставлении в пользование гидроресурсов, в случае если воды проходят по территории более чем одного автономного сообщества, а также разрешение на строительство электростанций, когда их использование затрагивает интересы более чем одного автономного сообщества или когда линии передач энергии выходят за пределы его территории;
23) основы законодательства об охране окружающей среды без ущерба для полномочий автономных со-обществ по осуществлению дополнительных охранительных мер. Основы законодательства по использованию лесов, лесных угодий и пастбищ;
24) общественные работы, которые представляют общегосударственный интерес или проведение которых касается более чем одного автономного сообщества;
25) основы горнорудного производства, а также производства и использования энергии;
26) определение порядка производства, продажи, владения и использования оружия и взрывчатых веществ;
27) общий порядок функционирования печати, радио- и телевещания (в целом всех средств массовой информации, за исключением соответствующих полномочий по развитию и использованию автономными сообществами этих средств);
28) охрана памятников культуры, истории и искусства от вывоза за рубеж и от расхищения; музеи, библиотеки и архивы государственного значения, за исключением деятельности в этой области автономных сообществ;
29) охрана общественного порядка, независимо от возможности создания автономными сообществами по-лицейских служб, в порядке, установленном в соответствующих статутах, и в рамках конституционного закона;
30) регулирование условий получения, выдачи и признания ученых и профессиональных званий, а также установление основных норм для развития положений статьи 27 Конституции в целях обеспечения выполнения государственными органами своих обязанностей в этой области;
31) ведение государственной статистики;
32) разрешение на проведение опросов населения посредством референдума.
Статья 150
1. Генеральные кортесы могут предоставить всем или некоторым автономным сообществам в отношении предметов, отнесенных к ведению государства, право принятия законодательных актов в рамках принципов, основ и условий, установленных конституционным законом.
2. Государство может передавать или делегировать автономным сообществам посредством принятия конституционного закона осуществление полномочий, которые относятся к предметам государственного ведения, но в силу своей природы могут подлежать такой передаче или делегированию.
3. Государство может принимать законы, устанавливающие необходимые принципы для согласования нормативных узаконений автономных сообществ, даже по отношению к предметам, отнесенным к их ведению, если того требуют общие интересы. Решение о такой необходимости принимают Генеральные кортесы абсолютным большинством голосов в каждой палате.
Статья 153
Контроль за деятельностью органов автономных сообществ осуществляется:
a) Конституционным судом — в отношении конституционности принятых ими нормативных актов, имеющих силу закона;
b) Правительством по представлению государственного совета — относительно осуществления полномочий, делегированных сообществом согласно пункту 2 статьи 150;
c) органами административной юстиции — в отношении автономного управления и его регламентарных норм;
d) Счетной палатой — в том, что касается экономических и бюджетных вопросов.
Статья 155
1. Если автономное сообщество не выполняет обязательства, предусмотренные Конституцией или другими законами, либо его действия наносят серьезный ущерб общегосударственным интересам Испании, Правительство предупреждает председателя автономного сообщества. Если ответа с его стороны не последует, Правительство может с согласия абсолютного большинства Сената принять необходимые меры для выполнения автономным сообществом указанных обязательств в принудительном порядке или для защиты упомянутых общегосударственных интересов.
Статья 157
1. Средства автономных сообществ складываются из:
a) налогов, полностью или частично передаваемых государством, надбавок на государственные налоги и других налогов государства в части, поступающей в бюджеты автономных сообществ;
b) собственных налогов, пошлин и специальных сборов;
c) переводов от Межтерриториального компенсационного фонда и других поступлений из государственно¬го бюджета;
d) прибыли от собственного имущества и доходов, поступающих от сделок, регулируемых частным правом;
e) прибыли от кредитных операций.
Раздел девятый О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
Статья 159
1. Конституционный суд состоит из 12 членов, назначаемых Королем. Из них 4 — по предложению Конгресса, принимаемому большинством в три пятых голосов из числа его членов, 4 — по предложению Сената, при таком же большинстве, 2 — по представлению Правительства и 2 — по предложению Генерального совета судебной власти.
2. Члены Конституционного суда назначаются из числа судей и прокуроров, профессоров университетов, государственных служащих и адвокатов. Все они должны быть общепризнанными компетентными юристами, имеющими стаж юридической работы не менее пятнадцати лет.
3. Члены Конституционного суда назначаются на девять лет, каждые три года его состав обновляется на одну треть.
4. Членство в Конституционном суде несовместимо: с любым представительным мандатом; политическими или административными должностями; осуществлением руководящих функций в политических партиях или профсоюзах или работой в них по найму; с осуществлением судебных или прокурорских функций и с любой иной профессиональной или коммерческой деятельностью.
Кроме того, на членов Конституционного суда распространяются все правила, запрещающие совместительство, предусмотренные для представителей судебной власти.
5. Члены Конституционного суда независимы и несменяемы во время действия своего мандата.
Статья 160
Председатель Конституционного суда назначается Королем из числа его членов по представлению плену¬ма того же суда сроком на три года.
Статья 161
1. Конституционный суд обладает юрисдикцией на всей территории Испании и имеет полномочия для:
a) рассмотрения заявлений о неконституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона. Объявление неконституционности юридической нормы, имеющей силу закона, лишает ее этой силы, даже если решение или решения не обесценят ее значения для суда;
b) принятия решения о защите прав и свобод, перечисленных в пункте 2 статьи 53 настоящей Конституции, в формах и случаях, предусмотренных законом;
c) разрешения споров о разграничении полномочий между государством и автономными сообществами либо между автономными сообществами;
d) рассмотрения прочих дел, предусмотренных Конституцией или органическими законами.
2. Правительство может обжаловать в Конституционном суде решения и постановления, принятые органами автономных сообществ. В таком случае приостанавливается действие обжалованных решений и постановлений, однако Конституционный суд должен либо подтвердить такое приостановление, либо отклонить ходатайство в срок, не превышающий пяти месяцев.
Статья 162
1. Закон предоставляет право:
а) постановки вопроса о неконституциокности — председателю Правительства, Защитнику народа, 50 депутатам, 50 сенаторам, исполнительным коллегиальным органам автономных сообществ, а также их собраниям;
d) подачи жалоб на нарушение конституционных прав и свобод — любому физическому или юридическому лицу, ссылающемуся на законные интересы, а также Защитнику народа и прокуратуре.
2. Во всех остальных случаях органический закон определяет круг лиц и органы, наделенные таким правом.
Статья 163
Если судебный орган посчитает во время разбирательства какого-то дела, что какая-либо норма, имеющая силу закона и применяемая к данному делу, может противоречить Конституции, то он может ставить этот вопрос перед Конституционным судом в условиях, форме и порядке, предусмотренных законом, но ни в коем случае не приостанавливать закон.
Статья 164
1. Решения Конституционного суда вступают в силу со дня, следующего за их опубликованием, и не подлежат обжалованию. Решения о неконституционности закона или нормы, имеющей силу закона, так же как и все решения, которые не ограничиваются субъективной оценкой определенного права, применяются в обязательном порядке.
2. Если решением суда не указано иное, закон остается в силе в части, не признанной неконституционной.
Статья 165
Органический закон регулирует деятельность Конституционного суда, статус его членов, порядок судебного разбирательства и условия исполнения принятых им решений.
Раздел десятый О КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ
Статья 166
Инициатива конституционной реформы осуществляется в соответствии с положениями, предусмотренными в пунктах 1 и 2 статьи 87.
Статья 167
1. Проекты изменений Конституции должны быть одобрены большинством не менее чем в три пятых от общего числа каждой палаты. В случае отсутствия согласия между палатами создается совместная комиссия в составе одинакового числа депутатов и сенаторов, которая представляет выработанный ею текст на голосование Конгресса и Сената.
2. Если согласие не будет достигнуто посредством предусмотренной в предыдущем пункте процедуры, то при условии, что за указанный текст проголосовало абсолютное большинство членов Сената, Конгресс может принять его двумя третями голосов своих членов.
3. Принятый Генеральными кортесами текст поправок выносится на референдум для его ратификации по предложению, внесенному в течение пятнадцати дней с момента их принятия одной десятой от общего числа членов одной из палат.
Статья 168
1. Когда вносится предложение о полном пересмотре Конституции или о частичном пересмотре, затрагивающем вводный раздел, главу вторую, отдел 1 раздела первого или раздел второй, необходимо одобрение большинством в две трети от общего числа членов каждой палаты, после чего осуществляется роспуск Генеральных кортесов.
2. Вновь избранные палаты утверждают решение о пересмотре и приступают к обсуждению нового текста Конституции, который считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов каждой из палат.
3. Одобренный Генеральными кортесами текст реформы Конституции выносится на референдум для его ратификации.
Статья 169
Не может быть предпринята инициатива конституционной реформы в военное время или во время действия состояний, предусмотренных в статье 116.
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Второе
Территории с временным режимом автономии, которые в прошлом приняли путем референдума статуты об автономии и имели их на момент промульгации Конституции, могут незамедлительно принимать меры, предусмотренные в пункте 2 статьи 148, как только их высшие временные автономные коллегиальные органы решат это абсолютным большинством голосов и сообщат об этом Правительству. Проект статута об автономии должен быть подготовлен в соответствии с положениями пункта 2 статьи 153 по инициативе временного автономного коллегиального органа.
Третье
Осуществление права ходатайства о предоставлении автономии, исходящего от местных представительных органов или их членов, предусмотренное в пункте 2 статьи 143, подлежит продлению со всеми вытекающими последствиями до проведения первых местных выборов после вступления в силу Конституции.
Четвертое
1. Что касается Наварры, для ее включения в Баскский генеральный совет или распространения на нее режима баскской автономии, в отличие от порядка, предусмотренного в статье 143, инициатива осуществления права о ходатайстве принадлежит соответствующему форальному органу, который принимает об этом решение большинством голосов своих членов. Для законности данного ходатайства требуется также утверждение решения соответствующего форального органа на референдуме, проводимом с этой целью, большинством действительных голосов.
2. Если это ходатайство не получит одобрения, оно может быть вновь подано другим созывом соответствующего форального органа и в любом случае — по прошествии минимального срока, установленного статьей 143.
Восьмое
1. Палаты, одобрившие настоящую Конституцию, приступают после ее вступления в силу к осуществлению функций и полномочий, отнесенных ею к ведению Конгресса и Сената. Срок их полномочий истекает не позднее 15 июня 1981 года.
2. В том, что касается положений статьи 99, обнародование Конституции рассматривается как конституционная основа для их применения. С момента обнародования открывается тридцатидневный срок для вступления в силу положений, предусмотренных в указанной статье.
В течение этого времени Председатель действующего Правительства, который осуществляет функции и полномочия, закрепленные за ним Конституцией, может либо использовать полномочия, предоставленные ему Статьей 115, либо, уйдя в отставку, приступить к осуществлению норм, предусмотренных в статье 99, оставаясь в данном случае в положении, указанном в пункте 2 статьи 101.
3. В случае роспуска палат в соответствии со статьей 115 и если не были применены положения статей 68 и 69, при выборах применяются ранее действовавшие нормы, за исключением того, что в правилах о неизбираемости депутатов или несовместимости должностей будут применяться непосредственно положения Конституции, содержащиеся в подпункте «b» пункта 1 статьи 70, а также положения о возрасте, с которого наступает право голоса, и положения, содержащиеся в пункте 3 статьи 69.
Девятое
По истечении трех лет после избрания первых членов Конституционного суда по жребию будет назначена группа из четырех членов, избираемых на тех же условиях, что и члены, которые подлежат отставке и смене. Два из них должны быть из числа назначенных по представлению Правительства и два — по представлению Генерального совета судебной власти. Тем же способом по истечении еще трех лет будут определены члены двух групп, по отношению к которым ранее не была проведена жеребьевка. После этого вступают в силу положения пункта 3 статьи 159.
ОТМЕНЯЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1. Отменяется Закон № 1 от 4 января 1977 г. «О политической реформе», а также нижеуказанные законы в той мере, в какой они не были отменены названным законом: «О принципах национального движения» от 17 мая 1958 г., Хартия испанцев от 17 июля 1945 г., Хартия о труде от 9 марта 1938 г., Закон «О Генеральных кортесах» от 17 июля 1942 г., Закон «О наследовании поста главы государства» от 26 июля 1947 г., Органический закон государства от 10 января 1967 г., изменивший в свою очередь вышеназванные законы, а также Закон «О национальном референдуме» от 22 октября 1945 г.
2. Окончательно отменяются сохранявшие до сих пор силу некоторые положения Королевского декрета от 25 октября 1839 г., касающиеся провинций Алава, Гипускоа и Бискайя. В том же порядке отменяется окончательно Закон от 21 июля 1876 г.
3. Отменяются также все положения, так или иначе противоречащие настоящей Конституции.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Настоящая Конституция вступает в силу с момента опубликования ее официального текста в Официальном бюллетене государства. Она должна быть также опубликована на всех языках Испании.