Организация и административно-правовые меры предупреждения органами внутренних дел (ОВД) занятия проституцией. Готовая курсовая работа по предмету: Административная деятельность органов внутренних дел.
Скачать бесплатно. Объем работы: 27 стр.; Год: 2015; Страна: Беларусь.
Введение
Общество, в котором человек является, прежде всего, средством производства, порождает жестокую репрессивную половую мораль. Потребительское общество взрывает прежние запреты, но одновременно низводит сексуальность до уровня развлечения. Отчужденный деиндивидуализированный секс легко коммерциализируется и фальсифицируется, как всякий товар массового потребления, открывая тем самым дополнительные возможности манипулирования личностью.
Забота о здоровье выдвигается в качестве аргумента как противниками, так и сторонниками легализации проституции. Противники такой меры считают, что проституция должна быть по-прежнему запрещена, поскольку это снизит угрозу общественному здоровью. Сторонники же утверждают, что как раз легализация проституции позволит лучше контролировать риск — например, производя регулярные обследования на СПИД и венерические заболевания.
Проституция, как и любое другое явление, имеет определенные причины и способствующие ей условия. Причинные связи весьма разнообразны: различают внутренние и внешние, главные и второстепенные.
Важное значение для криминологии имеет положение о том, что следствие может быть вызвано не только одним явлением, но и их совокупностью. Необходимо определить и исследовать все обстоятельства, приводящие к совершению деяний. Своевременное выявление условий и факторов рассматриваемого явления, применение механизма воздействия на них, определение направлений (путей) и осуществление мероприятий по их устранению составляют основу профилактической деятельности государственных органов и общественных организаций.
В криминологической литературе нет четкого разграничения, какие явления, процессы, обстоятельства необходимо относить к причинам, а какие — к условиям, способствующим совершению тех или иных конкретных негативных деяний. Мы будем употреблять обобщающий термин «условия», имея в виду различные явления, процессы и обстоятельства, способствующие занятию проституцией.
Влечение к противоположному полу по своей естественности и силе, как указывал А. Бебель, уступает лишь потребности утоления голода и жажды. В своей работе «Анти-Дюринг» Ф. Энгельс писал: «… уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному…» [18, 20, С.102].
Актуальность темы курсовой работы предопределяется тем, что сегодня проституция, зародившись в глубокой древности, до сегодняшнего дня как противоправное социально явление не утратила общественную опасность.
Целью настоящего исследования является комплексный теоретический и практический анализ административно-правовых мер предупреждения ОВД занятия проституцией.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— определить порядок организации и осуществления профилактики занятия проституцией;
— изучить административно-правовые меры, используемые ОВД в области борьбы с проституцией.
Объектом настоящего исследования выступают правоотношения в сфере борьбы с проституцией. Предмет исследования — нормы права, являющиеся основанием организации и осуществления профилактики занятия проституцией, а также применения административно-правовые мер, в области борьбы с проституцией.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов: М. В. Костенникова, А. В. Куракина, И. С. Алихаджиевой, С.С. Бородина, А.И. Каплунова, В.М. Берекет, Н. А. Комяк, Я. Ф. Комяк, Е. Г. Маныч, М. П. Шруб и др.
В процессе исследования были использованы общенаучные методы: системный анализ, сравнительный метод, метод дедукции, а также частные методы исследования: сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, структурный, институциональный и др.
При подготовке курсовой работы использовался нормативно-правовой материал (положения Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, списка использованных источников.
Объем работы составляет — 27 листов; использовано 23 источника.
1 Организация и осуществление профилактики занятия проституцией
Проституция, на наш взгляд, глубоко коренится в нравах современного цивилизованного общества, и в основном ее воспринимают как нежелательную необходимость. Думается, что с подобным примиренчеством невозможно согласиться. Надо стремиться изменить формы общественных отношений таким образом, чтобы брачная жизнь приносила моральное, духовное, физическое удовлетворение, а не заставляла искать компромисс в проституции.
Нет ничего хуже, когда зло замалчивается. Тогда для его развития создаются особенно благоприятные условия. Поэтому о проституции надо говорить с общественностью и совместно обсуждать меры борьбы с этим явлением. Необходимо также знать причины и условия, которые толкают женщину на проституцию.
Изучение криминологами условий воспитания в семьях детей, вставших на путь нарушения норм половой морали, показывает, что основными причинами этого стали факты супружеской измены, аморального поведения родителей, братьев, сестер. У подростков складывается извращенное представление об интимных отношениях, о половой жизни, проявляется нездоровый интерес к сексуальным вопросам.
Семья является основной ячейкой любого общества. Чем крепче семья, тем крепче и общество. Однако в республике постоянно увеличивается количество разводов. Как показывают исследования, в неполных семьях родители мало уделяют времени воспитанию детей, и в 44% из них дети становятся правонарушителями, в том числе проститутками, наркоманами, сводниками, притоносодержателями.
Социологические опросы показывают, что почти половина людей, состоящих в браке, не удовлетворены семейным положением. Чаще всего основа развода закладывается уже при заключении брака. Статистика свидетельствует: каждая четвертая женщина и каждый пятый мужчина делают неправильный выбор партнера. К тому же многие женихи и невесты вовсе не считают, что это — на всю жизнь. По-видимому, частота и количество происходящих разводов сделали свое дело, и для многих людей, по крайней мере не переживших развод лично, он стал довольно обыденным явлением [14, С.90].
Интересную информацию к размышлению дает изучение мотивов брака.
Так, 33% опрошенных решающим основанием для вступления в брак назвали любовь; 55% — желание создать семью, то, что им «нравится общество этого человека»; 44% объяснили вступление в брак тем, что они «хотели бы иметь детей». Другие причины: «семьей легче и удобнее жить, разделяя ответственность и заработки», «брак дает чувство защищенности», «брак лучше, чем одиночество».
Из семейных людей внебрачные связи имеют 55% мужчин и каждая четвертая женщина. Естественно, что такое поведение негативно влияет на воспитание детей, служит плохим примером[15, С.81].
В подростковом возрасте, при переходе от детства к юности, формирование нравственных взглядов и убеждений приобретает решающее значение. В этот период появляется естественный повышенный интерес к вопросам любви, брака, интимных отношений между полами. Однако в этом возрасте подростки легко поддаются внушению, склонны к подражанию, проявляют стремление к неограниченной самостоятельности. Не имея жизненного опыта, они не всегда правильно оценивают как свои поступки, так и поведение других людей.
Проблемы сексуального поведения подростков актуальны для большинства развитых стран. И хотя в каждой они решаются по-разному, однако везде основной упор делается на просвещение и воспитание. Молодые люди должны знать начинку запретного плода, чтобы решать проблемы секса на уровне разума, а не инстинкта.
Печален и медицинский аспект ранних половых контактов. Аборт и роды могут принести юному организму непоправимый вред, стать угрозой для здоровья как самой женщины, так и будущего потомства. Первый аборт в пятнадцати случаях из ста становится причиной вторичного бесплодия. Несовершеннолетние беременные входят в группу риска материнской и детской смертности, да и рожают, как правило, более слабых младенцев. Оно и понятно: организм юной матери не сформировался полностью, чтобы выносить и родить полноценного ребенка.
В процессе борьбы с проституцией и половыми преступлениями оперативным работникам уголовного розыска нередко приходится сталкиваться с психопатами. Половые извращения у них могут проявляться в формах садизма (причинения партнеру физической боли), мазохизма (желания испытать от партнера физические или моральные страдания), фетишизма (при котором объектом полового влечения выступают неодушевленные предметы — волосы, предметы женского туалета) и эксгибиционизма (публичного обнажения половых органов). В большинстве своем подобные аномалии являются результатом психических отклонений, однако, огромное значение в этом вопросе имеет влияние внешней среды, окружения, а иногда подражание и различные случайности, которые в дальнейшем играют роль развращающего фактора.
Главным условием, способствующим распространению проституции, как мы уже отмечали, являются недостатки в нравственном воспитании молодежи, а также разлагающая нравственность деятельность содержателей притонов разврата и всякого рода сводников. В притоны нередко попадают несовершеннолетние девушки, которые впоследствии растлевающе действуют на других сверстниц.
Притоном обычно называют место, укрываемое от внимания органов административной власти, специально предназначаемое для целей разврата и доступное только замкнутому кругу лиц, являющихся туда для беспорядочного удовлетворения своей половой страсти [12, С.117].
Уголовные запреты на содержание притонов разврата существуют далеко не во всех законодательствах. В странах, где проституция регламентирована, местная полицейская власть разрешает открывать дома терпимости. И, естественно, содержатели их не несут за это никакой уголовной ответственности. Некоторые законодательства или обходят этот вопрос молчанием, предоставляя возможность регламентировать его в административном порядке, или предусматривают сравнительно небольшие взыскания за содержание таких домов без разрешения местной власти.
Самым мощным фактором, сдерживающим широкое распространение проституции, является система моральных принципов общества, которая включает в себя совокупность норм половой нравственности. Это не только определенные правила поведения людей в области половых отношений, но и этические, эстетические взгляды, обычаи, касающиеся вопросов секса. Нормы приличия и нравственности складываются в каждой социальной группе десятилетиями, веками, определяются бытовыми, национальными, экономическими и другими особенностями общества и являются моральным капиталом, переходящим по наследию от одного поколения к другому.
Поэтому даже проститутки, если они не находятся на стадии деградации, боятся не только наказания, но и огласки своего образа жизни, вследствие чего ищут укромные места для занятия запрещенным промыслом, какими являются притоны.
Природное чувство стыда не позволяет расширить регулирующее влияние половой нравственности на все проявления сексуальных отношений человека. Но и здесь дают о себе знать некоторые различия. Так, запреты, касающиеся мужчин, могут не распространяться на женщин, и наоборот. Например, почти во всех социальных группах существует так называемый двойной стандарт — разные нормы сексуального поведения для мужчин и женщин, предусматривающие более строгие ограничения женской сексуальности (добрачные связи, супружеская неверность и т. п.), нежели мужской. Очень велики и социально-возрастные градации: многие поступки, допускаемые в поведении взрослых, запрещены подросткам или детям [13, С.328].
Порнография как антиобщественное проявление, имеющее отрицательную нравственно-этическую сущность, явление глубоко чуждое нашему общественному укладу, так как сексуальное поведение человека в основном связано с эротическим воображением и не сводится лишь к сумме психофизических автоматизмов и навыков. Мы испытываем половое влечение только к определенным объектам и в определенных случаях. На этом инстинктивном влечении в биологии строится теория полового отбора. Социальная жизнь в одних случаях стимулирует, поощряет половые влечения, в других — репрессирует, стесняет. Поэтому порнография, представляя сущность половых отношений в циничной, извращенной форме, создает опасность культивирования в сознании людей эмоций антисоциального характера, подталкивающих к совершению тяжких преступлений — изнасилований, сводничества, содержания притонов разврата и т. д.
Особенно опасно воздействие порнографии на нравственное развитие несовершеннолетних и молодежи, убеждения которых только формируются. Ознакомление с порнографическими предметами способствует проявлению преждевременного и нездорового интереса к половой сфере, нарушает нормальное половое развитие, провоцируя молодых людей на достижение только личных целей сексуального характера. Порнография также может вытеснить интерес к общественно полезной деятельности, толкнуть на путь проституции, развратных действий.
Если в 2009 году было выявлено 157 преступлений, связанных с изготовлением и распространением порнопродукции, и 12, связанных с детской порнографией, то в 2010 году – 207 и 11; в 2011 году – 238 и 36; в 2012 году – 213 и 40, в 2013 – 248 и 27, в 2014 – 342 и 47 соответственно [22].
Порнография содействует разврату, исходящему из корыстных соображений. Производители такой продукции в интересах личной наживы эксплуатируют чужую страсть к сексуальным зрительным, слуховым или нервным возбуждениям. Это способствует появлению в молодежной сфере сексуально неустойчивых элементов с нездоровой тягой к беспорядочной половой жизни. Порнография, если не прямо приводит к проституции, то, во всяком случае, косвенно питает и поддерживает ее [14, С.95].
Сводники, сутенеры, содержатели притонов разврата с целью стимуляции повышенной половой потребности рекламируют свой «товар» с помощью различной порнографической продукции: журналов, альбомов, фильмов. Для вовлечения молодых внешне привлекательных девушек в притоны тайно осуществляют видеозапись в момент полового акта, а затем шантажируют их и понуждают систематически заниматься проституцией.
Среди определенной части молодежи стало престижным употреблять или создавать иллюзию употребления наркотиков и заниматься свободной любовью. Например, на дискотеке можно увидеть девочек с затуманенными глазами без признаков алкогольного опьянения. В конце вечера в туалетах стоит специфический запах выкуренных сигарет, начиненных этой отравой.
Чтобы добыть очередную порцию наркотика, они занимаются проституцией и другими противоправными делами. Отдельные ребята носят шприцы, бравируют, что они наркоманы. Общественное мнение здесь выработано в пользу употребления наркотиков и занятия проституцией.
Большую роль в предупреждении преступности женщин призваны сыграть инспекции по делам несовершеннолетних при органах внутренних дел, поскольку воспитательное воздействие на девушек- подростков, могущих стать на преступный путь, не только весьма гуманный, но и очень эффективный способ предотвращения этого. Сотрудники инспекций должны быть вооружены знаниями психологии (женской в частности) и педагогики, умением выявлять таких подростков и оказывать им необходимую помощь, в том числе и медицинскую.
В ранней профилактике сексуальной деморализации девочек более заметную роль могут сыграть медицинские работники, оказывающие им гинекологическую и венерологическую помощь. Они способны не только своевременно выявлять и лечить гинекологические расстройства и венерические болезни, но и устанавливать тех девушек, которые уже начали совершать аморальные действия, а также источник развращающего влияния на несовершеннолетних. Гинекологи могут фиксировать и случаи посягательств на половую неприкосновенность и принимать необходимые меры медико- педагогического характера к потерпевшим, ставить перед компетентными органами вопрос о привлечении к ответственности лиц, совершивших такие посягательства [10, С.478].
Причины распространения проституции нельзя сводить только к негативным явлениям в функционировании общественных отношений. В значительной мере это следствие издержек в становлении личности, низкой культуры межличностных отношений, общения.
Меняющийся характер сексуальной жизни ставит нравственные проблемы не только перед индивидами, но и перед всем обществом. Некоторые их этих проблем непосредственно связаны с развитием науки. Например, школа, другие воспитательные институты фактически устранились от упомянутых проблем либо подходят к ним формально.
У многих опрошенных проституток довольно рано пробудилось половое влечение. Это — переломная для подростка пора, и роль воспитателя здесь особенно велика. Кстати, подавляющее большинство девушек (95,8%) в половых вопросах просветили, в общем-то, случайные люди. И, как следствие, после первой же беседы на данную тему у многих возник нездоровый интерес к лицам противоположного пола.
Нет точных данных о том, какой процент молодых людей начинает сексуальные отношения до совершеннолетия. Попытки провести соответствующие исследования еще недавно встречали резкое сопротивление педагогов, родителей, общественности.
Что касается проституток, то почти каждая вторая из них, как уже отмечалось выше, начала половую жизнь в возрасте до 17 лет. А к 20 годам к «тайнам любви» приобщилось уже 91,4%. В выборе партнера они также были не очень разборчивы.
Опрос «группы риска» показал, что у этих юношей и девушек отсутствует положительный нравственный идеал, под которым подразумевают образ совершенного человека, воплощающего в себе лучшие качества личности. Об этом можно судить хотя бы по тому, как они объясняют смысл нравственных характеристик личности. Так, быть вежливым для них означает унижаться; грубость они считают проявлением независимости, а наглость, браваду, безрассудный, нелепый риск принимают за смелость. Круговая порука в их среде воплощает настоящую дружбу, а сила — мужественность. Упрямство они путают с настойчивостью, требовательность расценивают как придирчивость, бережливость считают скупостью, а сострадание, проявление жалости — признаком слабости [14, С.101].
Подобные факты еще раз говорят о том, что необходима широкая, всесторонняя система полового воспитания детей и подростков, так как резко возрос объем информации, получаемой вне школы, семьи. Думается, нужно преподавать специальный курс в школе; требуются специальные пособия для родителей и самих детей. Однако существует опасность раздуть значение этой проблемы в глазах подростка, если вырвать ее из контекста общения, семейной жизни. Только в рамках комплексного подхода половое воспитание может быть гармоничным и действенным с нравственной точки зрения.
Изучение условий и факторов, приводящих к занятию проституцией, убеждает, что они многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. К ним относятся: биологические факторы (конституциональные особенности, наследственность), социальные (среда, в которой проживает человек, в частности, взгляды его ближайшего окружения на эти негативные процессы) и, наконец, личностные особенности человека, его взгляды, установки и интересы.
Установлено, что дети, родители которых страдают алкоголизмом, значительно чаще проявляют склонность к проституции, алкоголизму, наркомании, токсикомании.
Большое значение в комплексе причин, обуславливающих распространение проституции, имеет пока еще сохраняющийся сравнительно невысокий уровень общей культуры в сфере труда, быта и досуга некоторой части населения. В частности, довольно много людей занято малоквалифицированным тяжелым физическим трудом, работает в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях. Такой труд не требует высокой профессиональной и общекультурной подготовки и поэтому не стимулирует духовное развитие личности. Даже теперь в Республике Беларусь каждый третий в промышленности занят преимущественно физическим трудом, в строительстве — каждый второй, а в сельском хозяйстве удельный вес ручного труда составляет 60-70%.
Основой предупреждения проституции являются последовательно осуществляемые мероприятия по формированию гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Осуществление этих задач предполагает укрепление семьи, быта организацию досуга. Особое значение имеют те аспекты комплексного воспитания членов общества, которые непосредственно формируют широкий круг позитивных потребностей и интересов; культуру поведения, общения, отношений; гражданскую активность, готовность уважать правила общежития, права и законные интересы других людей.
В системе профилактических мероприятий главную роль надо отводить работе по формированию у молодежи устойчивых положительных интересов, активному вовлечению ее в разнообразные формы общественно полезной деятельности. К сожалению, ценный опыт такой работы, накопленный многими энтузиастами, не всегда доступен психолого-педагогическому анализу, нередко утрачивается, а то и вовсе пресекается административным путем из-за отсутствия четких критериев его оценки.
Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение к группированию. Такие неформальные объединения обычно имеют «свою территорию» (сарай, чердак), свое название («рокеры», «люберы», «качи»), свои ритуалы, свои понятия о чести и долге. В группе, как правило, есть лидер, порядок в ней поддерживается строгой субординацией. В неформальной группе (в отличие от семьи и школы) подросток может выступать в разных ролях: обвиняемого и судьи, ученика и учителя, и в этом плане коллектив способствует психическому формированию подростка. Однако если такая группа не контролируется взрослыми (а так бывает чаще всего) и ее члены ведут асоциальный образ жизни, то она может стать основным регулятором поведения так называемых «трудных» подростков, являясь «группой повышенного риска» по формированию проституции [17, С.113].
Специальными исследованиями подобных «групп риска» установлено, что они отличаются от обычных подростковых групп рядом особенностей. Во-первых, они держатся подчеркнуто обособленно от других подростковых групп и стремятся к полной самостоятельности. Во-вторых, внутри них вырабатываются специфические групповые нормы, ценности, способы поведения, ориентированные на проституцию, наркоманию, алкоголизм, токсикоманию.
Касаясь социологической концепции контроля за поведением подростка, следует отметить, что общий контроль проявляется в четырех формах:
1) прямой (непосредственный) контроль. Суть его состоит в применении наказания или поощрения соответственно за противоправное или примерное поведение;
2) косвенный контроль, в основе которого лежит привязанность подростка к кому-либо из старших и желание следовать его примеру;
3) самоконтроль, проявление которого зависит от убеждений или сознательности подростка;
4) контроль над обстоятельствами, при которых у подростка появляется возможность выбора между соблюдением и нарушением норм поведения, но он удерживается от соблазна получить желаемый результат путем нарушения закона или общепринятых норм общежития.
Многие обыватели считают, что единственное эффективное средство борьбы с проституцией — суровые законы. Однако многовековая практика показала, что даже самые жестокие, а порой и чудовищные наказания (например, четвертование, сожжение на костре и т. п.) не смогли ее искоренить. Думается, и сегодня в борьбе с этим социальным злом нельзя уповать только на суровые законы. Необходимо помнить, что проституция — проблема в первую очередь социальная [14, С.106].
Существует диаметрально противоположное мнение, что корни проституции заложены в особенностях организма человека и поэтому неэффективна борьба с этим негативным явлением при помощи уголовного закона. Дескать, угроза наказания воздействует на наше поведение через сознание, сексуальные же стимулы лежат в подсознательной области и часто не только не подчиняются сознательному контролю, но и сами оказывают влияние на сознание.
В системе мер предупреждения и пресечения противоправных проявлений в сфере общественных отношений значительную роль играют оперативные аппараты органов внутренних дел. Спектр их деятельности в названном направлении достаточно широк. Но наиболее важной в данное время задачей является предупреждение проституции и сопутствующих ей преступлений.
Сотрудники аппаратов уголовного розыска систематически выступают с докладами, лекциями и сообщениями на собраниях трудящихся, в школах, где разъясняют социальную опасность лиц, занимающихся проституцией, развратом, притоносодержанием, а также возможность недопущения этих негативных явлений при соответствующей помощи общественности. Такие выступления перед населением необходимы еще и потому, что многие граждане не знают о возможности наступления уголовной ответственности за развращение несовершеннолетних, за сношение с лицом, не достигшим половой зрелости.
Как правило, индивидуальная профилактика проституции среди конкретных лиц сводится к проведению с ними воспитательных бесед. Но эти меры не всегда дают положительные результаты, так как они носят разовый характер (проводятся беседы или сообщается о недостойном поведении по месту работы, учебы, жительства). Непрерывность воспитательного воздействия обеспечивается редко. Необходимо выявлять и устранять факторы, обуславливающие занятие проституцией[15, С.99].
Профилактику необходимо осуществлять комплексно и непрерывно, с использованием возможностей органов внутренних дел, общественных организаций по месту работы, учебы и жительства проституток, с привлечением в необходимых случаях родственников или иных лиц, которые могут оказывать на профилактируемых положительное воздействие. В случаях, когда воспитательные беседы оказались малоэффективными и женщина продолжает заниматься проституцией, следует применять соответствующие меры административного характера.
Устраняя условия, способствующие занятию проституцией, сотрудники уголовного розыска также проводят поисковые и иные мероприятия, направленные на выявление притонов разврата, сводников, квартирных воров, рецидивистов.
Аппараты уголовного розыска, являющиеся основным звеном в борьбе с рассматриваемыми правонарушениями, должны осуществлять взаимодействие с другими службами органов внутренних дел в этом направлении.
Широкими возможностями по пресечению проституции обладают участковые инспектора. Они выявляют на обслуживаемых участках лиц аморального поведения, проституток, венерических больных, притоны. Сотрудники патрульно-постовой службы задерживают и доставляют в органы милиции проституток, хотя следует заметить, что милицейский контроль и рейды по выявлению притонов крайне редки, а если они и проводятся, то, как правило, об этом заранее узнают проститутки, сутенеры и содержатели притонов.
В борьбе с проституцией и распространением венерических заболеваний важная роль принадлежит органам транспортной милиции. Их задача заключается, в частности, в своевременном изъятии «путешествующих» женщин легкого поведения, в том числе девочек- подростков, подавляющее большинство которых пользуется железнодорожным транспортом.
Существенную помощь работникам уголовного розыска в выявлении проституток и венерических больных оказывают медицинские вытрезвители. Сотрудники этих учреждений должны тщательно проверять личность каждого доставленного, его поведение, круг связей, проводить медицинское освидетельствование и т. д.
В борьбе с проституцией особое значение имеет деятельность приемников-распределителей, которые предназначены для содержания лиц, задержанных за бродяжничество или попрошайничество, в течение срока, необходимого для установления личности, решения вопроса об определении в дома-интернаты и т. д.
Для выполнения многих из этих задач необходимо полное взаимодействие всех служб органов внутренних дел — постоянный и своевременный обмен информацией. Эти данные включают в себя сведения о проживающих на территории, обслуживаемой органами, проститутках, гомосексуалистах, венерических больных, о притонах разврата и т. д. Взаимное информирование необходимо, в частности, и потому, что в ряде случаев проститутки выезжают на «гастроли» в другие регионы.
В соответствии со ст.10 Закон Республики Беларусь 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» [4] мерами общей профилактики правонарушений являются: разработка и утверждение региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий; правовое просвещение граждан; внесение представлений, вынесение предписаний; иные меры, предусмотренные Законом и другими законодательными актами.
Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются: профилактическая беседа; официальное предупреждение; профилактический учет; защитное предписание; иные меры, предусмотренные законодательными актами (ст.23 Закона).
Индивидуальная профилактика проституции заключается в своевременном выявлении лиц, от которых можно ожидать аморального поведения и совершения преступлений. Затем применяются меры воздействия, побуждающие таких лиц отказаться от подобного образа жизни и противоправных действий. Данные лица выявляются, прежде всего, среди:
проституток, состоящих на учете в органах внутренних дел; ранее судимых за половые преступления и их близких знакомых; лиц, допускающих правонарушения в морально-бытовой сфере, занимающихся развратными действиями;
лиц, состоящих на учете в кожно-венерологическом диспансере; алкоголиков, наркоманов, токсикоманов.
Индивидуально-профилактическое воздействие осуществляется через администрацию предприятий, родственников и близких лиц. В работе по предотвращению замышляемых и подготавливаемых правонарушений, связанных с проституцией, важно определить меры, которые необходимо принять для недопущения реализации намерений. Осуществлять их необходимо именно на той стадии, на которой обнаружены действия по подготовке правонарушения.
Для предотвращения правонарушений, связанных с проституцией, могут быть применены различные тактические приемы:
непосредственное воздействие сотрудников уголовного розыска на лиц, замышляющих или подготавливающих правонарушение (применению этого тактического приема должно предшествовать изучение каждой личности);
воздействие с целью склонения к отказу от противоправных намерений через родственников, близких, знакомых и других авторитетных для них лиц;
установление непосредственно сотрудниками милиции обстоятельств, которые сформировали у конкретного лица намерение совершить правонарушение[14, С.108].
Тактические приемы предотвращения замышляемых и подготавливаемых правонарушений могут применяться как каждый в отдельности, так и в сочетании.
Полученные сведения о причинах и условиях, способствующих проституции, представляют интерес в том отношении, что они позволяют выявлять проституток с преступным контингентом связи.
Таким образом, изучение условий и факторов, приводящих к занятию проституцией, убеждает, что они многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. Профилактика занятия проституцией должна осуществляться как в непосредственно в семье, так и в школе и послешкольных учебных заведениях. В процесс профилактики должны вовлекаться специализированные органы, организации и должностные лица, к примеру, ИДН, КДН, участковые инспектора, оперативные работники и т.д.
2 Административно-правовые меры, используемые ОВД в области борьбы с проституцией
Одни лишь профилактические меры, при всей своей значимости, какими бы действенными и тщательно подготовленными они ни были, сами по себе не в состоянии обеспечить эффективность борьбы с проституцией. Необходимы и усилия по обнаружению подготавливаемых, совершаемых противоправных деяний, и реагирование на них уголовно- и административно-процессуальными средствами и методами. Решение указанных задач имеет большое социальное значение, а именно:
обнаруженное противоправное деяние на ранней стадии его совершения требует меньших усилий от аппарата ОВД по изобличению причастных к нему лиц, ограниченного использования сил, средств органов внутренних дел в процессе расследования, связанного с проституцией;
складывается благоприятная обстановка для раскрытия правонарушения, а также расследования фактов и обстоятельств деятельности лиц, осуществляющих свои преступные намерения;
имеется возможность незамедлительного пресечения процесса реализации антиобщественных намерений [15, С.109].
Что касается проституции, то одной из основных задач органов внутренних дел по борьбе с ней является выявление, учет проституток и их связей и обеспечение наблюдения за ними с целью предупреждения и раскрытия правонарушений, связанных с проституцией.
В нашей республике проституция не является уголовно наказуемым деянием, однако это социальное явление оказывает отрицательное воздействие на оперативную обстановку. Большинство проституток в дальнейшей жизни становятся на преступный путь. Выборочное изучение практики показало, что 60% проституток из числа ранее судимых, повторно совершивших преступления, не были в поле зрения милиции, хотя об их антиобщественном поведении знал довольно широкий круг граждан (соседи, знакомые, сослуживцы). Это свидетельствует о еще низком уровне осведомленности некоторых органов внутренних дел [14, С.118].
За три месяца 2015 года выявлено уголовно наказуемых деяний:
— использование занятия проституцией – 10 (статья 171 УК в редакции 2005 года «Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией»), из них 8 совершенных при отягчающих обстоятельствах (часть 2 статьи 171 УК), в том числе 5 – с вывозом потерпевших за рубеж;
— вовлечение в занятие проституцией – 1 (статья 1711 УК «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»), из них 0 совершенных при отягчающих обстоятельствах (часть 3 статьи 1711 УК) [21].
Рост числа правонарушений, особенно на почве проституции, вызывает необходимость переориентации направлений работы аппаратов уголовного розыска. Сотрудники оперативных подразделений должны постоянно принимать меры к усилению борьбы с этим негативным явлением, так как проститутки зачастую связаны с организованной преступностью.
Меры предотвращения проституции в настоящее время в основном опираются на профилактическую деятельность милиции и правовую регламентацию. Это обуславливает выявление действий или поведения, не соответствующих общепризнанным правовым нормам общества; постановку на учет; предупреждение новых правонарушений; контроль совместно с органами здравоохранения за подучетным контингентом.
Существующие меры административных взысканий, на наш взгляд, действенны лишь по отношению к непрофессиональным проституткам, но не исключено, что для возмещения понесенных убытков они вынуждены будут активизировать занятие ремеслом и преступной деятельностью.
В настоящее время в соответствии со статьей 17.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за занятие проституцией предусмотрена административная ответственность в виде штрафа – от 6 до 20-ти базовых величин, а за повторное в течение года такое же нарушение – от 30 до 50-ти базовых величин или административный арест [2].
Борьба с проституцией, на наш взгляд, является специфическим направлением работы ОВД, что обуславливает определенные особенности использования сил, средств и методов органов внутренних дел.
Согласно ст. 5 Закон Республики Беларусь 27 июня 2007 г. № 244-З «О борьбе с организованной преступностью» [7] к основным направлениям борьбы с организованной преступностью относятся предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп и преступных организаций (их участников), занимающихся, кроме всего, деятельностью, связанной с торговлей людьми, в том числе сексуальной эксплуатацией или вовлечением в занятие проституцией.
В соответствии со ст.25 Закона Республики Беларусь 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» [6] сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции имеют право:
— требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
— проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел;
— производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами;
— вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
— проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств, на входах в здания аэропортов, железнодорожных вокзалов, на объектах метрополитена и в иных местах, определенных законодательными актами Республики Беларусь и др.
Процесс выявления лиц данной категории представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих получение первичной информации, проверку этих сведений с целью возможности их последующего использования для постановки на учет проституток, проведения с ними профилактической работы, а также раскрытия совершенных ими правонарушений.
На сегодняшний день на учете в органах внутренних дел Беларуси состоит более полутора тысяч женщин, занимающихся проституцией[20].
Учитывая, что в большинстве случаев на путь проституции женщины становятся в раннем возрасте, важной задачей, стоящей перед аппаратами уголовного розыска, является выявление лиц, вовлекающих в проституцию. Это осуществляется чаще всего путем:
опроса несовершеннолетних, занимающихся проституцией и совершивших преступление в составе группы сверстников или с участием взрослых, на предмет выявления их связей;
опроса родителей, родственников, педагогов, воспитателей, знакомых несовершеннолетних правонарушителей;
ориентирования на их выявление внештатных сотрудников и лиц, с которыми работники ОВД поддерживают контакт;
проверки притонов, мест сбора ранее судимых и иных лиц, ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни;
проведения рейдов в местах концентрации несовершеннолетних правонарушителей и лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, а также в местах сбора иных антиобщественных элементов; патрулирования обслуживаемой территории и т. д. В целях обеспечения эффективности такой поисковой деятельности необходимо максимально использовать всю получаемую информацию [11, С.215].
Выявляют проституток (и правонарушения, связанные с проституцией) в основном при целенаправленном поиске:
среди граждан, проживающих на обслуживаемой территории; в местах возможного появления лиц, ранее судимых; в среде задержанных и арестованных;
в местах, наиболее благоприятных для занятия проституцией; среди лиц, связанных с проститутками и их деятельностью. Сотрудники милиции выявляют проституток через водителей такси, граждан, сдающих квартиры на ночь, администраторов ресторанов, барменов, самих проституток. Некоторые сведения можно получить от врачей-гинекологов, а также гомосексуалистов, так как бывают случаи, когда последние взаимодействуют с проститутками, подыскивая друг другу клиентов. В свою очередь, сами проститутки могут освещать преступную деятельность своих коллег по профессии, сообщать о местах сборов, связях мошенников, воров и иных лиц, занимающихся преступлениями.
Чтобы найти проституток и соответствующих клиентов, синдикат дает объявления: «конфиденциальные услуги обеспеченным мужчинам», «в круиз по Средиземному морю молодой бизнесмен приятной внешности приглашает обаятельную интеллигентную девушку», «молодая студентка хочет обучаться премудростям любви, просит откликнуться опытных мужчин», «приглашаем привлекательных молодых девушек на работу за рубежом» и т. д.
Сотрудники подразделений охраны общественного порядка также могут выявлять некоторые факты и события, связанные проституцией, и прежде всего в процессе несения патрульно-постовой службы. Этому способствует продуманная дислокация постов и маршрутов, разработанная с учетом складывающейся оперативной обстановки. Рынки, вокзалы, гостиницы, бары, рестораны и другие места, где концентрируются проститутки, всегда как правило, находятся под наблюдением служебных нарядов. Но залогом успеха на наш взгляд, является исчерпывающий инструктаж милиционеров и обучение их приемам обнаружения проституток, методам и способам закрепления необходимых доказательств.
Работники паспортной службы имеют возможность выявлять лиц, освободившихся из мест лишения свободы, судимых ранее за развратные действия, изнасилования, вовлечение несовершеннолетних в проституцию: граждан, предоставляющих свою жилплощадь для приезжающих в город с целью занятия проституцией; лиц, проживающих по чужим документам и т. п. Именно через эту службу, которая работает в круглосуточном режиме, проходит основной контингент задерживаемых и доставляемых в ОВД. Сотрудники дежурных частей устанавливают их личности, проводят разбирательство путем опросов, проверок по оперативно-справочным картотекам и данным паспортных аппаратов.
Участковый инспектор милиции, как правило, хорошо знает контингент лиц, проживающих на обслуживаемой территории. Сотрудники этой службы постоянно знакомятся с учетными документами паспортных подразделений милиции, проводят опросы, беседуют с правонарушителями, членами их семей, родственниками, знакомыми, представителями общественности. В ходе выполнения этих и других мероприятий участковые инспектора выявляют содержателей притонов, а также лиц, посещающих эти места, проституток, фиксируют конкретные факты антиобщественного поведения [14, С.126].
Необходимо отметить, что в мероприятиях по борьбе с проституцией существенную роль играют меры обеспечения административного процесса.
Согласно ст.8.1 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [1] в целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применение следующих мер обеспечения административного процесса:
— административное задержание физического лица;
— личный обыск задержанного;
— наложение ареста на имущество;
— изъятие вещей и документов;
— и др.
Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании в данном месте.
Административное задержание физического лица применяется в целях: пресечения противоправной деятельности; составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным; установления личности; обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении; пресечения сокрытия или уничтожения доказательств; обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации (ст.8.2 ПИКоАП).
В соответствии со ст.8.6 ПИКоАП в целях обнаружения на теле или в одежде задержанного орудий и средств административного правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса, проводится личный обыск задержанного. Личный обыск задержанного проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, личный обыск может быть произведен без понятых.
О личном обыске задержанного составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания физического лица.
В мероприятиях по пресечению проституции и правонарушений, связанных с нею, используется помощь представителей администрации учреждений, предприятий, общественных пунктов охраны порядка, а также внештатных сотрудников милиции. Аппараты уголовного розыска имеют возможность получать от них ценную информацию, если будут систематически информировать силы общественности о складывающейся оперативной обстановке, обучать их приемам распознавания лиц и фактов, интересующих органы внутренних дел. Наблюдая за поведением проституток, они становятся очевидцами событий и впоследствии могут выступить в качестве свидетелей.
Работа по выявлению проституток и лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, также осуществляется в контакте с соответствующими ведомствами, организациями и общественными формированиями, занимающимися приемом и размещением иностранных граждан.
Таким образом, одни лишь профилактические меры, при всей своей значимости, какими бы действенными и тщательно подготовленными они ни были, сами по себе не в состоянии обеспечить эффективность борьбы с проституцией. Одной из основных задач органов внутренних дел по борьбе с ней является выявление, учет проституток и их связей и обеспечение наблюдения за ними с целью предупреждения и раскрытия правонарушений, связанных с проституцией. Процесс выявления лиц данной категории представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих получение первичной информации, проверку этих сведений с целью возможности их последующего использования для постановки на учет проституток, проведения с ними профилактической работы, а также раскрытия совершенных ими правонарушений. В мероприятиях по пресечению проституции и правонарушений, связанных с нею, основная роль отводится сотрудникам ОВД, кроме того используется также помощь представителей администрации учреждений, предприятий, общественных пунктов охраны порядка, а также внештатных сотрудников милиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Охрана общественной нравственности – это задача различных органов государственной власти. В связи с этим реальные успехи в организации деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности возможны лишь при консолидации всех органов, общественных объединений, имеющих отношение к данной области. Правонарушения в сфере общественной нравственности – это комплексная проблема, для решения которой необходимо задействовать все имеющиеся возможности по профилактике и предупреждению негативных последствий указанных правонарушений. Проблема сдерживания правонарушений в сфере общественной нравственности и смягчения их социально-негативных последствий включает в себя социально-экономические, правовые, психологические, этические, организационные аспекты. Поэтому преодоление проституции и правонарушений, ей сопутствующих, только лишь репрессивными мерами не может принести желаемого результата. Отсюда вытекает повышенная значимость государственных мер, целью которых является улучшение обстановки в сфере общественной нравственности (социальные программы, медико-санитарное обслуживание и т. д.).
Изучение современной правоприменительной практики позволяет выделить наиболее приоритетные направления взаимодействия органов внутренних дел (милиции) в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в области общественной нравственности.
Среди них важнейшим является взаимодействие с экспертными структурами, осуществляющими оценку распространяемой продукции, оказываемых услуг и проводимых зрелищных мероприятий сексуального характера.
Изучение условий и факторов, приводящих к занятию проституцией, убеждает, что они многообразны и находятся в сложной взаимосвязи.
Основой предупреждения проституции являются последовательно осуществляемые мероприятия по формированию гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Осуществление этих задач предполагает укрепление семьи, быта организацию досуга. Особое значение имеют те аспекты комплексного воспитания членов общества, которые непосредственно формируют широкий круг позитивных потребностей и интересов; культуру поведения, общения, отношений; гражданскую активность, готовность уважать правила общежития, права и законные интересы других людей.
В системе профилактических мероприятий главную роль надо отводить работе по формированию у молодежи устойчивых положительных интересов, активному вовлечению ее в разнообразные формы общественно полезной деятельности. К сожалению, ценный опыт такой работы, накопленный многими энтузиастами, не всегда доступен психолого-педагогическому анализу, нередко утрачивается, а то и вовсе пресекается административным путем из-за отсутствия четких критериев его оценки.
Профилактика занятия проституцией должна осуществляться как в непосредственно в семье, так и в школе и послешкольных учебных заведениях. В процесс профилактики должны вовлекаться специализированные органы, организации и должностные лица, к примеру, ИДН, КДН, участковые инспектора, оперативные работники и т.д.
Одни лишь профилактические меры, при всей своей значимости, какими бы действенными и тщательно подготовленными они ни были, сами по себе не в состоянии обеспечить эффективность борьбы с проституцией. Одной из основных задач органов внутренних дел по борьбе с ней является выявление, учет проституток и их связей и обеспечение наблюдения за ними с целью предупреждения и раскрытия правонарушений, связанных с проституцией. Процесс выявления лиц данной категории представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих получение первичной информации, проверку этих сведений с целью возможности их последующего использования для постановки на учет проституток, проведения с ними профилактической работы, а также раскрытия совершенных ими правонарушений. В мероприятиях по пресечению проституции и правонарушений, связанных с нею, основная роль отводится сотрудникам ОВД, кроме того используется также помощь представителей администрации учреждений, предприятий, общественных пунктов охраны порядка, а также внештатных сотрудников милиции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. № 194-З (в ред. от 10 января 2015 г. № 243-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (в ред. от 10 января 2015 г. № 243-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г. № 275-З (в ред. от 29 января 2015 г. № 245-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
4. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь 4 января 2014 г. № 122-З// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
5. О противодействии торговле людьми: Закон Республики Беларусь 7 января 2012 г. N 350-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
6. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь 17 июля 2007 г. № 263-З (в ред. от 4 января 2014 г. № 123-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
7. О борьбе с организованной преступностью: Закон Республики Беларусь 27 июня 2007 г. № 244-З (в ред. от 12 декабря 2013 г. № 84-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
8. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г., вст. в силу Постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 15 июня 1956 г. № 323 «О присоединении к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами»
9. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / под ред. М. В. Костенникова, А. В. Куракина. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 521 с.
10. Административная деятельность органов внутренних дел: Часть особенная. Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 566 с.
11. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие для подготовки к экзаменам. – Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2002. – 57с.
12. Алихаджиева И.С. Проституция как социальный и правовой феномен / И. С. Алихаджиева. — Москва: Юрлитинформ, 2009. – 229с.
13. Бородин С.С., Каплунов А.И., Берекет В.М и др. Административная деятельность органов внутренних дел. Особенная часть: Курс лекций / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003. — 520 с.
14. Комяк Н.А., Комяк Я.Ф. Проституция и половые извращения: (юридические, медицинские и психологические аспекты) / Н. А. Комяк, Я. Ф. Комяк. — Минск: Право и экономика, 2010. — 189 с.
15. Комяк Я.Ф. Проституция и половые извращения: (юридические, медицинские, психологические аспекты): монография / Я. М. Комяк, Н. А. Комяк. — Минск: Веды, 2008. — 166 с.
16. Коновалов П.В., Маслов А.Е. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебно-наглядное пособие – М.; Московский университет МВД России, 2009 г. – 268 с.
17. Маныч, Е.Г. Проституция: криминологические и уголовно-правовые аспекты: монография / Е. Г. Маныч. — Москва: Юрлитинформ, 2011. — 162, [2] с.
18. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений.
19. Шруб М.П. Торговля детьми, детская проституция и порнография: современное состояние и защита пострадавших / М. П. Шруб // 2011. ― № 2. ― С. 58―62.
20. Вопросы борьбы и легализации проституции в Беларуси // Официальный сайт Управления внутренних дел Миноблисполкома [электронный ресурс] — Режим доступа: http://uvd-mo.gov.by/services/uniptl/ptl/torgovlyaludmi/ — Дата доступа: 05.05.2015.
21. Статистика по противодействию торговле людьми, иным связанным с ней преступлениям // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь [электронный ресурс] — Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=5421 — Дата доступа: 05.05.2015.
22. Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию распространению порнографии (январь 2015) // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь [электронный ресурс] — Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=76563 — Дата доступа: 05.05.2015.
23. Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми (апрель 2015) // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь [электронный ресурс] — Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=76673 — Дата доступа: 05.05.2015.