Профком казенного предприятия «Прогресс» обратился с жалобой на действия директора в Министерство имущественных отношений РФ.
Готовое решение задачи по дисциплине «Гражданское право». Скачать бесплатно. Объем работы: 1-3 стр.; Год: 2012; Страна: Российская Федерация.
Заказать решение задачи по Гражданскому праву России можно здесь.
Задача
Профком казенного предприятия «Прогресс» обратился с жалобой на действия директора в Министерство имущественных отношений РФ. Профком считает незаконным заключенный директором предприятия с частной фирмой договор аренды помещений клуба, принадлежащего «Прогрессу». Фирма организовала в клубе распродажу бытовой техники и других товаров. Работа кружков и секций клуба парализована. Указание Министерства расторгнуть договор директор не выполнил. Он пояснил, что действовал в рамках компетенции, предусмотренной Уставом предприятия, арендная плата является серьезным источником поступления финансовых средств, досрочное же расторжение договора невозможно: предприятие не в состоянии выплатить предусмотренные на этот случай санкции.
Вопросы к задаче:
1. Кто прав в данном споре?
2. Каковы правомочия казенного предприятия по управлению и распоряжению имуществом?
Ответ (решение задачи).
Исходя из смысла ст.115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) казенным предприятием является унитарное предприятие, созданное на базе государственного или муниципального имущества, имущество которому принадлежит на праве оперативного управления.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (далее также — казенное предприятие) могут быть следующих видов: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (п.2 ст.2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ).
Согласно п.1 ст.297 ГК казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления (п.1 ст.19 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
С учетом указанных положений, считаем, что согласие собственника имущества необходимо получать на каждую конкретную сделку по отчуждению либо иному распоряжению имуществом (к примеру, купля-продажа, аренда и т.д.) и такое согласие не может быть в общем виде закреплено в уставе предприятия.
Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия (п.2 ст.19 Федерального закона).
В соответствии со ст.20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия:
— вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом (п.3);
— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок (п.п.10 п.1);
— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества (п.п.11 п.1).
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности субъекта Российской Федерации, не могут быть переданы субъектом Российской Федерации Российской Федерации, иному субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию (п.5 ст.20 указанного Федерального закона).
Министерство имущественных отношений РФ упразднено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 , его функции переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом ).
Согласно п.п.6.7. п.6 указанного Положения Федеральное агентство вправе организовывать и проводить в установленном порядке проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а в соответствии с п.п.6.10 обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (ст.166 ГК).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (ст.167 ГК).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст.168 ГК).
Так как условия задачи не совсем корректны (относительно Министерства имущественных отношений РФ), автор оставляет за собой право заменить словосочетание: «Министерство имущественных отношений РФ» на «Федеральное агентство по управлению государственным имуществом».
С учетом изложенного, в зависимости от того, к какому из видов казенных предприятий относится «Прогресс», задача может иметь следующие решения:
1. Прогресс — Федеральное казенное предприятие:
1.1. Если директор не получил согласие собственника на сдачу клуба в аренду, то Федеральное агентство по управлению государственным имуществом может провести соответствующую проверку, по результатам проверки подготовить иск в суд об установлении факта ничтожности договора аренды и применении последствий его недействительности (т.к. договор аренды без получения согласия собственника будет ничтожным – ст.168 ГК). Действия директора не правомерны.
1.2. Если директор получил согласие собственника на сдачу клуба в аренду, однако сдача клуба в аренду лишает «Прогресс» возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом, то Федеральное агентство по управлению государственным имуществом может провести соответствующую проверку, по результатам проверки подготовить иск в суд об установлении факта ничтожности договора аренды и применении последствий его недействительности (т.к. договор аренды, лишающий «Прогресс» возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом, будет ничтожным – п.2 ст.19 Федерального закона и ст.168 ГК). Действия директора не правомерны.
1.3. Если директор получил согласие собственника на сдачу клуба в аренду и сдача клуба в аренду не лишает «Прогресс» возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом, то действия директора правомерны.
2. Если Прогресс не является Федеральным казенным предприятием, то требования Федерального агентства по управлению государственным имуществом расторгнуть договор будет не обоснованным, а Прафкому следует обращаться к собственнику соответствующего уровня (субъекта Российской Федерации, муниципального образования). Действия директора и собственника в этом случае необходимо рассматривать по аналогии с п.п. 1.1., 1.2., 1.3.
Список использованных источников
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ// Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 г. N 362-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации 9 марта 2004 года N 314(в ред. от 22.06.2010 г. N 773) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом: утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 (в ред. от 29.06.2012 N 657) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 № 1103-I(В редакции Закона Российской Федерации от 28.04.93 г. N 4888-I) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.