Административно-правовое положение иностранцев в РБ

Готовые курсовые работы.Основы административно-правового положения иностранцев в Республике Беларусь. Готовая курсовая работа по предмету Административное право Беларуси. Скачать бесплатно. Год: 2014; Объем работы: 40 стр.; Страна: Беларусь.

Заказать курсовую работу по предмету Административное право можно здесь.

ВВЕДЕНИЕ

Понятия «гражданство», «суверенитет», «государство» взаимосвязаны. Ни одно государство не может быть признано самостоятельным, если оно не имеет своих граждан. Именно посредством обладания гражданством Республика Беларусь отличает своих граждан от иностранцев и лиц без гражданства. Суверенитет государства проявляется в том, что оно решает вопросы, связанные с гражданством (принадлежность, основания приема в гражданство и его утраты).
Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. В международном частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающих в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.
Согласно статистических данных [18] в республику на постоянное проживание прибыло в 2013 году 13895 иностранцев, выбыло из республики на постоянное жительство – 4777 лиц, миграционный прирост составил 9118.
В 2013 году обеспечен контроль за пребыванием на территории государства более 840 тыс. (2012 г. – 910 тыс.) иностранцев, из них 160 тыс. (2012 г. – 141 тыс.) постоянно проживающих, 53,3 тыс. (2012 г. – 39,6 тыс.) – временно проживающих, почти 131 тыс. (2012 г. – 135 тыс.) – временно пребывающих на территории Республики Беларусь, а также 496 тыс. (2012 г. – 591,4 тыс.) иностранцев, зарегистрированных в гостиницах республики и на объектах агроэкотуризма.
Приведенные показатели свидетельствуют о необходимости оказания повышенного внимания сфере регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
Именно поэтому вопросы регламентирования положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь вызывает особый интерес.
По указанной причине, выбранная автором для написания курсовой работы тема: «Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» является актуальной и требует разработки.
Целью настоящего исследования является комплексный теоретический и практический анализ положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— определить основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
— установить права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь;
— изучить порядок въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь;
— рассмотреть основания и порядок привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к ответственности.
Объектом настоящего исследования выступают правоотношения по поводу въезда, выезда, проживания и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие порядок въезда, выезда, проживания и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов, таких как: Н.В. Валюшко, Г.А. Василевич, Л. Дрозд, Н.И. Забродский, Т.В. Телятицкая, А.И., Федорако и др.
В процессе исследования были использованы следующие общенаучные методы: системный анализ, сравнительный метод, метод дедукции. В работе применялись также частные методы исследования, а именно: системно-функциональный, сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, структурный, институциональный и др.
При подготовке курсовой работы использовался нормативно-правовой материал (положения Конституции Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из трех глав), заключения, списка использованных источников.
Объем работы составляет — 41 лист; использовано 30 источников.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

В настоящее время на концепцию прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства довольно большое влияние оказывает зарубежный опыт. Действующая Конституция Республики Беларусь воплотила в себе те ценности, которые сформулированы в важнейших международных правовых актах, составляющие Международный Билль о правах человека. Республика Беларусь признает общепризнанных принципов международного права, где нет места подходам, характерным для тоталитарного государства [22, С.225].
Правовой статус — это емкое понятие. Объем прав и обязанностей общего правового статуса регулируется почти всеми отраслями права. Исходя из особенностей общественных отношений, являющихся предметом регулирования каждой из отраслей права, допустимо говорить об отраслевом аспекте правового положения гражданина, в частности гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и т.д. То же самое можно сказать и об иностранцах.
Характеризуя правовой статус иностранцев в том или ином государстве, нередко употребляют такое понятие как «режим пребывания иностранных граждан». В целом содержание этих понятий, по мнению автора, равнозначно.
Необходимо иметь в виду, что установленный законом статус (положение, режим) иностранных граждан — это не только правила и порядок, но это льготы и ограничения их прав по сравнению с правами граждан нашей республики, запреты и возложение как административной, так и уголовной ответственности за специфические нарушения.
Административно-правовой режим пребывания (статус, положение иностранного гражданина) служит правовым средством обеспечения национальной безопасности и общественного порядка в Республике Беларусь. Он направлен на затруднение, ограничение либо исключение подготовки или совершения противоправных акций со стороны отдельных иностранцев.

Цели административно-правового режима пребывания: контроль за поведением иностранцев в республике; создание возможности фиксировать фактическое прибытие этой категории лиц в пункты, указанные в соответствующих документах; контроль выезда иностранцев из первоначальных пунктов пребывания; контроль деятельности в период передвижения и выбора ими места жительства в республике, их въезда в другие населенные пункты (районы)[19, С.123].
На данный момент правовое положение иностранцев, основания и порядок их въезда, пребывания и проживания в стране, выезда из страны, основания и порядок применения мер предупреждения определяются Конституцией Республики Беларусь, международными соглашениями, законами, актами Президента Республики Беларусь, Постановлениями Совета Министров, Министерства внутренних дел и других государственных органов [30, С.45]. Всего таких нормативных актов действует более тридцати [19, С.121].
В соответствии со ст.11 Конституции Республики Беларусь [1] иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
Соотношение международного и внутригосударственного права является существенным моментом, оказывающим влияние на правовое регулирование статуса иностранных граждан. Конституция Республики Беларусь установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы (ст. 8 Конституции). Как следует из этого положения, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры только тогда могут применяться в Республике Беларусь, когда они становятся составной частью белорусской правовой системы. Международные договоры в большинстве своем имеют ограниченную сферу применения: во-первых, регулируют строго определенный перечень вопросов, во-вторых, применяются только к гражданам тех стран, с которыми такие договоры заключены [28].
Сами термины «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» раскрываются в ст.1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [7] (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан). Согласно данного Закона иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) (далее – гражданство) другого государства. Лицом без гражданства считается лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Следует особо отметить, что ст.4 Закона о правовом положении иностранных граждан, в целом дублируя положения ст.11 Конституции, устанавливает, что извлечения из совокупности прав, свобод и обязанностей иностранцев, кроме всего, могут быть определены не просто «международными договорами» (как в Конституции), а «международными договорами Республики Беларусь». Что является немаловажным, так как невозможно действовать в рамках международных договоров, предварительно не придав им юридическую силу путем заключения, присоединения и т.д.
Национальное законодатель¬ство устанавливает три режима пребывания иностранцев в Республике Беларусь: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание [29, С.49].
В ст. 1 Закона о правовом положении иностранных граждан даются оп¬ределения данным категориям иностранцев:
«временно пребывающий в Республике Бела¬русь иностранец — лицо, прибывшее в Респуб¬лику Беларусь на срок не более 90 суток в ка-лендарном году со дня первого въезда в Респуб¬лику Беларусь на основании визы или в поряд¬ке, не требующем получения визы, и не имею-щее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание, если иное не определено настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь;
временно проживающий в Республике Бела¬русь иностранец — лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Рес-публики Беларусь, разрешение на временное проживание;
постоянно проживающий в Республике Бела¬русь иностранец — лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Рес¬публики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство».
Необходимо обратить внимание на несоот¬ветствие определений терминов «разрешение на временное проживание» и «разрешение на по-стоянное проживание». Так, в соответствии с аб¬зацами 15, 16 ст. 1 Закона «О правовом положе¬нии иностранных граждан и лиц без гражданст¬ва в Республике Беларусь»: «разрешение на временное проживание — документ, предостав¬ляющий иностранцу право на проживание в Республике Беларусь в течение срока его дейст¬вия и оформленный в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь», а «разрешение на постоянное проживание — ре¬шение Министерства внутренних дел Республи¬ки Беларусь, других органов внутренних дел, предоставляющее иностранцу право на постоян¬ное проживание в Республике Беларусь».
Классификация иностранцев только в зави¬симости от времени нахождения в стране явля¬ется весьма схематичной и не позволяет опреде-лить все категории иностранцев, находящихся в Республике Беларусь. В зависимости от цели пребывания можно выделить целый ряд категорий, среди них: туристы; служебники; спортсмены; артисты, музыканты; журналисты; научные работники; студенты; религиозные деятели; волонтеры; трудовые мигранты и др.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства, в том числе иностранцы должны находиться в нашей стране законно. К сожалению, в законодательстве Республики Беларусь отсутствует определение законно находящегося в стране иностранца. Это неоправданно ни с теоретической, ни с практической точки зрения [29, С.50].
Для сравнения, в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [17] данное определение имеется. В соответствии с вышеназванным законом «законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации».
Осуществляют режим пребывания иностранных граждан многие государственные органы, должностные лица принимающих иностранцев организаций (предприятий, учреждений), а также лица, пригласившие иностранных граждан по частным делам и предоставившие им жилую площадь.
Наиболее значимое место в реализации этого режима занимают органы внутренних дел Республики Беларусь. На них возложено обеспечение выполнения иностранцами установленных правил пребывания. Они же осуществляют контроль за действиями других органов, администраций учреждений, организаций, а также граждан, обеспечивающих установленный порядок пребывания иностранцев в республике. В системе органов внутренних дел эта работа ведется подразделениями по гражданству и миграции, определенное участие в ней принимает ГАИ.
Эту деятельность органы внутренних дел осуществляют во взаимодействии с органами государственной безопасности Республики Беларусь, Министерством иностранных дел, а также органами пограничной службы Республики Беларусь — в пунктах пропуска на Государственной границе Республики Беларусь [19, С.124] .
Закон Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» обязывает органы госбезопасности участвовать в пределах своей компетенции в решении вопросов, касающихся режима пребывания на территории Республики Беларусь [5].
Обязанности органов пограничной службы по выполнению требований режима пребывания иностранцев в Республике Беларусь определены в ст. 16 закона Республики Беларусь «Об органах пограничной службы» [7] и заключаются в следующих функциях: осуществление в пределах своей компетенции мер по борьбе с незаконной миграцией; предупреждение и пресечение въезда в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами запрещен въезд в Республику Беларусь, а также выезда граждан, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено; осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил пребывания и транзитного проезда через территорию Республики Беларусь.
Основными элементами режима пребывания являются: въезд иностранцев в Республику Беларусь и выезд иностранцев из Республики Беларусь; порядок проживания иностранцев на территории Республики Беларусь; порядок передвижения иностранцев по территории Республики Беларусь.
Необходимо отметить, что особенности административно-правового статуса иностранцев обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в Республике Беларусь, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из какой страны прибыл иностранец и т. д., поэтому порядок их проживания различается в зависимости от них.
Таким образом, основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства заложены в Конституции Республики Беларусь, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Порядок въезда, пребывания и проживания в стране иностранных граждан и лиц без гражданства, выезда из страны, основания и порядок применения мер предупреждения определяются также международными соглашениями, законами, актами Президента Республики Беларусь, Постановлениями Совета Министров, Министерства внутренних дел и других государственных органов.

1.2 Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Для иностранцев в Республике Беларусь предусмотрен национальный правовой режим. Это означает, что правовые статусы иностранцев и граждан Республики Беларусь идентичны, за исключением небольшого количества прав и обязанностей, которые предоставлены исключительно собственным гражданам.
Так, согласно ст.ст. 19—21 Конституции Республики Беларусь иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, принимать участие в референдумах, занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь, и не исполняют воинскую обязанность [30, С.49].
Иностранцы не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, созданных и действующих на территории Республики Беларусь, преследующих политические цели (ст.9 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Между тем по отечественному законодательству у иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Беларуси имеются дополнительные (специфичные) права, по сравнению с гражданами Республики Беларусь, среди которых обычно выделяют: право убежища, право на вступление в белорусское гражданство, право дипломатических и консульских представителей иностранных государств на обладание определенными привилегиями и иммунитетами [22, С.226].
Согласно ст.12 Конституции Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.
Решение о предоставлении убежища принимает Президент Республики Беларусь.
Первоначально вопросы предоставления убежища в Республике Беларусь регулировались Положением о порядке рассмотрения вопросов предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. № 229.
В настоящее время в Республике Беларусь порядок рассмотрения вопросов предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь регулируется Положением о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 года № 204 [10].
Согласно п.5 Положения убежище не предоставляется иностранцам:
— в отношении которых имеются объективные основания предполагать, что они:
совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, заключенных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
совершили тяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию;
виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
— привлеченным в Республике Беларусь в качестве обвиняемых по уголовному делу либо в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда Республики Беларусь;
— имеющим гражданство третьего государства, где они не преследуются за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность;
— получившим отказ в предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь вследствие отсутствия вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве своей гражданской принадлежности или государстве прежнего обычного места жительства по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
— утратившим статус беженца в Республике Беларусь или у которых аннулирован статус беженца в Республике Беларусь.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь заявления о предоставлении убежища принимаются от лиц, находящихся на территории Республики Беларусь и вынужденных покинуть страну проживания вследствие преследования их за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность. Заявитель должен представить веские доказательства преследований со стороны государственных органов по указанным признакам.
Иностранец, желающий получить убежище в Республике Беларусь, обязан лично обратиться в орган внутренних дел по месту временного пребывания или временного проживания с письменным заявлением на имя Президента Республики Беларусь о предоставлении убежища, к которому прилагаются документы и сведения, подтверждающее наличие у него оснований для предоставления убежища (п.6 Положения).
Заявление, поступившее непосредственно в Администрацию Президента Республики Беларусь, направляется в Министерство внутренних дел Республики Беларусь для последующей его передачи на рассмотрение в орган внутренних дел по месту временного пребывания или временного проживания иностранца, желающего получить убежище в Республике Беларусь.
С иностранцем, обратившимся с заявлением о предоставлении убежища в Республике Беларусь, проводится собеседование, в ходе которого выясняются обстоятельства его выезда из государства гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства, его персональные данные, состав семьи, время прибытия в Республику Беларусь, наличие обращений по вопросу предоставления статуса беженца или дополнительной защиты и результат их рассмотрения.
Вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь, рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002 года «О гражданстве Республики Беларусь» [8] (далее – Закон о гражданстве), Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь 17.11.1994 № 209 [11], другими актами законодательства, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
В соответствии со ст.14 Закона о гражданстве любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно:
— соблюдает и уважает Конституцию Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь, берет на себя обязательство в дальнейшем соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;
— знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;
— проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. Срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года;
— имеет законный источник получения доходов, обеспечивающих ему и находящимся на его иждивении нетрудоспособным членам семьи прожиточный минимум, установленный в Республике Беларусь;
— не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам.
Прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь.
Согласно ст.16 Закона о гражданстве заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь (в том числе и порядке приема) не рассматривается, если заявившее об этом лицо:
осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;
имеет судимость за совершение преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;
является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, – до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;
осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, – до истечения срока наказания;
депортировалось или высылалось из Республики Беларусь, – до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь;
многократно (три и более раза) привлекалось к административной ответственности на территории Республики Беларусь, – до истечения срока, по окончании которого оно считается не подвергавшимся административному взысканию;
представило ложные сведения или подложные документы;
состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.
Согласно п.3 Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь принимает решения:
о приеме в гражданство Республики Беларусь и о выходе из гражданства Республики Беларусь в форме указов;
об отклонении заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь и о выходе из гражданства Республики Беларусь в форме распоряжений.
Прием заявлений осуществляется по месту постоянного жительства заявителей: проживающих на территории Республики Беларусь, – органами внутренних дел; проживающих за границей, – органами дипломатической службы, за исключением случая, предусмотренного в части второй настоящего пункта.
В случае, если в государстве постоянного проживания лица, желающего обратиться с заявлением, отсутствует орган дипломатической службы, такое заявление принимается к рассмотрению в ближайшем органе дипломатической службы или в консульском управлении Министерства иностранных дел (п.7 Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь).
Право дипломатических и консульских представителей иностранных государств на обладание определенными привилегиями и иммунитетами регулируется международными договорами и соглашениями. Основным документом является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. [2], вступившая в силу для Республики Беларусь — 13 июня 1964 г. [22, С.232].
Статья 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. устанавливает, что помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы представительства и обслуживающий их земельный участок.
Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем.
Оно должно также, в случае необходимости, оказывать помощь представительствам в получении подходящих помещений для их сотрудников (ст. 21).
Государство пребывания должно предоставить все возможности для выполнения функций представительства (ст. 25).
Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем сотрудников представительства свободу передвижения по его территории (ст. 26).
Конвенция подтвердила существовавший ранее порядок сношения представительства со своим правительством с помощью дипломатических курьеров и закодированных или шифрованных депеш.
Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования (ст. 27). Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
Налоговые привилегии дипломатических агентов и консульских служащих являются неотъемлемой частью практики межгосударственных отношений и оговариваются соответствующими нормами международного законодательства.
Предоставляемые дипломатам привилегии и иммунитеты, в том числе и налоговые, необходимы им в первую очередь для успешного выполнения возложенных на них дипломатических функций.
Что касается личных привилегий и иммунитетов, то важнейшим из них является личная неприкосновенность. Этот освященный тысячелетними традициями обычай приобретает с точки зрения международного права нормативный характер. «Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту, или задержанию в какой- бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство» (статья 29).
Одновременно Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. предусматривает, что частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.
Его бумаги, корреспонденция, имущество равным образом пользуется неприкосновенностью за исключением, исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства (статья 31).
Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29—36 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. закрепляют общепринятую практику в области привилегий и иммунитетов и аккумулируют ряд положений, содержащихся в аналогичных документах.
Таким образом, для иностранцев в Республике Беларусь предусмотрен национальный правовой режим. Это означает, что правовые статусы иностранцев и граждан Республики Беларусь идентичны, за исключением небольшого количества прав и обязанностей, которые предоставлены исключительно собственным гражданам. Иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, принимать участие в референдумах и имеют некоторые другие ограничения. Между тем по отечественному законодательству у иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Беларуси имеются дополнительные (специфичные) права, по сравнению с гражданами Республики Беларусь, среди которых обычно выделяют: право убежища, право на вступление в белорусское гражданство, право дипломатических и консульских представителей иностранных государств на обладание определенными привилегиями и иммунитетами.

ГЛАВА 2 ВЪЕЗД, ВЫЕЗД, ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД И ПРЕБЫВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь

В соответствии с гл. 3 закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранец может въезжать в Республику Беларусь, выезжать из Республики Беларусь и осуществлять транзитный проезд (транзит) через территорию Республики Беларусь по документу для выезда за границу при наличии визы, если иное не определено законодательством.
Президент Республики Беларусь вправе устанавливать безвизовый порядок въезда иностранцев в Республику Беларусь, их выезда из Республики Беларусь и осуществления транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь.
Виза — разрешение, предоставляющее иностранцу право на пересечение Государственной границы Республики Беларусь в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь в течение срока, указанного в этом разрешении.
За рассмотрение ходатайства о выдаче виз взимается консульский сбор или государственная пошлина в установленных размерах [19, С.125].
В соответствии с п.17 Визовых правил Республики Беларусь, утвержденных Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 июля 2010 г. № 1065 [12] В Республике Беларусь предусмотрены следующие виды виз: для въезда в республику; для выезда из республики; для выезда из республики и въезда в республику.
Въездные визы в Республике Беларусь подразделяются на следующие типы виз: В — транзитная (транзитная); С — краткосрочная (кароткатэрмiновая); D — долгосрочная (доугатэрмiновая).
Въездные визы подразделяются на однократные, двукратные и многократные. Однократная въездная виза дает право на однократный въезд, пребывание и выезд из Республики Беларусь в период указанного во въездной визе срока и в течение указанного количества дней пребывания, но не более 90 суток; двукратная въездная — на двукратный въезд, пребывание и выезд из Республики Беларусь в период указанного во въездной визе срока и в течение указанного количества дней пребывания, но не более 90 суток; многократная — на неоднократный (более двух раз) въезд, пребывание и выезд из Республики Беларусь в период указанного во въездной визе срока и в течение указанного количества дней пребывания, но не более 90 суток в год, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Транзитная въездная виза (тип B) выдается в целях транзитного проезда через территорию Республики Беларусь на заявленный срок, но не более чем на 1 год, и действует в течение 2 суток со дня въезда иностранца в Республику Беларусь.
Транзитная въездная виза выдается для однократного, двукратного и многократного следования через территорию Республики Беларусь при наличии у иностранца визы страны, в которую он следует через территорию Республики Беларусь.
Если виза для следования в третью страну не требуется, принимаются во внимание иные основания для получения транзитной въездной визы, в том числе билеты для следования железнодорожным, авиационным, автомобильным транспортом либо подтверждение их бронирования.
Согласно п.19 Визовых правил однократная, двукратная и многократная краткосрочные въездные визы (тип C) выдаются на заявленный срок, но не более 90 суток, в следующих целях, определяемых характером представляемых документов визовой поддержки: деловая поездка; участие в спортивных/культурных мероприятиях; журналистская деятельность; учеба; поддержание религиозных связей; туризм; частные дела; посещение мест захоронения; осуществление гуманитарных программ, в том числе предоставление иностранной безвозмездной помощи, организация оздоровления детей, осуществление работ на безвозмездной основе; работа; на постоянное жительство; в иных целях.
Долгосрочная въездная виза (тип D) выдается для многократного въезда в Республику Беларусь сроком действия, как правило, на 1 год с правом пребывания до 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, в следующих целях, определяемых характером представляемых документов визовой поддержки: деловые поездки; участие в спортивных/культурных мероприятиях; частные дела; поддержание религиозных связей; посещение мест захоронения; реализация гуманитарных программ, в том числе предоставление иностранной безвозмездной помощи, организация оздоровления детей, осуществление работ на безвозмездной основе; журналистская деятельность; в иных целях.
В органы выдачи въездных виз иностранец представляет следующие документы, необходимые для рассмотрения ходатайства о выдаче въездной визы: один экземпляр визовой анкеты; одна фотография; документ для выезда за границу; документы визовой поддержки; дополнительные документы, необходимые для принятия решения о выдаче въездной визы; подтверждение об уплате консульского сбора за рассмотрение ходатайства в размере, установленном законодательными актами Республики Беларусь (п.26 Визовых правил).
Консульское должностное лицо вправе затребовать дополнительные документы, необходимые для принятия решения о выдаче въездной визы, в целях подтверждения:
информации, изложенной в визовой анкете и документах визовой поддержки;
факта непринадлежности к гражданству Республики Беларусь;
отсутствия предусмотренных Законом оснований для отказа в выдаче въездной визы и отказа во въезде в Республику Беларусь (документ, содержащий информацию о состоянии здоровья, справка о наличии или отсутствии сведений о судимости, подтверждение о месте проживания в государстве постоянного жительства, а также законности пребывания на территории государства аккредитации загранучреждения, справка с места работы с указанием должности и размера получаемого дохода, согласие родителей в случае выезда несовершеннолетних, а также документы, содержащие иные сведения);
наличия необходимых средств для покрытия расходов на пребывание иностранцев в Республике Беларусь и их выезд из Республики Беларусь.
Перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о выдаче въездной визы, определяется консульским должностным лицом.
Часть 1 ст.30 Закона о правовом положении иностранных граждан предусматривает основания, по которым иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона иностранцу отказывается в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь, если:
при представлении в соответствующие государственные органы Республики Беларусь документов, необходимых для получения визы для въезда в Республику Беларусь или принятия решения о его въезде в Республику Беларусь, иностранец сообщил ложные сведения, представил документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
иностранец включен в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;
Республика Беларусь объявила иностранца неприемлемым или нежелательным (persona non grata);
имеются сведения, что иностранец является или являлся лицом, осуществляющим экстремистскую, в том числе террористическую, деятельность, имел или имеет отношение к экстремистской, в том числе террористической, контрабандной и (или) иной деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, к незаконной торговле оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, организации незаконной миграции иностранцев, торговле людьми;
иностранец имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения.
Рассмотрим такое основание для отказа в выдачи визы для въезда или во въезде, как наличие заболевания, включенного в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.06.2012 №75 [16].
Это следующие заболевания:
1. Венерические заболевания:
1.1. сифилис;
1.2. гонорея.
2. Активный туберкулез органов дыхания.
3. Чума.
4. Холера.
5. Сибирская язва.
6. Геморрагические лихорадки Ласса, Марбург, Эбола.
Несмотря на очевидную опасность таких заболеваний, как наркомания, ВИЧ(СПИД), данные заболевания не включены в вышеуказанный перечень [29, С.47]. Учитывая, что основания для отказа в выдаче визы или во въезде в Республику Беларусь являются также основаниями для отказа в регистрации, в выдаче разрешений на временное и постоянное проживание, считаем, что перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, необходимо расширить и включить в него лиц, больных наркоманией либо зараженных вирусом иммунодефицита человека, либо в ст.ст. 30, 49, 56 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» внести дополнения и рассматривать наличие таких заболеваний, как наркомания или ВИЧ (СПИД), как основание для возможного отказа во въезде, в регистрации, в выдаче разрешений на временное и постоянное проживание. В законодательстве ряда стран отсутствие данных заболеваний является условием для получения разрешения на временное и постоянное проживание. Например, согласно ст. 6.1 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин, ходатайствующий о получении разрешения на временное проживание, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) [ФЗ]. А в соответствии с п. 13 ст. 9 данного Закона вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Анализ действующих нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок въезда иностранцев в Республику Беларусь, позволяет сделать вывод, что законодательство Республики Беларусь в данной сфере требует дальнейшего совершенствования. В частности, необходимо дополнить законодательство такими основаниями для отказа во въезде в Республику Беларусь либо в выдаче разрешений на временное и постоянное проживание, как наличие следующих заболеваний: ВИЧ(СПИД) и наркомания.

2.2 Пребывание иностранцев в Республике Беларусь

В соответствии со ст.38 Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранцы могут временно пребывать, временно и постоянно проживать в Республике Беларусь.
Порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания иностранцев в Республике Беларусь устанавливается законодательством.
В соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2006 г. № 73 [15], иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранцы), прибывшие в Республику Беларусь, в течение пяти суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, обязаны зарегистрироваться в органе регистрации – Министерстве иностранных дел, органе внутренних дел, гостинице, санаторно-курортной или оздоровительной организации на основании заявлений иностранцев или письменных ходатайств принимающих организаций, за исключением иностранцев, не подлежащих регистрации.
Исключением из данного правила в соответствии со статьей 45 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» являются:
главы государств и правительств иностранных государств, главы и члены парламентских, правительственных и иных официальных делегаций, технический персонал этих делегаций и иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь по приглашениям Президента Республики Беларусь, палат Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь, а также члены их семей;
иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь по паспортам, выданным Организацией Объединенных Наций;
главы и сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудники аппарата военных атташе, сотрудники торговых представительств иностранных государств в Республике Беларусь, а также члены их семей;
главы и сотрудники представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, которые согласно уставным документам этих организаций и образований либо соответствующим международным договорам Республики Беларусь пользуются привилегиями и иммунитетами, а также члены их семей;
иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь на выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, и (или) на срок до пяти суток в обычные дни, если их выезд из Республики Беларусь будет осуществлен в течение этих дней (суток);
иностранцы, временно пребывающие в сельской местности, малых городских поселениях Республики Беларусь на основании договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных с физическим лицом или крестьянским (фермерским) хозяйством, осуществляющими такую деятельность в установленном законодательными актами Республики Беларусь порядке (далее – субъекты агроэкотуризма), либо на основании договоров оказания туристических услуг, в которые включены услуги в сфере агроэкотуризма;
члены экипажей иностранных военных самолетов, прибывшие в Республику Беларусь в установленном порядке;
иностранцы, входящие в состав экипажей гражданских воздушных судов международных авиалиний, бригад поездов международного железнодорожного сообщения, при нахождении в аэропорту или на станциях, указанных в расписании движения;
иностранцы, входящие в состав экипажей иностранных автотранспортных средств и средств речного транспорта, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, при нахождении в городах и других населенных пунктах на маршрутах выполнения перевозок, в том числе и в иных пунктах назначения.

Также освобождаются от регистрации в течение 30 суток со дня въезда граждане Российской Федерации, Литовской Республики, Латвийской Республики и Украины в соответствии с заключенными Республикой Беларусь соглашениями с указанными государствами:
Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства от 24 января 2006 года;
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики о внесении изменений и дополнений во Временное соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики о взаимных поездках граждан от 26 ноября 2002 года, заключенное путем обмена нотами 20 декабря 2007 года;
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Латвийской Республики о взаимных поездках граждан, заключенное путем обмена нотами 31 января 2008 года;
Соглашение между Республикой Беларусь и Кабинетом Министров Украины о безвизовых поездках граждан от 12 июня 2009 года [29, С.47-48].
При смене места жительства иностранец обязан в течение пяти суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, зарегистрироваться в органе регистрации по новому месту проживания.
В пункте 12.14. перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200 [9], предусмотрен следующий перечень документов, необходимых для регистрации иностранцев, временно пребывающих в Республике Беларусь:
заявление;
миграционная карта с отметкой сотрудника органа пограничной службы о въезде иностранца в Республику Беларусь (далее – миграционная карта) (за исключением иностранцев, которые не заполняют миграционных карт при въезде в Республику Беларусь в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и иностранцев, обратившихся с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь);
документ для выезда за границу, либо свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, либо справка о регистрации заявления о предоставлении убежища в Республике Беларусь или об обращении с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, либо справка о подтверждении личности иностранца – для иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь
страховой полис медицинского страхования для иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих в соответствии с законодательными актами обязательному медицинскому страхованию (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь)
документ, подтверждающий внесение платы.
В Министерстве иностранных дел регистрируются гости аккредитованных в Министерстве иностранных дел глав и сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, если эти гости проживают в резиденциях глав или помещениях названных представительств, учреждений, органов либо в жилых помещениях, занимаемых их сотрудниками. Указанным лицам, прошедшим регистрацию, выдаются дипломатические, консульские или служебные карточки, за исключением гостей глав и сотрудников иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений. Также указанные иностранцы освобождаются от регистрации в гостиницах или органах внутренних дел по месту проживания.
Иностранец может въезжать в Республику Беларусь и выезжать из Республики Беларусь по действительному паспорту или иному документу, его заменяющему, предназначенному для выезда за границу и выданному соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией (далее — документ для выезда за границу), при наличии визы, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь.
Следует отметить, что, несмотря на значительное упрощение данной административной процедуры, регистрация иностранцев в Республике Беларусь не носит уведомительный характер. Для регистрации требуется личное присутствие иностранца, за исключением регистрации иностранца по ходатайству принимающей организации и регистрации несовершеннолетнего иностранца, не достигшего 16-летнего возраста (регистрация осуществляется на основании документов, представленных принимающей организацией либо представителем несовершеннолетнего). Для сравнения, в Российской Федерации уведомление о прибытии может подаваться иностранцем либо принимающей стороной как непосредственно, так и направляться почтовым отправлением. Администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Федеральной миграционной службы или организация федеральной почтовой связи, принявший от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне [29, С.49].
Для дальнейшего упрощения процедуры регистрации иностранцев в Республике Беларусь считаем возможным внедрение российского опыта постановки иностранцев на миграционный учет в белорусское законодательство и практику. В связи с активным внедрением и использованием автоматизированных систем в государственных органах считаем также, что процедуру регистрации иностранцев могут осуществлять и органы пограничной службы в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь, систематически передавая информацию о зарегистрированных иностранцах в Департамент по гражданству и миграции либо совместно используемый банк данных. При этом вообще отпадет необходимость обращения иностранцев за регистрацией в органы регистрации.
Таким образом, иностранцы могут временно пребывать, временно и постоянно проживать в Республике Беларусь. Порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания иностранцев в Республике Беларусь устанавливается законодательством. Однако, анализ действующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок пребывания иностранцев в Республике Беларусь, позволяет сделать вывод, что законодательство Республики Беларусь в данной сфере требует дальнейшего совершенствования процедуры регистрации иностранцев в Республике Беларусь.

2.3 Выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь. Транзитный проезд через территорию Республики Беларусь

Право иностранца на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено, если:
он является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
он осужден в Республике Беларусь за совершение преступления, за исключением осужденных без назначения наказания или к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, – до отбытия наказания или освобождения от наказания либо до истечения срока отсрочки исполнения наказания или испытательного срока;
он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами;
ему предъявлен гражданский иск в суде;
он является должником по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованным лицом в отношении должника – юридического лица;
он в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь привлечен к административной ответственности на территории Республики Беларусь, – до прекращения дела об административном правонарушении или исполнения административного взыскания;
он имеет не исполненное в установленный срок налоговое обязательство, – до исполнения налогового обязательства;
его выезд противоречит интересам национальной безопасности Республики Беларусь, – до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду;
его выезд из Республики Беларусь должен быть ограничен в целях реализации международных договоров Республики Беларусь (ст.33 Закона о правовом положении иностранных).
В случае принятия решения о временном ограничении права иностранца на выезд из Республики Беларусь иностранцу отказывается в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь либо ранее выданная иностранцу виза для выезда из Республики Беларусь аннулируется.
На основании решения о временном ограничении права иностранца на выезд из Республики Беларусь в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, иностранец включается в Список лиц, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено.
Решения о временном ограничении права иностранцев на выезд из Республики Беларусь исполняются органами пограничной службы в пунктах пропуска через Государственную границу в порядке, устанавливаемом Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь (ст.33 Закона о правовом положении иностранных граждан).
В случае принятия решения об отказе иностранцу либо лицу без гражданства в выезде из Республики Беларусь, ранее выданная виза для выезда из Республики Беларусь аннулируется.
Решение об отказе в выезде из Республики Беларусь влечет за собой включение данной категории в Список лиц, которым отказано в выезде из Республики Беларусь.
Решение об отказе в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь принимается органом внутренних дел.
Решение об отказе в выезде из Республики Беларусь принимается пограничными войсками, органом внутренних дел или органом государственной безопасности.
Решение об аннулировании визы для выезда из Республики Беларусь принимается пограничными войсками или органом внутренних дел.
Решения об отказе в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь, об отказе в выезде из Республики Беларусь или об аннулировании визы для выезда из Республики Беларусь, принятые в отношении иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, а также лиц без гражданства, являются основанием для продления им срока временного пребывания или временного проживания на срок, необходимый для устранения оснований для отказа в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь, для отказа в выезде из Республики Беларусь или для аннулирования визы для выезда из Республики Беларусь.
Транзитный проезд через территорию Беларуси осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении белорусской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Республикой Беларусь по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Республики Беларусь проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Республики Беларусь.
Виза с правом на остановку на территории Республики Беларусь может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.
Согласно ст.37 Закона о правовом положении иностранных граждан) транзитный проезд через территорию Республики Беларусь без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:
1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Республики Беларусь;
2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Республики Беларусь и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Беларуси в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;
3) проживают на территории государства, с которым Республика Беларусь имеет соответствующий международный договор.
Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств:
а) стихийных бедствий, задерживающих движение транспортного средства;
б) необходимости ремонта поврежденного транспортного средства;
в) болезни или состояния здоровья, если по заключению организации здравоохранения Республики Беларусь дальнейшее следование иностранца, (или) лица, следующего совместно с ним, представляется опасным для их жизни и здоровья;
г) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки;
д) наступления иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих дальнейшему следованию иностранцев, лиц без гражданства.
В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Республики Беларусь и продление срока действия транзитной белорусской визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства.
За нарушение порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.
В случае если государственным органом или должностным лицом был нарушен порядок оформления документов на въезд в Республику Беларусь и (или) на выезд из Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Транзитный проезд через территорию Беларуси осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства в сопредельное с Республикой Беларусь государство разрешается по предъявлении белорусской транзитной визы, либо визы государства назначения и действительных для выезда из Республики Беларусь проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Республики Беларусь. В некоторых случаях иностранным гражданам, лицам без гражданства разрешается транзитный проезд через территорию Республики Беларусь без визы. За нарушение порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства в установленном законом порядке могут покидать территорию Республики Беларусь. В исключительных случаях право на выезд из Республики Беларусь и транзитный проезд по ней может быть ограничено.

ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Как отмечалось ранее, иностранные граждане и лица без гражданства, находясь на территории Республики Беларусь, обязаны соблюдать ее законодательство. При нарушении действующего законодательства иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности (административной, уголовной, гражданской и др.) наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
По информации Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2013 году в результате проводимых специальных комплексных мероприятий выявлено 20 (2012 г. – 12) групп нелегальных мигрантов общей численностью 130 (2012 г. – 74) человек, возбуждено 243 (2012 г. – 198) уголовных дела за нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь, за нарушение законодательства о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь к административной ответственности привлечено 20 138 (2012 г. – 18303) правонарушителей [18].
Предлагаем рассмотреть составы правонарушений, совершение которых наиболее характерно для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности по ст.23.53 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [3] за проживание без регистрации по месту жительства или по месту пребывания в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной, что влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения.
Если это же правонарушение совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, то налагается штраф в размере от двух до четырех базовых величин.
Часть 3 ст.23.53 КоАП предусматривает ответственность за проживание без паспорта и (или) вида на жительство либо по недействительному паспорту и (или) виду на жительство. Что влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.23.55 КоАП за: 1) проживание без разрешения на право пребывания в Республике Беларусь; 2) проживание по недействительному разрешению; 3) несоблюдение установленного порядка регистрации; 4) несоблюдение установленного порядка передвижения или выбора места жительства; 5) уклонение от выезда по истечении определенного срока проживания; 6) нарушение правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь. Указанные правонарушения влекут предупреждение с депортацией или без депортации или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с депортацией или без депортации.
В диспозиции ч. 1 ст. 23.55 КоАП Республики Беларусь исчерпывающим образом перечислены виды нарушений иностранцами правил пребывания. Закон исключает возможность какого-либо расширительного толкования указанных признаков правонарушения. По-иному сформулировано нарушение правил транзитного проезда. Здесь законодатель использует бланкетную диспозицию, в таких случаях необходимо обращаться к тем нормативным актам, которые регулируют эти правила[19, С.146].
Не редко иностранные граждане и лица без гражданства привлекаются к ответственности по ст.371 Уголовного кодекса Республики Беларусь [4] (далее — УК) за незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь.
Согласно ч.1 ст.371 УК умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь с использованием механического транспортного средства, судна внутреннего плавания (самоходного), судна смешанного (река-море) плавания (самоходного), маломерного моторного судна, судна с подвесным двигателем, гидроцикла, воздушного судна с двигателем, а равно умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь иным способом, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.
Части 2 и 3 ст.371 УК предусматривают ответственность за совершение преступления при наличии квалифицирующих признаков, которыми являются: совершение преступления лицом, ранее судимым за эти же преступления, либо иностранным гражданином, лицом без гражданства, депортированными или высланными из Республики Беларусь, до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо совершенное организованной группой.
Следует отметить, что действие статьи 371 УК не распространяется на случаи прибытия в Республику Беларусь с нарушением правил пересечения Государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены также к уголовной ответственности за организацию незаконной миграции.
В частности, согласно ч.1 ст.3711 УК: организация либо руководство или содействие деятельности по незаконному въезду в Республику Беларусь, пребыванию на территории Республики Беларусь, транзитному проезду (транзиту) через территорию Республики Беларусь или выезду из Республики Беларусь иностранных граждан или лиц без гражданства (организация незаконной миграции), — наказываются арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
Согласно ч.2 этой же статьи организация незаконной миграции, совершенная способом, представляющим опасность для жизни или здоровья иностранных граждан или лиц без гражданства, либо связанная с жестоким или унижающим их достоинство обращением, либо совершенная повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Кроме того, в соответствии со ст. 3712 УК Республики Беларусь [УК], если иностранные граждане и лица без гражданства в течение года мер были дважды были привлечены к административной ответственности за нарушение правил пребывания в республике или транзитного проезда через ее территорию, за такие же действия установлена уголовная ответственность. Эти лица наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до одного года [19, С.146].
В соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства могут быть подвергнуты депортации или высылке. Депортация или высылка применяется только к данной категории лиц.
Согласно Закона о правовом положении иностранных граждан и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 146 «Об утверждении Положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам депортации таких лиц» иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации. Решение о высылке принимается органом внутренних дел или органом государственной безопасности Республики Беларусь по собственной инициативе либо по ходатайству заинтересованных государственных органов. Высылка может быть осуществлена путем добровольного выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Республики Беларусь или в принудительном порядке. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о высылке в принудительном порядке, может быть выслан в одно из следующих государств: государство гражданской принадлежности; государство обычного места жительства; государство, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь; государство, изъявившее желание его принять; государство, ходатайствующее о его выдаче. Такое решение влечет за собой сокращение срока временного пребывания его в Республике Беларусь, аннулирование разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Высылка может быть приостановлена, если иностранный гражданин или лицо без гражданства обратился в установленном порядке с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо с заявлением о предоставлении убежища в Республике Беларусь [21, С.130].
Что касается расходов, связанных с депортацией или высылкой, то они в соответствии со ст. 69 Закона о правовом положении иностранных граждан производятся за счет иностранного гражданина, лица без гражданства либо юридического лица или физического лица, ходатайствовавших о его въезде в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь.
В случае, если возмещение расходов за счет средств лиц, указанных в части первой настоящей статьи, невозможно, депортация или высылка осуществляются за счет средств республиканского бюджета. По нашему мнению, в часть первую указанной статьи необходимо внести изменения и дополнения применительно к случаям, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства прибыли в Республику Беларусь по ходатайству юридического лица или физического лица и на ее территории совершили предусмотренные уголовным законом виновно общественно опасные деяния и привлечены к уголовной ответственности. В данном случае указанную часть статьи следует после слов «в Республику Беларусь» дополнить предложением следующего содержания: «В случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства на территории Республики Беларусь виновно общественно опасных деяний расходы, связанные с его депортацией или высылкой, осуществляются непосредственно за счет иностранного гражданина или лица без гражданства либо их близких родственников». Такой подход объективен, поскольку позволит защитить интересы государства, которое в таком случае не может нести материальные затраты.
Возникают проблемы при депортации граждан государств, с которыми установлен безвизовый порядок въезда и выезда. Между тем, в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 333 «Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства» [13] этот вопрос не регламентирован. Представляется необходимым определить такой порядок, дополнив пункт 13 постановления абзацем 3 следующего содержания: «При депортации иностранного гражданина, который является гражданином государства, с которым Республикой Беларусь установлен безвизовый порядок въезда и выезда, депортируемому иностранному гражданину в органе внутренних дел оформляется выездная виза с взиманием государственной пошлины на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации».
Таким образом, в современных условиях необходимо по-новому решать вопросы, связанные с депортацией или высылкой иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь. Требуется теоретическое осмысление новых реалий, детальный анализ и объективная оценка не только прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, но и мер ответственности в случае нарушения ими законодательства Республики Беларусь. Это необходимо учитывать при разработке и совершенствовании законодательства, регламентирующего правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства заложены в Конституции Республики Беларусь. Порядок въезда, пребывания и проживания в стране иностранных граждан и лиц без гражданства, выезда из страны, основания и порядок применения мер предупреждения определяются также международными соглашениями, законами, актами Президента Республики Беларусь, Постановлениями Совета Министров, Министерства внутренних дел и других государственных органов.
Для иностранцев в Республике Беларусь предусмотрен национальный правовой режим. Это означает, что правовые статусы иностранцев и граждан Республики Беларусь идентичны, за исключением небольшого количества прав и обязанностей, которые предоставлены исключительно собственным гражданам. Иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, принимать участие в референдумах и имеют некоторые другие ограничения. Между тем по отечественному законодательству у иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Беларуси имеются дополнительные (специфичные) права, по сравнению с гражданами Республики Беларусь, среди которых обычно выделяют: право убежища, право на вступление в белорусское гражданство, право дипломатических и консульских представителей иностранных государств на обладание определенными привилегиями и иммунитетами.
Анализ действующих нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок въезда иностранцев в Республику Беларусь, позволяет сделать вывод, что законодательство Республики Беларусь в данной сфере требует дальнейшего совершенствования. В частности, необходимо дополнить законодательство такими основаниями для отказа во въезде в Республику Беларусь либо в выдаче разрешений на временное и постоянное проживание, как наличие следующих заболеваний: ВИЧ(СПИД) и наркомания.
Иностранцы могут временно пребывать, временно и постоянно проживать в Республике Беларусь. Порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания иностранцев в Республике Беларусь устанавливается законодательством. Однако, анализ действующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок пребывания иностранцев в Республике Беларусь, позволяет сделать вывод, что законодательство Республики Беларусь в данной сфере требует дальнейшего совершенствования процедуры регистрации иностранцев в Республике Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства в установленном законом порядке могут покидать территорию Республики Беларусь. В исключительных случаях право на выезд из Республики Беларусь и транзитный проезд по ней может быть ограничено.
В современных условиях необходимо по-новому решать вопросы, связанные с депортацией или высылкой иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь. Требуется теоретическое осмысление новых реалий, детальный анализ и объективная оценка не только прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, но и мер ответственности в случае нарушения ими законодательства Республики Беларусь. Это необходимо учитывать при разработке и совершенствовании законодательства, регламентирующего правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
2. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 21 апреля 2003 г. № 194-З (в ред. от 4 января 2014 г. № 120-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (в ред. от 12 июля 2013 г. № 60-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
5. Об органах государственной безопасности Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 N 390-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
6. Об органах пограничной службы Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 454-З (в ред. от 12 декабря 2013 г. № 84-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
7. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
8. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З (в ред. от 4 января 2010 г. № 105-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
9. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (в ред. от 19 апреля 2012 г. № 197) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
10. Об утверждении положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в республике иностранных граждан и лиц без гражданства: Указ Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. N 204 (в ред. от 08.01.2013 № 8) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
11. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства: Указ Президента Республики Беларусь 17.11.1994 № 209 (в ред. от 29.12.2006 № 755) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
12. Об утверждении Визовых правил Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 июля 2010 г. № 1065 (в ред. от 16 августа 2013 г. № 725) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
13. Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 333 (в ред. от 31 мая 2012 г. № 508) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
14. Об утверждении Положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам депортации таких лиц: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 146 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
15. Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2006 г. № 73 (в ред. от 27 июля 2012 г. № 700) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
16. Об установлении перечня заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.06.2012 №75// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
17. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации (в ред. 28.12.2013 N 390-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
18. Информационно-справочный материал о миграционной ситуации в Республике Беларусь в 2013 году // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=11261 — Дата доступа: 22.04.2014.
19. Административно-правовые режимы Республики Беларусь / В.Ф. Ермолович и др. / под общ. ред. В.Ф. Ермоловича – Минск : Акад. МВД, 2013. – 291 с.
20. Антоненко-Куличенко, Н.С. Правовое регулирование регистрации и расторжения брака с участием иностранных граждан / Н.С. Антоненко-Куличенко // Актуальные проблемы науки XXI века: сборник научных статей молодых ученых. – 2012. — №1 – С.10-16.
21. Валюшко, Н.В. Правоприменительная практика депортации и высылки иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь /Н.В. Валюшко // Конституция Республики Беларусь: 16-летний опыт применения: материалы круглого стола, состоявшегося 15 марта 2010 года на юридическом факультете Белорусского государственного университета / научный редактор Г.А. Василевич. – Минск, 2010. – С.130 – 133.
22. Валюшко, Н.В. Специфические права иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь /Н.В. Валюшко // Экономика, право и проблемы управления: сборник научных трудов. – 2010. – Вып.2 – С.225 – 232.
23. Василевич Г.А. Конституционное право: Учебное пособие. Минск: Регистр, 2012. — 192 с.
24. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г. А. Василевич. — Минск : БГУ, 2006. — 125 с.
25. Василевич Г.А. Конституция — основа национальной правовой системы. Минск: Право и экономика, 2010. – 321c.
26. Дрозд, Л. Права таможенных органов по временному ограничению права на выезд иностранных граждан / Л.Дрозд // Главный экономист производственно-практический журнал. – 2013. — №1 – С.54-55.
27. Забродский, Н.И. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь и Азербайджанской Республике / Н.И. Забродский // Вестник Академии МВД Республики Беларусь: Науч. – теорет. Журн. – 2011. — №2. – С.67-70.
28. Телятицкая, Т.В. О путях совершенствования законодательства об иностранцах/ Т.В. Телятицкая // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.
29. Федорако А.И. Правовое регулирование въезда и временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Федорако А.И. // Право.by : научно-практический журнал / учредитель Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, Кафедра ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву. – 2011. — №4. – С.47 – 51.
30. Федорако А.И. Административно-правовое регулирование миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Федорако А.И. // Право.by : научно-практический журнал / учредитель Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, Кафедра ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву. – 2011. — №3. – С.45 – 52.

Прокрутить вверх