Государственное управление и исполнительная власть.
Готовая курсовая работа по предмету Административное право Республики Беларусь.
Объем работы: 28 стр.; Год: 2018; Страна: Республика Беларусь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и функции государственного управления 5
1.2. Формы и методы государственного управления. Особенности реформирования государственного управления в Беларуси 9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 16
2.1. Понятие, характерные черты, признаки исполнительной власти 16
2.2. Органы государственного управления как основные носители исполнительной власти 19
2.3 Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Беларуси 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ВВЕДЕНИЕ
Управление является важнейшим инструментом организационного воздействия государства и других элементов политической системы Республики Беларусь на все стороны общественной жизни, средством обеспечения экономических и политических преобразований в обществе.
Целью общества, как и государства, является социальный прогресс. В этих условиях увеличивается объем работ по управлению, усложняется механизм их планирования и выполнения, возрастает значение комплексного и скоординированного функционирования различных систем, четкого определения роли и функций каждого звена системы управления [6, с. 6].
В связи с этим проблемы научной организации управления привлекают внимание не только практических работников аппарата управления, но и представителей многих отраслей науки — философов, экономистов, юристов, психологов и др.
Вышесказанное в полной мере обуславливает особую актуальность вопросов государственного управления и исполнительной власти.
Целью курсовой работы является комплексный анализ государственного управления и исполнительной власти. Для достижения указанной цели следует последовательно решить следующие задачи:
1) определить понятие и функции государственного управления;
2) выделить формы и методы государственного управления, а также особенности реформирования государственного управления в Беларуси;
3) определить понятие, характерные черты, признаки исполнительной власти;
4) рассмотреть органы государственного управления как основных носителей исполнительной власти;
5) определить принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Беларуси.
Объект исследования – государственное управление и исполнительная власть.
Предмет исследования – процессы и закономерности, которыми характеризуются государственное управление и исполнительная власть.
В процессе исследования были использованы общенаучные методы: системный анализ, сравнительный метод, метод дедукции, а также частные методы исследования: сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, структурный, институциональный и др.
При подготовке курсовой работы использовался нормативно-правовой материал (положения Конституции, законов и указов Президента Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: Д.А. Гавриленко, С.Н. Князев, Н.Б. Антонова, А.Н. Крамник, О.И. Чуприс, И.И. Мах, Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский, Д.Е. Тагунов, П.С. Забелов и др.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, списка использованных источников. Объем работы составляет — 29 листов; использовано 14 источника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное управление является особым видом социального управления. При этом, оно имеет все общие признаки и черты, присущие социальному управлению, однако, имеет и свои особенности. Государственное управление (в широком смысле) — управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной). Государственное управление (в узком смысле) — подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями. Функции государственного управления представляют собой основные направления деятельности государственных органов по обеспечению выполнения задач государственного управления. Они имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления. Функции государственного управления можно классифицировать на внутренние, внешние, общие, специфические.
Форма государственного управления — это внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом управления (должностным лицом) в рамках компетенции, и вызывающее определенные последствия. Методы государственного управления показывают, как, каким образом государство решает встающие перед ним задачи в области управления. Иначе говоря, они определяют качественную сторону управления. Метод управления, есть ни что иное, как возможность соответствующего воздействия со стороны управляющего субъекта на управляемый объект. Но для того, чтобы эта возможность стала действовать интенсивно, необходимо облечь ее в определенную форму. Таким образом, метод и форма являются взаимосвязанными сторонами процесса управления. Процесс формирования и реформирования системы государственного управления в Республике Беларусь начался в 90-е годы ХХ века в условиях перехода от централизованной плановой системы к социально ориентированной рыночной экономике и по многим направлениям продолжается до настоящего времени.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества на основании законодательства и реализующих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера. Исполнительная власть приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.
Орган государственного управления — это такая политическая организация, которая от имени и по поручению государства осуществляет повседневное, непрерывное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно политического строительства. Государственные органы обладают различной компетенцией. Государственные органы различаются между собой и по своей организационной структуре.
В систему принципов построения и деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) входят принципы: 1) правового регулирования (правовой основы) органа государственного управления (исполнительной власти); 2) системности данных органов; 3) централизации и децентрализации функций и решения данной проблемы в самой системе; 4) профессионализма и компетентности; 5) законности; 6) гласности; 7) контроля в процессе организации и функционирования органов государственного управления. Правовой основой построения системы органов государственного управления (исполнительной власти) являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента и другие нормативные правовые акты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
2. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь 4 января 2010 г. № 108-З (в ред. от 9 января 2018 г. № 91-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
3. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь 23 июля 2008 г. № 424-З (в ред. 17 июля 2018 г. № 132-З)// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2017.
4. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь 5 мая 2006 г. № 289 (в ред. от 3 октября 2017 г. № 359) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
5. Административно-правовые основы государственного управления : учеб. пособие / под ред. А.Н.Крамника. Минск, 2004.
6. Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. — Мн.: Амалфея, 2002. — 416 с.
7. Князев С.Н., Антонова Н.Б. (ред.) Основы государственного управления РБ. Конспект лекций. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск 2006. — 326 с.
8. Крамник, А. Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь [Текст] / А. Н. Крамник. — Минск : Амалфея, 2001. – 222.
9. Крамник, А.Н., Чуприс О.И. Административное право. В 2 ч. Ч.1. Управленческое право: учебник / А.Н. Крамник А.Н., О.И. Чуприс. — Минск. Изд. Центр БГУ, 2013. — 567 с.
10. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. — Минск: Амалфея, 2012.- 640 с.
11. Рябцев, Л.М. Административное право учебник / Л.М. Рябцев и др.]. — Минск : Изд. центр БГУ, 2014. — 607 с.
12. Рябцев, Л.М. Административное право : курс лекций / JI.M. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский ; под ред. Л.М. Рябцева. — Минск : БГЭУ, 2006. — 437 с.
13. Тагунов, Д.Е. Административное право и процесс: курс лекций / Д.Е. Тагунов, П.С. Забелов. — Минск: ТетраСистемс, 2008. — 228 с.
14. Телятицкая, Т. В. Административное право: ответы на экзаменационные вопросы / Т. 13. Телятицкая. — Минск : Тетралит, 2013. — 224 с.