Правоспособность физических лиц в римском праве

Правоспособность физических лиц в римском праве:
Правоспособность римских граждан (status civitatis).
Правоспособность латинов и перегринов (status libertatis).
Правовое положение рабов (Servi).
Правовое положение вольноотпущенников (Libertini).
Правовое положение колонов
Статусные суды (Quaestiones status).

Физические лица, или люди как индивидуумы, когда-то не были субъектами права. В родовом общественном устройстве, когда права еще не существовало, действовало обычное правило, согласно которому лишь представители рода на территории рода как равноправные товарищи, могли пользоваться благами совместной жизни и с одинаковой возможностью участвовать в решении злободневных проблем.

Все другие физические лица — представители других родов — были врагами. Эти лица были объектами, которыми представители рода, в меру собственных сил, могли свободно располагать и которые могли даже уничтожать. С расширением родовой организации (период военной демократии) и с ее перерастанием в государство право свободного проживания на территории родового союза или соданного им нового государства признавалось не только за членами родового союза и не только за лицами, по этническому происхождению принадлежащими к народу, основавшему государство. Такое право признавалось и за всеми покоренными и присоединенными племенами. При этом, представители покоренных племен, в отношении располагаемых ими прав, оказывались в худшем положении, чем представители рода, организовавшего государство. Кроме этих групп свободных жителей — во все времена существования римского рабовладельческого общества — были и лица, за которыми не признавалось даже право на жизнь. Это были физические лица в положении рабов. Три указанных круга лиц, из которых одни пользовались правами, гарантированными правовым порядком, другие — лишь правом на жизнь и свободу, а третьи не имели никаких прав, в источниках римского права были обозначены как круг лиц, пользующихся правом гражданства (status civitatis), круг лиц, пользующихся правом свободы (status libertatis) и круг лиц, находящихся соответственно в положении рабов (in statu servitutis). Поэтому, освещая вопросы правоспособности физических лиц, римляне говорили о status civitatis, status libertatis и о положении людей, не обладающих ни одним из этих статусов, находящихся в рабском состоянии, в положении объектов права.

Правоспособность римских граждан (status civitatis)

Gives romani или физические лица в положении римских граждан (status civitatis) не были одинаковы и равноправны. Содержание их прав было различным не только в отдельные периоды развития римского государства, но и в зависимости от места, которое в данном общественном слое занимали отдельные индивидуумы. Впрочем, в Риме не существовало ни реальной, ни формальной демократии даже для граждан римского государства.

а) Приобретение гражданства. — Римское гражданство приобреталось по рождению (jus sanguinis) или путем натурализации (naturalisatio).

С тех пор как, согласно римскому праву, было запрещено убивать и бросать детей, кроме уродов (portenta, monstra, prodigia) и детей, очевидно не способных к существованию (person ae debiles) (76), право римского гражданства, по большей части в момент рождения, получали дети от брака между римскими гражданами (77), внебрачные дети римских граждан и дети, рожденные женщиной, которая в момент родов была рабыней, если во время беременности хотя бы некоторое время пользовалась гражданскими правами (favor libertatis). В порядке исключения, дети, рожденные римской гражданкой, находящейся в браке с перегрином без jus conubii, согласно уложению lex Minicia, достигали положения перегринов.

Правоспособность ребенка наступала в момент, когда роды были завершены, то есть когда ребенок отделялся от пуповины (partus perfectus). Чтобы достигнуть правоспособности римского гражданина, ребенок, отделенный от пуповины, должен был быть живым. В классическом праве существовал спор между сабинианцами и прокулеанцами, следует ли считать живым ребенка, подавшего какой-то любой признак жизни, или только закричавшего после родов. Победило мнение сабинианцев, что достаточно любого признака жизни.

Гражданских прав, то есть правоспособности пользоваться jus proprium civium romanorum, не могло получить не родившееся дитя. В виде исключения, для неродившегося ребенка, чей отец умер после зачатия, но до родов (postumus), существовало правило: infans conceptus pro jam nato habetur, quotiens de commodis ejus agitur (78). На основе применения этого правила за еще нерожденным ребенком, при двух условиях, сохранялось наследное и некоторые другие имущественные права. Условия были таковы: ребенок по смерти отца должен был родится живым и не позднее десяти месяцев после смерти предполагаемого отца. (79)

Лица, которые не были гражданами Рима по рождению, могли достичь римского гражданства путем натурализации. Натурализация могла быть публичной или частной.

Частная натурализация лиц без гражданства допускались каждым pater families (главой римской семьи) путем адопции, или усыновления лиц, рожденных вне римской семьи. Такое же действие оказывали манумиссии, или освобождение из рабства. Между тем, в классический период римское гражданство получали не все освобождаемые рабы, но только те, которые были освобождены определенным формальным способом. Гражданства достигали и те рабы, которые были освобождены согласно предписаниям lex Fufia Caninia и Lex Aelia Sentia. Только в постклассическом праве возобладало мнение, что любой раб, освобожденный господином-гражданином, независимо от способа освобождения, должен был получать гражданские права.

Публичная натурализация, по решению государственных органов (сенат, консулы, преторы, правители провинций, принцепс или император) могла быть обычной или в виде исключения.

Обычная натурализация давалась лицам, выполнившим определенные условия. Предполагаемые условия были более благоприятными для лиц в положении латинов и более тяжелыми для лиц в положении перегринов. Натурализация в виде исключения давалась тем лицам и даже целым городам и отдельным народам, которые имели выдающиеся заслуги перед Римом. Так, например, по lex Plautia Papiria (89 год до н. э.) римское гражданство получили все свободные жители Италии, а по constitutio Antoniana (212 год н. э.) и все свободные жители империи, кроме тех, кто находился в положении покоренных. В конце концов, по beneficium principale Юстиниана и они получили гражданство, и с тех пор все свободные жители римского государства были и его гражданами.

б) Содержание римского гражданства. — В ходе развития римского государства оформились группы публично-правовых и частно-правовых полномочий, которые и составляли содержание римского гражданского права. Между тем, многие из этих прав, да и целые их группы, не существовали ни как гражданские права за все время развития римского государства, ни как права, которые в одинаковой мере были доступны всем его гражданам.

В области публичного права (политические права), например, было принято считать гражданскими правами: jus suffragii или активное избирательное право (право граждан подавать голоса на собраниях); jus honorum или пассивное избирательное право (право граждан быть избранными носителями публичных служб); право вступать в легионы; право участвовать в религиозных или светских празднествах и право принимать участие в общественной жизни государства. Все эти гражданские права существовали в старом Риме и во время республики. Между тем, во время принципата, когда были отменены собрания и когда Рим ввел постоянное платное войско, исчезли и jus suffragii и jus honorum, как и право нести службу в легионах. Точнее говоря, во время домината римские граждане остались без каких-либо публичных или политических прав. В этом отношении римское гражданство было лишено всякого содержания.

В области частного права римские граждане имели jus connubii, или право заключать римский брак, и jus commercii, или право пользоваться установлениями римского имущественного права: правом на собственность и другими имущественными правами, правом вступать в обязательственно-правовые отношения, правом наследования в активном и пассивном значении и правом на правовую защиту. Кроме того, как особое право римских граждан, существовало и право на tria nomina (82). Вышеприведенные частно-правовые полномочия существовали и использовались как гражданские права на протяжении всей истории римского государства.

Все приведенные права публично-правового и частно-правового характера даже тогда, когда признавались правами гражданскими, не были доступны всем гражданам Рима в одинаковой мере. Приведенными правами в полном объеме могли пользоваться только cives optimo jure или высшие слои римского населения (patricii, nobili, honestiores). Cives minuto jure или подчиненные слои римского населения, как правило, не имели jus honorum, никогда не имели jus suffragii, а иногда — и jus conubii. В сущности, конкретное содержание гражданских прав римлян зависело не только от эпохи в развитии римского государства, но и от социального и общественного положения индивидуума.

в) Ограничение правоспособности римских граждан. — Кроме ограничения правоспособности подчиненных граждан, или cives minuto jure, в римском праве существовали и специальные ограничения, которые целым группам граждан или отдельным лицам сужали содержание гражданских прав.

1. Ограничения, которыми сужались гражданские права целых категорий жителей, т. е. общие ограничения правоспособности, существовали для женщин, детей alieni juris, варваров, еретиков, отступников, евреев и колонов. Женщины как пол, в римском праве не были равноправны с мужчинами, хотя уже отдельные классические юристы подчеркивали, что неверно и несправедливо недооценивать способности представительниц женского пола. Данная точка зрения классических юристов привела к улучшению положения женщин в области частного права. В этой области женщины были почти уравнены с мужчинами. Между тем, женщины никогда не были уравнены с мужчинами в области политических прав. Они были совершенно лишены какой-либо возможности активно участвовать в политической жизни. Лица alieni juris, то есть лица, находящиеся под властью главы семьи, если они были совершеннолетними мужчинами (puberes), пользовались политическими правами своего общественного слоя, но не обладали jus commercii. Но уже с классического периода, хотя и в ограниченном объеме, за ними было признано и это право. До постклассического права (до победы христианства) принадлежность к определенной религии не приводила к ограничению гражданских прав. После победы христианства еретики, отступники, варвары и евреи не только преследовались в уголовном порядке, но и были ограничены в правовом отношении, особенно в области наследственного права. В этот период специальные ограничения гражданских прав были введены и для колонов, как и для других лиц, прикрепленных к своим занятиям (fabricienses, ремесленники и торговцы). Лица определенных профессий не имели права менять занятие и заключать браки с лицами других профессий. Иными словами, для всех этих лиц были ограничены jus commercii и jus conubii.

2. Ограничения, которыми содержание гражданства, постоянно или временно, сужалось для отдельных индивидуумов при особых обстоятельствах, которые возникали только тогда, когда эти лица признавались ограниченными особо или индивидуально. Такие ограничения содержания гражданских прав были наложены на nexi и addicti, на лица im mancipio, auctorati и abhoste redempti.

Одним из наиболее ранних случаев ограничения гражданских прав в особых обстоятельствах был случай так называемого долгового рабства. Долговыми рабами (nexi и addicti) были лица, которые добровольно или по решению суда отрабатывали долг у доверителя. Эти лица до выплаты долга не имели ни публично-правовых, ни частно-правовых полномочий, за исключением того, что, по эдикту Сервия, могли поступить в легионы. Все же положение долговых рабов было лучше положения постоянных рабов, так как первые, после выплаты долгов, освобождались силой закона и им возвращались гражданские права того общественного слоя, к которому они принадлежали.

Лица in mancipio были лицами alieni juris, которые путем mancipatio были отторгнуты со стороны pater familias, как правило, сроком на один lustrum (на пять лет), с условием, что pater familias получал возмещение за работу этих лиц в доме нового господина. Кроме них, лицами in mancipio были признаны и те лица alieni jures, которых pater familias при каком-либо проступке передавал вместо возмещения нанесенного им ущерба. Положение лиц in mancipio соответствовало положению примитивных наемных работников и иногда уравнивалось с положением рабов: лица in mancipio принуждались к operae serviles.

Auctorati (gladiatores) были лицами, которые перед ланистами, организаторами публичных игр, давали клятву, что будут сражаться по их приказу и по всем правилам гладиаторского боя. После принятия таких обязательств, гладиаторы теряли свободу передвижения и личную свободу, а с этим и возможность пользоваться гражданскими правами.

Римские граждане, захваченные неприятелем, теряли гражданство и свободу и считались рабами. При родовом устройстве обязанностью выкупить пленных обременялись все члены рода; позднее, если патрон попадал в рабство, клиенты должны были его освобождать. В классическом и постклассическом праве обязанность выкупа пленных не была юридически отрегулирована. Если в это время какой-нибудь римлянин выкупался из рабства (ab hoste redemptus), он, согласно postliminium, получал все прежние гражданские права, кроме тех, что носили сугубо личный характер. Установление postliminium основывалось на фикции, что рабства как бы не было. Все же определенные ограничения имущественного положения таких лиц производились в интересах доверителя, выплатившего выкуп. До выплаты этой суммы, выкупаемый римлянин находился в положении, схожем с положением лиц in mancipio.

3. Другие случаи потери некоторых гражданских прав проявлялись как санкции, налагаемые за поведение граждан, которое, по общему мнению или согласно определенным правовым нормам, признавалось недопустимым или нечестным.

Personae intestabiles, например, являлись лицами, которые участвовали при заключении определенных юридических договоров, особенно юридических договоров в форме per aes et libram, a потом отказывались свидетельствовать о том, что видели и слышали. Такие лица больше не могли ни свидетельствовать, ни вызываться свидетелями. Их jus commercii был ограничен.

Nota sensoria вписывалась в цензорские книги на какого-либо гражданина, чье небрежение государственным имуществом отступало от нормального понимания долга. Граждане, на которых цензоры вписывали nota censoria, теряли jus honorum и вычеркивались из списка сенаторов и благородных (эквесторов).

Инфамными, или бесчестными лицами были граждане, совершившие какой-либо бесчестный поступок, из-за которого клеймились как недостойные известных прав. Эта infamia называлась infamia juris и делилась на infamia immediata и infamia mediata. Infamia immediata, или непосредственное бесчестие, наступала в силу закона (ipso jure) в случаях ложного банкротства, двоеженства, женитьбе на женщине до истечения срока траура и т. д. Infamia mediata, или косвенное бесчестие, было последствием осуждения за проступки injuria, dolus, rapina, furtum, как и за недобросовестное опекунство, развод, fiducia, mandatum и компаньонство. На основе infamia juris бесчестные лица теряли публично-правовые полномочия, а частно-правовые были для них ограничены.

Turpes personae, или бесчестные лица, по infamia facti, были лицами занимающимися профессией, недостойной для благородных римлян, или лицами, которые каким-либо другим образом в частной жизни вызывали презрение у благородных людей. Infamia facti, или turpitude, приводила к ограничению гражданских прав по решению государственных органов.

г) Утрата правоспособности римских граждан. — Capitis deminutio maxima и media. — Римское гражданство утрачивалось в следствие естественной или гражданской смерти отдельного лица.

1. Естественная смерть наступала с угасанием последних признаков физиологических функций человеческого организма. Подтверждение момента смерти было важным по многим причинам: в этот момент прекращались все права умершего гражданина и оглашалось завещание (delatio hereditatis). В случае существования наследства, с момента делации (или оглашения завещания) до времени аквидиции, принятия наследства, имела силу следующая фикция: hereditas enim non heredis personam, sed defuncti sustinet, то есть считалось, что правоспособность умершего (de cujus) продолжается столько, сколько необходимо для правильного определения наследника и получения им наследства. Вследствие большого значения подтверждения дня и часа смерти, особенно в наследственном праве, классические юристы пытались решить и вопрос о комориентах, то есть лицах, погибших в массовой катастрофе. Для решения этого вопроса они создали фикцию: считалось, что совершеннолетний сын, погибший вместе с отцом, переживал отца, но что отец в аналогичном случае переживал малолетнего сына. Эта фикция не применялась последовательно: когда речь шла о комориентах из числа вольноотпущенников, считалось, что отец и совершеннолетний сын умирали одновременно. Таким образом, защищались права патрона.

2. Гражданская смерть, т. е. утрата гражданских прав каким-либо лицом, могла быть вызвана рядом событий, или юридических фактов, которые в римском праве были поделены на две основные группы: факты, которые приводили к capitis deminutio maxima и факты, приводящие к capitis deminutio media.

Capitis deminutio maxima наступала тогда, когда римский гражданин попадал в плен к врагу, когда бывал продан в рабство trans Tiberium, а также при осуждении на смертную казнь, пожизненную работу в рудниках (ad metalla) или борьбу со зверями (ad bestias). В этих случаях римские граждане теряли не только качество римских граждан, но и свободу и приравнивались к рабам.

Capitis deminutio media наступала при переселении римского гражданина в латинскую или перегринскую общину, при перебежке к врагу с осуждением на aquae et ignis interdictio (изгнание из Рима), депортацию и релегацию (ссылку). В перечисленных случаях римские граждане теряли гражданство, но сохраняли свободу и право быть уравненными с перегринами или латинами.

Capitis deminutio media, при повторном достижении гражданства, особенно если потеря гражданства не была связана с уголовным правонарушением, отменялась jus postlimini.

В других случаях повторное достижение гражданства (реинтеграция) могло быть допущено лишь по решению государственных органов (beneficio principali).

Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.

Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)

Прокрутить вверх