Отцовская власть в римском праве

Способы установления отцовской власти (patria potestas) в римском праве. Условия прекращения отцовской власти. Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей. Имущественные права подвластных лиц. Положение внебрачных детей.

В римском праве не было родительского права как собрания правовых норм, в соответствии с которыми отец и мать имели бы одинаковые права и обязанности по уходу и воспитанию своих детей. Только при Юстиниане возникли первые формы родительского права, закреплялись права матери и детей.

В римском праве был институт отцовской власти.

Отцовское право — это правовые установления, обеспечивающие власть paterfamilias в семье над другими ее членами.

Гай называл этот институт «строго национальным для римских граждан». Действительно, это типичный римский институт: почти полное отрицание личных и имущественных прав лиц «с чужим правом» в коллизии с волей домовладыки.

Условия установления отцовской власти:

— по факту рождения от родителей, состоящих в законном браке;

— актом воли домовладыки (посредством узаконивания или усыновления).

В древности для установления отцовской власти над своими детьми требовалось соблюдение двух условий:

1)      ребенок должен родиться от женщины, находящейся в браке с до- мовладыкой или с другим мужчиной из данного domusa (консорциума);

2)      домовладыка должен был признать ребенка как члена своей семьи.

По Законам XII таблиц членами семьи становятся (без специального признания) по факту рождения все здоровые мальчики и первородные девочки. Другие дочери и дети с выраженными дефектами могли быть отвергнуты. Отсюда римское выражение-аналог вопросу «да или нет» — «мальчик или девочка?» Процедура признания заключалась в том, что отец сразу после родов должен был взять младенца на руки. Именно так был признан Цезарем его незаконнорожденный сын от Клеопатры — Цезарион.

В классический период отвергались только нежизнеспособные младенцы (monstra). В момент перерезания пуповины все живые дети, рожденные в законном браке, становились членами семьи, а домовладыка обязан был их признавать. Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано обратное. Действовало правило: «Отец — это лицо, состоящее в браке с матерью» (Павел).

Способы установления отцовской власти

Способов установления отцовской власти было два (см. Дигесты, книга 1, титул VII):

•        по факту рождения в римской семье;

•        по воле домовладыки (путем узаконивания и усыновления).

Узаконивание (legitimatio) есть установление отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате.

Формы узаконивания:

— последующим браком родителей внебрачного ребенка;

— отдать сына на службу в курию, а дочь выдать замуж за члена курии;

— по милости императора (рескриптом).

Усыновление (adoptio) есть общее понятие, которое разделяется на два вида: adoptio и adrogatio (адопция и адрогация). Действует правило: «Сыновьями семейства делает не только природа, но и усыновление» (Модестин). Усыновление осуществлялось в любом возрасте (усыновляемого) и от имени римского народа.

Адопция — это установление отцовской власти над посторонним лицом, находящимся под властью домовладыки (над «сыновьями семейства»).

В случаях бездетности усыновляли детей своих родственников, пролетариев и рабов властью магистрата (в провинциях и в Риме).

Процедура адопции была очень сложная: для мальчика требовалась тройная фиктивная манцииация, для девочки — одна фиктивная манципация.

В классический и постклассический периоды процедура адопции регулировалась следующими правилами:

1) усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет;

2) адопция происходила путем рескрипта императора или записью в государственном органе по решению магистрата (судебный протокол);

3) адопция могла быть оформлена как adoptio plena (усыновленное лицо прерывало все связи с прежней семьей) и adoptio minus plena (без потери основных прав в семье родного отца);

4)      если сын семейства является консулом, то он может усыновить самого себя (или эманципировать);

5)      при усыновлении внука необходимо согласие сына (отца этого внука), но после смерти усыновителя внук не наследует деду, а перейдет под власть своего отца;

6)      даже слепой может усыновлять и быть усыновленным (по Ульпиану);

7)      иногда вначале эманципируют, а потом усыновляют;

8)      не может быть усыновлен ни отсутствующий, ни не согласный с этим (Ульпиан), т. е. только в присутствии усыновителя и им лично;

9)      адопция не меняет статуса усыновленного (он остается вольноотпущенником или рабом).

Adrogatio — это установление отцовской власти над посторонним лицом, не находящимся под властью домовладыки (над лицом со своим правом).

В Риме с помощью этого института происходила передача императорской власти.

Адрогация осуществлялась властью народа, по отношению к женщинам применялась только по рескрипту принцепса (Гай).

Этот вид усыновления называется адрогацией (опросом), потому что усыновителя и усыновленного опрашивали, желают ли они этого.

Особенности адрогации:

—  усыновленный полностью отрекался от своей семьи, от своего -семейного культа;      

—        прекращалась прежняя правоспособность усыновленного лица (поэтому до усыновления очень тщательно регулировались все    ‘имущественные отношения усыновляемого лица; магистрат выяснял, не будут ли ущемлены имущественные интересы этого лица);

—     усыновленный получал право наследования;

—      дети усыновляемого также переходят под власть усыновителя в качестве внуков.

Условия адрогации:

— усыновляет только мужчина (женщина лишь в исключительных случаях в постклассический период — например, когда имела детей и они умерли);

— усыновитель не должен быть подвластным (т. е. должен обладать

отцовской властью);

— лицо со своим правом можно усыновлять (с переходом всех его подвластных под власть нового домовладыки);

— быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет и не старше 60 лет, быть здоровым и «без постыдного желания»;

— возраст усыновляемого — любой, «даже младенец» (Модестин);

— усыновитель в идеале должен не иметь родных и усыновленных детей (усыновлять могут те, кто не может иметь детей, в том числе и скопцы, и неженатые);

— усыновитель должен быть не беднее усыновляемого (усыновление должно быть полезно для сироты);

— при адрогации малолетнего давалась гарантия того, что его не эманципируют;

— нельзя усыновлять сразу многих (Ульпиан);

— нельзя усыновлять чужого вольноотпущенника (Ульпиан);

— нельзя усыновлять тому, кто является опекуном над лицом моложе 25 лет;

— надо давать поручительство об имуществе усыновляемого, составить дополнительное завещание (на случай смерти сироты до достижения совершеннолетия устанавливался дополнительный наследник) — без этого возможен иск против усыновителя;

— с усыновлением достоинство усыновляемого увеличивается (так, сенатор, если он усыновлен плебеем, остается сенатором, и его сын также сохраняет принадлежность к сенаторскому сословию);

— всякий может усыновить кого-то на положение внука, даже если у него нет сына;

— вторичное усыновление не допускается (одного лица), «не подобает иметь временного сына»;

— долги усыновленного переходят на приемного отца.

Условия прекращения отцовской власти

Отцовская власть прекращалась:

1)      с естественной смертью домовладыки (внуки переходят под власть не деда, а отца);

2)      с гражданской смертью домовладыки (утратой свободы и/или гражданства);

3)      в результате лишения домовладыки прав отцовской власти (например, после осуждения за публичные преступления, наложения инфамии);

4)      с физической смертью подвластного лица;

5)      с гражданской смертью подвластного лица (утратой свободы и/или гражданства);

6)      путем эманципации лица с чужим правом с согласия домовладыки.

Единственно возможный способ погашения отцовской власти при жизни домовладыки — это эманципация (освобождение от отцовской власти).

В древности эманципация носила элемент наказания, ведь лицо оставалось без семейной защиты (напоминало изгнание). В классический период эманципация превратилась в привилегию лиц с чужим правом, но только наиболее способных и талантливых, достигших высокого, общественного положения, почетных званий (патриций, консул, городской или преторианский префект, сенатор). Процедура эманципации напоминала усыновление: тройная фиктивная продажа для мужчин и одна фиктивная продажа для женщины. В древности эманципация наступала автоматически только при получении статуса жреца Юпитера или жрицы богини Весты.

В постклассический период эманципация осуществлялась рескриптом императора или через заявление главы семьи в государственный орган и записью в протоколе суда.

Эманципация не носила необратимого характера, она могла быть и отменена (ведь власть домовладыки абсолютная и пожизненная).

Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей

Личные права и обязанности членов римской семьи отличались на разных этапах развития государства и права.

В древнее время домовладыка имел право жизни и смерти детей, мое продавать их в рабство, избить, бросить в темницу. Действовало правило: «Власть над сыном Ромул вручил отцу пожизненно». До третьей продажи отец забирал себе все, что зарабатывал сын. Если сын трижды продавался в рабство (за долги), то с третьей продажи он освобождался от власти отца. Практически не было различий между положением рабов и членов семьи (внутри стен дома).

В классическом и постклассическом праве власть домовладыки ограничивалась следующими новациями:

1)      потерял право жизни и смерти над детьми, более того — строго наказывался (кроме случая убийства дочери, уличенной в измене);

2)      потерял право продавать сына (кроме случаев крайней нужды);

3)      не требовалось его согласия при заключении брака, если старше 25 лет;

4) не требовалось согласия отца в случае эманципации лиц в закона.

Отец (римский гражданин) имел право:

— требовать почитания, дисциплины;

— применять домашние наказания;

— определять опекуна или попечителя;

— содержать и воспитывать детей и выбирать им занятие;

— требовать алименты в старости;

— устанавливать завещательные институции и субституции;

— предъявлять иск против третьего лица, удерживающего его властного. 

В праве Юстиниана мать была почти уравнена с отцом в отношении детей, но и раньше матрона могла сама назначать приданое, заключать сделки.

Правам отца были противопоставлены права и обязанности детей.

Дети имели право:

— на уход и воспитание;

— на получение приданого и наследства.

Дети были обязаны:

— почитать родителей;

— не предъявлять порочащих исков против родителей;

— вступать в брак с согласия родителей;

— содержать их в старости (при условии, что в юности отец дал им профессиональное образование).

Имущественные права подвластных лиц

В римском праве на этот счет действовало общее правило: «Подвластный не может иметь ничего своего». И тем не менее реально подвластные имели некоторые права.

Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако распоряжаться им мог только домовладыка как единственный владелец. Подвластные лица в экономической жизни выступали как уполномоченные: могли заключать все необходимые сделки, однако все полученное по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом домовладыка отвечал по обязательствам и но деликтам подвластных (в древности мог продать сына в рабство за долги).

Подвластные могли обладать собственным имуществом, которое называлось peculium (право собственности на него оставалось у главы семьи).

Пекулий — это имущество, доверенное домовладыкой подвластному лицу (сыновьям, рабам) для свободного хозяйствования в управление и пользование.

Было и три вида собственного имущества подвластного.

1.      Военный пекулий (имущество, приобретенное подвластным на военной службе).

2.      Квазивоенный пекулий (имущество, приобретенное на государственной и общественной службе, в качестве юриста например); появился с IV в. н. э.

3.      Имущество, полученное от домовладыки (пекулий).

Общий принцип римского семейного права гласил: недопустимы какие-либо обязательства внутри семьи ни между главой семьи и подвластными, ни между подвластными.

В случае смерти подвластного имущество не переходило к его детям, а возвращалось главе семьи (если не было завещательного распоряжения). Если подвластный сын выходил из-под отцовской власти (эманципацией), его пекулий оставался ему по воле отца в качестве подарка (отец мог потребовать возврата пекулия).

Реально пекулий создавал обязательства, но они не имели исковой защиты, а были «натуральными».

В. период домината за подвластными признали право собственности на имущество, полученное по наследству от матери, и вообще на имущество с материнской стороны. Таким образом, подвластные могли пользоваться и управлять имуществом матери при ее жизни с согласия на это отца.

При Юстиниане было определено: подвластным принадлежит все, что приобретено не на средства отца.

Итак, права подвластных:

•        получать в управление пекулий (без права собственности);

•        совершать имущественные сделки (без получения прибыли и без ответственности по обязательствам);

•        иметь в собственности военный и квазивоенный пекулий;

•        пользоваться и управлять имуществом матери с согласия отца.

Положение внебрачных детей

Внебрачные дети рождались как у подвластных женщин, так и в конкубинате. Мать не имела на детей родительских прав, положение самих детей было трудным и в правовом отношении очень долго неотрегулированным.

Их положение можно определить следующими моментами:

1) дети, рожденные подвластной женщиной в рамках семьи, имели право на алименты (alimentum — питание, содержание) от матери и ее родственников;

2)      дети, рожденные в конкубинате, имели право на алименты со стороны отца, а также на долю в наследстве по воле отца;

3)      после заключения законного брака родителями, а также после усыновления детей п. 1 и узаконивания детей п. 2 они приобретали всю полноту прав законных детей (по первой или второй очереди — по решению отца). 

Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.

Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)

Прокрутить вверх