Законы Драконта. Текст

Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII веку до н. э. (621 г. до н. э.). Это первая серьезная уступка эвпатридов демосу — издание писанных законов, 3 законов Драконта. До этого времени писанных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.

В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необычайной жестокостью, и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные законы. Однако драконтовы законы имели большое историческое значение. Писанное право вносило порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда.

ЗАКОНЫ ДРАКОНТА

О законах Драконта, изданных в 621 г. до н. э., известно мало. Сохранилась только позднейшая надпись, которая содержит постановление народного -собрания от 409—408 г. до н. э. о реставрации статей законов о непредумышленном убийстве и отрывки из них. (Драконтовы законы о непредумышленном убийстве действовали в Афинах до 111в. до н. э.) В основном это была запись уже существовавшего права.

а)      АРХАИЧНОСТЬ ЗАКОНОВ ДРАКОНТА * (Павсаний, Описание Эллады, VI, XI, 6)

(Упала статуя и убила человека)

…Дети убитого предъявили к этой статуе иск об убийстве; жители Фасоса 2 бросили эту статую в море, следуя постановлению Драконта, который написал для афинян уголовные законы и опре-делил, чтобы подвергались суду и неодушевленные предметы, если какой-нибудь из них, упав, убивал человека.

Перев. С. П. Кондратьева.

б)      АРИСТОТЕЛЬ О ЗАКОНАХ ДРАКОНТА

(Политика, II, 12, 13, р. 1274, b 15)

…Драконту принадлежат законы, но он их составил для суще-ствовавшего уже государственного строя. Особенного, что заслу-живало бы упоминания, в этих законах нет ничего, разве только суровость их вследствие величины наказаний.

Перев. С, И. Радцига.

в) НАДПИСЬ 409/408 г. до н. э.

(Ditt. Syll., з, 111)

(Первый столб)3… и есликто убьет кого-нибудь непредумышлен-но, он должен идти в изгнание; судить же должны цари 4 по обви-нению в убийстве, или если кто станет обвинять кого-нибудь как умышлявшего убийство, а эфеты5 должны разобрать. Примириться могут все совместно, если будет налицо отец или брат, или сыновья; иначе несогласный берет верх. Если таких родственников не окажется, тогда , могут примириться родственники вплоть до родственников второй степени и до двоюродного брата, буде все согласятся на примирение, но должны при этом принести клятву. Если же из таковых никого не окажется, а убийство совершит человек непредумышленно и признает комиссия пятидесяти одного, именно эфеты, что он убил непредумышленно, тогда десять членов фратрии, буде пожелают, должны разрешить ему доступ в страну. Эти лица избираются комиссией пятидесяти одного из благородных. И те, которые ранее совершили убийство, должны подлежать этому закону. Объявить о судебном преследовании совершившему убийство надлежит на площади всем родом вплоть до родственни

ков второй степени и двоюродного брата; а преследование вести совместно — и двоюродным братьям, и их сыновьям, и зятьям, и тестям, и членам фратрии. Если же кто-нибудь убьет человеко-убийцу или будет причиной убийства, он должен быть лишен права появляться на пограничной площади и участвовать в состязаниях и святынях амфиктионовских как убивший афинянина, и подлежит тем же самым запрещениям. А разбирать дело надлежит эфетам. Наоборот, разрешается убивать и арестовывать человекоубийц на их собственной земле, и это не должно считаться осквернением и требовать искупления; в противном случае виновный должен в двойном размере выплатить за причиненный ущерб… 6 зачинщика насилия… если кто убьет непредумышленно во время состязания или задавит на дороге, или убьет на войне, по недоразумению… точно так же подлежит обвинению в убийстве, раз убьет раба или свободного …если кто человека, насильственным образом пытавшегося беззаконно уносить или уводить неживое или живое имущество, тут же убьет в состоянии самозащиты, это убийство не подлежит наказанию… Если кто — будь это должностное или частное лицо — будет повинен в повреждении или изменении этого закона, он подвергается лишению гражданской чести — и сам, и дети, и все его достояние.

1       Драконт — архонт-фесмофет 621 г. до н. э.

2       Фасос— остров у северного побережья Эгейского моря.

3       Начало не сохранилось.

4       «Филобасилевсы» — «цари четырех родовых фил» — пережиток древних учреждений. Они председательствовали и объявляли приговор.

5       Эфеты — особая комиссия из 51 члена, входившая в состав ареопага или состоявшая при ареопаге. Она судила за убийство.

6       Далее надпись неоднократно повреждена и восстанавливается ка основании речей Демосфена.

Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.

Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)

Прокрутить вверх