Какие процессуальные действия должен совершить судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, приняв к рассмотрению следующие гражданские дела… Пример решения задачи по гражданскому процессу.
Задача
Какие процессуальные действия должен совершить судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, приняв к рассмотрению следующие гражданские дела:
а) по иску Кривочуг к Левандовскому о взыскании алиментов на сына Андрея 7 января 1996 г. рождения. В исковом заявлении указано, что ранее с ответчика по решению суда взысканы алименты на двоих детей в пользу первой жены Куприяновой, с которой в настоящее время Левандовский проживает одной семьей и совместно воспитывает детей.
б) по иску Мингорисполкома к Макарычеву о выселении из дома, подлежащего сносу. В исковом заявлении указано, что по решению Мингорисполкома домовладение, принадлежащее Макарычеву на праве личной собственности, подлежит сносу. Семье Макарычева, состоящей из 5 человек, выделена трехкомнатная квартира площадью 41 кв. м, от переселения в которую они отказались.
в) по иску Голубева к Потаповой о возврате сына Сергея 5 января 1998 г. рождения. В исковом заявлении Голубев указал, что в течение длительного времени сын находился на воспитании у бабушки (матери его жены), так как он (истец) со своей семьей проживал в районе Крайнего Севера. После смерти жены истец переехал на постоянное жительство в г. Минск и решил сам воспитывать ребенка, однако ответчица отказалась возвратить ему сына.
Ответ (Решение задачи)
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 4 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» подготовка дела к судебному разбирательству – обязательная стадия гражданского процесса, призванная путем процессуальных действий судьи содействовать сторонам в истребовании необходимых для установления истины по делу доказательств и обеспечить правильное и своевременное его рассмотрение и разрешение.
Судам при подготовке дела к судебному разбирательству следует исходить из задач, перечисленных в ст. 261 ГПК. Для их выполнения в полном объеме судья проводит действия, предусмотренные ст. 262 ГПК, перечень которых не является исчерпывающим.
Характер и содержание действий судьи при подготовке дела к судебному разбирательству определяется в зависимости от характера спорного правоотношения, сложности дела, особенностей предмета доказывания, доводов и возражений сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п.3 Постановления №4).
В начале подготовки дела к судебному разбирательству следует определить предмет доказывания, в который входят все факты, имеющие значение для правильного разрешения спора (ст. 177 ГПК). Исходя из положений пп. 1 и 2 ст. 262 ГПК судья опрашивает стороны и других заинтересованных в исходе дела лиц о каждом из фактов, входящих в предмет доказывания, о доказательствах, с помощью которых можно подтвердить или опровергнуть наличие этих фактов в порядке, установленном ст.ст. 183–185 ГПК. В случае возражений против иска судья предлагает ответчику представить их в письменном виде, особенно по сложным делам, а также по делам, связанным со значительным объемом расчетов (ст. 252 ГПК).
Исходя из принципа состязательности и равенства сторон в гражданском судопроизводстве, стороны для выяснения их позиций, как правило, опрашиваются совместно.
О назначении дела к судебному разбирательству выносится определение с извещением юридически заинтересованных в исходе дела лиц о времени и месте судебного разбирательства, которое обжалованию или опротестованию в апелляционном порядке не подлежит.
а) Кроме вышеперечисленных действий, в данном случае в данном случае судья: опрашивает истца или его представителя о содержании исковых требований, предмете доказывания, доказательствах, которые истец может представить, а также выясняет у них возможные возражения ответчика; опрашивает ответчика или его представителя по обстоятельствам дела, выясняет имеющиеся у них возражения против иска и доказательства, которыми они могут быть подтверждены; разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности; кроме того, судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или при рассмотрении дела установив, что ответчик выплачивает алименты по решению суда на других детей либо им производятся выплаты по другим исполнительным документам, обязан привлечь заинтересованных лиц к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц на стороне ответчика (п.27 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. № 12 «О практике применения судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов на детей»).
б) в данном случае судья: опрашивает истца или его представителя о содержании исковых требований, предмете доказывания, доказательствах, которые истец может представить, а также выясняет у них возможные возражения ответчика; опрашивает ответчика или его представителя по обстоятельствам дела, выясняет имеющиеся у них возражения против иска и доказательства, которыми они могут быть подтверждены; разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности, в том числе право на добровольное урегулирование спора путем заключения мирового соглашения и т.д.; привлекает к делу или разрешает вступить в него соответчикам (члены семьи); опрашивает их, если это необходимо; разрешает вопрос о необходимости участия прокурора;
в) Согласно ст.79 Кодекса о браке и семье родители вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего детей у себя без законных оснований. Иск в защиту родительских прав может быть предъявлен также органом опеки и попечительства или прокурором.
Суд вправе отказать в удовлетворении этих требований, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. При этом суд учитывает продолжительность пребывания ребенка в семье лиц, которые фактически его воспитывали, а также желание ребенка, достигшего десяти лет.
Если в ходе судебного разбирательства выяснится, что ни родители, ни лица, у которых ребенок находится, не в состоянии обеспечить надлежащее воспитание ребенка, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2004 г. № 11 «О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей» в порядке ст. 262 ГПК судья вызывает стороны для опроса и уточнения их позиции по возникшему спору, а также определяет круг доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств дела, совершает иные необходимые действия в целях обеспечения прав и интересов детей, в частности, разрешает вопросы о вызове в судебное заседание психолога.
В соответствии с Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц возложено на управления (отделы) образования районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах. В деле по спору, связанному с воспитанием детей, орган опеки и попечительства может выступать как государственный орган, уполномоченный дать заключение по делу.
Во всех случаях суд не вправе назначить судебное разбирательство до получения от органа опеки и попечительства заключения по делу. Поэтому если при подаче искового заявления о возбуждении дела к нему не было приложено заключение органа опеки и попечительства по существу спора, то при подготовке дела к судебному разбирательству суд обязан поручить органу опеки и попечительства провести обследование условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и дать заключение по существу спора (п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2004 г. № 11 «О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей»).
Ребенок, достигший десяти лет, вправе сам выбрать, с кем из родителей он будет проживать (ст. 185 КоБС). Желание ребенка о том, с кем из родителей он будет проживать, выясняется органами опеки и попечительства. При необходимости оно может быть также выяснено и судом как в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, так и в ходе судебного заседания путем личной беседы в присутствии педагога.
Список использованных источников
1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З(в ред. от 8 ноября 2018 г. № 142-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З (в ред. от 8 ноября 2018 г. № 142-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. от 17 июля 2018 г. № 135-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
4. О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 4 (в ред. от 27 сентября 2018 г. № 9) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
5. О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2004 г. № 11 (в ред. от 27 сентября 2012 г. № 8) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
6. О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 5 (в ред. от 27 сентября 2018 г. № 9) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
7. О практике применения судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов на детей: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. № 12 (в ред. от 24 декабря 2009 г. № 12) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.
Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)