Как следует из анализа глав 2 и 3 Закона о концессиях, концессионный договор может быть заключен не по любым из объектов, обозначенных в ст. 3 Закона о концессиях, а лишь в отношении тех из них, которые включены в перечни объектов, предлагаемых для передачи в концессию (далее – перечни).
Перечни формируются отдельно на республиканском и местном уровнях, в зависимости от чего законодатель разграничивает объекты концессии административно-территориальных единиц и объекты концессии Республики Беларусь.
Следует отметить, что, как и в КоЗ, порядок изъятия и предоставления земельных участков под концессию детально не урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667. Есть лишь несколько норм, в которых упоминаются концессионные договоры.
Так, согласно п.10 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667, в целях обеспечения реализации концессионных договоров изъятие и предоставление земельных участков осуществляется для государственных нужд.
В соответствии с п.п.7.1 п.7 Указа №667 юридическим лицам, без проведения аукциона, земельные участки предоставляются для добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства объектов, необходимых для их переработки и хранения, а также для использования геотермальных ресурсов недр и сушки лигнина, при реализации концессионных договоров.
Следовательно, в остальных случаях изъятия и предоставления земельных участков необходимо руководствоваться общими положениями Указа №667, с предусмотренными им особенностями предоставления земельных участков для государственных нужд, а также под реализацию инвестиционных проектов (договоров), так как концессия является видом инвестиций, а концессионный договор, видом инвестиционного договора.
Таким образом, несмотря на наличие отдельного закона, которым регулируются концессионные отношения в целом, в самом КоЗе содержится лишь только указание на срок договора и возможность его заключения без более детального правового регулирования, «хотя поскольку такие отношения входят в предмет правового регулирования земельного права (наряду, например, с земельными арендными отношениями), то они должны быть урегулированы, прежде всего, ключевым нормативным правовым актом в сфере земельных правовых отношений.».
3. Порядок использования и охраны: в рассматриваемом случае следует руководствоваться не только Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», нормами КоЗ, но и положениями Закона «О концессиях», и конкретным концессионным договором.
К примеру, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, определенных в ст.4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
Согласно ст.70 КоЗ землепользователи обязаны:
использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков;
осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные частью первой статьи 89 настоящего Кодекса;
своевременно вносить плату за пользование земельными участками;
соблюдать установленные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков;
не нарушать права иных землепользователей;
возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;
соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе условия земельного сервитута.
В соответствии со ст.30 Закона «О концессиях» концессионным договором должна быть предусмотрена обязанность концессионера использовать имущество, являющееся объектом концессии, либо осуществлять вид деятельности, являющийся объектом концессии, в целях и порядке, установленных концессионным договором; соблюдать законодательство.
4. Особенности экономического механизма рационального использования и охраны земель. Каких-либо особенностей экономического механизма рационального использования и охраны земель в рассматриваемом случае не имеется, за тем лишь исключением, что согласно ст.30 Закона «О концессиях» концессионным договором должна быть предусмотрена обязанность концессионера обеспечивать финансирование деятельности при реализации концессионного договора; нести расходы, связанные с содержанием объекта концессии. Кроме того, при заключении договора концессионер, если иное не предусмотрено законодательными актами, уплачивает разовый платеж. В случае предоставления в концессию земельных участков разовый платеж вносится до подписания концессионного договора (ст.31 Закона «О концессиях»).
5. Ответственность за нарушение законодательства. Согласно ст.37 Закона «О концессиях» стороны концессионного договора несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств и иных условий концессионного договора в соответствии с законодательством и концессионным договором. Т.е., особенностью в рассматриваемом случае будет наличие дополнительной ответственности, предусмотренной договором за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств стороной, в том числе и за нарушение законодательства. Каких-либо других особенностей ответственности за нарушение законодательства не имеется.
Список использованных источников
1. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З (в ред. от 24 октября 2016 г. № 439-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
2. О концессиях: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 63-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
3. Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства: Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г., №169-3 (в ред. от 05.01.2016 N 349-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
4. Об изъятии и предоставлении земельных участков: Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667(в ред. от 26 декабря 2017 г. № 463) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
5. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ (в ред. от 18 июня 2019 г. № 201-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.
Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)