ГЛАВА 2
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Нормативно-правовая основа деятельности прокуратуры
Как уже отмечалось, Конституция Республики Беларусь 1994 года закрепляет основополагающие положения о прокуратуре Республики Беларусь. Согласно Конституции (Глава 7) надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики.
Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.
Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту.
Компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством.
Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» 1993 года с учетом изменений и дополнений действовал до 2007 года. Когда был принят новый Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» 8 мая 2007 г. № 220-З, действующий по сегодняшний день.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее – Закон) прокуратура Республики Беларусь (далее – прокуратура) – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
— точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства);
— исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
— исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
— соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
— соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера (ст.4 Закона).
Кроме того, прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – процессуальное законодательство).
Деятельность прокуратуры в Беларуси основывается на следующих принципах: законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
1. Принцип законности подразумевает, что в своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него Законом и иными законодательными актами. Прокурор принимает предусмотренные Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
2. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств – это подразумевает принцип равенства всех граждан перед законом.
3. Независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам: Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
4. Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.
5. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно. Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.
Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь.
Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст.16 Закона).
Кроме вышеуказанных нормативных правовых актов деятельность прокуратуры и прокурора регулируется другими законодательными актами Республики Беларусь: Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З [4] (к примеру, Глава 10), Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З [5] (к примеру, ст.66 ХПК), Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З [3] (к примеру, ст.25 УПК) и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года №194-З [2] (к примеру, ст.2.15ПИКоАП).
Согласно Положения о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 6 июля 2001 г. № 372 «Об утверждении Положения о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» [8] постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения и разрешения наиболее важных вопросов деятельности органов прокуратуры является коллегия Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.
Коллегия образуется в составе Генерального прокурора (председатель), заместителей Генерального прокурора (по должности) и других прокурорских работников. Персональный состав коллегии утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора.
Порядок прохождения службы в органах прокуратуры Республики Беларусь установлен Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 года № 181 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь» [6].
К законодательству, определяющему компетенцию, организацию и порядок деятельности прокуратуры также относятся акты Генерального прокурора, такие как: Приказ Генерального прокурора «Об организации поддержания государственного обвинения в условиях состязательности, осуществления надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам»; Приказ Генерального прокурора «О первоочередных мерах по обеспечению поддержания обвинения»; Приказ Генерального прокурора «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования»; Приказ Генерального прокурора от «Об организации прокурорского надзора за раскрытием умышленных убийств и расследовании уголовных дел данной категории»; Приказ Генерального прокурора «О работе с кадрами в органах прокуратуры Республики Беларусь»; Приказ Генерального прокурора «О мерах по рассмотрению сотрудничества со средствами массовой информации» [17].
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что главной задачей прокуратуры является надзор за точным и единообразным исполнением законов. В этом состоит ее существенное отличие от других органов власти и управления, осуществляющих контроль за законностью (местные Советы, министерства и ведомства, всякого рода государственные и межведомственные инспекции и пр.).
Таким образом, Прокуратура Республики Беларусь – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Прокуратура является инструментом реализации властных предписаний государства, в пределах предоставленных ей полномочий.