2.2 Порядок прохождения службы в органах прокуратуры
Как уже отмечалось ранее, порядок прохождения службы в органах прокуратуры Республики Беларусь установлен Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 года № 181 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь» (далее – Положения).
Согласно Положения на должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.
На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.
Следует иметь в виду, что в отношении лиц, принимаемых на службу в органы прокуратуры, в целях выяснения обстоятельств, препятствующих поступлению на данную службу, проводится специальная внутренняя проверка в порядке, определенном Генеральным прокурором, за исключением лиц, назначаемых на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, проверка в отношении которых проводится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
При этом, лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и (или) находиться на указанной службе, если оно:
— не имеет гражданства Республики Беларусь;
— признано в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
— лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
— имеет судимость;
— ранее совершило умышленное преступление;
— имеет подтвержденное заключением врачебно-консультационной комиссии заболевание, входящее в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
— состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с прокурорским работником, если их служба в органах прокуратуры будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
— отказывается от прохождения в установленном порядке специальной проверки, а также процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений;
— в иных случаях, установленных законодательными актами.
Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры, сдают квалификационный экзамен, целью которого является установление соответствия уровня их профессиональных знаний, умений и навыков современным требованиям службы в органах прокуратуры.
По решению Генерального прокурора на службу в органы прокуратуры без прохождения стажировки могут быть приняты имеющие необходимую квалификацию для замещения соответствующих должностей прокурорских работников лица, уволенные с военной службы, со службы в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля в должностях офицерского (среднего, старшего и высшего начальствующего) состава, лица, занимавшие государственные должности в других государственных органах (организациях), а также осуществлявшие адвокатскую деятельность, с учетом требований, установленных пунктом 15 настоящего Положения.
Лица, ранее проходившие службу в органах прокуратуры, вновь принимаются на службу в органы прокуратуры без прохождения стажировки.
Квалификационный экзамен проводится комиссией Генеральной прокуратуры по кадровым вопросам (далее – комиссия). Персональный состав комиссии, порядок и форма проведения квалификационного экзамена (экзаменационные билеты, собеседование, тестирование) определяются Генеральным прокурором.
Вопросы, единые для всех экзаменуемых, разрабатываются в Генеральной прокуратуре совместно с Академией управления при Президенте Республики Беларусь, Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета и утверждаются Генеральным прокурором.
Вопросы квалификационного экзамена составляются с учетом требований знания основ конституционного, гражданского, гражданского процессуального, хозяйственного, хозяйственно-процессуального, административного, административно-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, основ государственной службы, в том числе службы в органах прокуратуры, основ государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, информатики и делопроизводства.
По результатам квалификационного экзамена комиссия выносит решение о сдаче либо несдаче экзаменуемым данного экзамена. Срок действия решения комиссии – один год.
При несогласии экзаменуемого с решением комиссии он вправе обратиться с апелляцией к Генеральному прокурору, решением которого рекомендуется (не рекомендуется) повторная сдача квалификационного экзамена.
Лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, в том числе повторно, вправе обращаться по вопросу поступления на службу в органы прокуратуры не ранее чем через год.
Сдача квалификационного экзамена не является безусловным основанием для назначения лица на должность прокурорского работника.
При занятии должности прокурорского работника на конкурсной основе квалификационный экзамен предшествует проведению конкурса.
Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, зачисляется для прохождения в течение шести месяцев стажировки в органах прокуратуры (далее – стажировка), если иное не предусмотрено Положением. При прохождении стажировки изучаются деловые, профессиональные и моральные качества данного лица в целях рационального исполнения обязанностей по соответствующей должности в органах прокуратуры.
Стажировка включает в себя обучение в течение трех недель в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета практике применения законодательства в деятельности органов прокуратуры по учебным программам, утверждаемым по согласованию с Генеральным прокурором, и практическую подготовку в одной из прокуратур за счет средств, выделяемых органам прокуратуры на эти цели.
С лицами, проходящими стажировку, заключается срочный трудовой договор на время стажировки. Время стажировки засчитывается в стаж службы в качестве прокурорского работника. С лицом, назначенным на должность прокурорского работника (кроме проходящего стажировку), заключается контракт на срок от одного года до пяти лет.
Служба в органах прокуратуры засчитывается в стаж государственной службы.
В стаж службы в качестве прокурорского работника, дающий право на установление надбавки за выслугу лет, определение продолжительности трудового отпуска, выход в отставку в соответствии с законодательством о государственной службе (далее – отставка), включается стаж государственной службы.
При исполнении служебных обязанностей прокурорские работники носят форменную одежду со знаками различия. Указанные форменная одежда и знаки различия учреждаются Президентом Республики Беларусь.
Прокурорским работникам выдаются служебные удостоверения. Положение о данном удостоверении и его образец утверждаются Генеральным прокурором, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Лицо, впервые назначаемое на должность прокурорского работника, приносит Присягу, содержание которой определено Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».
Порядок и условия прохождения службы в военных прокуратурах определяются Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», законодательными актами о прохождении военной службы и нормами Положения, регулирующими вопросы прохождения службы в военных прокуратурах.
Для лиц, назначенных на должности прокурорских работников, устанавливаются классные чины, соответствующие воинским званиям.
С целью объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и определения служебной перспективы периодически проводится аттестация прокурорских работников, основными задачами аттестации прокурорских работников являются: установление соответствия занимаемой должности; выявление потенциальных способностей и возможностей для дальнейшего продвижения по службе; определение необходимости повышения квалификации или переподготовки.
Аттестация прокурорских работников проводится периодически каждые три года аттестационными комиссиями, создаваемыми соответствующими органами прокуратуры, в которых прокурорские работники проходят службу.
Лица, впервые поступившие на службу в органы прокуратуры или имеющие перерыв стажа службы в качестве прокурорского работника не менее одного года, проходят аттестацию по истечении трех лет непрерывного пребывания на службе в органах прокуратуры.
Прокурорские работники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода из отпуска.
В соответствии с Положением к прокурорским работникам могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности.
Основаниями для прекращения службы в органах прокуратуры являются:
— достижение прокурорским работником предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
— соглашение сторон;
— отставка;
— истечение срока действия контракта, когда одна из сторон решила прекратить трудовые отношения;
— перевод на службу (работу) к другому нанимателю;
— избрание депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местного Совета депутатов, а также избрание или назначение членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и осуществление указанных полномочий на профессиональной основе;
— ликвидация органа прокуратуры (его структурного подразделения), сокращение численности или штата работников в случае, если прокурорский работник отказывается от перевода на другую должность;
— восстановление в должности прокурорского работника, ранее занимавшего данную должность (при отказе от перевода на другую должность или невозможности такого перевода);
— смерть (гибель) прокурорского работника;
— признание прокурорского работника в установленном законом порядке безвестно отсутствующим либо умершим;
— несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, установленных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами и настоящим Положением;
— разглашение сведений, составляющих государственные секреты;
— грубое нарушение служебных обязанностей, служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и не совместимых со службой в органах прокуратуры;
— возникновение обстоятельств, определенных пунктом 6 настоящего Положения;
— иные основания, предусмотренные законодательными актами (п.64 Положения).
Таким образом, законодатель предъявляет достаточно жесткие требования к личности прокурорских работников, которые должны иметь юридическое образование и обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечать иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.