Способы установления отцовской власти (patria potestas) в римском праве. Условия прекращения отцовской власти. Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей. Имущественные права подвластных лиц. Положение внебрачных детей.
В римском праве не было родительского права как собрания правовых норм, в соответствии с которыми отец и мать имели бы одинаковые права и обязанности по уходу и воспитанию своих детей. Только при Юстиниане возникли первые формы родительского права, закреплялись права матери и детей.
В римском праве был институт отцовской власти.
Отцовское право — это правовые установления, обеспечивающие власть paterfamilias в семье над другими ее членами.
Гай называл этот институт «строго национальным для римских граждан». Действительно, это типичный римский институт: почти полное отрицание личных и имущественных прав лиц «с чужим правом» в коллизии с волей домовладыки.
Условия установления отцовской власти:
— по факту рождения от родителей, состоящих в законном браке;
— актом воли домовладыки (посредством узаконивания или усыновления).
В древности для установления отцовской власти над своими детьми требовалось соблюдение двух условий:
1) ребенок должен родиться от женщины, находящейся в браке с до- мовладыкой или с другим мужчиной из данного domusa (консорциума);
2) домовладыка должен был признать ребенка как члена своей семьи.
По Законам XII таблиц членами семьи становятся (без специального признания) по факту рождения все здоровые мальчики и первородные девочки. Другие дочери и дети с выраженными дефектами могли быть отвергнуты. Отсюда римское выражение-аналог вопросу «да или нет» — «мальчик или девочка?» Процедура признания заключалась в том, что отец сразу после родов должен был взять младенца на руки. Именно так был признан Цезарем его незаконнорожденный сын от Клеопатры — Цезарион.
В классический период отвергались только нежизнеспособные младенцы (monstra). В момент перерезания пуповины все живые дети, рожденные в законном браке, становились членами семьи, а домовладыка обязан был их признавать. Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано обратное. Действовало правило: «Отец — это лицо, состоящее в браке с матерью» (Павел).
Способы установления отцовской власти
Способов установления отцовской власти было два (см. Дигесты, книга 1, титул VII):
• по факту рождения в римской семье;
• по воле домовладыки (путем узаконивания и усыновления).
Узаконивание (legitimatio) есть установление отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате.
Формы узаконивания:
— последующим браком родителей внебрачного ребенка;
— отдать сына на службу в курию, а дочь выдать замуж за члена курии;
— по милости императора (рескриптом).
Усыновление (adoptio) есть общее понятие, которое разделяется на два вида: adoptio и adrogatio (адопция и адрогация). Действует правило: «Сыновьями семейства делает не только природа, но и усыновление» (Модестин). Усыновление осуществлялось в любом возрасте (усыновляемого) и от имени римского народа.
Адопция — это установление отцовской власти над посторонним лицом, находящимся под властью домовладыки (над «сыновьями семейства»).
В случаях бездетности усыновляли детей своих родственников, пролетариев и рабов властью магистрата (в провинциях и в Риме).
Процедура адопции была очень сложная: для мальчика требовалась тройная фиктивная манцииация, для девочки — одна фиктивная манципация.
В классический и постклассический периоды процедура адопции регулировалась следующими правилами:
1) усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет;
2) адопция происходила путем рескрипта императора или записью в государственном органе по решению магистрата (судебный протокол);
3) адопция могла быть оформлена как adoptio plena (усыновленное лицо прерывало все связи с прежней семьей) и adoptio minus plena (без потери основных прав в семье родного отца);
4) если сын семейства является консулом, то он может усыновить самого себя (или эманципировать);
5) при усыновлении внука необходимо согласие сына (отца этого внука), но после смерти усыновителя внук не наследует деду, а перейдет под власть своего отца;
6) даже слепой может усыновлять и быть усыновленным (по Ульпиану);
7) иногда вначале эманципируют, а потом усыновляют;
8) не может быть усыновлен ни отсутствующий, ни не согласный с этим (Ульпиан), т. е. только в присутствии усыновителя и им лично;
9) адопция не меняет статуса усыновленного (он остается вольноотпущенником или рабом).
Adrogatio — это установление отцовской власти над посторонним лицом, не находящимся под властью домовладыки (над лицом со своим правом).
В Риме с помощью этого института происходила передача императорской власти.
Адрогация осуществлялась властью народа, по отношению к женщинам применялась только по рескрипту принцепса (Гай).
Этот вид усыновления называется адрогацией (опросом), потому что усыновителя и усыновленного опрашивали, желают ли они этого.
Особенности адрогации:
— усыновленный полностью отрекался от своей семьи, от своего -семейного культа;
— прекращалась прежняя правоспособность усыновленного лица (поэтому до усыновления очень тщательно регулировались все ‘имущественные отношения усыновляемого лица; магистрат выяснял, не будут ли ущемлены имущественные интересы этого лица);
— усыновленный получал право наследования;
— дети усыновляемого также переходят под власть усыновителя в качестве внуков.
Условия адрогации:
— усыновляет только мужчина (женщина лишь в исключительных случаях в постклассический период — например, когда имела детей и они умерли);
— усыновитель не должен быть подвластным (т. е. должен обладать
отцовской властью);
— лицо со своим правом можно усыновлять (с переходом всех его подвластных под власть нового домовладыки);
— быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет и не старше 60 лет, быть здоровым и «без постыдного желания»;
— возраст усыновляемого — любой, «даже младенец» (Модестин);
— усыновитель в идеале должен не иметь родных и усыновленных детей (усыновлять могут те, кто не может иметь детей, в том числе и скопцы, и неженатые);
— усыновитель должен быть не беднее усыновляемого (усыновление должно быть полезно для сироты);
— при адрогации малолетнего давалась гарантия того, что его не эманципируют;
— нельзя усыновлять сразу многих (Ульпиан);
— нельзя усыновлять чужого вольноотпущенника (Ульпиан);
— нельзя усыновлять тому, кто является опекуном над лицом моложе 25 лет;
— надо давать поручительство об имуществе усыновляемого, составить дополнительное завещание (на случай смерти сироты до достижения совершеннолетия устанавливался дополнительный наследник) — без этого возможен иск против усыновителя;
— с усыновлением достоинство усыновляемого увеличивается (так, сенатор, если он усыновлен плебеем, остается сенатором, и его сын также сохраняет принадлежность к сенаторскому сословию);
— всякий может усыновить кого-то на положение внука, даже если у него нет сына;
— вторичное усыновление не допускается (одного лица), «не подобает иметь временного сына»;
— долги усыновленного переходят на приемного отца.
Условия прекращения отцовской власти
Отцовская власть прекращалась:
1) с естественной смертью домовладыки (внуки переходят под власть не деда, а отца);
2) с гражданской смертью домовладыки (утратой свободы и/или гражданства);
3) в результате лишения домовладыки прав отцовской власти (например, после осуждения за публичные преступления, наложения инфамии);
4) с физической смертью подвластного лица;
5) с гражданской смертью подвластного лица (утратой свободы и/или гражданства);
6) путем эманципации лица с чужим правом с согласия домовладыки.
Единственно возможный способ погашения отцовской власти при жизни домовладыки — это эманципация (освобождение от отцовской власти).
В древности эманципация носила элемент наказания, ведь лицо оставалось без семейной защиты (напоминало изгнание). В классический период эманципация превратилась в привилегию лиц с чужим правом, но только наиболее способных и талантливых, достигших высокого, общественного положения, почетных званий (патриций, консул, городской или преторианский префект, сенатор). Процедура эманципации напоминала усыновление: тройная фиктивная продажа для мужчин и одна фиктивная продажа для женщины. В древности эманципация наступала автоматически только при получении статуса жреца Юпитера или жрицы богини Весты.
В постклассический период эманципация осуществлялась рескриптом императора или через заявление главы семьи в государственный орган и записью в протоколе суда.
Эманципация не носила необратимого характера, она могла быть и отменена (ведь власть домовладыки абсолютная и пожизненная).
Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности членов римской семьи отличались на разных этапах развития государства и права.
В древнее время домовладыка имел право жизни и смерти детей, мое продавать их в рабство, избить, бросить в темницу. Действовало правило: «Власть над сыном Ромул вручил отцу пожизненно». До третьей продажи отец забирал себе все, что зарабатывал сын. Если сын трижды продавался в рабство (за долги), то с третьей продажи он освобождался от власти отца. Практически не было различий между положением рабов и членов семьи (внутри стен дома).
В классическом и постклассическом праве власть домовладыки ограничивалась следующими новациями:
1) потерял право жизни и смерти над детьми, более того — строго наказывался (кроме случая убийства дочери, уличенной в измене);
2) потерял право продавать сына (кроме случаев крайней нужды);
3) не требовалось его согласия при заключении брака, если старше 25 лет;
4) не требовалось согласия отца в случае эманципации лиц в закона.
Отец (римский гражданин) имел право:
— требовать почитания, дисциплины;
— применять домашние наказания;
— определять опекуна или попечителя;
— содержать и воспитывать детей и выбирать им занятие;
— требовать алименты в старости;
— устанавливать завещательные институции и субституции;
— предъявлять иск против третьего лица, удерживающего его властного.
В праве Юстиниана мать была почти уравнена с отцом в отношении детей, но и раньше матрона могла сама назначать приданое, заключать сделки.
Правам отца были противопоставлены права и обязанности детей.
Дети имели право:
— на уход и воспитание;
— на получение приданого и наследства.
Дети были обязаны:
— почитать родителей;
— не предъявлять порочащих исков против родителей;
— вступать в брак с согласия родителей;
— содержать их в старости (при условии, что в юности отец дал им профессиональное образование).
Имущественные права подвластных лиц
В римском праве на этот счет действовало общее правило: «Подвластный не может иметь ничего своего». И тем не менее реально подвластные имели некоторые права.
Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако распоряжаться им мог только домовладыка как единственный владелец. Подвластные лица в экономической жизни выступали как уполномоченные: могли заключать все необходимые сделки, однако все полученное по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом домовладыка отвечал по обязательствам и но деликтам подвластных (в древности мог продать сына в рабство за долги).
Подвластные могли обладать собственным имуществом, которое называлось peculium (право собственности на него оставалось у главы семьи).
Пекулий — это имущество, доверенное домовладыкой подвластному лицу (сыновьям, рабам) для свободного хозяйствования в управление и пользование.
Было и три вида собственного имущества подвластного.
1. Военный пекулий (имущество, приобретенное подвластным на военной службе).
2. Квазивоенный пекулий (имущество, приобретенное на государственной и общественной службе, в качестве юриста например); появился с IV в. н. э.
3. Имущество, полученное от домовладыки (пекулий).
Общий принцип римского семейного права гласил: недопустимы какие-либо обязательства внутри семьи ни между главой семьи и подвластными, ни между подвластными.
В случае смерти подвластного имущество не переходило к его детям, а возвращалось главе семьи (если не было завещательного распоряжения). Если подвластный сын выходил из-под отцовской власти (эманципацией), его пекулий оставался ему по воле отца в качестве подарка (отец мог потребовать возврата пекулия).
Реально пекулий создавал обязательства, но они не имели исковой защиты, а были «натуральными».
В. период домината за подвластными признали право собственности на имущество, полученное по наследству от матери, и вообще на имущество с материнской стороны. Таким образом, подвластные могли пользоваться и управлять имуществом матери при ее жизни с согласия на это отца.
При Юстиниане было определено: подвластным принадлежит все, что приобретено не на средства отца.
Итак, права подвластных:
• получать в управление пекулий (без права собственности);
• совершать имущественные сделки (без получения прибыли и без ответственности по обязательствам);
• иметь в собственности военный и квазивоенный пекулий;
• пользоваться и управлять имуществом матери с согласия отца.
Положение внебрачных детей
Внебрачные дети рождались как у подвластных женщин, так и в конкубинате. Мать не имела на детей родительских прав, положение самих детей было трудным и в правовом отношении очень долго неотрегулированным.
Их положение можно определить следующими моментами:
1) дети, рожденные подвластной женщиной в рамках семьи, имели право на алименты (alimentum — питание, содержание) от матери и ее родственников;
2) дети, рожденные в конкубинате, имели право на алименты со стороны отца, а также на долю в наследстве по воле отца;
3) после заключения законного брака родителями, а также после усыновления детей п. 1 и узаконивания детей п. 2 они приобретали всю полноту прав законных детей (по первой или второй очереди — по решению отца).
Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.
Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)