Правовые аспекты защиты информации

Готовые курсовые работы.
Готовые курсовые работы.

Правовые аспекты защиты информации.

Готовая курсовая работа по Информационному праву Республики Беларусь. Скачать бесплатно.
Год: 2012; Объем работы: 44 стр.; Страна: Республика Беларусь.

Заказать курсовую работу по Информационному праву можно здесь.

ВВЕДЕНИЕ

Существование человечества на планете Земля, формирование и разлитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.
Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации) информацией являются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Доступ к некоторым видам информации может быть ограничен законодательством.
К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, Закон об информации (ст.17) относит:
информацию о частной жизни физического лица и персональные данные;
сведения, составляющие государственные секреты;
информацию, составляющую коммерческую и профессиональную тайну;
информацию, содержащуюся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;
иную информацию, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.
Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. “Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны” .
С учетом изложенного, вопросы правового обеспечения защиты информации приобретают на сегодняшний день особую актуальность.
По этой причине тема: «Правовые аспекты защиты информации» была выбрана автором в качестве предмета курсового исследования. С учетом значимости информации, составляющей государственную, коммерческую и личную тайну, освещение указанной темы автором произведено через призму именно этих видов информации.
Цель курсовой работы: Изучить правовую трактовку государственной, коммерческой и личной тайны в правовой системе Республики Беларусь. Выявить их особенности относительно друг друга.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
– рассмотреть правовую сущность государственной, коммерческой и личной тайны;
– выявить их особенности относительно друг друга;
– рассмотреть вопросы правового обеспечения защиты информации, содержащей государственную, коммерческую и личную тайну;
– установить имеющиеся проблемы в сфере защиты информации в Республике Беларусь; разработать возможные рекомендации по их разрешению.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов в области государства и права, информационного права, содержащие концептуальные подходы, научные гипотезы и теоретические выводы по исследуемой проблематике.
В большей степени автором использованы работы Бачило И.Л. (теоретические вопросы информационной безопасности), Гетмана Б.М. (защита коммерческой тайны), Городова О.А. (теоретические вопросы информационной безопасности), Занина К.А. (защита коммерческой тайны), Копылова В.А. (теоретические вопросы информационной безопасности), А.Н.Курбацкого (теоретические вопросы информационной безопасности), Пискунова, Ю.В. (защита личной тайны), Демичева Д.М. (теория Конституционного права Республики Беларусь) и др.
В процессе исследования были использованы следующие общенаучные методы: системный анализ, сравнительный метод, метод дедукции. В работе применялись также частные методы исследования, а именно: системно-функциональный, сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, структурный, институциональный и др.
При подготовке курсовой работы использовался нормативно-правовой материал (положения Конституции Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература, материалы научно-практических конференций.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из трех глав), заключения, списка использованных источников.
Объем работы составляет – 44 листа; использовано 26 источников.

ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА

1.1 Понятие государственной тайны

На протяжении всей истории человечества «все страны имели тот или иной режим защиты своих государственных интересов, в том числе и в форме института государственной тайны» .
Белорусский законодатель понятие «государственная тайна» неразрывно связывает с понятием «государственные секреты», что обуславливает необходимость их совместного рассмотрения.
Исторический опыт свидетельствует, что эффективная защита государственных секретов возможна только при наличии всесторонне разработанной и полнокровно функционирующей государственной системы обеспечения их сохранности.
Следует отметить, что в Республике Беларусь на законодательном уровне уже сформирована нормативная правовая база организационного построения системы защиты государственных секретов. Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» (далее – Закон о государственных секретах) в новой редакции определил органы защиты государственных секретов и полномочия должностных лиц субъектов этой системы.
Что же собой представляют понятия «государственная тайна» и «государственные секреты», как они связаны и в чем их отличие.
Государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) – сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с Законом о государственных секретах и другими актами законодательства Республики Беларусь (ст.1 Закона о государственных секретах).
Под государственной тайной законодатель понимает сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь (ст.16 Закона о государственных секретах).
Исходя из смысла ст.16 Закона о государственных секретах, государственная тайна представляет собой одну из категорий государственных секретов (наряду со служебной тайной).
Служебная же тайна – это сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь.
Причем, служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом.
Как видим, государственная тайна является составной частью государственных секретов, соответственно, все правовые аспекты государственных секретов, в полной мере будут относиться и к государственной тайне.
Основными объектами информационных правоотношений в области государственной тайны выступают сведения, составляющие государственную тайну, носители государственной тайны, средства и методы защиты государственной тайны, гриф секретности,
Законодательство Республики Беларусь в области государственных секретов определяет состав субъектов правоотношений государственных секретов и устанавливает их полномочия в области отнесения сведений к государственным секретам и их защиты.
По поводу субъектов правоотношений в сфере государственных секретов ст.3 Закона о государственных секретах указывает: «Государственное регулирование и управление в сфере государственных секретов осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, а также Межведомственной комиссией по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь, уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов, органами государственной безопасности, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь».
Согласно п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2003 г. № 221 «Об уполномоченном государственном органе по защите государственных секретов» уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов определен Комитет государственной безопасности.
К государственным секретам, в том числе и к государственной тайне, могут быть отнесены:
сведения в области политики:
о стратегии и тактике внешней политики, а также внешнеэкономической деятельности;
о подготовке, заключении, содержании, выполнении, приостановлении или прекращении действия международных договоров Республики Беларусь;
об экспорте и импорте вооружения и военной техники;
о содержании или объемах экономического сотрудничества с иностранными государствами в военное время;
сведения в области экономики и финансов:
о содержании планов подготовки экономики к отражению возможной военной агрессии;
о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники;
о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, об объемах выпуска и поставках вооружения и военной техники, военно-технического имущества;
об объемах финансирования из республиканского бюджета Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, правоохранительных и иных государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь;
о технологии изготовления системы защиты, применяемой при производстве денежных знаков, бланков ценных бумаг и других документов с определенной степенью защиты, обеспечиваемых государством;
сведения в области науки и техники:
о содержании государственных и других программ, концепций по направлениям, определяющим национальную безопасность Республики Беларусь;
о проведении научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских работ в интересах национальной безопасности Республики Беларусь;
сведения в военной области:
о планах строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь, содержании основных направлений (программ) развития вооружения и военной техники;
о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения вооружения и военной техники;
о системе управления Вооруженными Силами Республики Беларусь;
о содержании стратегических или оперативных планов, планов территориальной обороны, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, их боевой, мобилизационной готовности и мобилизационных ресурсах;
о назначении, местонахождении, степени защищенности, системе охраны особо режимных и режимных объектов, пунктов управления государством в военное время или их проектировании, строительстве, эксплуатации, степени готовности;
сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
об организации, тактике, силах, средствах, объектах, методах, планах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в том числе по обеспечению собственной безопасности в органах, осуществляющих такую деятельность;
о финансировании мероприятий, проводимых органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
о гражданах, сотрудничающих (сотрудничавших) на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, а также о штатных негласных сотрудниках и сотрудниках этих органов, в том числе внедренных в организованные группы, выполняющих (выполнявших) специальные задания;
сведения в информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь:
о содержании, организации или результатах основных видов деятельности Совета Безопасности Республики Беларусь, государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь;
об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;
о финансировании мероприятий, проводимых в целях обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;
о системе, методах и средствах защиты государственных секретов, состоянии защиты государственных секретов;
о шифрах, системах шифрованной, других видов специальной связи;
иные сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники, в военной области, области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, которые включаются в перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам (ст.14 Закона о государственных секретах).
К государственным секретам, как и к государственной тайне, не могут быть отнесены сведения, указанные в ст.15 Закона о государственных секретах:
являющиеся общедоступной информацией, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не могут быть ограничены в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
находящиеся в собственности иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований и переданные Республике Беларусь.
25 февраля 2011 г. Указом Президента Республики Беларусь № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов» утвержден Перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам .
Для государственной тайны устанавливаются степени секретности – «Особой важности», «Совершенно секретно». На носителях государственной тайны и (или) сопроводительной документации к ним проставляются следующие грифы секретности – «Особой важности», «Совершенно секретно» (ст.ст.17-18 Закона о государственных секретах).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответствии с Законом о государственных секретах и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Такое отнесение осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными соответствующим полномочием, с учетом перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.
Определение и изменение степени секретности осуществляются государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности.
Засекречивание осуществляется на основании перечня сведений, подлежащих засекречиванию, посредством установления ограничений на распространение и (или) предоставление сведений и применения иных мер защиты в соответствии с Законом о государственных секретах и другими актами законодательства Республики Беларусь.
При засекречивании на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему проставляется гриф секретности.
Для государственной тайны, как правило, срок засекречивания устанавливается до тридцати лет. Данный срок исчисляется с даты засекречивания.
Изменение срока засекречивания осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.
Рассекречивание осуществляется посредством снятия ограничений на распространение и (или) предоставление государственных секретов и прекращения иных мер защиты. Рассекречивание осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.
Государственные секреты, в том числе и государственная тайна, являются собственностью Республики Беларусь.
Таким образом, государственная тайна – это сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь. Государственная тайна является составной частью государственных секретов, поэтому законодательство Республики Беларусь о государственных секретах в полной мере распространяется и на государственную тайну.

1.2 Правовая защита государственной тайны

Согласно п.54 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь одним из приоритетных направлений в сфере национальной безопасности является разработка и внедрение современных методов и средств защиты информации.
В соответствии со ст.28 Закона о государственных секретах организация защиты государственных секретов в государственных органах и иных организациях возлагается на их руководителей.
В государственных органах и иных организациях, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, должны быть созданы подразделения по защите государственных секретов.
Другие государственные органы и иные организации по решению их руководителей создают подразделения по защите государственных секретов или заключают договор об оказании услуг по защите государственных секретов с государственным органом и иной организацией, имеющими подразделение по защите государственных секретов, по согласованию с государственным органом и иной организацией, которые передают им государственные секреты.
Государственные органы и иные организации в случае их реорганизации или ликвидации, а также прекращения деятельности с использованием государственных секретов обязаны в соответствии с Законом о государственных секретах и другими актами законодательства Республики Беларусь принять меры по защите находящихся у них государственных секретов.
Защита государственных секретов осуществляется посредством применения правовых, организационных, технических мер, в том числе посредством использования сертифицированных средств защиты государственных секретов, и иных мер в соответствии с Законом о государственных секретах и другими актами законодательства Республики Беларусь в целях предотвращения тяжких последствий или существенного вреда национальной безопасности Республики Беларусь.
Под правовыми мерами зачастую понимают определение: перечня лиц, которым может быть предоставлен доступ к государственным секретам, формы доступа к такой информации, а также ответственности за нарушения установленного порядка обращения с государственными секретами, в том числе и государственной тайной.
Организационные меры заключаются в определении процедур доступа к защищаемой информации и строгом их выполнении.
Технические меры, в отличие от правовых и организационных мер, призваны максимально избавиться от человеческого фактора. Действительно, соблюдение правовых мер обуславливается только добропорядочностью и страхом перед наказанием. За соблюдением организационных мер следят люди, которых можно обмануть, подкупить или запугать. Таким образом, можно избежать точного исполнения установленных правил. А в случае применения технических средств зашиты перед потенциальным противником ставится некоторая техническая (математическая, физическая) задача, которую ему необходимо решить для получения доступа к информации.
Законодательство Республики Беларусь весьма подробно регулирует порядок доступа к государственным секретам.
Допуск к государственным секретам государственным органам и иным организациям предоставляется при соблюдении ими законодательства Республики Беларусь о государственных секретах, а также если:
в их структуре имеется подразделение по защите государственных секретов, состоящее из работников, количество и уровень квалификации которых достаточны для защиты государственных секретов, или ими заключен договор об оказании услуг по защите государственных секретов с государственным органом и иной организацией, имеющими подразделение по защите государственных секретов;
разработана и утверждена номенклатура должностей работников, подлежащих допуску к государственным секретам;
их руководители, ответственные за обеспечение защиты государственных секретов, имеют допуск к государственным секретам;
приняты иные меры защиты государственных секретов, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о государственных секретах (ст.30 Закона о государственных секретах).
Допуск к государственным секретам гражданам предоставляется, если:
граждане ознакомлены с правами и обязанностями, предусмотренными Законом о государственных секретах и другими актами законодательства Республики Беларусь о государственных секретах, с возможным временным ограничением их права на выезд из Республики Беларусь, а также с законодательными актами Республики Беларусь, устанавливающими ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о государственных секретах;
имеется письменное согласие граждан на проведение в отношении их проверочных мероприятий в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам;
гражданами представлены их персональные данные;
гражданами приняты письменные обязательства перед государством о соблюдении законодательства Республики Беларусь о государственных секретах;
имеется согласование уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов предоставления им допуска к государственным секретам;
проведены проверочные мероприятия в отношении граждан в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам (ст.33 Закона о государственных секретах).
Допуск к государственным секретам в связи с избранием (назначением) на должность предоставляется:
Президенту Республики Беларусь – с момента вступления его в должность;
Премьер-министру Республики Беларусь – с даты назначения его на должность;
депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатам местных Советов депутатов – с даты признания их полномочий;
судьям – с даты назначения (избрания) их на должность.
В зависимости от степени секретности устанавливаются 2 формы допуска к государственной тайне:
форма № 1 – форма допуска к государственной тайне, имеющей степень секретности «Особой важности»;
форма № 2 – форма допуска к государственной тайне, имеющей степень секретности «Совершенно секретно».
Основаниями для отказа в предоставлении гражданину допуска к государственным секретам являются:
невыполнение условий предоставления допуска к государственным секретам;
признание судом гражданина недееспособным;
наличие у гражданина заболевания, препятствующего работе с государственными секретами, согласно перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
В предоставлении гражданину допуска к государственным секретам может быть отказано при:
возбуждении в отношении этого гражданина уголовного дела либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других граждан, либо по факту совершения преступления;
наличии в уголовном, гражданском, хозяйственном или административном процессе дела, связанного с нарушением этим гражданином законодательства Республики Беларусь о государственных секретах;
наличии у гражданина неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления;
оформлении гражданином документов для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
представлении гражданином заведомо ложных его персональных данных.
Решение об отказе в предоставлении гражданам допуска к государственным секретам принимается в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь и может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию) и (или) в суд (ст.37 Закона о государственных секретах).
Более детально порядок предоставления допуска к государственным секретам, в том числе и к государственной тайне, урегулирован Положением о порядке предоставления допуска физическим лицам к государственным секретам , утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10 апреля 2004 г. № 400.
Вопросы, связанные с выдачей разрешений на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты, регламентированы Инструкцией о порядке выдачи разрешений юридическим лицам на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты, утвержденной Постановлением Комитета государственной безопасности Республики Беларусь 15 февраля 2008 г. № 8 .
Наиболее интересным представляется вопрос об ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты государственных секретов и государственной тайны.
Так, часть 1 статьи 356 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) предусматривает ответственность, в том числе, и за выдачу иностранному государству, иностранной организации или их представителю государственных секретов Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, переданных Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, умышленно совершенные гражданином Республики Беларусь (измена государству). Как видим, субъектом преступления может быть только лишь гражданин Республики Беларусь, обладающий государственными секретами.
Статья 358 УК предусматривает ответственность за передачу, похищение, собирание или хранение с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, переданных Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства. В данном случае субъектом преступления является иностранный гражданин или лицо без гражданства.
При этом, согласно примечанию к ст.356 УК лицо, совершившее действия, указанные выше действия, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно заявило государственным органам о совершенных им действиях, прекратило деятельность в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь и оказало содействие в предотвращении вредных последствий.
За умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, имеющим или имевшим доступ к этим сведениям, при отсутствии признаков измены государству или шпионажа, предусмотрена уголовная ответственность по ч.1 ст.373 УК. Часть вторая данной статьи предусматривает ответственность при наличии квалифицирующего признака – тяжкие последствия.
Часть 1 статьи 374 УК предусматривает ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, имеющим или имевшим доступ к этим сведениям, либо утрата документов или компьютерной информации, содержащих сведения, составляющие такую тайну, или предметов, сведения о которых составляют такую тайну, совершенные по неосторожности лицом, имеющим или имевшим к ним доступ, если утрата явилась результатом нарушения установленных правил обращения с указанными документами, компьютерной информацией или предметами. По части 2 данной статьи уголовная ответственность наступает при наличии квалифицирующего признака – тяжкие последствия.
Таким образом, законодательство Республики Беларусь подробно регулирует вопросы в сфере защиты государственных секретов, в том числе и государственной тайны. Что связано, в первую очередь, с той важной ролью, которую играют государственные секреты, в общем, и государственная тайна, в частности, в вопросе обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

ГЛАВА 2 ЛИЧНАЯ ТАЙНА

2.1 Правовая сущность личной тайны. Ее отличие от государственной тайны

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ст.34 Конституции Республики Беларусь ).
Согласно ст.28 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Напомним, что к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, Закон об информации (ст.17) относит, кроме всего, и информацию о частной жизни физического лица и персональные данные.
Никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь (ст.18 Закона об информации).
Наиболее полно состав сведений, которые могут быть отнесены к личной к тайне жизни граждан, отражен в Инструкции о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан, утвержденной приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь N 21 от 3 июля 1996 г. (далее – Инструкция).
Согласно данной Инструкции к составу документов, хранящихся в архивных учреждениях республики, личной к тайне жизни граждан могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия заинтересованных лиц может нанести ущерб моральным и имущественным интересам граждан, в их числе:
– о здоровье, семейных и интимных отношениях;
– об обстоятельствах рождения, усыновления, развода;
– о личных привычках и наклонностях;
– личная переписка и корреспонденция, дневниковые, телефонные, телеграфные, видео, аудио и другие виды сохранения информации;
– об имущественном положении, источниках доходов;
– о деятельности, содержащей коммерческую тайну;
– об интеллектуальной собственности (авторское право, изобретательское и патентное право, право на научные открытия, а также другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, литературы и искусства);
– сведениях, разглашение которых создает угрозу личной безопасности граждан, безопасности членов его семьи и имущества;
– об участии граждан в действиях судебно-следственных органов в качестве обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т.п., а также об обвинении в злоупотреблениях властью или служебным положением;
– о рассматривавшихся персонально в руководящих и контрольных органах КПБ делах морально-этического характера;
– сведения из учетно-фильтрационных материалов КГБ (МГБ, МВД) на граждан, репатриированных из Германии и оккупированных ею стран на родину в 1945-1946 годах (пункт 1 Инструкции).
Объектами ограничения использования являются архивные дела и отдельные архивные документы, хранящиеся в архивах независимо от форм собственности, в которых содержатся сведения, относящиеся к тайне личной жизни граждан, перечисленные выше.
В бывших архивах КПБ к таким делам и документам относятся:
Персональные партийные дела, проходившие в ЦК КПБ, в местных партийных органах, апелляции, реабилитационные дела коммунистов, подвергшихся необоснованным репрессиям;
Протоколы заседаний руководящих и контрольных органов КПБ, рассматривавших персональные дела и материалы к ним;
Личные (кадровые) дела работников, входивших в номенклатуру партийных органов;
Документы структур аппарата ЦК КПБ, учреждений и организаций КПБ, ведавших кадрами;
Документы с грифом “Особая папка”, воспоминания;
Документы, отложившиеся в Белорусском штабе партизанского движения (1941-45) и других структурах военного, государственного и партийного аппарата, о поведении граждан на оккупированной фашистскими войсками территории с обвинениями в предательстве, дезертирстве, пособничестве оккупантам и т.п.;
Документы оккупационных органов власти и управления, содержащие сведения по личному составу (списки полицейских, граждан, добровольно уехавших в Германию и т.п.).
Во всех архивах к этой категории относятся документы по личному составу, находящиеся в фондах правоохранительных, судебных органов, медицинских учреждений.
Срок ограничения пользования документов, содержащих тайну личной жизни, устанавливается – 75 лет с момента передачи документа (п.2 Инструкции).
Таким образом, Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Тайна личной жизни относится к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Отличие личной тайны от государственной состоит в том, что личную тайну составляют сведения, касающиеся конкретного индивида, а государственную – касающиеся государства в целом. Это обусловило и различный порядок защиты государственной и личной тайны, в том числе порядок доступа к ней и меры ответственности за нарушение законодательства в данной сфере.

2.2 Вопросы обеспечения защиты личной тайны

Согласно п.3 Инструкции документы о тайне личной жизни в полном объеме выдаются должностным лицам, исполняющим служебные обязанности на основе действующего законодательства. Сведения о тайне личной жизни не подлежат разглашению такими работниками.
Сотрудникам архивов и научных учреждений (по запросу руководителя) для служебных целей (исполнение запросов социально-правового характера, тематических запросов, подготовка публикаций и аналитических материалов, выполнение плановых научных тем) документы представляются в полном объеме.
Соблюдение установленного порядка доступа к документам, содержащим сведения о тайне личной жизни граждан, возлагается как на архивы, так и пользователей архивных документов.
В целях недопущения разглашения тайны личной жизни граждан в архивах устанавливается следующий порядок использования такого рода документов.
При приеме на хранение в архивы документов от заинтересованного лица работникам архива необходимо определить дела, содержащие тайну личной жизни, о чем оговорить в заключении на принятые документы.
Перед выдачей пользователю архивного дела или документа работник архива, производящий выдачу, просматривает их на предмет наличия информации, содержащей сведения о тайне личной жизни граждан. При обнаружении в деле или документе таких сведений работник архива докладывает об этом директору архива или его заместителю, которые принимают решение об установлении действительного факта наличия в деле или документе информации о тайне личной жизни гражданина. При необходимости для решения вопроса приглашаются специалисты.
В случае установления наличия в деле или документе сведений о тайне личной жизни гражданина, если представляется возможным, такие документы изымаются. При невозможности их изъятия из дела, за счет пользователя изготавливается копия интересующих его материалов, не составляющих тайну. В других случаях пользователь должен обратиться к заинтересованному лицу (лицам) с просьбой дать согласие на доступ к документам, содержащим тайну личной жизни. Данное согласие (разрешение) должно быть нотариально оформлено. При предъявлении такого разрешения архив выдает эти материалы пользователю. Разрешение может выдать лицо, на которое заведен этот документ, или его наследники и близкие родственники (муж, жена, отец, сын, дочь). Указанные лица имеют право знакомиться с этими документами, получать их копии, за исключением тех, которые затрагивают интересы других граждан. Копирование дел в полном объеме не допускается.
Не разрешается сообщение государственным архивом сведений, содержащих тайну личной жизни граждан, при исполнении запросов юридических и физических лиц, в том числе генеалогического характера, за исключением случаев, когда такие сведения запрашиваются наследниками или близкими родственниками этих граждан, а также в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией.
Должностные лица и граждане, виновные в разглашении информации, составляющей тайну личной жизни, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Рассмотрим подробнее вопрос об ответственности за совершение правонарушений в сфере защиты личной тайны.
Так, согласно УК Республики Беларусь:
– умышленное разглашение тайны усыновления (удочерения) против воли усыновителя или усыновленного (удочеренной) наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года (ст.177 УК);
– умышленное разглашение медицинским, фармацевтическим или иным работником без профессиональной или служебной необходимости сведений о заболевании или результатах медицинского освидетельствования пациента (разглашение врачебной тайны) наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч.1 ст.178 УК). Часть 2 данной статьи – разглашение врачебной тайны, выразившееся в сообщении сведений о наличии у лица ВИЧ-инфекции или заболевания СПИД наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет. Часть 3 имеет квалифицирующий состав – деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 178, повлекшие тяжкие последствия наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения;
– незаконные собирание либо распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшие причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев (ч.1 ст.179 УК). А часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за те же действия, совершенные с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
– умышленное незаконное нарушение тайны переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев (ч.1 ст.203 УК). Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за те же действия, совершенные с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.
Необходимо отметить и то, что личная и семейная тайна и иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (ст.151 Гражданского кодекса Республики Беларусь ).
Согласно п.1 ст.152 ГК если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.
Право на компенсацию морального вреда в случаях распространения сведений, касающихся частной жизни, личной и семейной тайны, возникает при условии причинения гражданину нравственных страданий независимо от того, являются ли распространенные сведения порочащими или нет (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» ).
Таким образом, вопросы обеспечения личной тайны (тайны личной жизни) затрагиваются во многих нормативных правовых актах Республики Беларусь. Вместе с тем, качество отражения информации в некоторых правовых актах оставляет желать лучшего.
Так, например, в Инструкции о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан, имеются ссылки на недействующие нормативные правовые акты (Закон «О милиции», Временное Положение о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь), Инструкция говорит о том, что сведения, использование которых без согласия заинтересованных лиц может нанести ущерб моральным и имущественным интересам граждан, лишь могут быть отнесены к тайне личной жизни.
Однозначное отнесение сведений, указанных в Инструкции, к тайне личной жизни можно проследить через Республиканский перечень сведений ограниченного распространения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 1999 г. № 237 .
Однако данный документ содержит лишь перечень сведений относящихся к тайне личной жизни, комплексного же подхода к регулированию иных сторон тайны личной жизни он не имеет.
В связи с изложенным, автор полагает, что в отношении тайны личной жизни (личной тайны) назрела необходимость принятия комплексного нормативного правового акта, который однозначно устанавливал бы содержание личной тайны и урегулировал бы правовые вопросы, связанные с обеспечением тайны личной жизни, реализовав тем самым одноименное конституционное право граждан.

ГЛАВА 3 КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

3.1 Сущность коммерческой тайны. Ее отличие от государственной и личной тайны

Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право охранять свои интересы и защищать ценную для него информацию, полу-
чая при этом определенную свободу предпринимательства.
«Одним из старейших методов охраны такой информации является правовой институт коммерческой тайны. Задолго до возникновения понятия интеллектуальной собственности ремесленники во всем мире хранили в тайне секреты своего мастерства» .
Коммерческую тайну, наряду с государственной и личной тайнами, законодатель относит к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (ст.17 Закона об информации).
Институт коммерческой тайны относится к особому правовому механизму охраны не только нарождающегося слоя цивилизованных предпринимателей, но и интересов страны в целом. Если в других странах защита коммерческой тайны является столь же традиционным делом, как и защита государственных секретов, то для нашего государства, переживающего период обновления и становления новых отношений в экономике, это является актуальным направлением.
Впервые право на сохранение коммерческой тайны хозяйствующими субъектами было установлено ст.460 Закона СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР» . Коммерческая тайна определялась как не являющаяся государственными секретами информация, связанная с производством, технологическими сведениями, управлением, финансами и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб их интересам.
Правовое определение коммерческой тайны наравне со служебной было дано в ст. 140 ГК Республики Беларусь.
Так, согласно ст.140 ГК информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законодательством.
Коммерческую тайну определяет также Положение о коммерческой тайне, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. N 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне» (далее – Положение о коммерческой тайне).
Согласно пункта 1 Положения о коммерческой тайне коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.
Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:
иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;
не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;
обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;
не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;
не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства (п.3 Положения).
Коммерческую тайну субъекта хозяйствования не могут составлять:
учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;
сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
документы о платежеспособности;
сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.
Содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну, а также порядок ее защиты определяются руководителем субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям.
Работники субъекта хозяйствования и лица, заключившие гражданско-правовые договоры, имеющие доступ к коммерческой тайне субъекта хозяйствования, принимают обязательство сохранять коммерческую тайну и без разрешения, выданного в установленном порядке, не разглашать сведения, ее составляющие, при условии, что эта информация ранее не была известна работникам или иному лицу, получившему к ней доступ, либо не была получена от третьей стороны без обязательства соблюдать в отношении ее конфиденциальность.
Данное обязательство дается в письменной форме при приеме на работу, заключении гражданско-правового договора либо в процессе его исполнения.
Указанные лица вправе передать конфиденциальную информацию третьим лицам в случае привлечения их к деятельности, требующей знания такой информации, только в том объеме, который необходим для реализации целей и задач субъекта хозяйствования.
Передача информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования, может осуществляться иным лицам по решению либо с согласия руководителя субъекта хозяйствования безвозмездно или за плату.
В этом случае, если соглашением не установлено иное, лицо, которому передана информация, составляющая коммерческую тайну, может использовать ее без права разглашения третьим лицам.
Передача третьим лицам информации, являющейся коммерческой тайной, влечет за собой установленную законодательством ответственность при условии, что сведения содержались в тайне, что они были в установленном порядке вверены разгласившему их лицу без согласия на разглашение и что разглашением был причинен ущерб.
Руководитель субъекта хозяйствования несет персональную ответственность за создание необходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны.
Нарушение руководителем установленного порядка охраны коммерческой тайны субъекта хозяйствования может повлечь ответственность в соответствии с законодательством.
Государственные органы, наделенные контролирующими функциями, имеют право в пределах своей компетенции знакомиться с информацией, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования.
Должностные лица этих органов несут установленную законодательством ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования.
Иные органы, организации, в том числе средства массовой информации, правом истребования у субъекта хозяйствования информации, составляющей коммерческую тайну, не обладают.
Таким образом, информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видим, основным отличием коммерческой тайны от государственной и личной, является главным образом экономическая сфера деятельности того или иного субъекта хозяйствования. Тогда как, личную тайну составляют сведения, касающиеся конкретного индивида, а государственную – касающиеся государства в целом. Это обусловило и различный порядок трех видов защищаемой информации, в том числе порядок доступа к ней и меры ответственности за нарушение законодательства в данной сфере.

3.2 Защита коммерческой тайны

Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране ещё должным образом не разработана, поэтому, опираясь на опыт зарубежных стран, ограничимся лишь некоторыми рекомендациями.
1. При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы. Причём, объявляя ту или иную информацию коммерческой тайной, важно соблюсти «золотую середину». Чрезмерное засекречивание деятельности фирмы может обернуться потерей прибыли, так как условия рынка требуют широкой рекламы производимой продукции и услуг. Те же результаты могут вызвать пренебрежительное отношение к коммерческой тайне, так как рынок – это всегда конкуренция. «Американские предприниматели считают, что утрата 20% информации приводит к разорению фирмы в течение месяца в шестидесяти случаях из ста» .
2. Информация типа «ноу-хау», безусловно, должна быть отнесена к разряду коммерческой тайны. Её надо охранять и от собственного персонала, ибо всегда существует опасность того, что тот или иной сотрудник уволился и устроился на работу в конкурирующую фирму. Сведения же, которыми он владеет, не могут быть у него изъяты.
За рубежом существует практика подписания сотрудником соглашения, по которому ему после увольнения запрещается работать в конкурирующей фирме. Правда, такого рода соглашения действуют лишь в течение определённого срока после расторжения договора о найме. Кроме того, во время действия подобного ограничения этому лицу должно выплачиваться вознаграждение. В нашей практике такие соглашения пока неизвестны.
3. Информация о рационализации предложений, изобретений, находящихся на стадии разработки, несомненно, относится к коммерческой тайне. Рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, поскольку представляет собой техническое решение задач, новое для данной фирмы. Изобретение после выдачи на него патента имеет специальную правовую охрану и поэтому не нуждается в защите как коммерческая тайна.
4. Особое внимание следует уделить охране договоров, заключаемых предприятием. Большая их часть, безусловно, относится к коммерческой тайне. Причём в определённых случаях охране подлежит не только текст договора, но и сам факт его заключения.
Согласно ст.1010 ГК лицо, правомерно обладающее технической, организационной или коммерческой информацией, в том числе секретами производства (ноу-хау), не известной третьим лицам (нераскрытая информация), имеет право на защиту этой информации от незаконного использования, если соблюдены условия, установленные пунктом 1 статьи 140 ГК.
Право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования возникает независимо от выполнения в отношении этой информации каких-либо формальностей (ее регистрации, получения свидетельств и т.п.).
Правила о защите нераскрытой информации не применяются в отношении сведений, которые в соответствии с законодательством не могут составлять служебную или коммерческую тайну (сведения о юридических лицах, правах на имущество и сделках с ним, подлежащие государственной регистрации, сведения, подлежащие представлению в качестве государственной статистической отчетности и др.).
Право на защиту нераскрытой информации действует до тех пор, пока сохраняются условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 140 ГК.
Информация, составляющая коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными законодательством.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (п.п.2-3 ст.140 ГК).
Защита коммерческой тайны субъекта хозяйствования осуществляется в судебном порядке. Государство гарантирует право субъекта хозяйствования на коммерческую тайну и ее защиту (п.п.11-12 Положения о коммерческой тайне).
Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает меры уголовной ответственности за противоправные деяния в сфере коммерческой тайны.
Так, согласно ч.1 ст.254 УК похищение либо собирание незаконным способом сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, с целью их разглашения либо незаконного использования (коммерческий шпионаж), наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
А коммерческий шпионаж, повлекший причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается арестом на срок от двух до шести месяцев, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет (ч.2 ст.254 УК).
Умышленное разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 2261 и 254 УК, лицом, которому такая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ч.1 ст.255 УК). То же действие, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до пяти лет (ч.2 ст.255).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях также предусматривает меры ответственности за нарушения в области защиты коммерческой тайны.
В частности, умышленное разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны без согласия ее владельца лицом, которому такая коммерческая или иная тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если это деяние не влечет уголовной ответственности, влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин (ст.22.13 КоАП).
Таким образом, отнесение коммерческой тайны, к самостоятельному виду информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, обусловило и наличие специфических правовых мер защиты коммерческой тайны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы являлось изучение правовой трактовки государственной, коммерческой и личной тайны в правовой системе Республики Беларусь. Выявление их особенности относительно друг друга.
Процесс достижения поставленной цели предусматривал решение следующих задач: рассмотреть правовую сущность государственной, коммерческой и личной тайны; выявить их особенности относительно друг друга; рассмотреть вопросы правового обеспечения защиты информации, содержащей государственную, коммерческую и личную тайну; установить имеющиеся проблемы в сфере защиты информации в Республике Беларусь; разработать возможные рекомендации по их разрешению.
Решение указанных задач при выполнении работы позволяет сделать следующие выводы:
Государственная тайна – это сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь. Государственная тайна является составной частью государственных секретов, поэтому законодательство Республики Беларусь о государственных секретах в полной мере распространяется и на государственную тайну.
В качестве тайны личной жизни могут рассматриваться сведения о здоровье, семейных и интимных отношениях; об обстоятельствах рождения, усыновления, развода; о личных привычках и наклонностях; личная переписка и корреспонденция, дневниковые, телефонные, телеграфные, видео, аудио и другие виды сохранения информации; об имущественном положении, источниках доходов; о деятельности, содержащей коммерческую тайну; об интеллектуальной собственности (авторское право, изобретательское и патентное право, право на научные открытия, а также другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, литературы и искусства); сведениях, разглашение которых создает угрозу личной безопасности граждан, безопасности членов его семьи и имущества; об участии граждан в действиях судебно-следственных органов в качестве обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т.п., а также об обвинении в злоупотреблениях властью или служебным положением, а также иные сведения.
Информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Основным отличием коммерческой тайны от государственной и личной, является главным образом экономическая сфера деятельности того или иного субъекта хозяйствования. Тогда как, личную тайну составляют сведения, касающиеся конкретного индивида, а государственную – касающиеся государства в целом. Это обусловило и различный порядок трех видов защищаемой информации, в том числе порядок доступа к ней и меры ответственности за нарушение законодательства в данной сфере.
Изучение законодательства в ходе выполнения настоящей работы показало, что развитие нормативно-правовой базы в сфере защиты информации в Республике Беларусь находится на достаточно высоком уровне. Вместе с тем, автор полагает, что в отношении тайны личной жизни (личной тайны) назрела необходимость принятия комплексного нормативного правового акта, который однозначно устанавливал бы содержание личной тайны и урегулировал бы правовые вопросы, связанные с обеспечением тайны личной жизни, реализовав тем самым одноименное конституционное право граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые источники Республики Беларусь
1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (с изменениями и дополнениями) //Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (с изменениями и дополнениями) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (с изменениями и дополнениями) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
5. Перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, утвержден Указом Президента Республики Беларусь 25 февраля 2011 № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов» // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
6. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
7. О государственных секретах: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
8. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
9. Об уполномоченном государственном органе по защите государственных секретов: Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2003 г. № 221 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
10. Положение о порядке предоставления допуска физическим лицам к государственным секретам, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10 апреля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о порядке предоставления допуска физическим лицам к государственным секретам» // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
11. Республиканский перечень сведений ограниченного распространения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 1999 г. № 237 /Сайт Республиканской научно-технической библиотеки Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rlst.org.by/izdania/ib204/590.html – Дата доступа: 03.01.2012.
12. Положение о коммерческой тайне, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. N 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне» // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
13. О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №7 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
14. Инструкция о порядке выдачи разрешений юридическим лицам на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты, утверждена Постановлением Комитета государственной безопасности Республики Беларусь 15 февраля 2008 г. № 8 «О порядке выдачи разрешений юридическим лицам на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты» // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
15. Инструкция о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан, утверждена приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь N 21 от 3 июля 1996 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
16. О предприятиях в СССР: Закон СССР от 4 июня 1990 г. №1529-I // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1990. — №25.

Литературные источники
17. Бачило И.Л. Информационное право : учебник / И.Л. Бачило. – М.: Высшее образование, 2009. – 454 с.
18. Гетман Б.М., Гетман Я.Б. Коммерческая тайна и ее защита как фактор взаимодействия бизнеса и государства / Б.М.Гетман, Я.Б.Гетман
// Вестник Донского государственного технического университета. 2008. № Приложение. С. 51-56.
19. Городов О.А. Информационное право : учебник / О.А. Городов. – М.: Проспект, 2009. – 256 с.
20. Занин, К.А. Коммерческая тайна как гражданско-правовой институт: общая характеристика, порядок применения и пределы защиты / К.А.Занин // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 2. С. 147-150.
21. Конституционное право. Учеб. Пособие/ Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 351с.
22. Копылов, В.А. Информационное право. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 512 стр.
23. Комплексная защита информации: материалы XVI научно-практической конференции (17-20 мая 2011 года, г. Гродно)/ под ред. А.Н.Курбацкого. – Минск, 2011.– с.
24. Парошин, А.А. Нормативно-правовые аспекты защиты информации: Учебное пособие / А.А. Парошин. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2010. – 116 с.
25. Пискунова, Ю.В. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений при сборе и обработке информации о частной жизни гражданина/ Ю.В. Пискунова // Вестник Академии. 2010. № 3. С. 93-94.

Ресурсы удаленного доступа
26. О некоторых особенностях защиты государственных секретов / Сайт Комитета государственной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kgb.by/press/publish/secrets/ – Дата доступа: 03.01.2012.

Прокрутить вверх