Проверяя законность содержания заключенных в следственном изоляторе…. В исправительно-трудовом учреждении № УЖ 111 прокурор вскрыл факт изъятия без санкции… Решение задач по предмету прокурорский надзор.
Задача 1.
Проверяя законность содержания заключенных в следственном изоляторе, прокурор обнаружил, что находящийся под следствием Иванов водворен в карцер на 7 суток за то, что он в грубой форме отказался отвечать в ходе допроса на вопросы следователя.
Как должен поступить прокурор? Составьте необходимый акт прокурорского реагирования.
Ответ (решение задачи)
В соответствии с п.8 ч.2 ст.43 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь [1] обвиняемый имеет право давать показания или отказаться от дачи показаний. Аналогичное право имеет и подозреваемый (п.9 ч.2 ст.41 УПК)
Согласно ст.35 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» [2], лица, содержащиеся под стражей, могут быть водворены в карцер за: ограничение в правах и действиях, унижение и оскорбление лиц, содержащихся под стражей; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за их оскорбление; неоднократное нарушение мер изоляции; хранение, использование предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх.
Как видим, наказание в виде водворения в карцер применяется за конкретные нарушения указанные в законодательстве. Отказ давать показания следователю в перечень этих нарушений не входит. Кроме того, отказ от дачи показаний является правом, как подозреваемого, так и обвиняемого. Соответственно, Иванов был неправомерно водворен в карцер.
Согласно п. 2 ст. 35 Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» [3] при установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования: отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, содержащихся под стражей, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры (одиночной камеры на гарнизонной гауптвахте), карцера.
Постановление об освобождении из карцера
г. Минск 02 мая 2020 г.
Прокурор Первомайского района г. Минска Майский М.М., проверяя законность содержания заключенных под стражей
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника СИЗО полковника Петрова П.П. обвиняемый Иванов 01 мая 2020 года водворен в карцер на семь суток за то, что в грубой форме отказался отвечать в ходе допроса на вопросы следователя. Данное Постановление противоречит нормам статьи 35 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей».
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить Постановление начальника СИЗО полковника Петрова П.П. и освободить Иванова А.А. из карцера.
Прокурор Первомайского района г.Минска Майский М.М.
Задача 2.
В исправительно-трудовом учреждении № УЖ 111 прокурор вскрыл факт изъятия без санкции прокурора администрацией ИТУ обнаруженных у осужденных к лишению свободы денег и иностранной валюты.
Какие меры должен предпринять прокурор? На совершение каких действия администрация ИТУ обязана получать санкцию у прокурора?
Ответ (решение задачи)
Согласно ч. 9 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь [4], обнаруженные у осужденных деньги, иностранная валюта изымаются и, как правило, зачисляются на счет исправительного учреждения по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения, санкционированному прокурором.
Согласно ч. 2 ст. 35 Закона «О прокуратуре», при установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования: в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими организациями, должностными лицами и иными гражданами. В данном случае наиболее оптимальной мерой прокурорского реагирования будет официальное предупреждение.
Согласно ст. 42 Закона «О прокуратуре», официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.
Администрация ИТУ обязана получать санкцию прокурора на: изъятие у осужденных денег, иностранной валюты (ч. 9 ст. 73 УИК); реализацию изъятых ценных вещей и предметов (ч. 9 ст. 73 УИК); продление в исключительных случаях срока пребывания в воспитательной колонии осужденным, достигшим возраста двадцати одного года, еще до одного года (ч. 4 ст. 132 УИК).
Список использованных источников
1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г (в дейст. ред.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
2. О порядке и условиях содержания лиц под стражей: Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 года (в ред. от 19 июля 2016 г. № 406-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
3. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. № 220-З (в дейст. ред.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-З (в дейст. ред.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.
Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)