Русская Правда.
Вступительная статья (по краткой редакции)
Вступительная статья (по пространной редакции)
Русская правда (краткая редакция) — текст в переводе
Русская правда (пространная редакция) — текст в переводе
РУССКАЯ ПРАВДА (КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ) — ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Краткая редакция Русской Правды (далее — КП) является одним из наиболее древних сохранившихся памятников письменности Киевской Руси, а содержащаяся в ее составе так называемая Правда Ярослава, видимо, — древнейший памятник светского литературного языка древнерусского периода.
КП — свод законов первой половины XI в., разных по времени издания (здесь и далее излагаются выводы книги: Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988).
На Руси IX-X вв. создание писаного права значительно отставало от процесса развития государственности. В результате походов князей Олега, Игоря, Святослава, Владимира в Восточной Европе сложилось огромное государство — от Ладоги до Среднего Поднепровья, от Галиции и Волыни до Волго-Окского междуречья. Русь вела в это время активную внешнюю политику и заключала межгосударственные договоры (Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968, с. 21-142; Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси: IX — первая половина X в. М., 1980; Он же. Дипломатия Святослава. М., 1982). Древнерусская государственность развивалась. Существовала публичная власть в виде великокняжеской династии Рюриковичей.
Племенные князья находились в первой половине X в. в вассальной зависимости («под рукой») киевских великих князей, а в середине этого столетия племенное деление было заменено территориальным — по погостам и городам с волостями. Существовал и Закон Русский, которым руководствовались в судебной практике великие киевские князья. Его нормы были учтены при составлении русско-византийских договоров 911 и 944 гг. Закон Русский по составу своих норм и по их содержанию восходил к племенному периоду, возможно, к племенам Среднего Поднепровья VIII — первой половины IX в. Он развился в X в. в сложный по составу источник права. Но существовал Закон Русский, вероятно, в устной форме (аналогичным был путь развития Правд у германских и скандинавских племен). С принятием на Руси христианства как государственной религии и с распространением кириллицы появилась возможность записи сложившейся системы законодательных норм — Правды.
Поводом для такой записи стал конкретный случай — конфликт между новгородцами и варягами и правовое урегулирование их отношений Ярославом Святославичем в 1015-1016 гг.
При составлении так называемой Правды Ярослава, или Древнейшей Правды (ст. 1-17 КП) из уже существовавшей правовой системы были избраны те нормы (об убийстве, ударах, увечьях, нарушении права собственности, бегстве зависимых людей), которые были необходимы для осуществления цели издания этого первого писаного судебника. Отсюда ограниченный нормативный состав статей так называемой Правды Ярослава, или Древнейшей Правды и их частичное редактирование в применении к варягам и колбягам.
Следующим этапом в развитии древнерусского светского права стало издание так называемой Правды Ярославичей, или Домениального устава (ст. 19-41 КП). Большая часть его норм была заимствована из продолжавшей использоваться устной системы права, но в составе Домениального устава эти нормы меняли и ограничивали свою функцию применительно к правовой защите княжеского господского хозяйства. Абсолютное большинство исследователей считает, что так называемая Правда Ярославичей, или Домениальный устав издана, как следует из содержания ст. 19 КП, Изяславом, Святославом и Всеволодом Ярославичами после смерти отца.
Однако, как следует из текстологического анализа КП и Пространной редакции Русской Правды (далее — ПП), законодательная деятельность братьев имела место еще при жизни отца (Стратонов И. А. К вопросу о составе и происхождении Краткой редакции Русской Правды. Казань, 1920. Отд. отт.; Зимин А. А. К истории текста Краткой редакции Русской Правды.- Труды Московского гос. историко-архивного института, т. 7, М., 1954) или Домениальный устав был издан при Ярославе Мудром, существующий ныне заголовок (ст. 19 КП) появился в тексте ошибочно, а совместная законодательная деятельность Ярославичей ограничилась запрещением кровной мести (Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде, с. 21-30).
КП включает в свой состав также «покон вирный» — изданный Ярославом Мудрым закон, регламентирующий время и корм вирника во время сбора виры — штрафа за убийство свободного человека. Особую статью составил «урок» (постановление) для мостников — оплату за ремонт моста или мостовой.
Объединение в едином своде разных по назначению и времени происхождения законов, последующее включение этого свода древнерусскими юристами в ПП и его название «Суд Ярославль Володимеричь» позволяет предположить, что КП являлась первой кодификацией светского писаного права и проведена она была до кончины Ярослава Мудрого.
Еще в XVIII в. В. Н. Татищев и И. Н. Болтин предполагали происхождение норм КП в древнейший период, до X-XI вв. В литературе XIX в. этот вопрос конкретизировался в установлении генезиса Русской Правды из правового обычая или государственного закона. В 50-70-е годы нашего столетия связи Русской Правды с предшествующими нормами в обычном праве и Законе Русском обстоятельно изучались Л. В. Черепниным и А. А. Зиминым. Противоположный подход — утверждение государственных правовых новаций — разрабатывал С. В. Юшков, который абсолютизировал государственное нормотворчество.
В исследованиях XVIII — начала XX в. установилось традиционное и верное деление КП на Правду Ярослава, или Древнейшую Правду и Правду Ярославичей, или Домениальный устав (большой вклад в позитивную разработку истории текста КП внес в начале XX в. немецкий ученый Л. К. Гетц). Это деление, но с еще большими различиями в датировке и в определении места издания ее составных частей, сохранилось в литературе 20-80-х годов нашего столетия: Правда Ярослава, или Древнейшая Правда и Правда Ярославичей, или Домениальный устав — соответственно — 30-е годы XI в. и 1072 г. (М. Н. Тихомиров, С. В. Юшков) или 1015-1016 годы, 70-е годы XI в. (Б. Д. Греков, А. А. Зимин, Л. В. Черепнин, Б. А. Рыбаков и другие) (мнения И. А. Стратонова, А. А. Зимина, М. Б.
Свердлова об издании норм так называемой Правды Ярославичей, или Устава Ярославичей еще при жизни Ярослава Мудрого см. выше). Впрочем, существенным недостатком изучения Русской Правды в 40-80-е годы явилось мнение о прямых и жестких связях общественных отношений с содержанием Русской Правды (С. В. Юшков, М. Н. Тихомиров, А. А. Зимин, Л. В. Черепнин) без учета относительной самостоятельности темпов и содержания развития права и в то же время без учета традиционности юридического и литературного его выражения как следствия особого значения традиции в средневековом менталитете.
КП сохранилась в двух списках середины XV в. в составе Новгородской первой летописи младшего извода: Академический список и Археографический (Комиссионный) список. В. П. Любимов отметил при их описании, что Академический список является более исправным, хотя в нем отмечается порча некоторых слов. Археографический список имеет значительное число испорченных мест (Правда Русская. Подготовили к печати В. П.Любимов, Н. Ф. Лавров, М. Н. Тихомиров, Г. Л. Гейерманс и Г. Е. Кочин. Под ред. Б. Д. Грекова. М.-Л., 1940, т. I. Тексты, с. 32). Поэтому в основу издания берется Академический список с указаниями разночтений по Археографическому списку.
Лучшее научное издание КП: Правда Русская. Т. I. С. 67-81. Оно стало основой последующих научных изданий. Мы также публикуем КП по этому изданию. Тексты сверены с их факсимильным воспроизведениям: Правда Русская. Под общей редакцией Б. Д. Грекова, т. III. М., 1963, с. 12-20, 24-29.
Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.
Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)