1606. Система права Республики Беларусь. Готовая курсовая.

Готовые курсовые работы.Система права Республики Беларусь.

Готовая курсовая работа по предмету Общая теория права (ОТП).

Объем работы: 26 стр.; Год: 2017; Страна: Республика Беларусь. 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…… 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА. ОСНОВАНИЯ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ…… 5
1.1 Проблемы определения понятия системы права… .5
1.2 Структура и элементы системы права… ..6
1.3 Основания отраслевого деления права… …..9
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА… 14
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…… 16
3.1 Общая характеристика основных отраслей права… ..16
3.2 Частное и публичное, материальное и процессуальное право… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… .23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…… 26

Введение
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена теми обстоятельствами, что социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, объективно обусловили необходимость формирования адекватной современному уровню развития общества правовой системы, способствующей достижению целей правового государства. Качественные изменения в экономике и политике неизбежно затрагивают и правовую сферу, что отражается на развитии законодательства и обусловливает необходимость появления новых направлений в исследованиях юридического характера.
Накопленный массив знаний в сфере юриспруденции требует его осмысления на основе различных методологических подходов. Прежде всего, это относится к системе права, поскольку разработка ее теоретических основ с учетом системно-структурного и структурно-функционального подходов позволяет охватить широкий круг проблем как самой юриспруденции, так и отдельных ее отраслей.
Активизация нормотворческой деятельности в Республике Беларусь выражается в проведении непрерывного всеобъемлющего пересмотра ранее принятых нормативных правовых актов, действовавших, как правило, непродолжительное время, что обусловливает необходимость теоретического осмысления ряда сложных проблем, в том числе таких, как систематизации и кодификации законодательства. К их числу следует отнести и теоретические проблемы формирования системы законодательства как правового явления, выявления внутрисистемных структурных взаимосвязей, особенностей становления институтов данной системы и их эволюции.
Практическое решение указанных проблем во многом зависит от уровня развития и познания системы права, ее структурных элементов и соотношения с системой законодательства.
Таким образом, объектом исследования является комплекс взаимосвязанных общественных отношений в сфере изучения системы права как комплексного образования, структурные элементы которого регламентируют широкий круг общественных отношений, направленных на решение социально-экономических и политических задач государства.
Предметом исследования выступают нормы законодательства Республики Беларусь, структурированные в определенную систему, теоретические основы и практическое значение формирования системы права, ее структурного содержания.
Цель исследования заключается в научном осмыслении системы права как целостного, многогранного, многофункционального правового феномена, позволяющего юридически правильно решать вопросы современного государственного строительства.
Поставленная цель может быть реализована посредством решения следующих задач:
– охарактеризовать понятие системы права и ее значение;
– раскрыть структурное содержание системы права;
– показать основания классификации норм права по отраслям права;
– рассмотреть систему права Республики Беларусь;
– исследовать соотношение системы права и системы законодательства.
Методологическую базу исследования составили современные методы познания, применяемые юридической наукой и апробированные практикой. При написании работы использованы общенаучные методы – диалектический, исторический, логический, анализ и синтез, а также частнонаучные методы, в том числе: конкретно-социологический, статистический, моделирования, структурно-функциональный, метод сравнительно-правового анализа.
Цели и задачи курсовой работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, заключения, двух глав, включающих пять параграфов, и списка использованных источников.

Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Понятие системы по своему теоретическому и методологическому статусу является общенаучной категорией, поскольку позволяет сформулировать и использовать общие в современной науке методологические принципы системного подхода к исследованию объекта познания. В свою очередь системный подход дает возможность сконструировать объект познания как в его онтологических, так и в гносеологических аспектах исследования как системного объекта: построение, анализ и систематизация категориального аппарата теоретического исследования.
Понятие системы как философской категории, прежде всего, рассматривается в рамках философской науки – упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство; ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях. Однако это понятие имеет значение также для правовой науки, поскольку на основе философии права становится возможным определение места отдельных правовых норм в общей системе права.
Таким образом, система права представляет собой единое, объективно существующее строение права, характеризующееся согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих его норм, подразделяемых в соответствии с предметом и методом правового регулирования общественных отношений на отрасли и институты.
Система права и система законодательства соотносятся как содержание и форма, и это не означает, что система права рассматривается как нечто изначально данное, а система реально существующего законодательства – как вторичное.
Вместе с тем система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, выражающиеся в том, что:
а) первичным элементом системы права является норма, а системы законодательства – нормативный правовой акт;
б) система законодательства шире системы права;
в) внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;
г) система права носит объективный характер, а система законодательства подвержена и субъективному фактору, так как зависит во многом об воли законодателя.
В системе права должны зеркально отражаться все изменения, происходящие в системе законодательства. При этом оптимальным вариантом можно считать положение, когда система законодательства будет находиться в точном соответствии с системой права. Установление правильного соотношения между ними – важная не только теоретическая, но и практическая задача.
Вопросы строения действующей системы права на нормы, отрасли, подотрасли, институты и субинституты остаются до сих пор крайне актуальными. Водораздел разногласий между учеными происходит в плоскости выбора критерия деления норм права на отрасли и институты. Научные дискуссии по данной проблеме до настоящего времени не внесли существенных корректив в ее сущность. Позиции большинства правоведов остаются неизменными, а предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли – непоколебимы.
Характеристика системы права тесно связана с вопросом его деления на частное и публичное. Суть указанного деления состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечить, прежде всего, общезначимые публичные интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное право, административное право и т.д.), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, семейное право, предпринимательское право и т.д.). В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений – предмета правового регулирования: публичное право и частное право.
Критериями разграничения права на частное и публичное являются:
1) принцип организационного построения отношений между субъектами права;
2) сфера реализации права
3) метод правового регулирования и т.д.
Право и правовая система соотносятся как часть и целое. Право и его система – ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. Юридические нормы, будучи обязательным эталоном общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим началом. Особенно это касается конституционных норм, играющих в правовой системе опорную роль.
Нормы права, вместе с порождаемыми ими правоотношениями, – это необходимая связка правовой системы. Именно через нормы системы права достигаются цели правового регулирования. Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора. Все другие элементы правовой системы (законность, правопорядок, правотворчество, юридическая практика, правоотношения и т.д.) являются производными от системы права.
Сущность правовой системы заключается в том, что она выражает баланс интересов различных социальных групп и слоев общества и выступает его важнейшим стабилизирующим и организующим фактором. Отсюда соотношение права и правовой системы проявляется следующим образом: они обладают некоторыми общими чертами; право с его структурными элементами выступает как нормативная основа правовой системы; право проявляет свою наибольшую эффективность только в совокупности со всеми другими элементами правовой системы, а не изолированно; право не тождественно правовой системе и эти понятия взаимозаменяемы.
Проблема соотношения международного и внутригосударственного права имеет много аспектов. Представляется, что дуалистическая теория более убедительна. Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство не может считать его своим. Имплементация норм международных соглашений во внутригосударственной сфере обычно и требует соблюдения следующих условий: положения договора не должны противоречить конституциям государств; согласие на действительность договора для государства должно быть выражено в соответствии с нормами внутригосударственного законодательства; необходимо принятие внутригосударственного акта, на основании которого и будут реализовываться положения договора.

Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. с измен. и дополн., принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., 17 окт. 2004 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
2. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Респ. Беларусь, от 23 июля 2008 г., № 425-З: в ред. Закона от 24 окт. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 20 дек. 2006 г., № 194-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правоотношениях, 21 апр. 2003 г., № 194-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
5. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь; 26 июля 1999 г. № 296-З; в ред. Закона Респ. Беларусь 24 окт. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. №; в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
7. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 января 1999 г. № 238-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
8. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 янв. 2017 г. // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
9. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. № 421-3: в ред. Закона от 8 янв. 2014 г. № 124-З // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
10. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. № 361-З: в ред. Закона от 2 июля 2009 г. № 31-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
11. Алексеев, С.С. Об отраслях права / С.С. Алексеев // Советское государство и право – 1972. – № 3. – С.18-24.
12. Бабаева, В.К. Общая теория права: курс лекций / В.К. Бабаева. – Нижний Новгород.: ВШ МВД, 2003. – 528 с.
13. Вишневский, А.Ф. Общая теория права: Учебное пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Минск: Академия МВД, 2013. – 479 с.
14. Гатин, А.М. Теория государства и права / А.М. Гатин. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
15. Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса / В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2006. – 194 с.
16. Дробязко, С.Г. Общая теория права: Учебное пособие / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. – 336 с.
17. Зорченко, Е.А. Теория государства и права: пособие / Е.А. Зорченко, Н.А. Полящук, Н.М. Юрашевич; под общ. ред. Н.М. Юрашевич. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2013. – 363 с.
18. Керимов, Д.А. Философские проблемы права: моногр. / Д.А. Керимов. – М., 2002. – 402 с.
19. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учеб. / под.ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2006. – 472 с.
20. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учеб / В.С. Нерсесянц. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009. – 552 с.
21. Чхиквадзе, В.М. Государство, демократия, законность: моногр. / В.М. Чхиквадзе. – М., 2007. – 497с.


Прокрутить вверх