Словарь понятий и терминов по римскому праву

Легат — в римском праве специально установленный завещателем в определенной форме дар, предназначенный конкретному лицу в качестве вычета из общей наследственной массы. Это лицо (легетарий) может получить Л. по­сле уплаты из наследства всех лежащих на нем долгов. Поэтому Л. не был безусловным завещательным распоряжением.

Легатарий — в римском праве название лица, в пользу ко­торого сделан завещательный отказ (легат).

Легисакционный процесс — исторически первая развитая форма судопро­изводства по частным искам в римской юсти­ции. Название происходит от наименования исков строгого права, т.е. основанных исключительно на предписаниях закона, и прежде всего Законов XII Таблиц. Соблюдение требований Л.п. пред­полагало, что претензии заявителя-истца строго законодательны и формальны, что иск не заключает элементов аналогии и что речь будет идти только о предусмотренных зако­ном последствиях, хотя бы они не представ­ляли для истца имущественного интереса.

Легисты — средневековые юристы, способствовавшие распространению римского права в Западной Европе. Являясь сторонниками централизации королевской власти, Л. выступали за ограничение компетенции сеньориальных и церковных судов.

Ликторы — в Древнем Риме служители и свита высших магистратов. Позднее осуществляли охранные и парадные функции при них.

Магистратуры — название государственных должностей, изби­раемых центуриатными или трибутными комициями на один год, делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвы­чайные). К ординарным относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др., к чрезвычайным — диктатора. Власть магистратов подразделялась на высшую (диктаторы, консулы, преторы; включала в себя право суда и назначения смертной казни) и общую (все магистраты, включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение). Ма­гистраты — должностные лица, уполномочен­ные представлять Римское государство и от его имени совершать государственные акты в области судопроизводства или управления. Законодательной властью они не обладали, так как право издавать законы принадлежало только народным собраниям.

Манципация — (от «manus» — рука) — торжественный обряд купли-продажи вещей.

Непреодолимая сила — случай исключительной силы, имеющий ме­сто при стихийных бедствиях или событиях, повлекших гибель вещи, при этом должник освобождается от исполнения обязательств.

Пекулий — одна из форм эксплуатации рабов, состоящая в наделении их обособленным имуществом хозяина (земельным участком, ремес­ленной мастерской, кораблем) и получении от это­го прибыли. Кроме того, пекулий выделялся домовладыкой подвластным сыновьям.

Перегрины — так назывались свободные жители завоеван­ных Римом провинций и стран, находящихся вне Италии, а также свободные граждане ино­странных государств. Перегрины являлись лично свободными, но прав римских граждан не имели, хотя получили возможность (Ш в. до н.э.) иметь в Риме собственность и заклю­чать сделки (см. «претор перегринов»). На них не распространялась ius civile, a распространялась ius gentium — право народов.

Плебейские трибуны — (после 494 г.). Плебеи добились права изби­рать из своей среды представителей в качест­ве защитников своих интересов против произ­вола патрицианских магистратов. Трибуны пользовались особой неприкосновенностью и получили право приостанавливать решения магистратов и сената (право «вето»). Они также добились права участия в заседаниях сената. Они созывали плебейские собрания и председательствовали на них. Полномочия трибунов не простирались за пределы город­ской черты. Трибунов было сначала два, по­том пять и, наконец, десять. Упразднены во II в. до н.э.

Плебесцит — постановление плебейского народного собра­ния. В V в. до н.э. в Римском государстве су­ществовали две разновидности собраний по трибам: общие для патрициев и специальные для плебеев. В плебейских собраниях выбира­лись народные трибуны и плебейские эдилы.

Понтифики — члены одной из важнейших жреческих коллегий. В Древнем Риме лицо с титулом «великого понтифика» обладало обширными полномочиями, кроме высшего надзора за культом. Составляли и исправляли календарь, вели списки консулов с ежегодными записями важнейших событий, были хранителями и толкователями обычаев и законов, составляли сборники религиозных предписаний и свод юридический формул.

Популисцит — постановление совместного народного собра­ния патрициев и плебеев (см. «плебесцит»). На общих собраниях трибутных комиций выбирались квесторы, куриальные эдилы и группа низших магистратов в количестве 26 человек.

Популяры — политическое течение в Древнем Риме, группировка рабовладельческой демократии, сложившаяся в 1-й четверти II в. до н.э. во время движения Гракхов. Опиралось на римское крестьянство и городской плебс. Программа: наделение неимущих крестьян земельными участками при помощи передела государст­венного земельного фонда.

Право абсолютное — право собственности являлось абсолютным, т.к. оно защищалось от нарушений со стороны всех и каждого или от неправомерных действий любого лица.

Право народов — правовая система регулирования отношений между римскими гражданами и иностранцами (перегринами). Будучи не связанным нормами цивильного права в своем правотворчестве, претор перегринов обладал свободой усмотрения на началах «справедливости» и «естественного разума». Наряду с этим, это право являлось не между­народным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, и наиболее развитой и со­вершенной его частью.

Право относительное — обязательственное право носит относительный характер, т.к. нарушителем его может быть только заранее известное лицо.

Право собственности — по римскому праву отношение человека к вещи, полное, абсолютное и исключительное господство лица над вещью.

Правоспособ­ность — способность обладать правами и обязанно­стями.

Претор — после упраздне­ния царства, вероятно, титул обоих высших должностных лиц римского города-государ­ства. Со времени законов Лициния и Секстия (367 г. до н.э.) верховные должностные лица стали называться консулами, которым подчи­нялся П.; главной компетенцией последнего было совершение городского правосудия. Начиная с 242 г. до н.э. наряду с П. для веде­ния дел между римскими гражданами и чуже­земцами (Pretor peregrinus) или же между са­мими чужеземцами. Учреждение первых про­винций привело к появлению других должно­стей П.: с 227 г. до н.э. по одному П. для Си­цилии и Сардинии, с 197 г. до н.э. — по одной должности для обеих испанских провинций. Эти шесть должностных мест существовали до правления Суллы. Последний стал управ­лять провинциями через промагистратов, но председателем судов присяжных назначал П., так что их число возросло до восьми. При Цезаре их было 16, во времена Империи — 18. После 367 г. до н.э. (Leges Liciniae Sextiae) главная задача П. заключалась в отправлении правосудия. В начале своей деятельности П. обнародовал в эдикте принципы своего должностного правления. Praetor urbanus за­мещал консула во время его отсутствия в Ри­ме. Кроме того, он обладал правом командо­вания одним легионом. Во времена Империи должности П. не имели особого значения, но служили необходимой ступенью для замеще­ния целого ряда высших административных должностей на пути к сенаторской должно­сти. По образу столицы в других городах служители общины носили титул П.

Преторское право — в Древнем Риме правовая система, сложившаяся из решений (эдиктов) преторов. Поскольку преторы не могли отменять или из­менять законов, их решения всегда носили не материальный, а процессуальный характер, т.е. касались исков.

Префект претория — высший чиновник в период принципата, назначавшийся из числа сенаторов или всадников. В его ведение входило командование императорской гвардией.

Принцепс сената — в Древнем Риме первый по списку сенатор. Его положение считалось почетным. Не имея особых полномочий и привилегий, обладал правом выражать первым свое мнение в сенате.

Принципат — период неограниченной монархии (1 в. до н.э. — III в. до н.э.). Произошел от «принцепс-сенатус» — первый сенатор. Этот титул первым получил Октавиан Август, поставленный пер­вым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения этого органа; форма государственного правления, при которой диктатура, установившаяся в Древнем Риме в результате ликвидации рес­публики (2-я половина 1 в. до н.э.), была при­крыта республиканскими атрибутами.

Провокация к народу — право осужденного апеллировать на приговор                      осудившего его магистрата к народному собранию.

Проскрипция — в Древнем Риме обнародование списков лиц, объявленных вне закона, а также сами списки. За выдачу или убийство поскрибированного назначалась награда (даже рабу), за укрыва­тельство — казнь. Имущество жертв про­скрипции подвергалось конфискации, потом­ки лишались почетных прав и состояния. Ис­пользовались для сведения личных счетов и как средство обогащения. Впервые такие спи­ски были составлены диктатором Суллой (1 в. до н.э.) в отношении своих врагов.

Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.

Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)

Прокрутить вверх