Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права. «Законы — имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия—Горация.
Ульпиан о видах законов
Ульпиан. Правила. 1.1-2.
Закон или совершенного вида, или несовершенного вида, или менее чем совершенного вида. Закон совершенного вида (lex perfecta) запрещает что-либо делать, а если сделано, то объявляет это ничтожным. Закон несовершенного вида (lex imperfecta) запрещает что-либо делать, а если сделано, то не объявляет это ничтожным и не накладывает наказания на того, кто действует вопреки закону: таков закон Цинция (lex Cincia), который запрещал совершать дарения стоимостью свыше определенной суммы (за исключением некоторых когнатов). Если же подарок был свыше, то дарение не отменялось. Закон менее чем совершенного вида (lex minus quam perfecta) запрещает что-либо делать, а если сделано, то не объявляет это ничтожным, а накладывает наказание на того, кто действует вопреки закону: таков закон Фурия о завещаниях (lex Furia testamentaria), который запрещал принимать больше 1000 ассов по легату или по завещанию (за исключением некоторых лиц), и в отношении нарушителя устанавливал штраф в четырехкратном размере.
Закон Папирия и Петелия об отмене долгового рабства (326 г. до н.э.)
Закон Papiriă – Poeteliă смягчал меры принудительного взыскания (nexum): запретил убивать, продавать в рабство, держать в оковах и в домашних тюрьмах неоплатных должников, пока они не отработают долг (как это разрешалось Законами XII таблиц). Принципиально важный закон, ознаменовавший так называемое «начало новой свободы плебеев».
Публикуется по : Тит Ливий. Римская история от основания города. VIII, 28 / / Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко. М., 1962
Для римских плебеев этот год был как бы новым началом свободы, потому что уничтожено было рабство за долги; эта перемена в законах объясняется как необыкновенной жестокостью, так и сладострастием одного ростовщика, Л. Папирия, к которому за отцовские долги попал в кабалу Г. Публилий… Видя, что юноша больше думает о свободе, чем о настоящем своем положении, он приказал раздеть его и высечь. …Масса народа, негодуя на дурное с ним обращение… устремилась на форум, а оттуда толпою в курию. Внезапная суматоха заставила консулов созвать сенат, и народ, падая к ногам каждого из сенаторов, по мере того как они входили в курию, показывал им истерзанную спину юноши. В этот день вследствие чрезмерного насилия одного человека были уничтожены крепкие цепи кабалы, и консулам приказано было предложить народу, чтобы никто не содержался в колодках или оковах, кроме действительных преступников, пока они не подвергнутся наказанию; за долги же должно отвечать имущество должника, а не тело его. Таким образом закабаленные были освобождены и запрещено на будущее время брать должников в кабалу…
Закон Фуфия и Каниния (2 г. до н.э.) = Институции Гая. Книга 1. фр. 42-46.
42. Кроме того, закон Фуфия Каниния [2 г. до н. э.] установил известные пределы при отпущении рабов на волю по завещательному объявлению.
43. Итак, тому, у кого более двух и не более десяти рабов, дозволяется отпускать на волю половину этого числа; тому же, у кого будет более 10 и не более 30 рабов, дозволяется отпускать на волю не более трети этого. Имеющий от 30 до 100 рабов может по усмотрению отпустить на волю четвертую часть рабов. Наконец тому, кто располагает от 100 до 500 рабов, дозволяется освободить пятую часть рабов. Большее число не принимается в расчет, но закон предписывает, чтобы никто не имел права отпускать на волю более сотни, а если кто имеет всего только одного или двух рабов, то закон по отношению к нему ничего не определяет, и вследствие этого ему предоставляется возможность отпускать по усмотрению на волю.
44. Упомянутый закон не относится вообще и к тем, которые отпускают рабов не завещательным объявлением. Посему те, которые отпускают рабов на волю посредством суда или занесением в цензорский список, или в присутствии друзей, могут освобождать всех своих рабов, конечно, если освобождению не препятствует какая-нибудь другая причина.
45. Сказанное нами о числе рабов, отпускаемых по завещанию, следует понимать в том смысле, что из того числа, из которого может быть освобождена половина, третья, четвертая или пятая часть, дозволено во всяком случае отпускать на волю столько, сколько дозволялось из предшествующего числа. Это предусмотрено и самим законом, ибо было бы нелепо, если бы из 10 рабов можно было освободить 5 рабов, так как господину дозволяется отпускать до половины этого числа, а располагающий, например, 12 рабами мог бы освобождать только 4. Но тем, у которых больше 10 и не больше 30 рабов, можно во всяком случае отпускать на волю тоже 5 рабов, подобно тому, кто владеет десятью.
46. Если рабам, перечисленным в завещании без известного порядка, дана будет свобода, то никто не будет свободен, так как нет определенной очереди отпущения на волю, да и закон Фуфия Каниния отменил и уничтожил все то, что совершено во вред и ущерб его; существуют даже особые сенатские постановления, которые делают недействительным все то, что было придумано для обхода этого закона.
42.Praeterea lege Fufia Caninia certus modus constitutus est in servis testamento manumittendis.
43.Nam ei, qui plures quam duos neque plures quam decem servos habe-bit, usque ad partem dimidiam eius numeri manumittere permittitur; ei1 vero, qui plures quam X neque plures quam XXX servos habebit, usque ad tertiam partem eius numeri manumittere permittitur. at ei, qui plures quam XXX ne-que plures quam centum habebit, usque ad partem quartam potestas manumit-tendi datur. novissime ei, qui plures quam C habebit nec plures quam D, non plures manumittere2 permittitur quam3 quintam partem; neque plures quam D habentis ratio habetur, ut ex eo numero pars definiatur4, sed praescribit lex, ne cui plures manumittere liceat quam C. quod5 si quis unum servum omnino aut duos habet, ad hanc legem non pertinet6 et ideo liberam habet potestatem ma-numittendi.
44.Ac ne ad eos quidem omnino haec lex pertinet, qui sine testamen-to manumittunt1. itaque licet iis, qui vindicta aut censu aut inter amicos manu-mittunt, totam familiam suam liberare, scilicet si alia causa non inpediat liber-tatem.
45.Sed quod de numero servorum testamento manumittendorum dixi-mus, ita intellegemus, ne umquam ex eo numero, ex quo dimidia aut tertia aut quarta aut quinta pars liberari potest, pauciores manumittere liceat quam ex antecedenti numero licuit. et hoc ipsa ratione1 provisum est: erat enim sane ab-surdum, ut X servorum domino quinque liberare liceret, quia usque ad dimi-diam partem eius numeri manumittere ei conceditur, XII servos habenti non plures liceret manumittere quam IIII; at eis, qui plures quam X neque [———vv. 1—242———]
46.nam et si testamento scriptis in orbem servis libertas data sit, quia nullus ordo manumissionis invenitur, nulli liberi erunt, quia lex Fufia Caninia, quae in fraudem eius facta sint, rescindit. sunt etiam specialia senatus consulta, quibus rescissa sunt ea, quae in fraudem eius legis excogitata sunt.
Закон Корнелия 67 г. до н.э. (Leges Corneliae, народного трибуна К. Корнелия, 67 г. до Р. Х.)
1) предложение, не принятое, впрочем, сенатом, о том, ne quis legatis exterarum nationum pecuniam expensam ferret.
2) rogatio de ambitu, предложение, также не имевшее успеха, вместо которого был принят менее суровый закон Кальпурниев (1. Acilia Calpurnia).
3) предложение о том, ne quis nisi per populum legibus solveretur; это предложение не прошло вследствие протеста со стороны П. Сервилия Глобула и было заменено следующей поправкой, ne quis in senatu legibus solveretur, nisi CC affuissent, neve quis, cum solutus esset, intercederet, cum de ea re ad populum ferretur.
4) de edicto praetorio, обязывавшее преторов строго держаться норм, объявленных ими в своих эдиктах.
Закон о цитировании юристов (426 г. н.э.)
Закон о цитировании (426 г. н.э.) придает юридически обязательную силу трудам Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая, а также сочинениям тех юристов, на которых ссылаются названные первыми. Если по какому-то вопросу существует спор, то судья обязан присоединиться к мнению большинства. При равенстве голосов точка зрения Папиниана перевешивает; но если труды Папиниана по данному вопросу молчат, то судья может присоединиться к любому мнению. Очевидно, Закон о цитировании (426 г. н.э.) ищет выход из обилия правовых источников исключительно формальный: особенно беспомощно выглядит введение принципа большинства в научную интерпретацию права. Скорее всего, Закон о цитировании лишь утвердил способы, существовашие на практике и до него.
Публикуется по: Кодекс Феодосия. I, 4, 3 // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. Античный мир и Восточные цивилизации / Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен; Пер. с лат. Е.В. Сильвестровой. М., 1999. С. 356 – 357.
Императоры Феодосий и Валентиниан Августы к сенату города Рима. После прочего (post alia). Мы утверждаем все сочинения Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина таким образом, что сочинениям Павла, Ульпиана и прочих должен придаваться тот же авторитет, что и Гаю, и пусть цитируются сочинения из всего его собрания. Мы предписываем, что также имеют законную силу суждения тех, чьи мнения и обсуждения вопросов все вышеназванные включили в свои сочинения, как мнения Сцеволы, Сабина, Юлиана и Марцелла и всех, кого те упоминают, если только их сочинения подтверждаются сопоставлением различных собраний относительно своей достоверности. Там же, где высказываются различные мнения, преимущество имеет суждение большего количества законоведов или, если стороны равны в числе, превосходит авторитет той части, к которой относится мнение величайшего таланта Папиниана, который как побеждает одного, так уступает двум. Мы приказываем считать не имеющими законной силы примечания Павла и Ульпиана, сделанные к сочинениям Папиниана, как уже давно было определено. В том же случае, когда цитируются равносильные мнения тех, чей авторитет считается равным, пусть судья выбирает с осторожностью, кому должно следовать. Мы предписываем, чтобы также Сентенции Павла всегда имели силу. И так далее.
Interpretatio. Это постановление показывает, мнения каких юристов имеют законную силу, т. е. Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана, Модестина, Сцеволы, Сабина, Юлиана и Марцелла: если будут предложены их различающиеся мнения, имеет преимущество то мнение, которое высказывает большинство. Если же вдруг и в той и в другой части равное число юристов, имеет преимущество авторитет той части, в которой с равным числом выступает Папиниан: поскольку как Папиниан побеждает одного, так уступает двоим. Мнения Сцеволы, Сабина, Юлиана и Марцелла находятся не в их собственных сочинениях, но включены в сочинения вышеназванных юристов. [Кодексы же] Грегориана и Гермогениана потому не упомянуты в этом постановлении, что они утверждаются относительно своей законной силы в предшествующем постановлении под рубрикой «О конституциях принцепсов и эдиктах». Но мы выбрали из сочинений всех этих юристов, из Грегориана, Гермогениана, Гая, Папиниана и Павла, то, что казалось необходимым для случаев настоящего времени.
IMPERATORIS THEODOSII CODEX
CTh.1.4.3
Impp. Theodosius et Valentinianus aa. ad senatum urbis Romae. Post alia: Papiniani, Pauli, Gaii, Ulpiani atque Modestini scripta universa firmamus ita, ut Gaium quae Paulum, Ulpianum et cunctos comitetur auctoritas, lectionesque ex omni eius opere recitentur. Eorum quoque scientiam, quorum tractatus atque sententias praedicti omnes suis operibus miscuerunt, ratam esse censemus, ut Scaevolae, Sabini, Iuliani atque Marcelli, omniumque, quos illi celebrarunt, si tamen eorum libri, propter antiquitatis incertum, codicum collatione firmentur. Ubi autem diversae sententiae proferuntur, potior numerus vincat auctorum, vel, si numerus aequalis sit, eius partis praecedat auctoritas, in qua excellentis ingenii vir Papinianus emineat, qui, ut singulos vincit, ita cedit duobus. Notas etiam Pauli atque Ulpiani in Papiniani corpus factas, sicut dudum statutum est, praecipimus infirmari. Ubi autem pares eorum sententiae recitantur, quorum par censetur auctoritas, quod sequi debeat, eligat moderatio iudicantis. Pauli quoque sententias semper valere praecipimus etc. Dat. VIII. id. nov. Ravenna, dd. nn. Theodosius XII. et Valentinianus ii. aa. coss.
Interpretatio. Haec lex ostendit, quorum iuris conditorum sententiae valeant; hoc est, Papiniani, Pauli, Gaii, Ulpiani, Modestini, Scaevolae, Sabini, Iuliani atque Marcelli: quorum si fuerint prolatae diversae sententiae, ubi maior numerus unum senserit, vincat. Quod si forsitan aequalis numerus in utraque parte sit, eius partis praecedat auctoritas, in qua Papinianus cum aequali numero senserit: quia ut singulos Papinianus vincit, ita et cedit duobus. Scaevola, Sabinus, Iulianus atque Marcellus in suis corporibus non inveniuntur, sed in praefatorum opere tenentur inserti. Gregorianum vero et Hermogenianum ideo lex ista praeteriit, quia suis auctoritatibus confirmantur ex lege priore, sub titulo de constitutionibus principum et edictis. Sed ex his omnibus iuris consultoribus, ex Gregoriano, Hermogeniano, Gaio, Papiniano et Paulo, quae necessaria causis praesentium temporum videbantur, elegimus.
Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.
Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)