Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности

1. Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства

2. Решение задач: Прокурором в ходе проверки законности приостановления уголовных дел установлено следующее Дознаватель Петров, возбудив уголовное дело, произвел неотложные следственные действия…. Прокурор района, получив уголовное дело с постановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, вернул его следователю на дополнительное расследование, так как не были выяснены полностью обстоятельства совершения преступления….

Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства

Конституцией Республики Беларусь Генеральный прокурор не наделен правом законодательной инициативы. В соответствии со ст. 99 Конституции Республики Беларусь [1] и ч.1 п.1 ст. 41 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [4], правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

В то же время, согласно п. 3 ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» [5], Генеральная прокуратура в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.

В п.3 ст. 38 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» указано, что при разработке планов подготовки проектов нормативных правовых актов рассматриваются предложения субъектов права законодательной инициативы, государственных органов и иных организаций, в том числе научных, общественных объединений, граждан, а также учитываются результаты научных исследований в области права и правового мониторинга.  В соответствии с этой нормой Генеральный прокурор также может внести свои предложения в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, который разрабатывает ежегодные планы подготовки законопроектов и вносит их в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь.

Согласно п.1 ст. 42 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческий орган может в установленном порядке привлечь к подготовке проекта нормативного правового акта соответствующих специалистов, в первую очередь из государственных организаций, поручить специально создаваемым для этого рабочим группам. По смыслу закона, предложения о подготовке проекта нормативного правового акта могут быть даны прокуратуре как государственному органу, осуществляющему правовую деятельность.

Генеральный прокурор может поручить структурным подразделениям Генеральной прокуратуры разработать проект нормативного правового акта. Для подготовки проекта нормативного правового акта распоряжением Генерального прокурора при необходимости может быть создана рабочая группа из прокурорских работников и специалистов структурных подразделений Генеральной прокуратуры, прокуратур областей. Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

В п. 4 ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» предусмотрено, что Генеральный прокурор, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов.

В соответствии с п.1 ст. 69 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», Генеральный прокурор вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, в том числе утверждающих положения и инструкции. Следует отметить, что издаваемые Генеральным прокурором нормативные правовые акты не должны противоречить законодательству Республики Беларусь, а также ранее принятым нормативным правовым актам Генерального прокурора.

При необходимости Генеральный прокурор издает нормативные правовые акты в форме приказов (постановлений) совместно с руководителями других правоохранительных органов и органов государственного управления.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», Генеральный прокурор вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений.

Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности осуществляется в следующих формах:

1) разработка проектов законов, декретов, указов и распоряжений Президента, иных нормативных правовых актов по предложению нормотворческого органа;

2) участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, осуществляемой нормотворческим органом либо по его предложению Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, иными организациями;

3) рецензирование (дача отзывов) на проекты нормативных правовых актов;

4) внесение предложений о дополнении государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов и ежегодных планов подготовки законопроектов;

5) внесение предложений нормотворческому органу (должностному лицу) о принятии нового нормативного правового акта, о признании действующего нормативного правового акта утратившим силу или о внесении в него дополнений и изменений;

6) направление в нормотворческий орган (должностному лицу) предложений о толковании нормативных правовых актов.

Задача 2.

Прокурором в ходе проверки законности приостановления уголовных дел установлено следующее Дознаватель Петров, возбудив уголовное дело, произвел неотложные следственные действия. Через три дня после начала производства по делу было установлено лицо, подозреваемое в совершении преступления, которое, как выяснилось, после его совершения заболело тяжким заболеванием, носящим временный характер. Дознаватель Петров в связи с этим вынес постановление о приостановлении производства по делу.

Соответствует ли требованиям закона принятое решение?

Подготовьте акт прокурорского надзора.

Ответ (решение задачи)

В соответствии с ч.1 ст.186 УПК при наличии признаков преступления орган дознания передает заявление или сообщение с собранными материалами проверки по подследственности, определенной статьей 182 настоящего Кодекса, или возбуждает уголовное дело. Руководствуясь правилами настоящего Кодекса, лицо, производящее дознание, по возбужденному уголовному делу производит неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание, применение меры пресечения и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.

По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю (ч.3 ст.186 УПК).

После передачи уголовного дела следователю органы, уполномоченные законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, могут производить по нему следственные и другие процессуальные действия, проводить оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, органы, уполномоченные законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах (ч.4 ст.186 УПК).

В соответствии с ч.1 ст.246 УПК предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:

1) неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

2) когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

3) когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного следствия;

4) временного психического расстройства (заболевания) или иного заболевания обвиняемого, препятствующих его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенных врачом, работающим в государственной организации здравоохранения;

5) невозможности производства следственных действий, без которых не может быть принято решение об окончании предварительного следствия;

6) необнаружения безвестно исчезнувшего лица.

Согласно ч.2 ст.246 УПК о приостановлении предварительного следствия следователь выносит мотивированное постановление, копию которого направляет прокурору. Если по уголовному делу наложен арест на имущество в соответствии с частью 2 статьи 132 настоящего Кодекса, в резолютивной части постановления излагается также указание об отмене ареста на имущество.

В случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 6 части 1 настоящей статьи, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении срока его производства; в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части 1 настоящей статьи, оно может быть приостановлено и до окончания срока предварительного следствия (ч.4 ст.246 УПК).

В соответствии с п. 26 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК) предварительное расследование – это производство предварительного следствия, дознания по уголовному делу. С учетом дополнений и изменений, внесенных в УПК Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2011 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь», основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. В то же время на основании ст. 186 УПК предварительное расследование в форме дознания существенно ограничено как по объему, так и по времени производства (до выполнения неотложных следственных и других процессуальных действий, но не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела), поэтому в настоящее время орган дознания не вправе приостанавливать предварительное расследование, в связи с чем речь может идти лишь о приостановлении предварительного следствия [6]. В результате приостановить предварительное следствие вправе следователь по находящимся в его производстве уголовным делам, а также прокурор, начальник следственного подразделения, принявшие в соответствии с ч. 4, пп. 3, 12 ч. 5 ст. 34, п. 8 ч. 2 ст. 35 УПК уголовное дело к своему производству и лично производящие предварительное следствие по делу.

Таким образом, в нарушение норм УПК орган дознания по выполнении неотложных следственных действий и по установлении лица, совершившего преступление, не передал уголовное дело следователю. Вместо этого вынес постановление о приостановлении производства по делу, которое также не основано на законе.

Согласно п.2 и п.5 ч.5 ст.34 УПК осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор уполномочен: изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью, определенной статьей 182 настоящего Кодекса; отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением постановлений, указанных в части 5 статьи 35 и части 6 статьи 38 настоящего Кодекса, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.40 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора. Постановление при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания выносится в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ об отмене постановления о приостановлении предварительного расследования и об изъятии и передаче уголовного дела

г. ….             03 февраля 2020

Заместитель прокурора …… района младший советник юстиции Иванов И.И., рассмотрев материалы уголовного дела № 511070,

УСТАНОВИЛ:

Уголовное дело № 511070 возбуждено 31.01.2020 дознавателем ОД …. РОВД Петровым по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 205 УК РБ по факту кражи, совершенной в крупном размере, а именно хищения 31.01.2020 около 15.00 4 тонн дизельного топлива по адресу …, принадлежащего ООО «Трансдизельбенгингаз». 02.02.2020 было установлено, что к хищению причастен Сидоров С.С., который с 01.02.2020 находится в реанимационном отделении … ЦРБ. В этой связи 03.02.2020 дознавателем ОД …. РОВД Петровым вынесено постановление о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу  511070.

С учетом ст. ст. 37, 38, 186, 246 УПК орган дознания не вправе приостанавливать предварительное расследование.

По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю (ч.3 ст.186 УПК).

Принимая во внимание, что все неотложные следственные и другие процессуальные действия выполнены, а лицо, совершившее преступление,  установлено, уголовное дело следует передать в следственный комитет для проведения предварительного следствия.

Согласно п.2 и п.5 ч.5 ст.34 УПК осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор уполномочен: изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью, определенной статьей 182 УПК; отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением постановлений, указанных в части 5 статьи 35 и части 6 статьи 38 УПК, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 и п.5 ч.5 ст.34, ст.ст.37, 38, 186, 246 УПК РБ

ПОСТАНОВИЛ:

1.      Постановление дознавателя ОД …. РОВД Петрова от 03.02.2020 о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу  511070 — отменить.

2.      Изъять уголовное дело №511070 у дознавателя ОД …. РОВД Петрова и передать начальнику СК по …му району для организации дальнейшего расследования.

Заместитель прокурора … района

младший советник  юстиции                                                                И.И.Иванов

Задача 2.

Прокурор района, получив уголовное дело с постановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, вернул его следователю на дополнительное расследование, так как не были выяснены полностью обстоятельства совершения преступления.

Обоснованно ли решение прокурора? Какие еще решения может принять прокурор по делу, поступившему к нему с постановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд?

Ответ (решение задачи)

Согласно ч.1 ст.263 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь получив от следователя уголовное дело с постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель обязаны проверить:

1) имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

2) нет ли в деле обстоятельств, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса, влекущих его прекращение;

21) заявлено ли обвиняемым ходатайство об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 88 Уголовного кодекса Республики Беларусь, с его согласием уплатить уголовно-правовую компенсацию в качестве необходимого условия освобождения от уголовной ответственности либо ходатайство об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 881 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

3) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами;

4) предъявлено ли обвинение по всем установленным и указанным в уголовном деле общественно опасным деяниям обвиняемого;

5) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления;

6) правильно ли квалифицированы общественно опасные деяния обвиняемого;

7) правильно ли применена мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены;

8) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

9) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

10) произведено ли исследование обстоятельств уголовного дела всесторонне, полно и объективно;

11) составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

12) не допущены ли при производстве предварительного расследования нарушения уголовно-процессуального закона.

В соответствии с ч.1 ст.264 УПК прокурор или его заместитель, если иное не предусмотрено частью 2 ст.264, обязаны по поступившему к ним уголовному делу в срок не более пяти суток, а по сложным и многоэпизодным уголовным делам – не более пятнадцати суток принять одно из следующих решений:

1) направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя. При этом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлением отдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых;

2) прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме по основаниям, предусмотренным статьей 250 настоящего Кодекса;

3) возвратить уголовное дело следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям статьи 260 настоящего Кодекса. О возвращении уголовного дела следователю прокурором или его заместителем выносится постановление.

Согласно ч.2 ст.264 УПК в случае заявления обвиняемым ходатайства об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 881 Уголовного кодекса Республики Беларусь, прокурор или его заместитель принимают решение по уголовному делу после рассмотрения в установленном порядке данного ходатайства. По итогам рассмотрения ходатайства прокурор или его заместитель направляют уголовное дело в суд в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи либо прекращают предварительное расследование по уголовному делу в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае исследование обстоятельств уголовного дела произведено не полно, соответственно прокурор на основании п.3 ч.1 ст.264 УПК должен возвратить уголовное дело следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования. Что и было сделано. Поэтому решение прокурора обоснованно.

Список использованных источников

1.      Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.

2.      Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

3.      Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

4.      О нормативных правовых актах: Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З  // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.

5.      О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

6.      Полящук Н.А., Хиревич М.Л. Осуществление прокурорского надзора за законностью приостановления и возобновления производства предварительного следствия по уголовным делам / Полящук Н.А., Хиревич М.Л. // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2017. № 10. С. 366-388.

Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.

Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)

Прокрутить вверх