Вещи в римском праве

Делимые и неделимые вещи

Для отношений собственности (condominium), для так называемых сборных и других связей вопрос, является ли некая вещь делимой или неделимой, имел существенные правовые последствия. Делимыми вещами (res divisibiles) были вещи, которые могли быть разделены на составные части без уменьшения их общей имущественной ценности и экономической функции. Напротив, неделимые вещи (res indivisibles) при разделении на составные части теряли свою ценность и функциональные свойства целого. Свойство делимости или неделимости отдельных вещей часто не зависело от их природных свойств, а лишь от воли сторон и обычаев, созданных в обращении.

Главные вещи и принадлежности

При решении вопроса собственности на составную вещь, если вещь была создана жестким соединением частей, принадлежащих различным собственникам, для применения правил accessorium sequitur principale или accessorium cedat principali (принадлежность следует судьбе главной вещи) часто было необходимо определить, какая вещь главная, а какую следует считать принадлежностью (accessorium). Общее правило существовало лишь по отношению к земле и земельным superficies (superficies solo cedet). В других случаях, как главная вещь (principale) определялась та часть вещи, которая содержала в себе признаки целой вещи, а как принадлежности, или акцессориумы, — те составные части главной вещи, которые помогали ей осуществлять свои экономические функции. В связи с тем, что в отдельных случаях и с помощью указанного критерия было трудно определить, где главная вещь, а где принадлежность, римские юристы предложили и вспомогательный критерий: quid cui servit — что чему служит. Между тем, этот критерий применялся только тогда, когда принадлежность нельзя было отделить от главной вещи без большого вреда.

Упомянутая проблема не возникала для вещей, состоявших из отдельных частей. Отдельные второстепенные вещи, или пертиненции, необходимо было передать их истинному собственнику без повреждения главной вещи. Проблема перитиненций, или отдельных второстепенных вещей, имела значение лишь в обращении сборных или сложных вещей, составленных из главной вещи и перти-ненций: тот, кто покупал главную вещь, покупал и ее пертиненции, если не было иной определенной договоренности.

Плодоприносящие вещи и плоды

Плодоприносящей вещью считался каждый предмет, который по природе или по правовым предписаниям (в экономическом обороте) был способен создавать новые экономические ценности. Новые экономические ценности, происходящие от какой-либо плодоприносящей вещи под действием естественных законов и в результате человеческого труда или законов экономического обращения, назывались плодами (fructus).

Плоды, происходящие от плодоносящих вещей (res fructiferae) под действием законом природы и в результате человеческого труда, назывались fructus naturalis, или естественные плоды. Естественные плоды, как правило, принадлежали собственнику вещи. Однако, в связи с тем, что по поводу одной вещи, находящейся в собственности определенного лица, могли возникать различные правовые трансакции, благодаря которым и некоторые несобственники могли участвовать в собирании природных плодов, было необходимо зафиксировать различные моменты этого присвоения. Поэтому различались: fructus pendentes — неотделенные плоды; fructus separati — отделенные плоды; fructus percepti — собранные плоды; fructus consupmti — потребленные (переработанные) плоды; fructus extantes — натурадьные (наличные) плоды; fructus percipiendi — плоды, которые необходимо собрать.

Уже в древний период развития римского права было ясно, что могут существовать определенные плоды, которые возникают не под действием законов природы и с использованием человеческого труда, а лишь в результате участия людей в экономическом и правовом обращении. Эти плоды, возникающие не ex ipso corporаrе, а от разных других факторов, которыми являются разнообразные имущественные трансакции. Плоды, собираемые как возмещение при подобных работах, были известны как fructus civiles, или гражданские плоды. В группу гражданских плодов входили проценты, рента о сдачи земли в аренду и т. д.

Телесные и бестелесные вещи

«Некоторые вещи телесны, а некоторые — бестелесны. Телесны те вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многие другие. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как, например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом. При этом несущественно, что наследство содержит телесные вещи и что плоды, собираемые с земли, телесны и что то, что мы получаем на основании какого-нибудь обязательства, чаще всего телесно, как земля, раб, деньги: тогда как само право наследования, само право узуфрукта и само право на обязательство бестелесны». Таким образом юрист Гай объяснил понятие телесных и бестелесных вещей (res corporales и res incorporales). Согласно этому, телесными вещами являлись предметы, существующие в физическом мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи, или права, не существовали в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях и на основании правовых предписаний. И те и другие имели общее свойство: проявляли себя как предметы имущественного обращения.

Вещи в частной собственности и вещи вне частной собственности

Римские граждане не имели права присваивать все те вещи, которые по своим естественным свойствам были способны удовлетворять их потребности. Многие такие вещи были предназначены для удовлетворения потребностей римского государства и римского культа. Кроме того, существовали и вещи, которые не могли быть предметом частного присвоения, потому что были предназначены для общего употребления гражданами. На основании этого в римском праве появилось деление на вещи, подлежащие частному присвоению, и вещи, такому присвоению не подлежащие.

Вещами, не подлежащими частному присвоению согласно предписаниям божественного права (res extra patrimonium divini juris), были res sacrae и вещи, посвященные высшим богам. В эту группу входили храмы, культовые предметы и весь остальной храмовый инвентарь. Для того, чтобы получить свойство вещи, посвященной богам, требовалось специальное освящение со стороны комиций или сената. В группу res extra patrimonium divini входили и res religiosae и res sanctae. Res religiosae были вещи, посвященные божественным предкам (лары и пенаты). Свойство вещи, посвященной божественным предкам, достигалось специальным распоряжением хозяина вещи или определенным религиозным действием, как, например, перенесением и захоронением мертвых на собственной земле. Res sanctae, или вещи, предназначенные для обороны города (городские стены и городские ворота), хотя и не входили в понятие вещей, посвященных богам, в известном смысле были уравнены с ними. Вещами, не подлежащими частному присвоению согласно предписаниям человеческого права (res extra patrimonium humani juris), были: res publicae, res universitatis и res communes omnium. Res publicae были вещи, необходимые и для функционирования государства и для развития общественной жизни граждан: общественные реки (flumina), общественные дороги (vitae consulares и praetoriae), пристани (portus), общественная почта (cursus publicus), общественные площади, общественные парки, общественные бани, стадионы и т. д. Все эти вещи были собственностью римского государства. Res universitatis были, в основном, теми же, что и res publicae, и служили для выполнения основных задач разных самоуправляющихся единиц (civitates, municipia, coloniae, метрокмии). Для этих вещей существовал особый правовой режим, и они находились в собственности самоуправляющихся органов. Res communes omnium (вещи, общие для всех людей) были вещи, которые по своей сути или по количеству существования в природе были непригодны для присвоения. Содержание этой группы вещей изменялось в ходе истории. В классическом и постклассическом праве вещами, общими для всех, были: воздух (аеr), вода, которая течет (aqua profluens), море (mare) и морской берег (litora maris) до границы наивысшего зимнего прилива.

Все другие вещи, согласно римским предписаниям, были res in patrimonio, или вещами, подлежащими частному присвоению (res privatae). Вещи, подлежащие частному присвоению (res in patrimonio и res privatae), делились не несколько групп в зависимости от того, имели ли они в данный момент хозяина, и от того, выбросил их хозяин или потерял. Вещи, имеющие хозяина в данный момент и, как правило, находящиеся в его владении, назывались res in bonis. Вещи, которые хозяин выбросил без желания и далее удерживать их как свои, назывались res derelictae (оставленные вещи). Вещи, которые хозяин и дальше желал удерживать как свои, но утратил их, потому что потерял, или потому что они у него были противоправно отняты, назывались res deperditae (потерянные вещи), или res vi, или clam possessae (вещи, отнятые силой или тайком). Кроме того, в группу res in patrimonio входили и вещи, которые могли быть предметом присвоения, но еще не являлись ничьей собственностью (дикие животные, птицы, рыбы, драгоценные камни) или имели когда-то хозяина, память о котором давно исчезла. Эти вещи назывались ничьи, или res nullus.

Вещи в обороте и вещи вне оборота

Близким к делению на вещи, подлежащие и не подлежащие присвоению, было деление на вещи в обороте и вне оборота (изъятые из оборота) — (res in commercio и res extra commercium). Вещи extra patrimonium, или не подлежащие частному присвоению, были и вещами extra commercium, или вне оборота. С другой стороны, вещи extra commercium не всегда и не одновременно были и вещами extra patrimonium; существовали такие предметы и такие отношения, которые не являлись предметом оборота, хотя и входили в состав имущества отдельных лиц (имущество малолетних, драгоценные материалы, встроенные в сооружения, непередаваемые права, обязанности intuitu personae и т. д.). Иными словами, вещи in patrimonio не обязаны были быть и in commercio. И наоборот: вещи in commercio не обязаны были быть in patrimonio (spes, res speratie). Из-за приведенных нюансов было необходимо вещи группы in patrimonio и extra patrimonium отделить от группы вещей in commercio и extra commercium.

Res mancipi и res nee mancipi

В старом и классическом праве вещи делились на res mancipi и res пес mancipi. Res mancipi были теми, чей правовой оборот мог проявляться в специальных и освященных формах, доступных лишь римским гражданам (mancipatio in jure cessio). В res mancipi входили самые важные вещи хозяйственного оборота, будь то составные элементы хозяйства: praedia rustica и urbanа (городские и сельские земли), если они находились в Италии, сельские службы (servitutes praediorum rusticorun), рабы и рабочий скот (скот, укрощенный ярмом и седлом). Res пес mancipi были все другие вещи хозяйственного оборота. Оборот res пес mancipi разворачивался в формах, которые были менее освященными, общими для римских граждан и других свободных жителей государства.

Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.

Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)

Прокрутить вверх