Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом — архонтом-эпонимом. Он был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».
Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, — отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, — выкуплены за счет государства.
РЕФОРМЫ СОЛОНА1 (Аристотель, Афинская полития, IV, 5—8, 11—12)
При таком-то положении государства, когда большинство было в порабощении у немногих, народ восстал против знати. Когда восстание после продолжительной борьбы приняло острый характер, противники сообща избрали посредником и архонтом Солона и поручили ему управление государством… По происхождению и по известности Солон был среди первых, а по имуществу и по своей деятельности принадлежал к среднему разряду людей, как это признано другими; да и сам он свидетельствует об этом а своих элегиях, убеждая богачей не предаваться корысти.
Вы же в груди у себя успокойте жестокое сердце,
До пресыщения вы в благах себя довели.
Гордый свой дух вы сдержите, и мы ведь не станем
Слушаться вас, не всегда будет удача и вам.
И вообще всегда он вину в распре приписывает богатым; поэтому в начале элегии он говорит, что боится их
«алчности к деньгам и их чрезмерного высокомерья…»,
так как из-за этого и возникает взаимная вражда.
Став во главе управления, Солон освободил народ и на данное и на будущее время, запретив давать деньги взаймы на кабальных условиях, издал соответствующие законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называют сейсах- фией (снятием бремени), потому что этим как бы облегчены были тягости народа. Некоторые пытаются оклеветать его в отношении этого. Случилось так, что Солон, собираясь провести сейсахфию, сказал об этом предварительно некоторым из знатных, а потом, как утверждают сторонники демократии, эти его друзья испортили ему проведение этой меры, а те, кто хочет его очернить, говорят, что он и сам принимал участие (в их незаконных действиях). А именно, заняв деньги, они скупили большое количество земель,, и поэтому, когда была проведена отмена долгов, разбогатели. Говорят, что таким именно образом образовались новые богачи, которые впоследствии казались исконными богачами…
Солон установил новое государственное управление и новые законы, а постановлениями Драконта перестали пользоваться за исключением дел об убийствах. Записав новые законы на кирбах 2, они выставили их в «царском портике» 3, и все принесли клятву соблюдать эти законы. Девять же архонтов, принося клятву перед камнем 4, давали обещание поставить золотую статую, если они нарушат какой-либо из этих законов. Поэтому еще и теперь они приносят подобную же клятву. Солон установил законы на
сто лет и устроил государство следующим образом. По имуществу он разделил граждан на четыре класса, как они делились и раньше:: на пентакосиомедимнов 5, всадников, зевгитов и фетов. Занимать правительственные должности, как то: должности девяти архонтов, казначеев, полетов (сдававших на откуп государственные доходы), одиннадцати 6 (тюремных начальников) и коллакретов 7, он определил пентакосиомедимнам, всадникам и зевгитам 8, предоставляя каждому должность, соответствующую размерам его имущества, фетам же он предоставил только участие в народном собрании и в судах. К классу пентакосиомедимнов должен был принадлежать тот, кто получает со своего хозяйства 500 мер сухого и жидкого вместе, к классу всадников — получающие 300 мер (как некоторые говорят, те, кто может содержать коня. Доказательством они считают самое название класса, получившееся будто бы от этого занятия, а также и древние посвящения. Действительно, на акрополе стоит изображение, на котором написано следующее:
Анфемион, сын Дифила, богам этот дар посвящает
Как из фетов простых всадником сделался он.
И рядом стоит конь, в доказательство того, что он является символом всаднического класса. Впрочем, правильнее, что и этот класс отличался от других размером дохода, как и класс пентакосиомедимнов). К классу зевгитов принадлежали получающие всего 200 мер дохода. Остальные принадлежали к классу фетов и не имели участия ни в каких должностях. Поэтому и теперь, когда у желающего быть избранным на какую-нибудь должность спрашивают, к какому он принадлежит классу, никто не скажет, что к классу фетов.
Должности он сделал избирательными по жребию из тех, которых предварительно выберет каждая из фил. Намечала же каждая фила на должности девяти архонтов десятерых, которым эти должности и присуждались по жребию. Поэтому и теперь еще сохраняется такой порядок, что каждая фила намечает по десять человек, а из них потом должностные лица избираются при помощи бобов. Доказательством же того, что он сделал должности выборными соответственно имуществу людей, является закон о казначеях, которым пользуются еще и теперь; закон предписывает избирать казначеев из пентакосиомедимнов. Такие законы издал Солон о девяти архонтах. В старину же ареопаг назначал на каждую должность на один год подходящих людей, вызывая их и обсуждая между собой (их кандидатуру), после чего их отпускал. Фил было 49, как и раньше, в них 4 филобасилевса; каждая фила была разделена на 3 триттии и 12 навкрарий10. Во главе навкрарий была должность навкрара, установленная ради того, что приходилось платить налоги и производить другие расходы. Поэтому в законах Солона, даже которыми больше не пользуется, часто бывает написано: «взыскать с навкраров» или «покрыть расход ,’из
денег навкраров». Солон учредил совет четырехсот, по сто человек от каждой филы, ареопагу 11 же назначил охранять законы, как и раньше он был блюстителем государственного устройства. Ареопаг охранял вообще очень много других важнейших сторон государственного управления; между прочим наказывал противившихся, имея власть штрафовать, карать и вносить штрафы в государственную казну, хранившуюся на акрополе, не записывая, по какому поводу был взыскан штраф. Кроме того, он судил тех, кто составляет заговор против демократии, после того как Солон издал закон об исангелиях12. Видя, что в городе часто бывают распри, а неко-торые граждане равнодушно мирятся со всем, предоставляя всему происходить как бы само собой, он издал особый закон, чтобы, если кто во время распри сам не возьмется за оружие и не будет на той или другой стороне, тот лишался гражданских прав и не мог принимать участия в государственной жизни.
…Обе стороны изменили свою позицию, потому что установленный им порядок не соответствовал их ожиданиям. Народ ждал, что он произведет полный раздел всего, знать же рассчитывала, что он сохранит прежний порядок или лишь немного его изменит. Но Солон разошелся с теми и другими, и, хотя имел возможность, вступив в соглашение с любой стороной, установить тиранию, он предпочел вызвать ненависть тех и других, лишь бы спасти отечество и установить наилучшие законы.
Что это было именно так, об этом не только все вообще говорят в один голос, но и сам он в своих произведениях упоминает об этом в следующих выражениях:
Да, я народу дал почестей столько, что было им вдоволь,
Прав у него не отнял, не дал и лишних зато; Тем же, кто силу имел и в народе богатством был славен,
Даже и тем запретил я не по чести владеть, Встал я, могучий свой щит над одним и другим простирая, Никому не дал я одолеть несправедливо других.
В другом месте, высказываясь относительно народной массы, как надо с ней* обходиться, он говорит:
Будет тогда лишь народ всего лучше идти за вождями,
Коль не слишком легко, не слишком тягостно жить. От пресыщенья родится надменность, коль счастье большое Людям таким привалит, меры не знает чей нрав.
И еще в другом месте он говорит относительно тех, которые хотели поделить землю:
Кто пришел затем чтоб грабить, полон был надежд богатых; И все ждали, что богатство там великое найдут, И что я, лаская мягко, нрав суровый проявлю; Худо то они решили, а теперь они сердито На меня глазами смотрят косо все, как на врага. Нужды нет: что я сказал, то с божьей помощью исполнил. Но трудился не напрасно, не по нраву мне что-либо Делать силой тирании, чтоб в земле родной богатой И дурным и честным людям доля равная была.
Также еще и об отмене долгов и о порабощенных сначала, а после освобожденных, благодаря сейсахфии:
Зачем же я, еще того не сделав, Из-за чего народ объединил, Остановился так? О том всех лучше Сказать могла бы перед времени судом Из олимпийцев высшая богиня, Мать черная Земля, с которой снял я Столбов стоявших много долговых,—13 Рабыня прежде, вольная теперь. Я возвратил в свой город богоданный, В Афины, многих, проданных в рабство — Кто кривдой, кто за дело — а других, Из-за нужды безвыходной бежавших, Забывших уж аттическую речь, По свету всюду странствовать готовых; Иных же здесь в позорном рабстве бывших, Дрожавших, перед нравами господ, Освободил я. Это сделал в силу Закона, силу с правдой сочетав, И так исполнил, как я обещал. Законы я равно простому с знатным, Для каждого прямую правду дав, Так написал. Возьми ж, бразды, как я, Другой — недобрый, алчный человек, Народа б не сдержал он. Если б я Хотел того, что нравилось тогда Противникам, а после уж того, На что бы им враги их указали, Мужей бы многих город наш лишился. Из-за того, всё мужество напрягши, Я, точно волк, средь стаи псов вертелся.
И в другом месте, порицая обе стороны за жалобы их на последующую судьбу, он говорит:
Народ, коль прямо порицать, скажу: Чем ныне обладают, никогда Во сне б того глазами не видали… А кто знатней и с большей силой, должен Меня хвалить, своим бы другом сделать,
потому что, если бы кто-нибудь другой, говорит он, достиг этой почести,
Народа б не сдержал и не отстал. Пока не снял бы сливки с молока14 А я меж них, как столб на спорном поле, Стал на меже.
1 Солон происходил из рода басилеев, считался потомком Кодра.
2 Деревянные выбеленные доски, составленные по трое в виде призмы. Они вращались на шестах.
3 Царский портик — крытая галерея на агоре—площади у северного склона Акрополя. В зданиях, расположенных на площади, заседали пританы Совета 400 и другие правительственные органы.
4 Камень — священное место на агоре, на котором приносили присягу должностные лица.
5 Медимн — мера объема от 51, 84 до 58, 94 литра.
6 Коллегия одиннадцати — полицейская коллегия, ведавшая тюрьмами.
7 Коллакреты при Солоне заведовали всем государственным хозяйством. В V в. до н. э. они сталя ведать только некоторыми расходами, главным образом раздачей жалованья судьям, когда оно было введено Периклом. В начале IV в. до н. э. эта должность упраздняется.
8 Название «зевгит» не вполне ясно. Большей частью его производят от слова «зевгос» — упряжка для волов.
9 Древние четыре родовые филы Аттики носили названия: гелеонтов, гоп- летов, эгикореев и аргадеев.
10 Навкрария — небольшой территориальный округ, жители которого должны были снаряжать на свой счет один корабль для флота.
11 Ареопаг—см. № 59, прим. 5.
12 То-есть об обязанности граждан выявлять все, что угрожает государ-ственной безопасности.
13 Долговые столбы стояли на границах заложенных земельных участков. На них было обозначено, кому и за какую сумму заложен участок. Сохранилось значительное количество таких столбов, но от более позднего времени.
14 Перевод этого места дан только по общему смыслу.
РЕФОРМЫ СОЛОНА (Плутарх,, Солон, 13—16, 21)
Так как противоречия между бедными и богатыми достигли в то время высшей степени, государство оказалось совершенно расшатанным и казалось, что оно может успокоиться и прийти в устойчивое положение только с установлением тирании. Весь простой народ был в долгу у богачей. Он обрабатывал у них землю, отдавая шестую часть урожая и потому такие люди назывались гек- томорами \ т. е. шестидольниками и фетами; или они брали деньги в долг под залог своей свободы и становились кабальными у давших деньги взаймы. Одни из таких становились рабами тут же, других продавали на чужбину. Многие были вынуждены продавать своих детей — никакой закон не препятствовал этому — и бежать из своего полиса из-за жестокости кредиторов. Однако очень много людей, и притом из самых сильных, стали сходиться вместе и на сходках убеждать друг друга не оставаться пассивными, а, выбрав себе одного верного человека в защитники, освободить (из кабалы) просрочивших свой платеж, произвести раздел земли и вообще изменить государственное устройство.
Тогда наиболее рассудительные из афинян, видя, что один Солон свободен от каких-либо преступлений, не принимает никакого участия в несправедливостях богачей и не находится в таком стесненном положении, как бедняки, просили его заняться государственными делами и привести к концу возникшие распри. Однако историк Фаний с острова Лесбоса говорит, что Солон ради спасения государства прибег к обману тех и других: беднякам он тайно обещал раздел земли, а богачам подтверждение существующих долговых обязательств. Сам же Солон говорит, что он колебался принять на себя управление государством, опасаясь алчности одних и заносчивости других. Он был избран архонтом, а вместе с тем примирителем и законодателем, причем его приняли охотно и богатые люди, как человека зажиточного, и бедняки, как человека честного. Говорят, что еще раньше передавалась высказанная им мысль, что равенство не приводит к войне, причем она пришлась по душе и состоятельным людям и беднякам; первые поняли это в смысле достоинства и добродетели, другие в том смысле, что у них будет все равное по мере и по числу…
… Повидимому Солону первому принадлежит догадка назвать отмену долговых обязательств сейсахфией (т. е. облегчением) 2. Он провел и записал прежде всего такое государственное постановление, что отменяются все прежние долговые обязательства и чтобы на будущее время никто не давал денег взаймы на кабальных условиях…
Большинство писателей согласно говорят, что сейсахфия была отменой долговых обязательств, с этим больше всего также сходится и то, что сам Солон говорит в своих поэтических произведениях. В них Солон гордится тем, что
«С земли повсюду снял воздвигнутые грани, И в рабстве бывшая досель земля свободна стала»,
а из тех граждан, которые из-за долгов попали в кабалу,
«одних он вернул из чужбины… е
других, бывших в рабстве на месте, свободными сделал…»
Но Солон не угодил ни тем, ни другим: богатых людей он разочаровал тем, что отменил долговые обязательства, ко еще более того он возбудил недовольство бедняков, потому что не произвел передела земли, на который они надеялись, и не установил полного равенства всего имущества, как это сделал Ликург в Спарте. …Солон прославился также и законом о завещаниях. Прежде нельзя было составлять завещания, но имущество и домашнее хозяйство должны были оставаться в роде умершего. Солон же предоставил право всякому отдать свое имущество кому захочет, если только у него нет законных детей; он дружбу почитал выше, чем родство и личное расположение выше, чем обязанность и сделал имущество достоянием собственников.
Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.
Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)