Кутюмы Бовези

Кутюмы Бовези. Кутюмы (от франц. «coutume» – обычай) представляют собой изложение обычного права северовосточной Франции (графства Бове), сделанное одним из крупнейших средневековых юристов – Филиппом Бомануаром (1247–1295).

ГЛАВА I. О ДОЛЖНОСТИ БАЛЬИ

47. Ни один преступник, каковы бы ни были его преступления, до тех пор, пока они не доказаны и не достаточно известны, не должен быть приговорен к смерти. Прежде следует спросить бальи, хочет ли он дожидаться законных доказательств, и, если он этого не хочет, пусть держит его (преступника) в тюрьме, так как его плохая репутация свидетельствует против него.

ГЛАВА 2. О ВЫЗОВЕ В СУД

58. Если сеньор хочет вызвать в суд дворянина, сидящего на его фьефе (феоде), он должен взять двух людей являющимися пэрами (равными) тому, кого он хочет вызвать… И тогда он должен им сказать, чтобы они пошли и вызвали в суд этого человека и чтобы они сопровождали его в надлежащее место, а также должен им поручить, чтобы они ему сказали, по какой причине он вызван в суд. И тогда, когда следует вызывать в суд, вызов должен быть сделан по меньшей мере за 15 дней.
59. Тот, кто вызывается в суд, должен рассмотреть, как и почему его вызывают… Человек может 3 раза отложить суд на 1,5 месяца (3 раза по 2 недели) и в четвертый раз не явиться в течение 2 недель по извещению. И если сеньор захватит его фьеф за то, что он не мог оправдаться, так как заявил, что придет в суд лишь через 15 дней, то он должен будет ему вернуть его целиком, по требованию, если он сможет ответить по всем обвинениям, которые ему будут предъявлены.

ГЛАВА 30. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

823. Самое главное для всех тех, кто вершит правосудие, – это умение различать проступки, каковы они – велики или малы, и знание того, какого наказания они заслуживают. Ибо так же, как и не одинаковы проступки, не одинаковы и наказания. Есть такие преступления, которые должны караться смертью как подлежащие королевской юрисдикции, независимо от того, каким путем злоумышленник их совершил. Другие же преступления должны быть наказаны долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества, но не одинаково во всех случаях, а в той степени, в какой это требуется. Третьи же преступления должны быть наказаны конфискацией имущества без смертной казни, без увечья и без тюремного заключения; (для наказания преступников, их совершивших) достаточно штрафа, так как они не равны тем, о которых мы говорили выше. Мера наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб…
825. Убийство состоит в том, что один (человек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека во время между заходом и восходом солнца, причем убийство это совершается наверняка.
828. Убийством называется и тот случай, когда кто-либо убивает другого (человека) в пылу спора: возникает ссора, во время ссоры произносятся безобразные слова, после безобразных слов возникает драка, кончающаяся часто смертью одного из спорящих.
831. Тот, кто поджег дом, должен быть повешен, и его имущество должно быть конфисковано…
832. Тот, кто украдет чужие вещи, должен быть повешен, и его имущество должно быть конфисковано…
833. Тот, кто заблуждается в вере, не верит и не хочет вернуться на истинный путь… должен быть сожжен и лишен всего имущества…

ГЛАВА 34. О СУВЕРЕНЕ

1043. Во всех местах, где король не называется, мы подразумеваем тех, кто держит баронию, так как каждый барон является сувереном в своей баронии. Следует понимать, что король является сувереном над всеми и на основании своего права охраняет все свое королевство, в силу чего он может создавать всякие учреждения, какие ему угодно для общей пользы, и то, что он устанавливает, должно соблюдаться. И нет над ним никого, столь великого, чтобы он мог прийти в его двор (творить суд) о правонарушениях или по
жалобам на неправильное решение по всем делам, которые касаются короля. И так как он является сувереном, стоящим выше всех, мы его называем лишь тогда, когда мы говорим о каком-либо суверенном праве, которое ему принадлежит лично.

ГЛАВА 39. О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ, ФАЛЬШИВЫХ СВИДЕТЕЛЯХ и т. д.

1146. По нашему мнению, согласно нашим обычаям, имеется восемь видов доказательств. И первый вид состоит в том, что кто-либо признает то, что от него требуют, соглашается исполнить требуемое либо без всякого отказа, либо после некоторого отрицания факта. Это доказательство наилучшее, наиболее простое и наименее дорогостоящее из всех.
1149. 4-й вид доказательства – доказательство при помощи свидетелей. К нему прибегают в тех случаях, когда отрицается какой-то факт, и проситель предлагает его
подтвердить при помощи свидетелей. Для этого доказательства необходимы по крайней мере два законных свидетеля, которые отвечали бы после принесения присяги на предложенные вопросы одинаково.
1156. 8-й вид доказательства – доказательство при помощи презумпции. Этот вид доказательства может иметь множество способов, так как одни могут представить дело так ясно, что оно становится доказанным при помощи предположения, а другие – столь сомнительно, что злодеяние никак не доказывается.

ГЛАВА 45. ОБ ОТКАЗАХ, СЕРВИТУТАХ и т. д.

1438. Личная крепостная зависимость создавалась многими путями. Во-первых, вследствие того, что в старину, когда вызывали своих подданных на войну …, тех, кои без уважительной причины оставались (дома), обращали навеки в крепостных вместе с их потомством… Во-вторых, вследствие того, что, побуждаемые великим благочестием,
многие отдавали себя и потомков своих и имущество свое святым, … облагая себя повинностями по своей (доброй) воле. И повинности, с них поступавшие, управляющие
церковными имуществами заносили в списки…, а потом из дня в день ухищрялись взимать с них больше и больше… В конце концов то, что было сделано по доброй воле и благочестию, обращалось во вред и в умаление состояния потомков. Третья причина, по которой многие стали крепостными это – продажа, когда кто-либо, впавши в бедность,
говорил своему сеньору: «Вы мне дадите столько-то, а я сделаюсь вашим лично зависимым человеком»… А иной раз отдавали себя в крепостную зависимость для того, чтобы оградить себя от других сеньоров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. По всем этим причинам и завелась личная крепостная зависимость, ибо по естественному праву все свободны… Есть и другие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеют свойство делать людей недворянского рода,
мужчин и женщин, в случае, если они проживут на них один год и один день, крепостными тех сеньоров, под властью которых они проживают…
1451. Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рожденных свободной матерью…
…Между правами дворян и других свободных людей существует большая разница, так как дворянами называют тех, которые по прямой линии происходят от королей,
герцогов, графов и рыцарей; и эта знатность идет по прямой отцовской линии, но никак не по материнской линии: ведь совершенно ясно, что никто, даже если его мать дворянка, не может стать дворянином [если только не будет на то особой королевской милости], если только его отец не дворянин. Но по-иному обстоит дело со свободным состоянием, так как это состояние идет от матери, и всякий человек, рожденный свободной матерью, – свободен…
1452. Мы говорили о двух состояниях – о знатном и свободном; третье состояние людей – крепостное. И в этом состоянии не все люди находятся в одинаковом положении: имеются различные условия крепостной зависимости. Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют (над нии) право жизни и смерти, могут держать их в заключении как им будет угодно – за вину или без вины – и ни перед кем не несут за них ответственности, кроме как перед Богом. С другими обращаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние. И лишь, когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество – движимое и недвижимое – переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной или на женщине из другой сеньории, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если крепостной умирает, нет у него иного наследника, кроме сеньора, а дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это делали бы люди посторонние. Этот последний обычай, о котором мы говорили, носит у крепостных Бовези название мертвой руки и брачного выкупа.
1457. Наш обычай более мягок в отношении к крепостным, нежели во многих других странах, ибо во многих других странах сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных, когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовези же с ними обращаются более человечно, ибо при условии уплаты своим сеньорам положенных обычаем ренты и специального налога, собираемого с каждой семьи (chevages), они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нигде они не должны отказываться платить следуемый сеньору брачный выкуп (formariages), за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий житель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он может потребовать его возвращения, если заявит на него свои права в течение одного года и одного дня или в течение того срока, который действителен для этих мест, согласно их обычаям. Многие крепостные, таким образом тайно ушедшие от своих сеньоров на жительство в другие места, получили свободу.

ГЛАВА 50. О ГОРОДСКИХ КОММУНАХ И ПРАВАХ

1517. По новым правилам во Франции ни один город не может стать коммуной без разрешения короля, ибо всякие новшества без согласия короля запрещены. Если же король пожелает предоставить какому-либо городу это право или предоставил его, это должно быть записано в хартии вольностей, выданной королем городу по этому случаю. Но это должно быть сделано без ущемления прав церкви и дворянства, так как не могут и не должны быть отягощены церкви и уменьшены владения дворян.
1519. Каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, должен ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, которые поставлены его охранять и им управлять…

ГЛАВА 67. КАК СЛЕДУЕТ СУДИТЬ

1883. Согласно нашим кутюмам, никто не может быть судьей в своем суде и по своему делу по двум причинам: первая – та, что никакой человек никогда не может быть судьей в собственном деле…, вторая – что, согласно кутюмам Бовези, сеньор не судит в своем суде. Судят в его суде только его люди.
1914. …Решение суда ничего не стоит, если оно было вынесено в отсутствие сторон; оно также ничего не стоит в том случае, если оно было вынесено против несовершеннолетнего и если этот несовершеннолетний не сможет апеллировать при достижении совершеннолетия.
1920. Да знают все, что никто не имеет права отказаться от обязанности судьи, которые он несет по оммажу; но если у него на то есть какие-то законные основания, он может послать вместо себя (в суд) человека, могущего по своего положению его представлять.
(З.М. Черниловский. История феодального государства и права. М., 1959)

Прокрутить вверх