1605. Статус судей: понятие, значение, правовое регулирование

Готовые курсовые работы.Статус судей: понятие, значение, правовое регулирование.

Готовая курсовая работа по Судоустройству и Правоохранительной деятельности.

Объем работы: 30 стр.; Год: 2017; Страна: Республика Беларусь. 

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие статуса судей 5
Глава 2. Правовое регулирование статуса судей. значение статуса судей 10
Заключение 25
Список использованных источников 27

Введение
Статус гражданина динамично изменяется по мере его перехода из правового положения кандидата на должность судьи через процедуру отбора и назначения на должность судьи в правовое положение судьи (собственно статус судьи) и далее по мере движения по судейской карьере, достигая в итоге правового положения судьи в отставке. Обеспечение преемственности и взаимосвязи государственной политики правового регулирования статуса гражданина (судьи) на разных этапах его динамики серьезная и важная задача науки.
Цели государственной политики правового регулирования статуса судьи на каждом этапе его развития различны. Так, на этапе процедуры отбора и назначения гражданина на должность судьи при определении оснований права на допуск к квалификационному экзамену и права на участие в конкурсном отборе на должность судьи из числа граждан, наиболее подготовленных профессионально к осуществлению судейских полномочий.
На этапе прохождения гражданином государственной службы на государственной должности судьи от момента наделения судейскими полномочиями и до отставки судьи целями является поощрение судей за качественную и длительную работу по осуществлению правосудия, обеспечение стабильности судейских кадров, повышение уровня профессионализма.
Суть статуса судьи – обеспечение независимости судьи как личности, это общая стратегическая цель государственной политики регулирования статуса гражданина (судьи), интегрирующая тактические цели государственной политики каждого этапа развития статуса гражданина (судьи).
Актуальность выбранной темы обусловлена ключевым местом института правового статуса судьи в системе конституционного права. Высокий уровень правового регулирования указанных правоотношений и его соответствие международным стандартам является необходимым условием формирования правового государства. Направленность правового регулирования статуса судей на обеспечение их независимости является гарантией соблюдения прав человека, а также необходимым условием экономического роста государства.
Разработка общетеоретических подходов к анализу статуса судьи как субъекта права вытекает из насущных задач построения правового государства, обеспечения верховенства права и поддержания социальной стабильности в государстве.
Проблемам правового статуса судей посвящены труды многих ученых-юристов. Особого внимания заслуживают работы И.Я. Фойницкого, Г.Т. Ермошина, П.В. Гармозы, К.А. Орловой, белорусских ученых В.Н. Бибило, В.С. Каменкова, Е.В. Дубровина.
Целью данной курсовой работы является исследование и анализ понятия статуса судьи, его правового регулирования и значения. Из цели проистекают следующие задачи: рассмотреть различные понятия правового статуса судьи, данные учеными, сформулировать свое понятие, проанализировать комплекс нормативных правовых актов, регулирующих статус судьи, рассмотреть принцип независимости судей и историю его формирования, сформулировать значение статуса судьи.
Объектом данного исследования являются общественные отношении, связанные с правовым статусом судьи. Предмет исследования – комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы правового статуса судей, теоретические положения, высказанные различными учеными-юристами относительно данной темы.
Среди методов, использованных при проведении исследования можно выделить диалектический метод, логический, исторический, сравнительный метод и метод анализа. Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, списка использованных источников.

Заключение
Исследовав понятие, правовое регулирование и значение статуса судьи, мы пришли к следующим выводам.
В результате анализа позиций ученых-юристов относительно правовой категории статуса судьи, мы пришли к выводу, что правовой статус судьи – это сложное многоаспектное понятие. Относительно его все доктринальные позиции сходятся на том, что он представляет собой совокупность прав и обязанностей судьи как должностного лица и как человека. При этом некоторые авторы расширяют данное понятие, включая в него также гарантии реализации предусмотренных законом прав, ответственность судей, их социальное обеспечение и государственную защиту. Нам представляется такой подход обоснованным, поскольку в силу специфичности и значимости для государства исследуемого субъекта, реализация прав и обязанностей тесно связана с гарантиями, материальным и социальным обеспечением судей, их государственной защитой.
Таким образом, полагаем, что под правовым статусом судьи следует понимать нормативно закрепленная совокупность гарантированных прав и обязанностей судьи, как личности и должностного лица, включая его ответственность, материальное, социальное обеспечение, а также государственную защиту.
Правовое регулирование статуса судей включает в себя целый комплекс нормативных правовых актов. Основы правового регулирования указанных отношений заложены в Конституции. Основным источником правового регулирования является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Отдельные аспекты правового статуса судей регулируются на уровне законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, нормативными правовыми актами, принимаемыми Верховным Судом Республики Беларусь, актами, принимаемыми органами судейского сообщества.
Ядром правового статуса судей является их независимость и подчинение только закону. Данный принцип имеет богатую историю развития и впервые на законодательном уровне был закреплен в Статуте 1529 г. Содержательно в независимость судей входят следующие элементы: независимость судей от вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия, подчинение судей только закону, беспристрастность судей, их свободное внутреннее убеждение, гарантии независимости судей.
При этом подчинение только закону означает, что принимая решение на основе какого-либо подзаконного нормативного правового акта, суд, в первую очередь, должен проверить его соответствие Конституции другим законам.
Кроме этого, в КоСиСС закреплены принципы несменяемости, неприкосновенности судей. В развитие данных принципов УПК предусматривает особый порядок возбуждения уголовного дела и производства по нему в отношении судьи. Также КоСиСС предусматривает общие права и обязанности судей, в то время как в большей мере они урегулированы процессуальным законодательством. Для судей предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. В силу специфичности и значимости трудовой функции судей они несут специальную дисциплинарную ответственность. Она характеризуется более широким понятием дисциплинарного проступка, расширенным перечнем мер дисциплинарного взыскания, а также иным порядком дисциплинарного производства, направленным на обеспечение независимости судей.
Специальными законодательными актами урегулированы вопросы государственной защиты судей, их социального и материального положения.
Ключевое значение института правового статуса судей состоит в том, что последний нацелен на обеспечение независимости, компетентности, справедливости и беспристрастности судей. Они осуществляют важнейшую государственную функцию – защита прав граждан, юридических лиц и государства. Нормы права, регулирующие статус судей исключают возможность принятия и применения любых нормативных правовых актов, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности.
Одной из главных гарантий соблюдения прав человека в государстве является независимый суд. Также он выступает неотъемлемым признаком демократического и правового государства. Правовые нормы, регулирующие статус судьи направлены, в первую очередь, на обеспечение принципа независимости судей в разных аспектах. Это и несменяемость судей, их неприкосновенность, материальное, социальное обеспечение, государственную защиту.
Соблюдение принципа независимости судей способствует формированию благоприятного политического имиджа государства на международной арене, в силу большого влияния на развитие рыночных отношений, является необходимым условием для экономического роста государства.

Список использованных источников
Список правовых актов:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г.; одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г.: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 09.01.2017 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.; одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г.: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 09.01.2017 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
4. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2015 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.; одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 19 июля 2016 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.; одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 20.04.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.; одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 22.12.2016 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
8. Об упорядочении оплаты труда судей, материально-техническом и кадровом обеспечении судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь 4 декабря 1997 г. №625; в ред. Указов Президента от 29.11.2013 №529 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны: Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. № 340-З; в редакции Закона 04.01.2014 №130-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г., № 204-З: с изм. и доп.: тескт по состоянию 09.01.2017 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. О нормативных правовых актах: Закон Республики Беларусь от 10 января 2010 г., № 361–З: с изм. и доп.: тескт по состоянию на 07 февраля 2009 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
12. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305 — З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
13. О концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь 23 апреля 1992 г. N 1611 — XII// Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. Об утверждении положения о порядке и условиях обязательного государственного страхования судей: постановление Совета Министров Республики Беларусь 17 октября 2006 г. №1372; в редакции постановление Совета Министров от 30.06.2014 №630 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Об утверждении положения о порядке исчисления стажа работы по специальности, необходимого для кандидата на должность судьи системы судов общей юрисдикции: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2015 г. №371// Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Об утверждении положения об обеспечении судей судов Республики Беларусь мантиями: постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 11 декабря 2001 г. №24 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. Об утверждении Положения о председателе экономического суда области (города Минска) Республики Беларусь: Приказ Председателя Верховного Суда Республики Беларусь от 24 сентября 2014 г. № 80 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
18. Кодекс чести судьи: Решение Первого съезда судей Республики Беларусь 5 декабря 1997 г. . // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
19. Статут Великого княжества Литовского 1529 года.; под редакцией Яблонкиса. – Издательство Академии наук БССР, 1960. – 254 с.
20. Доўнар Т.І. Статут Вялікага княства Лтоўскага 1566 года / Т.І. Доўнар, У.М. Сатолін, Я.А. Юхо; пад рэдакцыяй Т.І. Доўнар [і інш.]. – Мінск: Тэсей, 2003. – 352 с.
21. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 / пераклад на сучасную беларускую мову А.С. Шагун. – Мінск: Беларусь, 2010. – 207 с.
22. Европейская Хартия о статусе судей. Страсбург, 8-10 июля 1998 года; [Электронный ресурс]. – Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – АО «Кодекс», 2017. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901927869. — Дата доступа: 26.10.2017.
Список специальной литературы:
23. Бибило В.Н. Судоустройство: Учебник / В.Н. Бибило. – Минск: Издательство «Право и экономика», 2001. – 328 с.
24. Бибило, В.Н. Конституционные принципы правосудия и их реализация в стадии исполнения приговора / В.Н. Бибило. – Минск: Издательство “Университетское”, 1986. – 160 с.
25. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: учебное пособие для вузов / Н.В. Витрук. – Москва: Закон и право; Юнити, 1998. – 383 с.
26. Гармоза, П.В. Правовой статус судей в России (становление и развитие): автореф. дис. … кандидата юрид. наук: 12.00.01 / П.В. Гармоза; Ростов-на-Дону, 2000. – 27 с.
27. Дубровин, Е.В. Эволюция теоретико-правовых воззрений, на проблему независимости судей и подчинения их только закону в Беларуси / Е.В. Дуровин // Право и демократия. – вып. 16. — №5. – С. 199-209.
28. Ермошин, Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации: автореф. дис. … доктора юрид. наук: 12.00.11 / Г.Т. Гармоза; ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» / Г.Т. Ермошин; Москва, 2016. – 59 с.
29. Каменков, В.С. Еще раз о независимости и беспристрастности судебной власти (международный и национальный аспекты) / В.С. Каменков // Вестн. Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь. – 2004. – № 5. – С. 113-123.
30. Орлова, К.А. Теоретико-правовые аспекты статуса судьи как субъекта права: автореф. дис. … кандидата юрид. наук: 12.00.01, 12.00.11 / К.А. Орлова; ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». – Калининград, 2017. – 22 с.
31. Терехин, В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан / В.А. Терехин // Госуд. и право. – 2001. – № 8. – С. 42-50.
32. Фойницкий, И.Я. Курсуголовногосудопроизводства: в 2 т. / И.Я. Фойницкий. – С.-Пб.: Издательство «Альфа», 1996. – Т. 1. – 552 с.


Прокрутить вверх