2. Отличительные особенности государственного управления в сфере безопасности
Группировка отраслей в сферу безопасности и правопорядка обусловлена объективными факторами. Эти отрасли обладают общими свойствами. Прежде всего, следует учитывать, что деятельность указанных органов направлена, прежде всего, на повседневную практическую реализацию административно-политических функций государства – внешних и внутренних. Это функции обороны страны, обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны правопорядка, развитие политических, экономических и культурных связей с зарубежными странами.
Вместе с тем государственные органы, осуществляющие свои функции государственного управления в сфере безопасности и правопорядка, участвуют в реализации и других функций государства. Например, органы государственной безопасности, внутренних дел, таможенные органы, участвуя в обеспечении экономической безопасности государства способствуют тем самым укреплению экономического базиса, подъему экономики страны. Вооруженные Силы Республики Беларусь, помимо своей основной задачи – защиты Отечества, самим фактом своего существования создают условия для мирного созидательного труда. Кроме того, армия играет огромную воспитательную роль для молодого поколения.
Для осуществления государственного управления в отраслях административно-политической сферы создана специальная система органов государственного управления, которая является составной частью аппарата государственного управления. Поэтому ей присущи, прежде всего, черты, общие для звеньев данной системы. Здесь действует закономерность соотношения общего и особенного, целого и части. Будучи частью системы, органы административно-политического управления, в то же время, относительно самостоятельные подсистемы в сфере (отрасли) государственного управления[15, с.323].
Государственному управлению во всех отраслях и сферах свойственно сочетание методов убеждения и принуждения. Но для данной сферы, исходя из специфики деятельности, характерны значительный по сравнению с другими сферами удельный вес принудительных средств, в том числе применение непосредственной материальной силы и иного государственного принуждения, а также использование различного рода режимных мероприятий и разрешительной системы.
Среди режимных мероприятий, применяемых в сфере административно-политического управления можно выделить режим охраны государственных секретов, пограничных, таможенный режимы, разрешительную систему, связанную с оборотом оружия и боеприпасов, функционированием объектов разрешительной системы и др[19, с.498].
Отраслевые системы органов управления в административно-политической сфере имеют определенную степень централизации, особенно это характерно для обороны, государственной безопасности, внешних экономических и культурных связей. Однако, централизация подчинения многих местных органов административно-политического управления не означает отсутствия у них связи с местными органами управления. Территориальные органы системы органов внутренних дел и юстиции находятся в двойном подчинении, являясь структурами местных органов управления.
3. Государственное управление в области обороны и государственной безопасности
Оборона Республики Беларусь — это комплекс политических, экономических, экологических, военных, социальных и правовых мероприятий по обеспечению независимости, территориальной целостности, защиты интересов государства и мирной жизни народа. Защита Отечества — конституционная обязанность каждого гражданина, поскольку оборона страны относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. Цель обороны — создание необходимых условий для предотвращения военного нападения и организации вооруженного отпора возможной агрессии против Республики Беларусь в любое время и при любых обстоятельствах.
Военная доктрина Республики Беларусь основывается на следующем: государство соблюдает принцип неприкосновенности Государственной границы Республики Беларусь, не выдвигает никаких территориальных претензий к другим государствам и не признает таких претензий со стороны других государств; уважает политическую независимость и государственный суверенитет других стран и признает их право решать вопросы обеспечения национальной безопасности в соответствии со своими интересами без угрозы безопасности другим государствам; выступает за решение всех межгосударственных противоречий исключительно путем переговоров на взаимоприемлемой основе; содействует сбалансированному сокращению вооружения на европейском континенте в рамках обязательств, определенных международными соглашениями и договорами; исключает одностороннее сокращение вооружения в ущерб военной безопасности государства, допуская его только с учетом своих экономических возможностей и объективной целесообразности для обеспечения необходимого уровня обороноспособности Республики Беларусь[19, с.500].
Основы организации обороны Республики Беларусь и полномочия государственных органов по ее обеспечению, обязанности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц по обеспечению обороноспособности страны предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об обороне» [6].
Оборона является важнейшей функцией государства и всеобщим делом. Для ее осуществления Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Министерства внутренних дел, органы пограничной службы, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством, а также привлекает органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям[17, с.478].
Организация обороны включает: анализ, оценку и прогнозирование развития военно-политической обстановки; разработку основных направлений военной политики и военной доктрины Республики Беларусь; правовое регулирование в области обороны и военного строительства; создание и обеспечение эффективного функционирования военной организации государства; создание, подготовку и поддержание в необходимой степени мобилизационной готовности государственных органов и иных организаций, входящих в военную организацию государства, транспорта и коммуникаций; строительство и развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также планирование их применения; совершенствование и подготовку к функционированию в условиях военного времени системы управления военной организацией государства, а также экономикой Республики Беларусь; охрану Государственной границы Республики Беларусь и обеспечение вооруженной защиты Республики Беларусь; разработку основных направлений развития вооружения, военной техники, формирование и реализацию программ вооружения, государственного оборонного заказа по разработке, производству, поставкам, совершенствованию и ремонту вооружения, военной техники; развитие и совершенствование системы информационного обеспечения деятельности военной организации государства; планирование и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне; другие мероприятия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (ст.4 Закона).
Важные функции в сфере обороны возложены на Президента Республики Беларусь — гаранта государственного суверенитета и территориальной целостности государства. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь. Он осуществляет общее руководство подготовкой военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь, в частности: формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности и т.д.
Высшим коллегиальным координационно-политическим органом, создаваемым в целях реализации полномочий Президента как Главы государства и Главнокомандующего Вооруженными Силами в области обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, является Совет Безопасности.
К центральным органам военного управления Вооруженных Сил относятся Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Министерство обороны является республиканским органом государственного управления, осуществляющим руководство Вооруженными Силами, их подготовкой к выполнению задач по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь. Положение о Министерстве обороны утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г., № 719 «Вопросы центральных органов военного управления Вооруженных сил Республики Беларусь» [9].
Составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь являются органы государственной безопасности которые обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Статус органов государственной безопасности определен Законом Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. N 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» [2].
Органы государственной безопасности являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Руководство деятельностью органов государственной безопасности осуществляют Президент и Совет Министров в пределах полномочий, делегированных ему Президентом.
Органы государственной безопасности образуют единую централизованную систему, в которую входят:
— Комитет государственной безопасности Республики Беларусь;
— управления Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по областям (территориальные органы);
— управление военной контрразведки Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.
Управления Комитета государственной безопасности по областям и управление военной контрразведки Комитета государственной безопасности находятся в подчинении Комитета государственной безопасности.
Органы государственной безопасности имеют в своем подчинении учреждения образования, организации здравоохранения, воинские части, подразделения специального назначения и иные подразделения.
Комитет государственной безопасности (КГБ) — республиканский орган государственного управления, проводящий в пределах своей компетенции государственную политику в сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществляющий регулирование и управление в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в пределах своих полномочий, координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления, а также непосредственно реализующий основные направления деятельности и задачи органов государственной безопасности Республики Беларусь. Положение о КГБ Республики Беларусь утверждено Указ Президента Республики Беларусь от 23 июля 2013 г. № 325 «О некоторых вопросах Комитета государственной безопасности» [7], в соответствии с которым основными задачами Комитета являются:
— организация и осуществление мероприятий по защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечение национальной безопасности в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, информационной, гуманитарной и экологической сферах;
— руководство органами государственной безопасности, организациями и подразделениями, находящимися в подчинении Комитета, а также организация их деятельности;
— оценка текущего состояния национальной безопасности, прогнозирование его развития, а также разработка и осуществление комплекса мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, внесение в соответствии с законодательством предложений Президенту Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности;
— информирование Президента и по его поручению соответствующих государственных органов и иных организаций по вопросам состояния национальной безопасности;
— разработка и осуществление мероприятий по оказанию содействия государственным органам и организациям в реализации мер по политическому, социально-экономическому развитию и научно-техническому прогрессу Республики Беларусь;
— организация и осуществление в пределах своей компетенции внешней разведки;
— разработка и осуществление контрразведывательных мер по предупреждению, выявлению и пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности;
— разработка и осуществление в пределах своей компетенции комплекса мер по противодействию экстремизму, в том числе борьбе с терроризмом, а также борьбе с организованной преступностью и коррупцией, контрабандой, незаконной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также объектов экспортного контроля;
— организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия для предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов государственной безопасности;
— разработка системы правовых, организационных, технических, программных и иных мер по защите государственных секретов, организация и осуществление контроля за обеспечением защиты государственных секретов в государственных органах и иных организациях;
— обеспечение государственных органов и иных организаций правительственной и оперативной связью, а также организация и обеспечение криптографической и инженерно- технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в Республике Беларусь и организациях Республики Беларусь, находящихся за ее пределами, осуществление государственного контроля за этой деятельностью;
— планирование и осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по организации обороны Республики Беларусь.
Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.
Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)