Особенности государственного управления

5. Государственное управление в области внутренних дел

Функции управления приобретают конкретное содержание, когда реализуются в рамках вполне определенной системы управления. Для оказания воздействия на внутренние дела Республики Беларусь, которое предопределяло бы их требуемое состояние, в структуре государственного аппарата создана специальная отраслевая система, которая в юридической литературе, законодательстве Республики Беларусь отождествляется с системой органов внутренних дел.

Наличие названной системы объективно обусловлено:

образованием Республики Беларусь как суверенного государства;

формированием в ней государственных органов как одного из основных признаков государственности;

задачами борьбы с преступностью, охраной общественного порядка на всех уровнях управления обществом;

сложившимся административно-территориальным делением и вытекающей отсюда необходимостью в едином организационном центре.

Построение отраслевой системы управления внутренними делами в качестве единой направлено на достижение следующих основных целей:

обеспечение реализации общегосударственных интересов в отрасли;

создание условий для осуществления единой стратегии борьбы с преступностью в масштабах всего государства;

выполнение соответствующих функций в пределах всех административно- территориальных единиц;

охват всех функций управления в сфере внутренних дел с одновременным определением организационных звеньев, их осуществляющих;

реализацию функций в том органе и на том управленческом уровне, как это требуют централизм и децентрализм, а также другие принципы государственного управления;

обеспечение координации и взаимодействия органов внутренних дел на всех уровнях системы;

 установление компетенции системы в целом и входящих в нее органов и подразделений;

обеспечение повсеместного строгого соблюдения законности и дисциплины в деятельности всех звеньев системы МВД [20].

Основы построения системы органов внутренних дел юридически закреплены в Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь 17 июля 2007 г., № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» [5] (далее закон об ОВД), положениях о республиканском, территориальных органах управления, входящих в данную систему, а также органах внутренних дел на транспорте.

В соответствии со статьей 1 закона об ОВД органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

ОВД являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

В указанной статье сформулировано понятие органов внутренних дел, в котором содержатся основные признаки, характеризующие данные органы, определяющие их место и роль в обществе и государстве.

Во-первых, органы внутренних дел – это государственные органы, являющиеся  частью государственного аппарата, образованные в установленном  законодательными актами порядке и наделенные государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления возложенных на них функций государства.

Являясь государственными органами, органы внутренних дел обладают рядом общих черт, присущих всем государственным органам и отличающих их от иных организаций:

—        состав и порядок деятельности органов внутренних дел определяется Конституцией Республики Беларусь, настоящим законом и принятыми на их основе нормативными правовыми актами;

—        органы внутренних дел имеют четко определенную законом организационную структуру;

—        организационные и функциональные звенья системы органов внутренних дел уполномочены государством осуществлять строго определенные задачи и функции;

—        органы внутренних дел несут ответственность перед государством за свою деятельность[19, с.512].

Наличие государственно-властных полномочий является основным юридическим признаком любого государственного органа. Его содержание включает:

—        право органов внутренних дел издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы;

—        властные веления органов внутренних дел могут выходить за рамки данных органов и распространяться на ту сферу (область) деятельности, с которой связано их функционирование;

—        право органов внутренних дел на обеспечение реализации принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, стимулирования, убеждения;

—        право органов внутренних дел на осуществление от их имени надзора (наблюдения) за исполнением требований правовых актов;

—        право органов внутренних дел в необходимых случаях и в целях обеспечения выполнения требований издаваемых ими правовых актов применять установленные меры принуждения.

Указание на то, что органы внутренних дел действуют в соответствии с задачами, возложенными на них законом об ОВД и иными законодательными актами Республики Беларусь, означает их автономность в пределах компетенции и позволяет определить пределы полномочий. Задачи предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, борьбы с преступностью решают многие государственные органы, но компетенция каждого из них четко определена законодательством Республики Беларусь. Это позволяет отграничить правоохранительную деятельность органов внутренних дел от деятельности иных правоохранительных органов: таможенных, финансовых расследований, государственной безопасности и др.

Во-вторых, органы внутренних дел – это правоохранительные органы, основной целью деятельности которых является защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В данном случае органы внутренних дел осуществляют правоохранительную деятельность, которая заключается в предупреждении возникновения условий и причин общественно опасных деяний, прекращении процесса их развития, ликвидации последствий противоправных деяний.

Существенным является то обстоятельство, что правоохранительная деятельность органов внутренних дел носит универсальный характер (от профилактики правонарушений и преступлений вплоть до привлечения виновных к административной ответственности в установленных Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушений случаях, а также обеспечение условий для привлечения виновных к уголовной ответственности) [19, с.512].

Особое место органов внутренних дел в правоохранительной системе государства, а также в системе органов исполнительной власти определяется:

—        многообразием правоохранительных и иных функций, реализуемых органами и учреждениями (фактически органы внутренних дел в том или ином объеме выполняют все правоохранительные функции, включая юридическую защиту своих сотрудников);

—        наличием исключительных сфер правоохранительной деятельности, отнесенных к их ведению (например, обеспечение безопасности дорожного движения);

—        наличием организационных структур на всех уровнях государственно- территориального устройства Республики Беларусь;

—        существенным объемом полномочий сотрудников, в том числе исключительных, например применение специальных мер принуждения – оружия, физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники;

—        особым порядком комплектования и прохождения службы (высоким уровнем милитаризации);

—        наличием значительного количества вооружения, боевой и специальной техники и другого имущества;

—        традиционным восприятием органов внутренних дел (милиции) основной массой населения как главной правоохранительной силы государства.

В-третьих, органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.

Органы внутренних дел являются единой системой органов. В основе их организационного построения лежат территориальный и предметный (функциональный) принципы.

Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.

Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)

Прокрутить вверх