6. Государственное управление в области иностранных дел и юстиции
Административно-правовые основы управления иностранными делами Государственными органами Республики Беларусь, занимающимися внешними, иностранными делами, являются Президент, Национальное собрание, Совет Министров, Министерство иностранных дел (МИД).
Президент решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств [16, с.492].
Он формирует и возглавляет Совет Безопасности – важнейший орган, обеспечивающий стабильность жизни граждан.
Национальное собрание (Парламент) разрабатывает и принимает все важнейшие законы, определяющие внутреннюю и внешнюю политику государства. Функции Национального собрания за рубежом в основном сводятся к установлению деловых взаимоотношений с парламентами и их органами многих государств, а также обмену опытом работы.
Совет Министров наделен широкими полномочиями (общей компетенции), позволяющими ему разрабатывать основные направления внутренней и внешней политики и принимать меры по их реализации.
МИД является республиканским органом государственного управления и подчиняется Правительству.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г., № 978 «Вопросы Министерства иностранных дел Республики Беларусь» [12] утверждено Положение о Министерстве иностранных дел (далее – МИД), в соответствии с которым МИД проводит государственную политику в сфере внешних связей и осуществляет координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашей страны.
В систему МИД входят центральный аппарат, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом, а также Информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
МИД обеспечивает выполнение комплекса задач в сфере международной деятельности, включая обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях; защиту прав и интересов белорусских граждан и организаций за рубежом; создание благоприятных условий для продвижения наших экономических интересов за рубежом; сбор и анализ информации о факторах и тенденциях международного развития; подготовку предложений по стратегическим направлениям внешнеполитического и внешнеэкономического курса Республики Беларусь и др.
МИД также координирует сотрудничество государственных органов Беларуси с соответствующими органами иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований; ведет подготовку и участвует в осуществлении визитов государственных и правительственных делегаций Республики Беларусь за рубеж; проводит переговоры с представителями иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований; принимает участие в организации международных форумов в Республике Беларусь и за рубежом и др[19, с.520].
Органами внешних сношений Республики Беларусь, представляющими ее в государствах пребывания и международных организациях, являются посольства, постоянные представительства при международных организациях, миссии и консульские учреждения.
Система юстиции в Республике Беларусь включает: главные управления юстиции областных и Минского городского исполкомов; суды; государственные нотариальные конторы; частные нотариусы; отделы ЗАГС; управления Единого государственного регистра юридических лиц Министерства юстиции Республики Беларусь; республиканский трудовой арбитраж; Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь; юридический научно-практический журнал «Юстиция Беларуси» [17].
Министерство юстиции является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, — непосредственно Президенту. Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 года № 1605 «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь» [13].
На Минюст возлагаются следующие основные задачи:
— реализация государственной политики в сфере юстиции, в том числе урегулирование коллективных трудовых споров, а также в сфере архивного дела и делопроизводства;
— участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента, Национального собрания и Совета Министров, обеспечение скоординированности нормотворческой работы в Правительстве (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству);
— обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома;
— организация методологического руководства и координации деятельности главных управлений юстиции облисполкомов по вопросам проведения ими обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, а также осуществление контроля за этой деятельностью;
— организация работы по развитию и совершенствованию системы получения, хранения и распространения полной, достоверной и своевременной правовой информации в судах и организациях системы Минюста;
— руководство нотариатом и государственный контроль за нотариальной деятельностью;
— руководство регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния райгорисполкомов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов горисполкомов, поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами, а также контроль за регистрацией актов гражданского состояния этими органами;
— ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— материально-техническое, финансовое, организационное и кадровое обеспечение областных, Минского городского, районных (городских) судов и организаций системы Минюста, повышение квалификации кадров этих органов и организаций;
— организационное и кадровое обеспечение Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов;
— организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
— организация научно-исследовательской работы в области криминалистики, судебной экспертизы, документоведения, архивоведения, археографии, электронного документирования, контроль за сроками и порядком проведения экспертиз и специальных исследований, содействие развитию правовой, документоведческой и архивоведческой науки, обеспечение внедрения научно-методических рекомендаций в практику судов, учреждений Государственной архивной службы Республики Беларусь и иных организаций;
— организация и развитие системы юридических услуг;
— представление в пределах своей компетенции интересов Республики Беларусь на международном уровне;
— рассмотрение отдельных вопросов, связанных с исчислением стажа государственной службы;
— распространение положительного опыта правовой работы юридических служб государственных организаций;
В систему Минюста входят: главные управления юстиции облисполкомов и Минского горисполкома; государственные нотариальные конторы; Республиканский трудовой арбитраж; ведомственные нотариальные архивы; государственные организации, подчиненные Минюсту; отделы записи актов гражданского состояния райгорисполкомов и местных администраций районов в городах; Дома (Дворцы) гражданских обрядов горисполкомов.
В структуру Минюста входят главные управления, управления, отделы, Департамент с правами юридического лица.
Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.
Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)