Ответы на вопросы по гражданскому процессу РБ. Ч 4.

Готовые шпаргалки. Бесплатно.Готовые шпаргалки (ответы на экзаменационные вопросы) по Гражданскому процессу Республики Беларусь. Скачать бесплатно.

Общий объем работы: 85 страниц- 60 вопросов с ответами (Часть 1 – 15 вопросов, Часть 2 – 15 вопросов, Часть 3 – 15 вопросов, Часть 4 – 15 вопросов); Год: 2018; Страна: Республика Беларусь.

Заказать авторскую работу можно ЗДЕСЬ.

46. Изложите понятие и признаки особого производства. Раскройте особенности рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Особое производство – самостоятельный вид гражданского судопроизводства, в порядке которого устанавливаются юридические факты (действия, события, состояния).
Статья 361 ГПК относит к особому производству следующие дела:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;
3) о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;
31) об ограничении гражданина в посещении игорных заведений и участии в азартных играх;
4) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
5) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;
51) о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы;
6) о признании наследства выморочным;
7) о восстановлении прав по документам на предъявителя;
8) о принудительной госпитализации и лечении граждан, продлении срока принудительной госпитализации и лечения граждан;
9) об усыновлении ребенка;
10) о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, о переводе несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений в специальные лечебно-воспитательные учреждения, о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока, а также о помещении несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних, о продлении срока нахождения несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, об освобождении несовершеннолетних из приемников-распределителей для несовершеннолетних;
11) о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий, продлении срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории, сокращении срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории.
В порядке особого производства рассматриваются и другие дела в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.
Дела особого производства обладают одним общим признаком: в них отсутствует спор о праве между заинтересованными лицами.
Дела особого производства рассматриваются судами по общим правилам гражданского судопроизводства с изъятиями и дополнениями, установленными гл. 30 ГПК, а также с учетом сущности особого производства.
Поскольку в делах особого производства отсутствует спор о праве, здесь нет сторон (истца и ответчика), а также третьих лиц. Лицо, по заявлению которого возбуждается дело особого производства, именуется заявителем, а привлекаемые к участию в деле иные граждане и юридические лица – заинтересованными лицами.
В особом производстве не применяются такие процессуальные институты, как признание иска и отказ от иска, мировое соглашение, обеспечение иска, встречный иск и т. д.
Таким образом, особое производство – это вид гражданского судопроизводства, характеризующийся отсутствием спора о праве, в котором суд путем установления юридических фактов (действий, событий, состояний) осуществляет защиту охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, являются самой распространенной категорией дел особого производства.
Суд в порядке особого производства вправе устанавливать факты, если:
1) они порождают для заявителя определенные юридические последствия;
2) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду;
3) заявитель не имеет другой, помимо суда, возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;
4) действующим законодательством не предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления.
При соблюдении этих условий суд в соответствии со ст. 364 ГПК вправе устанавливать следующие юридические факты:
• родственных отношений лиц;
• нахождения лиц на иждивении;
• регистрации рождения, усыновления, заключения брака, расторжения брака, смерти, установления материнства и (или) отцовства;
• принадлежности правоустанавливающих документов и др.
В ст. 364 ГПК дан примерный перечень фактов, имеющих юридическое значение, которые могут быть установлены судом в порядке особого производства. При соблюдении указанных выше условий суд вправе устанавливать и другие факты.
Заявление по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя (ст. 365 ГПК). Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны рассматриваться судом с участием заявителя и заинтересованных лиц (граждан и юридических лиц).

47. Прокомментируйте особенности рассмотрения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

По делам данной категории заявление подается в суд по месту жительства заявителя (ст. 368 ГПК).
Суд приступает к производству по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим по истечении сроков, установленных Гражданским кодексом Республики Беларусь (часть вторая ст. 369 ГПК).
При подготовке дела к судебному разбирательству судья должен вынести определение о публикации за счет заявителя в газете объявления о поступившем в суд заявлении с просьбой ко всем гражданам и юридическим лицам, имеющим сведения о гражданине, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, сообщить их суду.
Публикация по своему содержанию должна отвечать требованиям части второй ст. 370 ГПК.
На срок, указанный в публикации (2 месяца), производство по делу приостанавливается.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья выясняет, какие граждане (родственники, соседи, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, и разрешает вопрос о вызове их в качестве свидетелей; направляет запросы в соответствующие организации (жилищно-эксплуатационные органы, военкоматы, органы внутренних дел и т. д.) по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего.
Суд возобновляет производство по делу по истечении 2 месяцев со дня публикации в газете объявления.
Лицами, участвующими в делах данной категории, являются заявитель и заинтересованные лица. Эти дела рассматриваются с обязательным участием прокурора.
В судебном заседании суд заслушивает объяснения заявителя, заинтересованных лиц, исследует представленные документы, допрашивает свидетелей.
По результатам рассмотрения дела суд вправе вынести решение о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим или об отказе в этом.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Данное решение является основанием для совершения органами, регистрирующими акты гражданского состояния, актовой записи о смерти этого гражданина.
При наличии имущества у гражданина, объявленного умершим, суд извещает государственную нотариальную контору по месту открытия наследства для принятия при необходимости мер по охране наследственного имущества.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее вынесенное решение. Это решение является основанием для снятия опеки с имущества безвестно отсутствующего или для аннулирования актовой записи о смерти гражданина, объявленного умершим, а также для отмены мер по охране его имущества (ст. 372 ГПК).

48. Изложите особенности рассмотрения дел о признании граж; ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 29 ГК гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным.
Согласно п. 1 ст. 30 ГК гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть судом ограничен в дееспособности.
Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным может быть начато в суде по заявлению членов его семьи, прокурора, органов опеки и попечительства, а также общественных объединений, уставом или положением которых им предоставлено такое право (часть первая ст. 373 ГПК).
С заявлением в суд о признании гражданина недееспособным могут обратиться члены его семьи, а в случае их отсутствия – близкие родственники, прокурор, орган опеки и попечительства, психиатрические (психоневрологические) организации здравоохранения (часть вторая ст. 373 ГПК).
В заявлении о признании гражданина ограниченно дееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о том, что лицо, злоупотребляющее спиртными напитками, наркотическими средствами либо психитропными веществами, ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие об умственном расстройстве, вследствие которого лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими. К заявлению прилагаются выписки из истории болезни, справки о нахождении лица в психиатрической больнице и т. п.
Заявление о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если это лицо помещено в психиатрическую (психоневрологическую) организацию здравоохранения, – по месту нахождения психиатрической (психоневрологической) организации здравоохранения.
Судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству при наличии достаточных данных о душевной болезни или слабоумии гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатриче- скую экспертизу (ст. 374 ГПК).
Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным суд рассматривает с обязательным участием самого гражданина, а также прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Если по причинам, признанным судом неуважительными, гражданин не явится в судебное заседание, он может быть по определению суда подвергнут принудительному приводу (часть первая ст. 375 ГПК).
Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, о признании которого недееспособным рассматривается дело, вызывается в судебное заседание, если суд признает это возможным по состоянию его здоровья (часть вторая ст. 375 ГПК).
Признав гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, суд обязан в течение 3 дней после вступления решения в законную силу направить его копию органу опеки и попечительства по месту жительства данного гражданина для установления над ним опеки или попечительства.
Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным не является бессрочным: лицо, признанное недееспособным, может выздороветь, а лицо, злоупотребляющее алкоголем, наркотическими средствами или психотропными веществами, может изменить свое поведение.
Статья 376 ГПК определяет порядок признания гражданина дееспособным. Дело о признании гражданина дееспособным рассматривается судом с обязательным участием прокурора.
Решение суда о признании гражданина дееспособным должно быть мотивированным. После вступления в законную силу оно является основанием для отмены опеки или попечительства, установленного над гражданином.

49. Раскройте понятие и значение приказного производства. Изложите порядок возбуждения приказного производства. Изложите порядок выдачи и содержания судебного приказа. Раскройте порядок отмены судебного приказа.

Приказным производством является производство по заявлению о взыскании денежной суммы или истребовании движимого имущества с должника без проведения судебного заседания и вызова сторон в случаях, если:
1) требование основано на нотариально удостоверенной сделке, за исключением нотариально удостоверенной сделки, на основании которой возникает обязательство по уплате денежных средств;
2) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, но оно не связано с установлением материнства и (или) отцовства либо необходимостью привлечения третьих лиц для участия в деле;
3) заявлено требование о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, с лица, обязанного возмещать такие расходы, неработающего либо работающего, но не в полном объеме в течение шести месяцев возмещающего в добровольном порядке по его заявлению указанные расходы. В случаях, когда место жительства (место пребывания) данного лица неизвестно, взыскание с него таких расходов осуществляется в порядке искового производства;
4) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме.
Приказное производство заканчивается вынесением судьей определения о судебном приказе.
Определение о судебном приказе является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства требования, взыскание по которым в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь осуществляется путем совершения нотариусом исполнительной надписи.

Заявление о возбуждении приказного производства подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 5 ГПК.
В заявлении должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения; 3) требования взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано; 4) ссылка на документы, подтверждающие обоснованность требований; 5) перечень прилагаемых документов; 6) стоимость движимого имущества, если требование связано с его истребованием.
Определение о судебном приказе выносится в трехдневный срок со дня поступления заявления в суд.
В определении должны быть указаны: 1) номер производства и дата вынесения определения, указание о вступлении определения в законную силу; 2) наименование и адрес суда, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) судьи, вынесшего определение; 3) сведения о должнике и взыскателе, определенные в ст.397 ГПК; 4) нормативный акт, на основании которого удовлетворено требование; 5) размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости; 6) размер неустойки (штрафа, пени), если ее взыскание предусмотрено законодательством или договором; 7) сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход государства, а также размер издержек, связанных с рассмотрением дела; 8) перечень документов, которые подтверждают требования взыскателя.
В определении о судебном приказе о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, кроме сведений, предусмотренных пунктами 1–4 и 7 части второй статьи 397 ГПК, указываются дата и место рождения должника, место его работы, фамилия, собственное имя, отчество и дата рождения каждого ребенка, на содержание которого присуждены алименты, размер платежей, взыскиваемых ежемесячно с должника, и срок их взыскания.
В определении о судебном приказе о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, должны быть решены вопросы трудоустройства лица, обязанного возмещать эти расходы, неработающего либо работающего, но не в полном объеме в течение шести месяцев возмещающего в добровольном порядке по его заявлению расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Судья вправе определением разрешить вопрос об исправлении описок и явных счетных ошибок в определении о судебном приказе.

50. Раскройте понятие права на кассационное обжалование и опротестование судебных решений. Перечислите задачи, кассационного производства.

Апелляционное производство – это совокупность правовых норм, регулирующих деятельность суда второй инстанции по проверке законности и обоснованности судебных решений и определений, не вступивших в законную силу.
Задачей апелляционного суда является проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений арбитражного суда первой инстанции и недопущение вступления в законную силу ошибочных решений.
Апелляционный суд, указывая на ошибки, допущенные судом первой инстанции при вынесении решений или определений по гражданским делам, и пути их устранения, тем самым способствует правильному пониманию и применению судами норм права, укреплению законности в гражданском судопроизводстве.
Основные особенности аппеляционного производства заключаются в следующем:
• объектом апелляционного обжалования (опротестования) являются решения и определения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу;
• закон гарантирует доступность обжалования (опротесто-вания) судебных постановлений в апелляционном порядке;
• апелляционный суд устроен так, что имеет возможность быстро, без волокиты устранить ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, а также иными лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях.
Иные лица, в отношении которых суд вынес решение об их правах и обязанностях, при производстве дел в суде апелляционной инстанции пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для юридически заинтересованных в исходе дела лиц.
Прокурор или заместитель прокурора вправе принести протест на решение суда независимо от того, участвовал ли он в рассмотрении данного дела. Помощники прокуроров, прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры приносят протесты на решения суда только по делам, в рассмотрении которых они участвовали.
Решение Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию (опротестованию) в апелляционном порядке не подлежит.

51. Раскройте порядок подачи кассационных жалоб и протестов. Изложите порядок рассмотрения кассационных жалоб и протестов.

Апелляционные жалобы и (или) апелляционные протесты адресуются в суд апелляционной инстанции, но соответственно подаются и (или) приносятся в суд, вынесший решение.
Апелляционная жалоба и (или) апелляционный протест, поданная и (или) принесенный непосредственно в суд апелляционной инстанции, направляются не позднее следующего дня судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для разрешения вопроса об их принятии в порядке, предусмотренном 2 параграфом 32 Главы ГПК.
Апелляционная жалоба и (или) апелляционный протест на решение суда первой инстанции соответственно подается и (или) приносится в пятнадцатидневный срок со дня вынесения решения или вручения лицу, имеющему право на апелляционное обжалование (опротестование), по его требованию решения с мотивировочной частью.
При вынесении судом по делу дополнительного решения срок апелляционного обжалования (опротестования) исчисляется со дня вынесения дополнительного решения.
Апелляционная жалоба и (или) апелляционный протест на решение, вынесенное в порядке заочного производства, соответственно подается и (или) приносится в пятнадцатидневный срок со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения либо со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи апелляционной жалобы и (или) принесения апелляционного протеста может быть восстановлен судом, вынесшим решение.
Рассмотрение апелляционной жалобы и (или) апелляционного протеста в суде апелляционной инстанции осуществляется в соответствии с правилами, установленными ГПК для производства по делам в суде первой инстанции, с учетом положений, изложенных в настоящей главе, и сущности апелляционного производства.
В суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении оснований или предмета иска, размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене сторон, о привлечении к участию в деле третьих лиц, процессуальных соучастников, иные правила, установленные ГПК только для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции в случаях, предусмотренных статьей 83 ГПК, участвует прокурор, который высказывает мнение по существу апелляционной жалобы и (или) апелляционного протеста, по вопросам, возникшим во время рассмотрения дела, а также по существу дела в целом.
При рассмотрении апелляционной жалобы и (или) апелляционного протеста суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет правильность установления судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, применения норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и (или) апелляционном протесте, возражениях на них, и проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой (опротестовываемой) части.
Суд апелляционной инстанции может устанавливать новые факты в пределах требований, заявленных в суде первой инстанции, и исследовать новые доказательства, которые сторона не имела возможности представить суду первой инстанции по причинам, признанным судом апелляционной инстанции уважительными.
Если при проверке решения суда первой инстанции в обжалуемой (опротестовываемой) части установлено, что судом нарушены или неправильно применены нормы материального и (или) процессуального права, суд апелляционной инстанции вправе проверить такое решение в полном объеме. В этом случае определение суда апелляционной инстанции должно содержать мотивы, по которым суд пришел к выводу о необходимости такой проверки.

52. Изложите полномочия суда кассационной инстанции. Перечислите основания к отмене судебных решений. Раскройте порядок обжалования и опротестования определении суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу и (или) апелляционный протест, вправе:
1) оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу и (или) апелляционный протест – без удовлетворения;
2) изменить решение;
3) отменить решение полностью или в части и принять новое решение по существу заявленных требований;
4) отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
5) отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено существенное нарушение норм процессуального права, которое не может быть устранено в порядке апелляционного производства либо препятствует суду апелляционной инстанции в исследовании новых доказательств или в установлении фактов, которые не являлись предметом исследования суда первой инстанции (ст.423 ГПК).
Решение суда первой инстанции может быть отменено или изменено в апелляционном порядке, если:
1) судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания по делу;
2) факты, положенные судом в основу решения, не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами;
3) изложенные в решении выводы суда не соответствуют установленным фактам;
4) судом нарушены или неправильно применены нормы материального и (или) процессуального права.
Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случаях:
применения судом не подлежащей применению нормы материального права;
неправильного применения судом подлежащей применению нормы материального права;
неправильного толкования судом нормативного правового акта.
Нарушение или неправильное применение подлежащей применению нормы процессуального права являются основаниями к отмене или изменению решения, если это привело или могло привести к неправильному разрешению дела.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене при существенном нарушении норм процессуального права, если:
1) нарушен порядок рассмотрения заявления об отводе (самоотводе) судьи, установленный статьями 34 и 35 ГПК;
2) дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц, не извещенных своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
3) при рассмотрении дела было нарушено право юридически заинтересованных в исходе дела лиц пользоваться родным языком или услугами переводчика;
4) суд разрешил вопрос о правах и обязанностях не привлеченных к участию в деле лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела;
5) при вынесении решения были нарушены правила о тайне совещательной комнаты;
6) решение не подписано судьей, который рассматривал дело, либо вынесено или подписано не тем судьей, который рассматривал дело;
7) отсутствует мотивировочная часть решения в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом она должна быть составлена;
8) в деле отсутствует протокол судебного заседания или он не подписан лицами, обязанными его подписать.
Стороны и другие юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе в апелляционном порядке подать частную жалобу, а прокуроры – принести частный протест на не вступившие в законную силу определения суда первой инстанции в порядке и случаях, предусмотренных ГПК.
Определения Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию (опротестованию) в апелляционном порядке не подлежат.

53. Раскройте понятие и задачи производства в надзорной инстанции. Изложите порядок возбуждения производства в надзорной инстанции.

Надзорное производство в гражданском процессе имеет исключительный, экстраординарный характер. На этой стадии процесса обеспечивается возможность исправления ошибок, допущенных в судебных актах, вступивших в законную силу.
Процессуальные особенности надзорного производства сводятся в основном к следующему:
• объектами пересмотра в порядке надзора являются судебные акты, вступившие в законную силу;
• в порядке надзора проверяются не только решения и определения судов первой инстанции, но и определения судов кассационной инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции;
• надзорное производство возбуждается лишь по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, прямо указанных в законе;
• принесение протеста в порядке надзора (в отличие от кассационного протеста) сроком не ограничено;
• основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права;
• в порядке надзора допускается неоднократный пересмотр дела разными надзорными инстанциями;
• в порядке надзора (в отличие от кассационного производства) нельзя изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде надзорной инстанции новых доказательств.
В надзорном производстве можно выделить следующие стадии процесса:
• возбуждение надзорного производства;
• рассмотрение протеста в суде надзорной инстанции;
• вынесение определения или постановления.
Гражданское дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора, а протест в порядке надзора может быть принесен на вступившее в законную силу судебное постановление только при наличии установленных статьей 436 ГПК поводов и оснований.
Поводами к истребованию дел, а также к принесению протестов в порядке надзора являются:
надзорные жалобы юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;
представление судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;

представления председателей судов;
инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления.
Основаниями к принесению протеста в порядке надзора на судебные постановления являются существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые привели к вынесению незаконного судебного постановления.
Надзорные жалобы подаются в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.
Надзорные жалобы, поданные по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежат, за исключением жалоб ответчиков на судебные постановления, вынесенные в их отсутствие без своевременного и надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, при условии, что дело не уничтожено в связи с истечением срока его хранения, установленного законодательством.
Надзорные жалобы на судебные постановления суда первой инстанции, которые не обжаловались в апелляционном порядке, принимаются к рассмотрению лишь в том случае, если причины, по которым не были поданы апелляционные жалобы, признаны уважительными должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора.
Надзорная жалоба на судебные постановления должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела – не позднее одного месяца со дня поступления дела.
Срок рассмотрения надзорной жалобы, требующей дополнительного изучения и проверки, а также при особой сложности дела может быть продлен должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, но не более чем на два месяца.
Должностное лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора, при наличии оснований приносит протест в порядке надзора и направляет его с делом в соответствующий суд для рассмотрения.
При составлении протеста в порядке надзора должны соблюдаться требования, предусмотренные пунктами 1–3, 5 и 6 части первой статьи 405 ГПК.
Протест в порядке надзора приносится в суд с копиями по числу участвующих в деле лиц (ст.442 ГПК).

54. Изложите порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции. Охарактеризуйте полномочия суда надзорной инстанции.

Суд, в который поступил протест в порядке надзора, обязан направить сторонам и другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях участвующие в деле лица извещаются о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.
Согласно ст. 445 ГПК при рассмотрении дела в суде надзорной инстанции применяются правила, установленные ГПК для производства по делам в суде первой инстанции, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей главой, а также с учетом сущности надзорного производства.
Суд надзорной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления в опротестовываемой части.
Если при проверке судебного постановления в опротестовываемой части установлены существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, суд надзорной инстанции вправе проверить это постановление в полном объеме.
Неявка в судебное заседание юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
В Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь, Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь, президиумах областного, Минского городского судов дело докладывается председателем или по его поручению заместителем председателя, судьей.
Юридически заинтересованные в исходе дела лица дают объяснения после доклада дела.
В рассмотрении дела в порядке надзора принимает участие прокурор, который высказывает свое мнение по делу.
Дело по протесту в порядке надзора рассматривается судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее одного месяца, а в Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь – не позднее трех месяцев со дня поступления дела с протестом.
Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, своим определением или постановлением вправе:
1) оставить судебное постановление без изменения, а протест в порядке надзора – без удовлетворения;
2) изменить судебное постановление;
3) отменить судебное постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции;
4) отменить судебное постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
5) отменить судебное постановление (судебные постановления) и принять новое решение либо оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, если обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и правильно, собирание и дополнительная проверка доказательств не требуются, но допущена ошибка в применении норм материального права (ст.447 ГПК).

55. Раскройте понятие и признаки вновь открывшегося обстоятельства. Перечислите основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решении, определении и постановлении, вступивших в законную силу.

Производство по пересмотру судебный постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (наряду с надзорным производством) – одна из форм проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Вновь открывшимися обстоятельствами называются юри-дические факты, имеющие существенное значение для дела, которые существовали в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны заявителю, а следовательно, и суду. Эти юридические факты опровергают выводы суда по делу.
Основной целью данного института является проверка правильности вынесенного судом постановления в свете вновь открывшихся обстоятельств и отмена в связи с этим незаконного или необоснованного судебного акта.
По вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены в установленном порядке:
• решения и определения суда первой инстанции, вступившие в законную силу;
• определения суда апелляционной инстанции;
• определения и постановления, вынесенные в порядке надзора.
Объектом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам являются судебные постановления, вступившие в законную силу.
Основанием к пересмотру судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам являются такие обстоятельства, которые хотя и существовали в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны суду, несмотря на принятые им в порядке ст. 20 ГПК меры по выяснению действительных обстоятельств дела.
По вновь открывшимся обстоятельствам дело пересматривается судом, вынесшим оспариваемое постановление, а не вышестоящим судом.
По вновь открывшимся обстоятельствам судебные по-становления пересматриваются по заявлениям юридически заинтересованных в исходе дела лиц либо по представлениям лиц, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора (часть первая ст. 454 ГПК).
Заявление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано юридически заинтересованными в исходе дела лицами только в течение 3 месяцев со дня установления обстоятельств, послуживших основанием к пересмотру дела.
Основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные заключение эксперта или вывод специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления;
4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послуживших основанием к вынесению пересматриваемого судебного постановления (ст.452 ГПК).

56. Раскройте порядок возбуждения производства о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам. Изложите порядок рассмотрения заявления или представления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Производство по пересмотру судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по заявлению юридически заинтересованных в исходе дела лиц либо представлению прокурора или других должностных лиц, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора.
Заявление или представление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам подаются в суд, вынесший судебное постановление.
Заявление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам подается в течение трех месяцев со дня установления вновь открывшихся обстоятельств. Подача представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам сроком не ограничена.
В заявлении или представлении о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны доказательства, подтверждающие наличие вновь открывшихся обстоятельств(ст.454 ГПК)..
Суд рассматривает заявление или представление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам в судебном заседании.

Заявитель, другие юридически заинтересованные в исходе дела лица извещаются о времени и месте судебного заседания. Однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления или представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Заявление или представление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются по правилам, установленным ГПК для производства по делам в суде первой инстанции, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными главой 34 ГПК, а также с учетом сущности производства по пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

57. Раскройте понятие и значение исполнительного производства. Назовите задачи. Изложите основные принципы исполнительного производства.

Исполнительное производство – самостоятельная стадия гражданского процесса. В ней в установленном законом порядке обеспечивается исполнение решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам, судебных приговоров в части имущественных взысканий, а также подлежащих исполнению других актов. На данной стадии процесса применяются меры принудительного характера, направленные на выполнение должником возложенных на него обязанностей.
Действия по исполнению судебных постановлений и актов иных юрисдикционных органов совершаются судебными исполнителями.
Исполнение судебных и иных актов совершается в оп-ределенной процессуальной форме: порядок деятельности органов принудительного исполнения регламентирован Гражданским процессуальным кодексом и другими актами законодательства; в гражданском процессе заинтересованным лицам обеспечивается возможность участия в совершении исполнительных действий; стороны в исполнительном производстве наделяются необходимым объемом процессуальных прав и т. д.
Задачами исполнительного производства являются: обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам, приговоров, постановлений и определений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, подлежащих исполнению других актов, контроль за добровольным исполнением, а в необходимых случаях их принудительное исполнение в целях охраны и защиты подтвержденных в установленном законом порядке прав граждан, юридических лиц и государства.
Исполнительное производство в своем развитии проходит три основных этапа:
• возбуждение исполнительного производства;
• подготовка к принудительному исполнению;
• исполнение судебного или иного акта по защите права.
Исполнительное производство осуществляется на принципах:
законности;
процессуальной экономии;
равноправия и добросовестности сторон исполнительного производства;
уважения чести и достоинства гражданина;
соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;
беспристрастности.

58. Охарактеризуйте стороны в исполнительном производстве, изложите их права и обязанности. Охарактеризуйте порядок исчисления сроков в исполнительном производстве.

Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.
От имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в качестве стороны исполнительного производства выступают соответственно государственные органы и местные исполнительные и распорядительные органы. При этом взыскателями по таким исполнительным производствам выступают:
органы, ведущие административный процесс, вынесшие постановления о наложении административного взыскания, за исключением суда, – по исполнительным документам в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
налоговые и таможенные органы – по исполнительным документам о взыскании налогов, сборов (пошлин) в соответствии с компетенцией, а также иных обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые и таможенные органы;
Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов – по иным исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства (ст.17 Закона РБ «Об исполнительном производстве»).
Стороны исполнительного производства имеют право:
знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии;
представлять дополнительные материалы, подавать заявления, ходатайства;
участвовать в совершении исполнительных действий, давать объяснения в устной и (или) письменной формах в процессе совершения исполнительных действий;
приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в процессе исполнения исполнительного документа, возражать против ходатайств и доводов других участников исполнительного производства;
заявлять отводы;
пользоваться услугами переводчика при ознакомлении с материалами исполнительного производства, участии в совершении исполнительных действий;
до окончания исполнительного производства заключить мировое соглашение, утверждаемое судом в порядке, установленном процессуальным законодательством;
обжаловать постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя;
пользоваться другими правами, предусмотренными настоящим Законом и иными актами законодательства.
Стороны исполнительного производства обязаны:
представлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем его исполнения;
представлять судебному исполнителю сведения об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения не позднее трех дней со дня изменения;
представлять объяснения, документы и материалы, запрошенные судебным исполнителем в установленном порядке;
являться по вызову судебного исполнителя;
совершать другие действия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства (ст.18 Закона).
Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, установленные актами законодательства.
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (ст.29 Закона).

59. Раскройте понятие и значение международного гражданского процесса. Изложите основные критерии определения подсудности гражданских дел с участием иностранного гражданина. Раскройте понятие и значение представительства в международном гражданском процессе.

Международный гражданский процесс – это комплексное понятие, включающее в себя совокупность вопросов, связанных с судебной защитой прав иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц.
К международному гражданскому процессу принято относить следующие вопросы:
• правовое положение иностранцев в гражданском процессе;
• международная подсудность гражданских дел;
• исполнение судебных поручений иностранных судов;
• признание и исполнение решений иностранных судов;
• нотариальные действия с иностранным элементом и др.
Судопроизводство по гражданским делам с участием
иностранцев в Республике Беларусь ведется по правилам белорусского процессуального законодательства, если иное не предусмотрено специальными законодательными актами или международным договором Республики Беларусь.
Белорусские суды при осуществлении правосудия по гражданским делам призваны руководствоваться принципами приоритета международных договоров, процессуального равноправия иностранцев с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, соблюдения юрисдикции иностранных судов и иных правоприменительных органов, взаимности (часть вторая ст. 542 ГПК).
Дела, в которых участвуют иностранцы, рассматриваются судами по общим правилам гражданского судопроизводства.
Республика Беларусь участвует в ряде международных договоров, регулирующих вопросы международного гражданского процесса, среди которых: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.; Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, 1961 г.; Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г. и др.
Судам Республики Беларусь подсудны дела по искам иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц к ответчикам, имеющим место жительства, или место пребывания, или место нахождения в Республике Беларусь. Судам Республики Беларусь подсудны также дела по искам к иностранным гражданам и лицам без гражданства, если они имеют место жительства на территории Республики Беларусь, и к иностранным юридическим лицам, если в Республике Беларусь находится орган управления, представительство или филиал такого юридического лица.
Подсудность дела суду Республики Беларусь или иностранному суду может определяться письменным соглашением сторон. Если при наличии соглашения о подсудности дела иностранному суду производство в соответствии с общими правилами подсудности, предусмотренными настоящим Кодексом, было возбуждено в суде Республики Беларусь, он прекращает производство по делу в случае заявления ответчиком соответствующего ходатайства до изложения возражений по существу иска.
Исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон.
Дело, принятое судом Республики Беларусь к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, даже если в дальнейшем оно стало подсудным иностранному суду.
При ведении дел в судах Республики Беларусь иностранные граждане и юридические лица вправе свободно и беспрепятственно пользоваться услугами как иностранных представителей, в том числе и адвокатов, так и представителей, в том числе и адвокатов, Республики Беларусь. Иностранные представители, в том числе и адвокаты, пользуются в гражданском судопроизводстве такими же правами и несут такие же обязанности, как и представители, в том числе и адвокаты, Республики Беларусь.
Консульские учреждения иностранных государств в Республике Беларусь имеют право представлять и защищать интересы своих государств, а также граждан и юридических лиц этих государств.
Должностные лица консульских учреждений иностранных государств (консульские должностные лица) вправе представлять без поручения и доверенности интересы своих граждан в судах Республики Беларусь, если эти граждане в связи с отсутствием или по другим уважительным причинам не имеют возможности защищать свои права и интересы. Такое представительство может продолжаться до тех пор, пока гражданин не поручит ведение дела другому представителю или не возьмет защиту своих прав и интересов на себя.

60. Раскройте порядок рассмотрения дел третейскими судами. Охарактеризуйте производство по заявлению об отмене решения третейского суда.

Третейское разбирательство – процесс разрешения спора, который осуществляется третейским судом при наличии третейского соглашения о передаче спора этому третейскому суду.
Правила третейского разбирательства определяются настоящим Законом, а также регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением, которые не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Республики Беларусь.
Третейское разбирательство в третейском суде для разрешения конкретного спора осуществляется в соответствии с правилами, установленными регламентом постоянно действующего третейского суда, при условии, что в третейском соглашении содержится указание об обязательности для сторон регламента конкретного постоянно действующего третейского суда.
Третейский суд разрешает любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо, обособленным подразделением (подразделением) которого является такой третейский суд, а также споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами (ст.18-19 Закона РБ «О третейских судах»).
Решение третейского суда, принятое на территории Республики Беларусь, может быть обжаловано сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в соответствии с настоящей главой.
Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный (городской) суд, на территории которого оно принято, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением.
Заявление об отмене решения третейского суда подается в письменной форме и подписывается лицом, оспаривающим решение, или его представителем.
Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в суд, по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.
Стороны третейского разбирательства извещаются судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.
При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству стороны судья может истребовать из третейского суда материалы дела, решение по которому оспаривается в суде, по правилам, предусмотренным ГПК для истребования доказательств.
При рассмотрении дела суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда, предусмотренных статьей 4584 ГПК, путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений.
Суд по результатам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда выносит определение об отмене решения третейского суда или об отказе в отмене решения третейского суда.

Общий объем работы: 85 страниц- 60 вопросов с ответами (Часть 1 – 15 вопросов, Часть 2 – 15 вопросов, Часть 3 – 15 вопросов, Часть 4 – 15 вопросов); Год: 2018; Страна: Республика Беларусь.

Заказать авторскую работу можно ЗДЕСЬ.

Прокрутить вверх