Персональные данные и их защита в Беларуси. Скачать готовую дипломную работу по Информационному праву Беларуси. Объем работы: 61 стр.; Страна: Беларусь. Год: 2013.
Введение……3
Глава 1. Персональные данные как разновидность конфеденциальной информации….6
1.1 Персональные данные в зарубежных странах..6
1.2 Понятие и правовая характеристика персональных данных в Беларуси……13
Глава 2. Государственное регулирование в сфере персональных данных……21
2.1.Субъекты персональных данных 21
2.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование в области оборота персональных данных…24
2.3 Организации, осуществляющие сбор, хранение, предоставление, а также иные операции с персональными данными…29
Глава 3. Способы защиты персональных данных……37
3.1 Правовые способы защиты персональных данных…37
3.2 Технические способы защиты персональных данных……46
Заключение………50
Список использованных источников…………54
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития отношений общества и государства характеризуется исключительной емкостью различного характера сведений, относящихся к разным сферам человеческой деятельности. Важно и то, что общечеловеческая практика и возможности современных информационных и коммуникационных технологий в своей совокупности объективно позволяют и формируют необходимость сбора, хранения, использования и распространения информации, поскольку последняя представляет собой сведения об окружающем мире и процессах, протекающих в нем, которые воспринимаются человеком или специальными приборами.
Характерно, что «с каждым годом перечень оснований и поводов для сбора новых данных увеличивается. Наблюдается все возрастающая потребность граждан в защите личной информации»[2, с.230]. Граждане начинают не только воспринимать информацию о себе как ценность, которую необходимо беречь, но и понимать, где они могут получить реальную помощь и поддержку в отстаивании своих прав в сфере персональных данных.
В этой связи возникают вопросы правовой регламентации хранения, защиты информации, а также ответственности за ее незаконное разглашение. По нашему представлению особую значимость приобретает реализация задачи по защите прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защите прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайне.
Гарантированные белорусским государством право каждого на защиту от неправомерного вмешательства в частную жизнь обуславливают особое значение защиты информации о его частной жизни и персональных данных.
Вместе с тем, несмотря на важность вопросов защиты личной информации, комплексные труды отечественных ученых по ним отсутствуют, что способствует на сегодняшний день особой актуальности данной тематики.
По этой причине тема: «Правовое регулирование защиты персональных данных в Республике Беларусь» была выбрана автором в качестве предмета дипломного исследования.
Цель исследования: дать общую оценку состоянию и перспективам защиты персональных данных в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— изучить международный опыт регулирования в сфере персональных данных и их защиты;
— установить правовую сущность персональных данных;
— определить понятие субъекта персональных данных;
— исследовать круг органов, осуществляющих государственное регулирование в области оборота персональных данных;
— исследовать круг организаций, осуществляющих сбор, хранение, предоставление, а также иные операции с персональными данными;
— рассмотреть возможные способы защиты персональных данных;
— рассмотреть виды ответственности за нарушение законодательстве в сфере обращения персональных данных;
— выявить основные проблемы в исследуемой сфере и предложить их решения.
Объектом исследования является институт персональных данных в национальном законодательстве. Предметом – мероприятия по обеспечению защиты персональных данных в Республике Беларусь.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов: Лепёхина А.Н. (Понятие персональных данных и их правовая регламентация), Власовой О. [3], Воронцовой Г.А.[6], Голубенко И.А. [7] (Зарубежный опыт регулирования в сфере персональных данных. Теоретические и законодательные основы персональных данных в США, Велекобритании, Франции и других странах) Бугель Н.В., Никулина А.В., Просвирнина Ю.Г.[47], Данилкович М.Л.[10], Занина К.А.[12] (Вопросы организационно-правового регулирования оборота и защиты персональных данных в Российской Федерации. Проводится анализ положений Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных». Рассматривается перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных», порядок сертификации и аттестации информационных систем), Назаренко А.М. (Основы охраны персональных данных в странах Европейского союза), Малеиной М.Н.[11], Перовой Н.А[37] (Анализ подходов США и Великобритании к проблеме разглашения конфиденциальных сведений в СМИ при учете интереса общества в защите свободы слова. Суды обеих стран отдают большее предпочтение свободе слова при решении дел, связанных с раскрытием личной тайны лиц, чем тех, в которых речь идет о разглашении государственных секретов), Микулича Н.Д.[21] (Рассматриваются нормативные правовые аспекты обеспечения информационной безопасности, вопросы создания защищенных объектов информационных технологий, защиты критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, криптографической и технической защиты информации, подготовки специалистов в области защиты информации.) и др.
При подготовке дипломной работы использовались нормативные правовые акты (положения Конституции Республики Беларусь, Законов и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература.
Дипломная работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из трех глав), заключения, списка использованных источников. Объем работы составляет — 61 лист; использовано 58 источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом проведенного исследования можно говорить следующее:
В зарубежном законодательстве сложилось два основных подхода к определению персональных данных:
Во-первых, в некоторых государствах персональные данные отождествляются с любой информацией, имеющей отношение к данному лицу (Франция, Швеция, Венгрия, Россия и др.).
Во-вторых, для некоторых государств характерна детализация, установление определенных критериев отнесения информации к указанной категории (Великобритания и др.).
Под персональными данными следует понимать зафиксированную на материальном носителе информа¬цию о конкретном человеке, отождествленная с конкретным человеком или которая может быть отождествлена с конкретным человеком, позволяющая идентифицировать этого человека прямо или косвенно. К персональным данным, как правило, относятся: биографические и опознавательные дан¬ные, личные характеристики, сведения о семейном положении, социаль¬ном положении, образовании, навыках, профессии, служебном положении, финансовом положении, состоянии здоровья и прочие.
Персональные данные соотносятся с личной информацией как часть и целое. Однако, персональная информация является личной информацией, зафиксированной на материальном носителе. По этой причине большинство характеристик личной информации будут в полной мере справедливы и для персональных данных.
Разрозненность правовых норм о персональных данных значительно затрудняет изучение этого института, регулирование отношений в данной сфере и требует разработки единого нормативного правового акта. Разработка и принятие соответствующего закона должны содействовать унификации норм в этой сфере, что позволит воплатить в жизнь тщательно выверенный и закрепленный правом баланс двух основных информационных прав и свобод: право доступа к информации, затрагивающей интересы лица, и право ограничения доступа третьих лиц к информации о себе. В Законе об информации перечень мер по защите информации, а также перечень прав и обязанностей субъектов-носителей информации чрезмерно обобщены и требуют законодательной доработки.
Только на основе глубокого анализа отечественного законодательства можно определить круг органов, уполномоченных осуществлять государственное управление в сфере оборота и защиты персональных данных, что связано с отсутствием единого правового акта, который регламентировал бы правоотношения в рассматриваемой области.
До настоящего вмени единого перечня организаций, осуществляющих сбор, хранение, предоставление, а также выполнение других операций с персональными данными, белорусский законодатель не предусмотрел. Такие организации определяются различными нормативными правовыми актами в зависимости от сферы действия.
Нормы о защите персональных данных содержатся в различных правовых актах, это обуславливает их разрозненный характер, что в свою очередь не может способствовать полной реализации комплекса мер по защите данного вида информации.
Правовые способы защиты персональных данных могут быть реализованы в той либо иной форме защиты. Формы защиты можно дифференцировать на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены на рассмотрение юридических дел той либо иной принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений. Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченного лица, совершаемых им с применением дозволенных законом юридических средств без обращения в компетентные органы. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.
Вопросы ответственности за нарушения законодательства в сфере оборота персональных данных нашли отражение в ряде кодексов: УК, КоАП, ГК. Также необходимо отметить, что за нарушение указанного законодательства, если оно связано со служебной деятельностью, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
В ходе выполнения данного исследования автором были выявлены следующие проблемы:
1. Несмотря на объективное существование целого пласта сведений относящихся к персональным данным человека, белорусский законодатель не дал единого легального определения указанному виду информации.
2. Не имеется единого перечня сведений, входящих в состав персональных данных.
3. Законодательно не определено понятие субъекта персональных данных, нет единого перечня прав и обязанностей субъекта персональных данных.
4. В Законе о реестре приведен перечень персональных данных (основных и дополнительных). Однако сам Закон регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по внесению персональных данных физических лиц в регистр населения, их актуализации, исключению, хранению, восстановлению, предоставлению, использованию и защите. Т.е., остается открытым вопрос о порядке оборота персональных сведений в других сферах жизнедеятельности.
5. В Законе об информации определены меры защиты информации, имеющие чрезвычайно обобщенный характер, по этой причине мало соотносящиеся с защитой персональных данных (кроме организационных и технических).
6. Вопросы, относящиеся как к персональным данным, так и к их защите регулируются большим количеством нормативных правовых актов, что значительно затрудняет реализацию гражданами права на невмешательство в личную жизнь.
С целью решения отмеченных проблем, автором предлагается следующее:
1. Дать единое легальное определение понятию «персональные данные», «субъект персональных данных». Утвердить соответствующий перечень сведений, относящихся к персональным данным.
2. Определить порядок обращения с персональными данными вне реестра.
3. Отдельно от общих мер защиты информации определить перечень мер по защите личной информации, в том числе и персональных данных: правовые, организационные, технические. Определить порядок их реализации.
В связи с наличием изложенных выше проблем и малой систематизацией законодательства в области защиты персональных данных, автор полагает, что в отношении персональных данных назрела необходимость принятия комплексного нормативного правового акта (желательно кодифицированного), который однозначно устанавливал бы понятие и содержание персональных данных, урегулировал бы правовые вопросы, связанные с обращением персональных данных, позволив тем самым гражданам в полной мере реализовать конституционные права в области личной информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабичев Д.С. Некоторые проблемы практического применения законодательства РФ о персональных данных /Бабичев Д.С.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 2. С. 15-17.
2. Бугель Н.В., Никулин А.В. Защита персональных данных как объект организационно-правового регулирования/ Н.В.Бугель, А.В. Никулин// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т. 54. № 2. С. 230-233.
3. Власова О. Законодательство Великобритании: охрана коммерческой тайны и другая конфиденциальная информация: // Хозяйство и право. 1998. № 8. С. 111-116.
4. Волчинская Е.К. Защита персональных данных: Опыт правового регулирования. М.: Галерия, 2001. 223 с.
5. Вопросы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2000 г. № 547 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
6. Воронцова Г.А. Защита информации, экономические и правовые вопросы /Воронцова Г.А./T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2010. № 12. С. 68-69
7. Голубенко И. А. Модель административно-правовой защиты персональных данных в Европейском Союзе (оценка возможности ее использования в Республике Беларусь) / Голубенко И. А. // Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь; Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции: сборник научных трудов ― 2009. ― Вып. 2. ― С. 358―364.
8. Городов О.А. Недобросовестная конкуренция. Теория и правоприменительная практика. М.: Статут, 2008 г. — 216 с.
9. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. на 3 июля 2011 г. № 285-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
10. Данилкович М.Л. Обеспечение безопасности персональных данных //Технические средства защиты информации: Тезисы докладов VIII Белорусско-российской научно-технической конференции, 24–28 мая 2010 г., Браслав. Минск: БГУИР, 2010. — С.13.
11. Дятленко, В.В. Законодательство о защите персональных данных: пробле-мы и решения / В.В. Дятленко, Е.К. Волчинская // Научно-практическое и информационное издание «Информационное право» . – 2006. – №1.
12. Занин К.А. Персональные данные как объект правовой защиты в регистрационной деятельности ОВД /Занин К.А. //Вестник воронежского института МВД России. 2007. № 2. с. 75-77.
13. Защита персональных данных: американская модель: Петросян М.Е. //США- Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 6. С. 92-107.
14. Инструкция о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан, утверждена приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь N 21 от 3 июля 1996 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
15. Калиберов, А.В. Правовое регулирование защиты персональных данных в Республике Беларусь / А.В. Калиберов // Теоретические и прикладные проблемы информационной безопасности: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 21 июня 2012 г.) / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2012. – С. 30–33.
16. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (в ред. от 13 июля 2012 г. № 409-З) //Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
17. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
18. Копылов, В.А. Информационное право. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 512 стр.
19. Лепёхин, А.Н. Персональные данные как особый объект информационных правоотношений / А.Н. Лепёхин // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. – 2010. – № 1. – С. 17–23.
20. Малеина М.Н. Право на тайну и неприкосновенность персональных данных/Малеина М.Н.// Журнал российского права. 2010. Т. 11. № 167. С. 18-28.
21. Микулич Н.Д. Криптографические методы защиты информации// Актуальные вопросы. Комплексная защита информации: материалы XVI научно-практической конференции (17-20 мая 2011 года, г. Гродно). – Минск, 2011.– С.60-63.
22. Назаранка, А.М. Права на ахову персанальных дадзеных паводле Лісабонскага трактата // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы: сб. науч. тр.: в 2 т. Т. 2: Проблемы унификации законодательства в Содружестве Независимых Государств и Европейском Союзе / Белорус. гос. ун-т, юрид. фак.; редкол. : С. А. Балашенко [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 431 с. – 29,5 п.л. . – С. 89-91.
23. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
24. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З (в ред. от 13 декабря 2011 г. № 325-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
25. Об утверждении Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников: Постановление Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. №2 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
26. О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений: Закон Республики Беларусь от 09.01.2006 N 94-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
27. О модельном законе «О персональных данных»: Постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 16 октября 1999 г. N 14-19 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
28. О переписи населения: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. N 144-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013
29. О персональных данных: модельный закон, принят Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств 16 октября 1999 г. N 14-19 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
30. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (в ред. от 25 июля 2011 г.) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
31. О порядке ведения трудовых книжек работников: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 N 30 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
32. О почтовой связи: Закон Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 258-З (в ред. от 4 мая 2012 г. № 360-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
33. О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №7 (в ред. от 22 декабря 2005 г. № 13) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
34. О регистре населения: Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 418-З (в ред. от 1 ноября 2010 г. № 181-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
35. Палъчиковская О.А. Взаимосвязь свободы слова и права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну/Палъчиковская О.А.//Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3. с. 140-145.
36. Парошин, А.А. Нормативно-правовые аспекты защиты информации: Учебное пособие / А.А. Парошин. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2010. – 116 с.
37. Перова Н.А. Ограничения свободы слова в целях предотвращения разглашения личной и государственной тайны в праве США и Великобритании / Перова Н.А.// Право и управление. XXI век. 2012. № 1. с. 93-99.
38. Персональные данные в структуре информационных ресурсов. Основы правового регулирования / Бачило И.Л. [и др.. — Минск: Беллітфонд, 2006. — 472 с.
39. Пискунова, Ю.В. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений при сборе и обработке информации о частной жизни гражданина/ Ю.В. Пискунова // Вестник Академии. 2010. № 3. С. 93-94.
40. Положение о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утверждено Указом Президента Республики Беларусь 04.12.2007 N 611 (в ред. от 05.04.2012 N 157) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
41. Положение о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 N 909 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
42. Положение о порядке защиты персональных данных переписи населения Республики Беларусь, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.09.2009 N 1178// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
43. Положение о порядке защиты персональных данных переписи населения Республики Беларусь, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.09.2009 N 1178 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
44. Положение о порядке организации криптографической защиты информации в государственных информационных системах, а также в информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, утверждено Приказом Оперативно-Аналитического Центра при Президенте Республики Беларусь от 25 мая 2012 г. № 46 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515» // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
45. Прохорова Н.Н. Конституционно-правовой опыт регулирования защиты персональных данных за рубежом /Прохорова Н.Н.//Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 3. С. 76-80.
46. Прокушев Я.Е., Пономаренко С.В. Сравнительный анализ средств программно-аппаратной защиты информации, применяемых в информационных системах персональных данных/Прокушев Я.Е., Пономаренко С.В.// Информация и безопасность. 2012. Т. 15. № 1. С. 31-36.
47. Просвирнин Ю.Г. Защита персональных данных/Просвирнин Ю.Г.//Вестник воронежского государственного университета. Серия: Право. 2008. № 2. с. 174-188.
48. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З (в ред. от 13 июля 2012 г. № 409-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
49. Савицкая О.В. Актуальные вопросы законодательства Ресспублики Беларусь о тайне личной жизни и персональных данных / О. В. Савицкая // Правовое обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь: материалы международной научно-практической конференции (Гомель, 9―10 апреля 2010 г.) / [под общей редакцией И. И. Эсмантович] ― С. 47―50.
50. Селивановский А.В.Информационная безопасность /Селивановский А.В.// Вестник НЦБЖД. 2010. № 3. С. 61-63.
51. Сергейчик А.Л. Опыт правового регулирования режимов конфиденциальной информации в зарубежных странах и его использование в деятельности ФСИН России // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 3. С. 187-189.
52. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Иран о взаимной административной помощи и сотрудничестве в таможенных делах от 10 сентября 2004 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
53. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 18 декабря 2009 года// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
54. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 01 февраля 2012 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
55. Терещенко Л.К. О соблюдении баланса интересов при установлении мер защиты персональных данных /Терещенко Л.К.// Журнал российского права. 2011. № 5. С. 5-12.
56. Трудовой кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. № 296-З (в ред. от 30 декабря 2010 г. № 225-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
57. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З (в ред. от 13 июля 2012 г. № 417-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
58. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (в ред. 26 октября 2012 г. № 435-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
59. Чередниченко А. Системы защиты персональных данных//Чередниченко А. //T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2009. № 6. С. 22-24.
60. Directive 95/46/EC of the European Parliament and of the Council of 24 October 1995 on the protection of individuals with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data [Electronic resource]. – EUR-Lex. – Mode of access : http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do? uri=CELEX:31995L0046:EN:NOT. – Date of access: 20.12.2012.