1461. Результаты творческой деятельности как объекты права

Готовые дипломные работы. Бесплатно.Результаты творческой деятельности как объекты гражданского права. Скачать готовую дипломную работу по Авторскому, Гражданскому праву. Объем работы: 67 стр.; Страна: Россия. Год: 2014.

Введение …3

Глава 1. Творческая деятельность как объект гражданского права. Место творческой деятельности в гражданском праве…6
1.1. Понятие и значение творческой деятельности… 6
1.2. Результат творческой деятельности как объект гражданских прав. Понятие и признаки…16
1.3. Роль гражданского права в регулировании творческой деятельности…20

Глава 2. Гражданско-правовые способы регулирования творческой деятельности. Способы защиты отношений, связанных с творческой деятельностью…24
2.1. Нормативно-правовое регулирование творческой деятельности.. 24
2.2. Общие способы защиты творческой деятельности…30
2.3. Предупреждение и защита от контрафакции…39
2.4. Гражданско-правовые способы защиты отношений, связанных с творческой деятельностью…45

Глава 3. Проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования творческой деятельности…51

Заключение …59

Список использованной литературы ….… 62

Введение
Актуальность темы. Интеллектуальная собственность является основой человеческой культуры и важнейшим условием решения задачи, стоящей перед человечеством на протяжении всей его истории: постоянного роста результатов при постоянном сокращении затрачиваемых на их достижение усилий.
Среди объектов интеллектуальной собственности такие результаты деятельности, как произведения науки, литературы и искусства, занимают особое место. Законодатель поставил их на первое место. И это не случайно, поскольку такого рода деятельность открывает широкий доступ ко всем достижениям культуры, способствует развитию творчества.
Общеизвестно, что в течение своего развития человечество шло по пути расширения круга правоотношений и соответственно их регламентации, а также совершенствования уже имеющихся. К настоящему моменту они объедены в несколько видов, большинство из которых возникло в результате рецепции Римского права. Исключение составляют, пожалуй, лишь права на результаты творческой деятельности. Интересно, что источники возникновения этих прав – сами результаты творческой деятельности, были известны и создавались всегда, и тем не менее институт прав на них стал формироваться совсем недавно. Эти права выбивались из привычной схемы, и их всегда старались присовокупить к уже известному институту. Только в двадцатом веке указанные права, названные исключительными, получили полное признание и механизмы регулирования.
Столь небольшая, по сравнению с остальными видами прав, история их правовой регламентации порождает множество препятствий в практическом применении. Складывается противоречивая ситуация: за результатами интеллектуальной деятельности признается будущее, а их регулирование содержит в себе множество противоречий и отсылок к иным правовым институтам. Основной проблемой является определение правовой сущности исключительных прав и их места в современной правовой системе.
Все это относится в полной мере и к правам на произведения науки, литературы и искусства, т.е. авторским, объединенным в институт авторского права.
Авторское право призвано стимулировать создание произведений науки, литературы и искусства, осуществлять воспитательные функции, способствовать формированию высоких нравственных качеств, распространять и использовать их в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Результаты интеллектуальной творческой деятельности, как и интересы личного и имущественного характера авторов произведений науки, литературы и искусства, должны находиться под правовой охраной.
Правильное юридическое решение проблем защиты результатов творческой деятельности, выработка адекватных современным условиям правовых механизмов, определение роли государства и правоохранительных органов, играет решающую роль в вопросе обеспечения надежной защиты прав интеллектуальной собственности в современном мире.
В последнее время проблематике отношений в сфере оборота результатов интеллектуальной собственности уделяется достаточно большое внимание в научных правовых исследованиях. Но проблемы права интеллектуальной собственности исследуются преимущественно с точки зрения необходимости совершенствования охраны отдельных видов объектов интеллектуальной собственности или усиления защиты отдельных прав. Случаи выделения общих положений права интеллектуальной собственности ограничиваются, как правило, исключительно попытками разработки проектов гражданско-правовой кодификации. Это обусловливает актуальность данного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретический анализ результатов творческой деятельности в качестве объектов гражданского права, включая правовую природу результатов творческой деятельности, характер правового регулирования творческой деятельности и использования ее результатов, особенности защиты отношений, связанных с творческой деятельностью.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие и раскрыть значение творческой деятельности;
охарактеризовать результаты творческой деятельности как объекты гражданских прав;
выявить роль гражданского права в регулировании творческой деятельности;
проанализировать особенности нормативно-правового регулирования творческой деятельности;
дать характеристику общим способам защиты творческой деятельности;
установить особенности правового регулирования предупреждения и защиты от контрафакции;
охарактеризовать гражданско-правовые способы защиты отношений, связанных с творческой деятельностью;
проанализировать проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования творческой деятельности.
Теоретическая и нормативная база работы. Теоретической базой работы послужили труды Р.В. Авдонина, А.Г. Андрюшина, А.Х. Габараева, Е.М. Ерофеевой, В.Я. Ионаса, М.Н. Кузнецова, А.Г. Матвеева, Е.Н. Петрова, Н.И. Федоскиной, Л.В. Цитовича и других авторов.
Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации, международные акты в области права интеллектуальной собственности, действующее гражданское законодательство.
Структура выпускной квалификационной работы определена кругом исследуемых проблем, ее целью и задачами. Работа состоит из введения, 3 глав, объединяющих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение
Проведенное исследование показало, что творческую деятельность можно определить как форму деятельности человека или коллектива, направленная на создание качественно нового, оригинального, никогда ранее не существовавшего результата, имеющего внешнюю форму его выражения и определенную ценность.
Результат творческой деятельности – это отражение действительности, являющееся синтезом идей (понятий или образов), выделяющимся своей новизной и ценностью, выраженным в объективной форме, содержащим решение задачи познания и преобразования человека, общества или природы. Признаки результата творческой деятельности: 1) новизна; 2) ценность; 3) воплощенность в объективированную форму; 4) неотносимость к «потребляемым вещам».
Гражданское право непосредственно не регулирует творческую научно-техническую, литературную и иную деятельность. Процесс научно-технического и художественного творчества остается за пределами действия его норм. Однако, гражданское право выполняет функции признания авторства на уже созданные творческие результаты, установления их правового режима, материального и морального стимулирования и защиты прав их авторов. Кроме того, гражданское законодательство активно способствует развитию инициативы в области науки, техники, литературы, искусства и в других сферах творческой деятельности.
Законодательство, регулирующее те или иные вопросы творческой деятельности, имеет комплексный характер, включает в себя достаточно широкий круг нормативных правовых актов различной юридической силы и различных отраслей права.
Способы защиты результатов творческой деятельности могут быть реализованы в той либо иной форме защиты. Формы защиты можно дифференцировать на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную. Вопросы ответственности за нарушения законодательства в сфере оборота результатов творческой деятельности нашли отражение в ряде кодексов: УК, КоАП, ГК.
При предупреждении и защите от копирования используются различные меры: организационные, юридические, и технические. Основная идея организационных мер защиты заключается в том, что полноценное использование продукта невозможно без соответствующей поддержки со стороны производителя. Юридические меры направлены на установление определенных ограничений использования объектов авторских прав третьими лицами, а в случае нарушения последними ограничений государство гарантирует применение мер ответственности: уголовной, административной, гражданской. Технические меры реализуются с помощью программных и программно-аппаратных средств.
Интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными ГК, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Для защиты интеллектуальных прав применяются способы защиты гражданских прав (ст.12 ГК), при условии учета особенностей главы 70 ГК.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что масштабная реформа авторского права в России и в мире на сегодняшний день пока еще не способна полностью удовлетворить потребность в подстройке законодательства под нужды участников правоотношений, возникающие в связи с трудностями, связанными с формированием информационного общества и прочими проблемами, вызванными развитием отношений и нарушений в области авторского права.
С целью совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере автором предлагается:
1. Внести в статью 1255 ГК РФ следующее определение: «Произведение – это отражение действительности, являющееся синтезом идей (понятий или образов), выделяющимся своей новизной и ценностью, выраженным в объективной форме, содержащим решение задачи познания и преобразования человека, общества или природы».
2. В статью 1322 ГК РФ внести определение «фонограммы»: «Фонограмма – любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков: голосов людей, птиц или животных, песен, музыки, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя».
3. Внести в статью 1259 ГК РФ понятие «форма произведения»: «Форма произведения – способ существования и передачи содержания произведения».
4. Слова «воспроизведение произведения» в с.1270 ГК заменить на «размножение произведения».
5. Необходимо расширить группу объектов, авторы которых согласно ст.1292 ГК пользуются правом доступа, включив в нее все произведения искусства, для которых в силу их общественного значения не должна исключаться возможность их размножения автором. Представляется уместным отнести к данной группе помимо произведений изобразительного искусства также произведения декоративно-прикладного искусства, а также те архитектурные и дизайнерские решения, которые относятся к внутреннему интерьеру здания и не охватываются п. 2 ст. 1292 ГК РФ.
6. Ввести санкции за произведение фотографий, нарушающих неприкосновенность частной жизни.
Таким образом, из всей сферы творческой деятельности наибольшее количество проблемных вопросов было выявлено в области законодательного регулирования авторского права. Это и не удивительно, так как именно авторское право отличается наибольшим разнообразием объектов правовой защиты.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
2. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
3. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 28 сентября 1979 г.). // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.09.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
9. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
10. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
11. О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства: Распоряжение Президента Российской Федерации от 05.03.2014 № 53-рп // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
12. О Российской академии художеств: Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 N 434 // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.

II. Материалы судебной практики
13. О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. N 14 // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2014.
14. Дело №А54-5991/2013: Решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.03.2014 // Высший Арбитражный Суд Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/ – Дата доступа: 20.03.2014.

III. Специальная литература
15. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / Аристотель; Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. – М.: «Мысль», 1984. – Т. 4. – 830 с. – С. 645 – 680.
16. Афасижев, М.Н. Западные концепции художественного творчества: Учебное пособие для вузов искусств / М.Н. Афасижев. – М.: «Высшая школа», 1984. – 457 с.
17. Байло, Э.В. Направления совершенствования правовой охраны авторского права: проблемы и недостатки законодательства // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. № 1 (5). С. 24-27.
18. Болат, А. Проблемы совершенствования профилактики преступлений против авторских и смежных прав в практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 11. № 32. С. 38-41.
19. Гайденко, П.П. Творчество / П.П. Гайденко // Философская энциклопедия: В 5 т. / под ред. Ф.В. Константинова. – М.: «Советская энциклопедия», 1960 – 1970. – Т. 5. – 1970. – 740 с. – С. 185.
20. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.
21. Городов, О.А. Недобросовестная конкуренция. Теория и правоприменительная практика. М.: Статут, 2008 г. – 216 с.
22. Гражданское право: учеб. / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин [и др.]; под общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект; Екатеринбург; Институт частного права, 2009. – 528 с.
23. Гуревич, А.Я. Категории Средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М.: «Искусство», 1972. – 318 с.
24. Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. – СПб.: ООО Издательство Петрополис, 1999. — 240 с.
25. Дозорцев, В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации / В.А. Дозорцев; Исслед. центр частного права. – М.: Статут, 2003. – 416 с.
26. Дубина, И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций / И.Н. Дубина. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. – 192 с.
27. Захарова Н.С. Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав / Н.С.Захарова // Юридический мир. – 2009. – № 6. – С. 10-16.
28. Иноземцев, В.Л. Экспансия творческой деятельности как фактор кризиса стоимостных отношений: дис. … канд. экон. наук / В.Л. Иноземцев. – М., 1993. – 130 с.
29. Ионас, В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. –М: Юридическая литература. –1972. –168 с.
30. История эстетической мысли: становление и развитие эстетики как науки: в 6-ти т. / АН СССР, Ин-т философии; редкол.: М. Ф. Овсянников (пред.) [и др.]. – М. : Искусство, 1985 – Т. 1: Древний мир. Средние века в Европе / ред.-сост. В. В. Бычков. – 1985. – 464 с.
31. Кодекс интеллектуальной собственности Франции: литературная и художественная собственность. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 92с.
32. Кочои, С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник. Краткий курс. — М., 2009. — 447с.
33. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. / Ж. Ле Гофф; Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А.Я. Гуревича. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. – 376 с.
34. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант // Кант, И. Сочинения в шести томах / И. Кант; Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. – М.: «Мысль», 1963 – 1966. – Т. 5. – 1966. – 564 с. – («Философ. наследие. Акад. наук СССР. Ин-т философии»). – С. 161 – 200.
35. Кордышева, Е.В. Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав // Законность и правопорядок в современном обществе. 2010. № 1. С. 79-81.
36. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика / А.Ф.Лосев. – М.: «Искусство», 1974. – 383 с.
37. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф.Лосев. – М.: «Высшая школа», 1963. – 584 с.
38. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: Софисты, Сократ, Платон / А.Ф. Лосев. – М.: «Искусство», 1969. – 680 с.
39. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592с.
40. Матвеев, А.Г. Правовая регламентация использования произведений художественного творчества: эволюция правовых воззрений и современность: монография / А.Г. Матвеев. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. – 172 с.
41. Мерзликина, Р., Юмашев, А. Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права /Р. Мерзликина, А. Юмашев //Интеллектуальная собственность : Авторское право и смежные права. -2008. – № 2. – С. 16 – 23.
42. Милицин, А. Сущность результата творческой деятельности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – М., 2008, № 2. – С. 65-71
43. Овсянников, М.Ф. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм / М.Ф. Овсянников // Шеллинг, Ф.В.Й. Философия искусства / Ф.В.Й. Шеллинг. – М.: «Мысль», 1966. – 496 с. – С. 18 – 42.
44. Платон. Пир / Платон // Платон. Собрания сочинений: В 4 т. / Платон. – М.: «Мысль», 1993. – Т. 2. – 528 с. – С. 81 – 134.
45. Платон. Софист / Платон // Платон. Собрания сочинений: В 4 т. / Платон. – М.: «Мысль», 1993. – Т. 2. – 528 с. – С. 275 – 345.
46. Попов, А.Н. Современные подходы к понятию творческой деятельности аспирантов / А.Н. Попов // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. – 2010. – №1. – С.43-45.
47. Селиванов, А.А. Некоторые вопросы, связанные с контрафактностью продукции // Теория и практика судебной экспертизы №4 (24) 2011 – С.74-83.
48. Серебровский, В.И. Вопросы советского авторского права / В.И. Серебровский; Отв. ред.: П.Е. Орловский. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – 283 с.
49. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник. 2-е изд., испр и доп. / Под редакцией В.П. Ревина. М.: Юстицинформ, 2009. – 230 с.
50. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, [и др.]. – СПб.: Издательство «Лань», 1998. – 448 с.
51. Фуко, М. Что такое автор / М. Фуко // Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко. – М.: «Касталь», 1996. – 448 с. – С. 7 – 46.
52. Шеллинг, Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / Ф.И.Й.Шеллинг. // Шеллинг, Ф.И.Й. Сочинения: в 2 т. – М.: «Мысль», 1987. – Т. 1. – С. 227 – 489.
53. DefectiveByDesign.org | The Campaign to Eliminate DRM. URL: http://www.defectivebydesign.org/ (дата обращения: 17.03.2014).
54. DRM.info | Digital Restrictions Management. URL: http://www.drm.info/ (дата обращения: 17.03.2014).
55. Media-Rights Consulting. Современные технологии DRM. URL: http://mediarights.ru/2011/02/sovremennye-texnologii-drm/ (дата обращения: 17.03.2014).


Прокрутить вверх