Документальное оформление процесса применения специальных технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Скачать готовую контрольную работу по Криминалистике. Объем работы: 17 стр.; Страна: Беларусь. Год: 2014.
1. Документальное оформление процесса применения специальных технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий…3
2. Основные направления использования специальных химических веществ в борьбе с преступностью…8
3. Практическое задание. Составить справку о результатах обследования местности с использованием поисковых приборов……15
Список использованных источников…16
Приложение……18
1. Документальное оформление процесса применения специальных технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий
На современном этапе развития общества защита личности, общества и государства от преступных проявлений является одной из важнейших задач правоохранительной системы. Выполнение этой задачи невозможно без использования в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, которые часто имеют решающее значение при вынесении решения по рассматриваемым судами уголовным делам.
При раскрытии и расследовании уголовных дел всегда имеется необходимость в проведении оперативно-розыскных мероприятий. При их проведении имеет большое значение тактика и методика, а также правильное документальное оформление.
В соответствии с частью 1 ст.7 Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» [5] (далее – Закон об ОРД) право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:
1) органов внутренних дел;
2) органов государственной безопасности;
3) органов пограничной службы;
4) Службы безопасности Президента Республики Беларусь;
41) Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь;
5) органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
6) таможенных органов;
7) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.
Согласно ч.1 ст.11 Закона об ОРД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1) опрос граждан;
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) проверочная закупка;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) слуховой контроль;
10) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
11) прослушивание телефонных переговоров;
12) снятие информации с технических каналов связи;
13) оперативное внедрение;
14) контролируемая поставка;
15) оперативный эксперимент.
При этом, согласно ч.4 этой же статьи в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие вреда здоровью людей и окружающей среде.
Таким образом, Закон об ОРД санкционирует применение специальных технических средств указанными органами при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Вместе с тем, Закон об ОРД не устанавливает обязательную документальную фиксацию результатов оперативно-розыскных мероприятий, как проводимых с использованием специальных средств, так и без таковых.
Это требование проистекает из ст.88 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь [2], согласно которой источниками доказательств являются, кроме остального, протоколы оперативно-розыскных мероприятий.
Соответственно все результаты оперативно-розыскных мероприятий только тогда будут служить источниками доказательств, когда они облечены в форму протоколов.
Указанный выше принцип развивают ведомственные правовые акты. К примеру, п. 4 Инструкции о порядке оформления и предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, для их использования в уголовном процессе, утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 29.09.2005 № 307 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, для их использования в уголовном процессе» [7] устанавливает, что «под материалами, полученными в ходе оперативно-розыскной деятельности (далее — материалы), понимаются собранные, подтвержденные и документально оформленные фактические данные, полученные гласно и негласно сотрудниками оперативных подразделений в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК…».
В соответствии с п.14 указанной инструкции «документальное оформление фактических данных, установленных в ходе ОРМ, осуществляется путем составления протокола оперативно-розыскного мероприятия согласно приложению 2 к Инструкции в порядке, предусмотренном УПК.
В случае, если фактические данные, имеющие самостоятельное значение для установления обстоятельств совершения преступления, получены на разных стадиях осуществления ОРМ, протокол оперативно-розыскного мероприятия составляется по каждому из этапов ОРМ.
В протоколе оперативно-розыскного мероприятия должны быть отражены последовательность и результаты ОРМ, которые могут быть признаны в качестве источников доказательств, а также осмотренные и упакованные в установленном порядке приложенные предметы и документы, полученные в ходе ОРМ.
Протоколы оперативно-розыскного мероприятия предоставляются для приобщения к материалам уголовного дела.
К протоколам оперативно-розыскного мероприятия прилагаются полученные при их проведении предметы и документы, которые отвечают одному из следующих условий:
служили орудиями преступления;
сохранили на себе следы преступления;
были объектами преступных действий;
могут служить средствами обнаружения преступления, установления фактических обстоятельств уголовного дела, выявления виновных лиц, опровержения обвинения, смягчения ответственности;
деньги и ценности, добытые преступным путем.
При проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности ОРМ с использованием оперативно-технических сил и средств органов внутренних дел (далее — оперативно-технические мероприятия) их результаты фиксируются на материальных носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, дискетах, цифровых носителях информации, пленках и других) и прилагаются к протоколу ОРМ или оперативно-технических мероприятий. Фиксация результатов оперативно-технических мероприятий должна производиться таким образом, чтобы сохранялась возможность экспертным путем установить подлинность произведенных записей, а также принадлежность записанных голосов и портретных изображений конкретным лицам.
Указанные материалы сопровождаются информацией о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, а также описанием их индивидуальных признаков.
Исходя из анализа формы указанного протокола оперативно-розыскного мероприятия (Приложение 1) и требований УПК, при применении специальных средств в ходе оперативно-розыскного мероприятия их наименование и технические характеристики должны быть обязательно указаны в соответствующем протоколе.
Однако, протокол не составляется при проведении оперативно-розыскного мероприятия с использованием специальных технических средств, когда результаты этого мероприятия первоначально носят вероятностный характер и, соответственно не имеют для суда доказательственной силы.
Так, в соответствии с п.1 Инструкции о порядке проведения органами внутренних дел Республики Беларусь опроса граждан с использованием полиграфа, утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 04.06.2008 N 162 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения органами внутренних дел Республики Беларусь опроса граждан с использованием полиграфа» [6] опрос граждан с использованием полиграфа (далее — опрос) представляет собой проводимую по специальным методикам беседу с гражданином (далее — опрашиваемый) с фиксацией его психофизиологических параметров (реакций) с последующей оценкой его эмоционального напряжения на предъявляемые вербальные и невербальные раздражители.
Согласно п.5 данной Инструкции результаты опроса имеют вероятностный характер. Опрос при проведении ОРМ служит для выдвижения следственно-оперативных версий и разработки оптимальных вариантов действий по их проверке. Опрос при проведении профотбора служит для проведения дополнительных и целенаправленных мероприятий по выявлению возможно скрываемых обстоятельств и фактов, которые могут являться основанием для профессиональной непригодности к службе, а также для психологического сопровождения сотрудника.
Информация, полученная в ходе опроса, не может использоваться в качестве доказательств.
Согласно п.26 Инструкции «после проведения опроса специалист подготавливает справку о результатах опроса с использованием полиграфа согласно приложению 4 к настоящей Инструкции, в которой указываются должность, звание, фамилия и инициалы специалиста, проводившего опрос, основания для проведения опроса, место, время и способы регистрации психофизиологических параметров, фамилия, имя, отчество и год рождения опрашиваемого, цель опроса, выводы по результатам опроса».
Таким образом, документальное оформление процесса применения специальных технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий, когда их результаты могут служить доказательством в суде, осуществляется в протоколе оперативно-розыскного мероприятия. Если же результаты оперативно-розыскного мероприятия первоначально носят вероятностный характер и, соответственно, не имеют для суда доказательственной силы, то составляется справка. При этом и в справке, и в протоколе, указывается наименование, марка, используемого специального технического средства.
Список использованных источников
1. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь 11 января 2000 г. № 365-З (в ред. от 12 июля 2013 г. № 55-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 16 июля 1999 г. № 295-З (в ред. от 13 июля 2012 г. № 417-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
3. Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 414-З (в ред. от 10 июля 2012 г. № 426-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
4. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З (в ред. от 4 января 2014 г. № 123-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
5. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З (в ред. от 13 декабря 2011 г. № 325-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
6. Об утверждении Инструкции о порядке проведения органами внутренних дел Республики Беларусь опроса граждан с использованием полиграфа: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 04.06.2008 N 162// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
7. Об утверждении Инструкции о порядке оформления и предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, для их использования в уголовном процессе: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 29.09.2005 № 307// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
8. Использование химических ловушек в борьбе с преступностью : текст лекции / [сост. С.М. Плешаков] ; Саран. кооп. ин-т РУК. – Саранск, 2008. – 28 с.
9. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов: для студентов, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / Е. С. Дубоносов. — Москва: Юрайт, 2013. — 415 с.