Назовите главные органы ЕС

Назовите главные органы ЕС в соответствии с Лиссабонским договором, сферу их компетенции и порядок формирования. Какие два высших должностных поста были учреждены Лиссабонским договором? Кто занимает эти поста (имя должностного лица и его гражданство)

Готовая контрольная работа. Скачать бесплатно.

Объем работы: 10 стр; Год: 2011; Страна: любая

1. Назовите главные органы ЕС в соответствии с Лиссабонским договором, сферу их компетенции и порядок формирования.

Наиболее радикальным по объему произведенных преобразований Европейского Союза (далее – ЕС) стал Лиссабонский договор, вступивший в силу с 1 декабря 2009 года (Официальное название: Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13 декабря 2007[] – далее Лиссабонский договор).
«Данный договор был призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.
Лиссабонский договор подтвердил нововведения Европейской конституции, но представил их в виде поправок в действующие учредительные документы. Наиболее фундаментальные положения проекта Европейской конституции включены им в Договор о Европейском Союзе 1992 г.(далее –ДЕС)»[5]. «Положения детализирующего характера включены в Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г.»[6], переименованный в Договор о функционировании Европейского Союза (далее – ДФЕС).
Одним из главных достижений Лиссабонского договора являются качественные «институционные» преобразования, содержащиеся в:
1) ДЕС (Раздел III “Положения об институтах” (ст. 13-19)- определяет систему руководящих и иных органов Европейского Союза (Европейский парламент, Европейский совет и др.), важнейшие принципы их правового статуса).
2) ДФЕС (Часть шестая “Институциональные и финансовые положения” (ст. 223-334) – «дополняет собой положения раздела III ДЕС. В ней закреплены детальные правила функционирования институтов и других органов Союза, а также положения о видах издаваемых ими правовых актов и законодательных процедурах» [1, С.6]).
Союз располагает институциональным механизмом, призванным проводить в жизнь его ценности, осуществлять его цели, служить его интересам, интересам его граждан и государств-членов, а также обеспечивать последовательность, эффективность и преемственность его политики и его действий.
Институтами Союза являются:
– Европейский парламент;
– Европейский совет;
– Совет;
– Европейская комиссия (далее именуемая “Комиссия”);
– Суд Европейского Союза;
– Европейский центральный банк;
– Счетная палата.
Каждый институт действует в пределах полномочий, которые предоставлены ему в Договорах, в соответствии с предусмотренными Договорами процедурами, условиями и целями. Институты поддерживают между собой лояльное сотрудничество.
Положения о Европейском центральном банке и Счетной палате, а также детальные положения об остальных институтах содержатся в Договоре о функционировании Европейского Союза.
Европейскому парламенту, Совету и Комиссии оказывают содействие Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, осуществляющие консультативные функции (ст.13 ДЕС).
Европейский парламент.
Европейский парламент совместно с Советом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет функцию политического контроля и консультативную функцию согласно условиям, предусмотренным Договорами. Он избирает Председателя Комиссии.
Европейский парламент состоит из представителей граждан Союза. Их число не превышает семисот пятидесяти, плюс Председатель. Представительство граждан обеспечивается в соответствии с методом убывающей пропорциональности при минимальном пороге в шесть членов на государство-член. Ни одному из государств-членов не может выделяться более девяноста шести мест.
По инициативе Европейского парламента и с его одобрения Европейский совет единогласно принимает решение, фиксирующее состав Европейского парламента при соблюдении принципов, указанных в первом абзаце.
Члены Европейского парламента избираются всеобщим прямым, свободным и тайным голосованием сроком на пять лет.
Из числа своих членов Европейский парламент избирает своего Председателя и свое Бюро (ст.14 ДЕС).
Европейский совет.
Европейский совет дает Союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет его общие политические ориентиры и приоритеты. Европейский совет не осуществляет законодательную функцию.
В состав Европейского совета входят главы государств или правительств государств-членов, а также его Председатель и Председатель Комиссии. В его работе участвует Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности.
Европейский совет созывается на заседания его Председателем два раза в полугодие. Когда это обусловлено повесткой дня, члены Европейского совета могут принять решение о том, что каждого из них будет сопровождать министр, а Председателя Комиссии – один из членов Комиссии. Когда это обусловлено ситуацией, Председатель созывает внеочередное заседание Европейского совета.
Европейский совет принимает свои решения консенсусом, если иное не предусмотрено Договорами.
Председатель Европейского совета не может осуществлять национальный мандат(ст.15 ДЕС).
Совет.
Совет совместно с Европейским парламентом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет функцию определения политики и координационную функцию согласно условиям, предусмотренным Договорами.
В состав Совета входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства государства-члена, которое он представляет, и осуществлять право голоса.
Совет постановляет квалифицированным большинством, если иное не предусмотрено Договорами (ст.16 ДЕС).
Европейская комиссия.
Комиссия продвигает общие интересы Союза и с этой целью выступает с соответствующими инициативами. Она следит за применением Договоров и мер, принятых институтами на основании последних. Она осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда Европейского Союза. Она исполняет бюджет и управляет программами. Она осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции согласно условиям, предусмотренным Договорами. За исключением общей внешней политики и политики безопасности и иных случаев, предусмотренных Договорами, она обеспечивает представительство Союза на международной арене. Она выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституционных соглашений.
Если иное не предусмотрено Договорами, то законодательные акты Союза могут приниматься только по предложению Комиссии. Иные акты принимаются по предложению Комиссии, когда это предусматривают Договоры.
Срок полномочий Комиссии составляет пять лет.
Члены Комиссии отбираются на основании их общей компетентности и европейской преданности из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости.
Комиссия осуществляет свои обязанности полностью независимо.
Члены Комиссии отбираются среди граждан государств-членов по системе строго равноправной ротации между государствами-членами, позволяющей отразить демографический и географический диапазон всех государств-членов. Данную систему единогласно устанавливает Европейский совет в соответствии со статьей 244 ДФЕС.
Председатель Комиссии:
a) определяет ориентиры, в рамках которых Комиссия осуществляет свои задачи;
b) устанавливает внутреннюю организацию Комиссии с целью обеспечить последовательный, эффективный и коллегиальный характер ее деятельности;
c) назначает из числа членов Комиссии других вице-председателей помимо Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности.
Член Комиссии подает в отставку по требованию Председателя. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности подает в отставку по требованию Председателя в соответствии с процедурой, предусмотренной в параграфе 1 статьи 18.
С учетом выборов в Европейский парламент и после проведения соответствующих консультаций Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, предлагает Европейскому парламенту кандидата на должность Председателя Комиссии. Данный кандидат избирается Европейским парламентом большинством членов, входящих в его состав. Если данный кандидат не получает требуемого большинства, то Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, в течение месяца предлагает нового кандидата, который избирается Европейским парламентом согласно аналогичной процедуре.
Совет по общему согласию с избранным Председателем утверждает список других лиц, которых он предлагает назначить членами Комиссии. Отбор этих лиц производится исходя из предложений, сделанных государствами-членами, в соответствии с критериями, предусмотренными во втором абзаце параграфа 3 и во втором абзаце параграфа 5(ст.17 ДЕС).

Суд ЕС.
Суд Европейского Союза включает в себя Суд, Трибунал и специализированные трибуналы. Он обеспечивает соблюдение права в ходе толкования и применения Договоров.
Государства-члены устанавливают способы обжалования, необходимые для обеспечения эффективной судебной защиты в сферах, регулируемых правом Союза.
В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена. Суду оказывают содействие генеральные адвокаты.
Трибунал включает, как минимум, по одному судье от каждого государства-члена.
Судьи и генеральные адвокаты Суда и судьи Трибунала отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и отвечающих условиям, предусмотренным в статьях 253 и 254 ДФЕС. Они назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет. Судьи и генеральные адвокаты, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.
Суд Европейского Союза в соответствии с Договорами выносит решения:
a) по искам, подаваемым государствами-членами, институтами, физическими или юридическими лицами;
b) в преюдициальном порядке по запросам национальных юрисдикционных органов о толковании права Союза или о действительности актов, принятых институтами;
c) в иных случаях, предусмотренных Договорами(ст.19 ДЕС).
Европейский центральный банк.
Европейский центральный банк и национальные центральные банки образуют Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ). Европейский центральный банк и национальные центральные банки государств-членов, денежной единицей которых является евро, образуют Евросистему и проводят денежную политику Союза.
Управление ЕСЦБ осуществляют руководящие органы Европейского центрального банка. Главной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Без ущерба этой цели она предоставляет свою поддержку общей экономической политике в Союзе, чтобы способствовать достижению целей последнего.
Европейский центральный обладает правосубъектностью. Только он уполномочен санкционировать эмиссию евро. Он независим при осуществлении своих полномочий и при управлении своими финансами. Институты, органы и учреждения Союза, а также правительства государств-членов соблюдают эту независимость (ст.282 ДФЕС).
Счетная палата.
Счетная палата обеспечивает проверку счетов Союза.
В ее состав входят по одному гражданину от каждого государства-члена. Ее члены осуществляют свои функции полностью независимо, в общих интересах Союза (ст.285 ДФЕС).

2. Какие два высших должностных поста были учреждены Лиссабонским договором?

Со вступлением в силу Лиссабонского договора учреждены две высших должности в Евросоюзе: председателя Европейского совета и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности.
Председатель Европейского совета.
Европейский совет квалифицированным большинством избирает своего Председателя сроком на два с половиной года, который может быть возобновлен один раз. Европейский совет может прекратить его полномочия согласно аналогичной процедуре в случае возникновения препятствий к исполнению обязанностей или серьезного проступка.
Председатель Европейского совета:
a) возглавляет и активизирует работу Европейского совета;
b) обеспечивает подготовку и преемственность работы Европейского совета в сотрудничестве с Председателем Комиссии и на основе работы Совета по общим вопросам;
c) старается облегчить достижение сплоченности и консенсуса внутри Европейского совета;
d) представляет Европейскому парламенту доклад по итогам каждого заседания Европейского совета.
Председатель Европейского совета на своем уровне и в своем качестве обеспечивает представительство Союза на международной арене по вопросам, относящимся к общей внешней политике и политике безопасности, без ущерба полномочиям Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности.
Председатель Европейского совета не может осуществлять национальный мандат(ст.15 ДЕС).
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности.
Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, с согласия Председателя Комиссии назначает Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности. Европейский совет может прекратить его полномочия согласно аналогичной процедуре.
Верховный представитель проводит общую внешнюю политику и политику безопасности Союза. Своим предложениями он вносит вклад в разработку этой политики и исполняет ее в качестве уполномоченного представителя Совета. Аналогичные действия он осуществляет в отношении общей политики безопасности и обороны.
Верховный представитель председательствует в Совете по иностранным делам.
Верховный представитель является одним из вице-председателей Комиссии. Он заботится о последовательном характере внешнеполитической деятельности Союза. В рамках Комиссии он отвечает за исполнение обязанностей, которые возложены на последнюю в сфере внешних сношений, и за координацию иных аспектов внешнеполитической деятельности Союза. При осуществлении своих обязанностей в рамках Комиссии – и только применительно к данным обязанностям – Верховный представитель подчиняется процедурам, которые регулируют функционирование Комиссии (ст.18 ДЕС).
Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и остальные члены Комиссии представляются в качестве коллегии на голосование Европейского парламента для получения одобрения. На основании такого одобрения Комиссия назначается Европейским советом, постановляющим квалифицированным большинством.
Комиссия несет коллегиальную ответственность перед Европейским парламентом. Европейский парламент может выражать Комиссии недоверие в соответствии со статьей 234 ДФЕС. Если принимается вотум недоверия, то члены Комиссии обязаны коллективно уйти в отставку со своих должностей, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности обязан уйти в отставку с должности, которую он занимает в рамках Комиссии (ст.17 ДЕС).

Задача Директива 007/13/ЕЕС запрещает в уголовном порядке продавать очищенную водопроводную воду под видом минеральной воды. Греческая фирма Х продает очищенную водопроводную воду как «минеральную». В то же время Греция не имплементировала Директиву 007/13/ЕЕС в свое национальное законодательство. Уголовное право Греции не предусматривает наказания за продажу водопроводной воды под видом минеральной. Однако греческая прокуратура возбудила уголовное дело против фирмы Х, ссылаясь на Директиву 007/13/ЕЕС.

Определите: подлежит ли уголовной ответственности владелец фирмы Х?

Ответ:

Согласно Договора о Европейском Союзе Греция являются членами ЕС (преамбула и статья 1 ДЕС).
Директива имеет обязательную силу для каждого государства-члена, кому она адресована, в отношении результата, которого требуется достичь, но оставляет в компетенции национальных инстанций выбор формы и способов достижения (ст.288 ДФЕС).
Государства-члены принимают все меры в области внутреннего права, необходимые для претворения в жизнь юридически обязательных актов Союза (ст.291 ДФЕС).
Таким образом, Директива ЕС – это законодательный акт, предписывающий всем государствам членам ЕС привести национальное законодательство в соответствие с требованиями данной директивы. Государства участники обязаны внедрять директивы ЕС в национальное законодательство. Поэтому Директивы не наделяют правами и обязанностями граждан ЕС, покуда не будут имплементированы в национальное законодательство компетентными органами государства.
Уголовное право Греции не предусматривает наказания за продажу водопроводной воды под видом минеральной.
Греция не имплементировала Директиву 007/13/ЕЕС в свое национальное законодательство, тем самым не закрепив в национальном уголовном законодательстве совокупность объективных и субъективных признаков состава преступления (признаки объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны преступления). При таких условиях владелец фирмы Х уголовной ответственности не подлежит.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Калиниченко П.А. и др. Право Европейского Союза: учебное пособие (отв. ред. С.Ю. Кашкин). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011 г. – 274 с.
2. Четвериков, А.О. Договор о функционировании Европейского Союза / Право Европейского союза [Электронный ресурс] –2010.- Режим доступа: http://www.eulaw.ru/treaties/tfeu – 2011.
3. Четвериков, А.О. Договор о Европейском Союзе / Право Европейского союза [Электронный ресурс] –2010.- Режим доступа: http://www.eulaw.ru/treaties/teu – 2011.
4. Четвериков, А.О. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества / Право Европейского союза [Электронный ресурс] –2010.- Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/lisbon – 2011.
5. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community// Eur-lex. Access to European Union law [Electronic resource] – access Mode: http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/index.htm – 2011.
6. Treaty on European Union (92/C 191/01) //Eur-lex. Access to European Union law [Electronic resource] – access Mode: http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/dat/11992M/htm/11992M.html#0001000001- 2011.
7. Treaty establishing the European Economic Community (1957) // Eur-lex. Access to European Union law [Electronic resource] – access Mode: http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/index.htm – 2011.

Прокрутить вверх