Акционерное общество как юридическое лицо в РБ

Готовые курсовые работы.
Готовые курсовые работы.

Акционерное общество как юридическое лицо в Республике Беларусь. Готовая курсовая работа. Скачать. Объем работы: 51 стр.; Год: 2011; Страна: Республика Беларусь.

ВВЕДЕНИЕ

С начала 90-х годов 20 века в Республике Беларусь начали происходить значительные изменения как в политической, так и в экономической сферах. Эти изменения не могли не наложить отпечаток на развитие организационно-правовых форм коммерческой деятельности.
Кроме государственной законодательно было закреплено наличие частной формы собственности.
Так согласно статьи 13 Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует развитию кооперации. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Статья 44 Конституции гласит: «Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению.
Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.
Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.
Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда»[1].
Преобразования на законодательном, политическом и экономическом уровнях означали начало перехода Республики Беларусь к многоукладной экономике.
Первоначально субъекты хозяйствования частной формы собственности создавались в качестве всевозможных кооперативов.
Акционерные общества, как организационно правовые формы появились в основном в процессе приватизации, т.е. путем преобразования крупных государственных предприятий в акционерные общества.
Вместе с тем, несовершенство правовой базы в некоторых случаях приводило к злоупотреблениям со стороны чиновников и руководителей преобразованных предприятий и, как следствие, приводило к ухудшению финансово-экономического положения таких предприятий.
По этой причине потребовались кардинальные перемены в правовом регулировании экономической деятельности.
Принятие в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь) – явилось важнейшей вехой на этом пути. Разработаны принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.
В Кодексе, в частности, жёстко регламентированы организационно-правовые формы. А это означает, что все без исключения, действующие структуры должны были быть приведены в соответствие с введёнными Гражданским кодексом нормами.
Переход к рыночной экономике немыслим без функционирования предприятий в виде акционерных обществ, так как данные организационно-правовые формы коммерческой деятельности в наибольшей степени способствуют инвестированию в экономику и соответственно перераспределению капиталов в экономике страны по наиболее продуктивным сферам хозяйствования. Акционерное общество является в настоящее время преобладающей по своему количеству организационно-правовой формой коммерческих организаций.
По этой причине выбранная автором тема работы в настоящее время является весьма актуальной.
Объектом исследования данной работы является акционерное общество как основная организационно-правовая форма коммерческой деятельности в Республики Беларусь.
Предметом исследования выступают организационно-экономические, правовые отношения складывающиеся между субъектами экономической деятельности в ходе результативного функционирования акционерных обществ на территории Республики Беларусь.
Цель работы – раскрыть сущность акционерного общества, выявить основные направления оптимизации деятельности акционерных обществ на территории Беларуси.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
– определить теоретические основы сущности и содержания понятия «акционерное общество»;
– выявить основные правовые характеристики акционерных обществ на территории Беларуси на современном этапе ее развития;
– изучить процесс создания, деятельности и ликвидации акционерных обществ в Беларуси;
– изучить основные тенденции создания акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации.
В настоящей работе с целью теоретического исследования акционерного общества, деятельности по акционированию использованы труды Я. Функа, В. Хвалея, В. Михальченко, Александра Брагина, Натальи Мысливец, Кулагина М. И., Зиновьева А., К. Маркса, Ф. Энгельса, Каминка А.И., Тарасова И. Т. и других авторов.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ философской, юридической, полит-экономической, методической литературы, статистических сведений, обобщение, сравнение, моделирование.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из трех глав), заключения, списка использованных источников.
Объем работы составляет – 50 листов; использовано 23 источника.

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

1.1. Формирование акционерных компаний в зарубежных странах

Возникновение первых акционерных компаний в XVI — ХVП веках было обусловлено необходимостью концентрации финансовых средств, достаточных, в первую очередь, для снаряжения крупных и дальних морских торговых экспедиций. Различные объединения торговцев существовали и раньше, со времен Древней Греции и Древнего Рима. Но только с развитием производительных сил, науки и техники, с зарождением капиталистических отношений возникает такая форма объединения капиталов, которая отвечает интересам всех участников и гарантирует получение максимально возможной прибыли, — акционерное общество.
«Акционерное общество можно определить как такое торговое товарищество, в котором участники несут риск, ограниченный размерами их вклада в капитал товарищества, а их доли участия представлены в оборотных ценных бумагах – акциях» [13, C.18].
Нередко акционерные общества называют акционерными или анонимными компаниями. В английском праве акционерному обществу соответствует компания с ограниченной ответственностью, а в праве США – предпринимательская корпорация. В дальнейшем автор будет использовать термин «акционерное общество» для обозначения соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской деятельности во всех капиталистических странах.
Вплоть до XIX в. акционерные общества в Европе были скорее исключением, чем правилом. И только промышленная революция, потребовавшая небывалой дотоле концентрации капитала, явилась мощным ускорителем чрезвычайного распространения акционерных обществ. В свою очередь массовое создание акционерных компаний означало глубокое преобразование форм частнокапиталистической собственности.
«В настоящее время акционерные общества занимают господствующие позиции во всех отраслях капиталистической экономики, кроме, быть может, сельского хозяйства. Так, в 1975 г. в Англии действовало свыше полумиллиона, а в США – больше 2 млн. акционерных компаний. И хотя в США предпринимательские корпорации составляют лишь около 10% общего числа зарегистрированных предпринимателей и количественно единоличные предприятия продолжают преобладать, однако именно корпорации присваивают львиную долю предпринимательских доходов (84%). В том же 1975 г. корпорации произвели 98,8% всей продукции американской обрабатывающей промышленности. Конечно, при этом надо всегда иметь в виду, что акционерная форма может использоваться и используется и для организации сравнительно небольших предприятий, и для опосредствования деятельности монополистических гигантских предприятий. В США 70% коммерческих корпораций – это компании с капиталом от 10 тыс. до 1 млн. долл. Крупнейшие корпорации с капиталом свыше 1 млрд. долл. составляют всего около 0,1% общего числа американских корпораций. Во Франции в конце 60-х годов на акционерные общества приходилось около 60% торгового оборота, а на предприятиях, принадлежащих акционерным обществам, трудилось свыше половины всех работающих в этой стране по найму.
Власть этих акционерных обществ столь велика и столь очевидна, что сами буржуазные авторы сравнивают ее с властью феодалов периода раннего средневековья. Они не скупятся на восторженные эпитеты по отношению к акционерной компании. «Это изобретение, – восклицает один из них, – более для человечества ценное, чем открытие пара и электричества». «Пирамидам и финикийским сооружениям, – по словам другого буржуазного юриста, – далеко до того, что еще сможет создать акционерный капитал». Все они сходятся на мысли, что «подавляющее преобладание анонимного общества – характерная черта современного мира». «Благодаря именно этому юридическому институту, – с большей долей истины подчеркивает уже цитировавшийся нами неоднократно французский профессор Ж. Рипер, – обеспечивается капиталистический режим». «Акционерные общества образуют арматуру капиталистического строя»[7, C.94].
Необычайно привлекательной для капиталистов является организация власти в акционерном обществе. Владея контрольным пакетом акций, они осуществляют, по сути дела, безраздельное господство в обществе, распоряжаются капиталами, во много раз превосходящими их собственный вклад в основной капитал компании. Теоретически контрольный пакет акций равен 51%. На практике же бывает достаточно иметь 10-15% капитала, чтобы полностью определять политику корпорации, состав органов управления. В гигантских же компаниях, где число участников определяется десятками, а то и сотнями тысяч, контрольный пакет акций нередко составляет всего лишь 1-2% общей величины акционерного капитала.
Следует подчеркнуть, что контролировать акционерную компанию можно и не будучи вообще собственником ее ценных бумаг. В настоящее время широкое распространение получила практика передачи управления ценными бумагами специальным отделам банков, инвестиционным компаниям или же руководящим органам самой корпорации. При этом в странах континентальной системы права используется договор поручительства, а в странах общего права – институт доверительной собственности.
По законодательству большинства капиталистических стран только акционерным компаниям разрешается выпускать облигации и иные ценные бумаги. Тем самым укрепляется их положение на рынке капиталов, повышается их конкурентоспособность.
Нельзя игнорировать и такую особенность акционерных компаний, как возможность для их участников сохранять в тайне свое членство в акционерном обществе, а равно размер своего участия в имуществе данного общества. Недаром в ряде стран акционерные общества называются также анонимными. Анонимность власти обеспечивается выпуском предъявительских акций, голосованием по доверенности, чрезвычайно запутанной системой финансовых участий, когда даже в результате тщательного и длительного изучения деятельности акционерной компании нередко бывает невозможно выявить ее истинных хозяев. В результате происходит «дематериализация» эксплуататоров, рабочие и служащие не знают, кто же пользуется той прибылью, которую распределяет акционерная компания. Анонимность – большое благо для иностранного капитала, который проникает в страну под прикрытием национальных фирм и т.п.
Наконец, надо отметить, что в акционерной форме буржуазия открыла для себя в последние годы удобный инструмент социальной демагогии, способ насаждения иллюзий относительно возможности союза между трудом и капиталом. «Во Франции, ФРГ и ряде других стран приняты законы, в силу которых трудящиеся получают бесплатно или на льготных условиях акции тех обществ, где они работают, а представители персонала включаются в состав органов контроля и управления акционерными обществами. С формально-юридической точки зрения и рабочий, имеющий одну акцию, и капиталист, обладающий контрольным пакетом акций в 50 тыс. штук, выступают в равном качестве, как собственники ценных бумаг акционерного общества, его участники» [8, C.53-54]. «Вот эту-то внешнюю «общность интересов» различных категорий акционеров буржуазные и ревизионистские идеологи и выдвигают в качестве антитезиса марксистского понятия классовой борьбы» [10, C.111].
По мере того как акционерные общества превращались в основную разновидность торговых товариществ, изменялась трактовка их правовой природы и в законодательстве капиталистических стран, и в буржуазной цивилистической доктрине. Причем «в англо-американском праве указанные вопросы вообще не рассматривались как проблема, заслуживающая сколь-нибудь пристального изучения. Акционерные общества традиционно трактовались в странах общего права как корпорации, т.е. как самостоятельные субъекты права. В силу исторических причин в странах континентальной системы права юридической природе акционерного общества всегда уделялось большое внимание”[11, C.78].
Объединения капиталов, в том числе акционерные общества, появились как определенное развитие объединений лиц. Последние, в свою очередь, восходят к договору о совместной деятельности гражданского права.
Таким образом, акционерные компании на западе появились достаточно давно. Их появление было обусловлено необходимостью концентрации финансовых средств, достаточных, в первую очередь, для снаряжения крупных и дальних морских торговых экспедиций. Но только с зарождением капиталистических отношений возникает такая форма объединения капиталов, которая отвечает интересам всех участников и гарантирует получение максимально возможной прибыли, — акционерное общество.
1.2. Акционерные общества в царской России и СССР
«В царской России начало акционерному законодательству было положено указом от 1.08.1805 г., провозгласившим в общем виде «ограниченную ответственность» (т.е. имущественную ответственность в пределах складочного капитала) акционерных обществ и необходимость наличия устава акционерной компании. Первый специальный общий нормативный акт об акционерных обществах — Положение о товариществах по участкам или компаниях на акциях – был принят 6.12.1836 г. В нем закреплен разрешительный (концессионный) порядок возникновения таких корпораций (уставы акционерных компаний утверждались правительством). Положение 1836 г. создало минимально необходимые правовые условия для развития в стране акционерного предпринимательства под контролем правительства. В 1848-1894 гг. в Положение внесен ряд изменений и дополнений.
На основе подписанных в 1860-1880 гг. двусторонних конвенций с рядом стран за иностранными компаниями признавалась их правоспособность в качестве юридических лиц, но дееспособность они приобретали с получением особого разрешения российского правительства. Законом 3.12.1884 г. ограничивалось участие высших государственных служащих в управлении делами компаний, 15.01.1885 г. введена обязательная публичная отчетность компаний. До конца XIX в. сделки с акциями осуществлялись на общих (товарных) биржах на основе правил биржевой торговли товарами. В целях реформирования акционерного дела 27.07.1900 г. принято Положение об образовании на Санкт-Петербургской бирже фондового отдела, в 1901-1902 гг. дополненное рядом законоположений, согласно которым на центральной (Петербургской) бирже создавался специальный фондовый отдел для операций с ценными бумагами, устанавливался порядок введения акций акционерных компаний в биржевую котировку. Закон от 21.12.1901 г. «Об изменении и дополнении действующих постановлений об акционерных компаниях» определил функции ревизионных комиссий, ограничил совместительство директоров-распорядителей банков в правлениях компаний и установил др. правила, направленные на пересечение злоупотреблений, связанных с господствующим положением акционеров, имевших контрольные пакеты акций, усиление влияния акционеров на дела компаний, в т.ч. были расширены права меньшинства. Закон от 10.05.1903 г. ограничил участие в руководящих органах компаний лиц иудейского вероисповедания; 13.05.1916 г. был утвержден «Нормальный устав торговой промышленности акционерных обществ», в котором впервые разрешалось помещение запасного капитала в дивидендные бумаги и приобретение акционерными обществами недвижимости. Постановлением Временного правительства от 10.03.1917 г. право утверждения уставов акционерных компаний передано в Министерство торговли и промышленности, одновременно отменялись все ограничения их деятельности, в т.ч. для иностранных подданных и евреев.
В разное время делались попытки разработки законопроектов, имевших целью предоставить акционерным компаниям большую свободу деятельности. Напр., в 1874 г. был подготовлен проект Положения об акционерных обществах. В 1910 г. 33 члена Государственной думы (октябристы) выступили с проектом реформы акционерного законодательства, основная цель которой — создание условий для более широкого участия в компаниях мелкого и среднего капитала, изменение порядка учредительства.
Последним крупным законопроектом в области акционерного законодательства в дореволюционной России был проект Министерства торговли и промышленности «О главных основаниях пересмотра действующего акционерного законодательства», разработанный в 1912-1914 гг. и представлявший линию, проводимую ранее Министерством финансов в проектах реформирования акционерного законодательства. Его рассмотрению помешала 1-я мировая война»[23].
Нормы об акционерных обществах были включены в ГК БССР 1923 г. В 1927 г. было принято Положение об акционерных обществах. После свертывания нэпа акционерные общества в СССР были фактически ликвидированы, но после Великой Отечественной войны этой формой воспользовались для управления предприятиями, находившимися за границей и перешедшими к СССР в порядке репараций.
В царской России акционерные общества появились позднее, чем в Западной Европе. Это по мнению автора связано некоторым отставанием в развитии капиталистических отношений. Кроме того, свой отрицательный отпечаток на развитие акционерных обществ, в том числе и на территории Беларуси, наложил политический строй имевший место во времена СССР.

2. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Понятие «акционерного общества» в современном белорусском законодательстве, виды акционерных обществ

В соответствии со статьей 96 ГК Республики Беларусь акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций [2].
Исходя из смысла Главы 4 ГК Республики Беларусь акционерное общество:
– является юридическим лицом;
– имеет в собственности обособленное имущество;
– несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
– может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности;
– может быть истцом и ответчиком в суде;
– имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;
– отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии);
– может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.
– правоспособность у акционерного общества возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации;
– является коммерческой организацией, т.е. преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно статьи 4 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах» место нахождения акционерного общества определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности.
Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Участники акционерного общества не отвечают по обязательствам хозяйственного общества, а общество не отвечает по обязательствам участников, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо уставом.
Если экономическая несостоятельность (банкротство) акционерного общества вызвана его участниками или другими лицами, в том числе лицом, осуществляющим функцию единоличного исполнительного органа общества либо возглавляющим коллегиальный исполнительный орган этого общества, имеющими право давать обязательные для этого общества указания либо возможность иным образом определять его действия, на таких лиц при недостаточности имущества общества возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам в соответствии с законодательными актами.
Акционерное общество не отвечает по обязательствам Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, если иное не установлено законодательными актами [5].
Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу их на условиях, устанавливаемых законодательством о ценных бумагаx, а в случае размещения дополнительно выпускаемых акций за счет собственных средств этого общества и (или) его акционеров, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, – закрытое размещение дополнительно выпускаемых акций (среди ограниченного круга лиц).
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет в объеме, определяемом законодательством.
Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Закрытое акционерное общество вправе осуществлять только закрытое (среди ограниченного круга лиц) размещение дополнительно выпускаемых акций.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законодательными актами. В противном случае оно подлежит реорганизации в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законодательными актами предела [5].
В случаях, предусмотренных законодательными актами, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в части второй пункта 1 статьи 97 ГК Республики Беларусь.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право покупки акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Если в результате реализации акционерами преимущественного права акции не могут быть приобретены в предложенном количестве либо никто из акционеров не выразит желания приобрести предложенные к реализации акции, общество вправе само приобрести соответственно невостребованные акционерами акции либо предложенные к реализации акции по согласованной с их владельцем цене и (или) предложить приобрести эти акции третьему лицу по цене не ниже цены, предложенной акционерам закрытого акционерного общества.
Если предложенные к реализации акции не могут быть приобретены в соответствии с частью первой настоящего пункта в полном объеме, с акционером может быть достигнуто соглашение о частичной продаже акционерам, и (или) обществу, и (или) третьему лицу, определенному в соответствии с частью первой настоящего пункта, предложенных к реализации акций. В этом случае акционер может реализовать свое право на частичную продажу акций при условии продажи предложенных к реализации акций всем акционерам, и (или) обществу, и (или) третьему лицу, определенному в соответствии с частью первой настоящего пункта, выразившим желание о частичном приобретении этих акций. Оставшиеся после частичной продажи акции могут быть проданы любому третьему лицу по цене не ниже их продажи акционерам закрытого акционерного общества.
В случае, когда соглашение о частичной продаже акционерам, и (или) обществу, и (или) третьему лицу, определенному в соответствии с частью первой настоящего пункта, предложенных к реализации акций не достигнуто, эти акции могут быть проданы любому третьему лицу по цене не ниже цены, предложенной акционерам закрытого акционерного общества.
Порядок продажи акционерами закрытого акционерного общества своих акций определяется законодательством об акционерных обществах.
При залоге акций закрытого акционерного общества и последующем обращении на них взыскания залогодержателем соответственно применяются правила пункта 5 статьи 97 ГК Республики Беларусь. Однако залогодержатель вправе вместо отчуждения акций третьему лицу оставить их за собой.
Акции закрытого акционерного общества переходят к наследникам гражданина или правопреемникам юридического лица, являвшегося акционером, если уставом общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия общества. В последнем случае при отказе в согласии на переход акций они должны быть приобретены другими акционерами или самим обществом в соответствии с правилами пункта 5 статьи 97 ГК Республики Беларусь. Однако наследники (правопреемники) вправе вместо отчуждения акций третьим лицам оставить их за собой.
Таким образом, отличие акционерного общества от иных юридических лиц, в частности от иных хозяйственных обществ, заключается в разделении его уставного фонда на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость.

2.2. Создание акционерного общества, учредительные документы. Порядок государственной регистрации акционерного общества.

Учреждение акционерного общества осуществляется по решению его учредителей, которое принимается до проведения учредительного собрания. Решение об учреждении акционерного общества принимается учредителями путем заключения договора о создании акционерного общества[5].
Учредители акционерного общества заключают договор о создании акционерного общества в письменной форме. К договору о создании акционерного общества применяются общие положения гражданского законодательства о договорах и других обязательствах, если из существа договора не вытекает иное. Договор о создании акционерного общества определяет:
порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию акционерного общества, их права и обязанности по созданию акционерного общества, в том числе порядок подготовки проекта устава акционерного общества;
распределение между учредителями обязанностей по подготовке к государственной регистрации акционерного общества, в том числе по согласованию в установленном порядке наименования акционерного общества, открытию временного счета для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования его уставного фонда, по совершению иных действий, установленных законодательством;
размер уставного фонда, порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд;
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд акционерного общества или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд акционерного общества;
учредитель акционерного общества, уполномоченный на подписание заявления о государственной регистрации, в случае, если количество учредителей хозяйственного общества более трех и ими принято решение уполномочить одного из них на подписание указанного заявления;
порядок созыва и проведения учредительного собрания хозяйственного общества;
сведения об учредителях акционерного общества;
категории акций (простые (обыкновенные) и привилегированные), подлежащих распределению среди учредителей, их номинальную стоимость и количество акций каждой категории;
порядок размещения акций среди учредителей акционерного общества.
По решению учредителей в договор о создании акционерного общества могут быть включены другие сведения, не противоречащие законодательству.
Договор о создании акционерного общества признается заключенным с момента его подписания всеми учредителями. В случае единогласного решения учредителей о заключении договора о создании акционерного общества в нотариальной форме такой договор признается заключенным с момента его нотариального удостоверения.
Договор о создании акционерного общества не является учредительным документом и его действие прекращается с момента исполнения всеми учредителями обязательств по данному договору.
В период действия договора о создании акционерного общества и до момента государственной регистрации акционерного общества по единогласному решению его учредителей в него могут быть внесены изменения и дополнения, совершенные в той же форме, что и договор о создании акционерного общества, если из этого договора не вытекает иное.
Договор о создании акционерного общества подлежит предъявлению в государственные органы и иные организации, а также третьим лицам в случаях, установленных законодательными актами, либо по решению учредителей.
Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его государственной регистрации и связанным с учреждением этого общества. Акционерное общество принимает на себя ответственность по обязательствам учредителей, связанным с учреждением этого общества, в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников акционерного общества.
Устав акционерного общества является учредительным документом акционерного общества и утверждается его учредителями.
Устав акционерного общества должен содержать сведения:
наименование общества;
место его нахождения;
цели деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством, и предмет деятельности;
размер уставного фонда;
права и обязанности участников;
структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов;
порядок управления деятельностью общества;
орган управления общества или лицо (работника), уполномоченных на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников (далее – уполномоченный орган общества);
порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством (не менее двух третей, трех четвертей) голосов;
условия и порядок распределения прибыли и убытков;
перечень представительств и филиалов;
ответственность общества, его участников;
порядок утверждения бухгалтерской отчетности общества (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
порядок и объем предоставления участникам информации о обществе
об общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, выпускаемых акционерным обществом, количестве акций каждой категории;
о фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае выпуска привилегированных акций);
о фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации акционерного общества, либо о порядке ее определения (в случае выпуска привилегированных акций);
об очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами – владельцами этих акций в случае ликвидации акционерного общества (в случае выпуска привилегированных акций нескольких типов).
Устав акционерного общества должен содержать и иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена настоящим Законом.
Устав закрытого акционерного общества должен также содержать сведения о круге лиц либо о порядке определения круга лиц, среди которых возможно размещение и обращение акций, выпускаемых закрытым акционерным обществом.
Внесение изменений и (или) дополнений в устав акционерного общества осуществляется по решению общего собрания акционеров.
Согласно пункта 4 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декрет Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 1 (далее – Положение), государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения.
Пунктом 7 Положения установлено, что к моменту государственной регистрации минимальный размер уставного фонда для акционерных обществ должен быть сформирован в сумме, эквивалентной:
100 базовым величинам, – для закрытых акционерных обществ;
400 базовым величинам, – для открытых акционерных обществ.
Регистрирующими органами являются обл- и горисполкомы.
Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:
заявление о государственной регистрации;
устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для учредителей, являющихся иностранными организациями;
копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации [3].
Таким образом, учреждение акционерного общества осуществляется по решению его учредителей, которое принимается до проведения учредительного собрания. Решение об учреждении акционерного общества принимается учредителями путем заключения договора о создании акционерного общества. Учредители акционерного общества заключают договор о создании акционерного общества в письменной форме. Договор о создании акционерного общества не является учредительным документом.

2.3 Ценные бумаги акционерного общества

Акция является бессрочной эмиссионной ценной бумагой, свидетельствующей о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющей в соответствии с настоящим Законом и уставом акционерного общества права ее владельца на участие в управлении этим обществом, получение части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества.
Номинальная стоимость всех выпускаемых акционерным обществом акций должна быть одинаковой.
Не допускается выпуск акций в качестве ордерных ценных бумаг или ценных бумаг на предъявителя [5].
«Акционерное общество вправе выпускать акции двух категорий: простые (обыкновенные) и привилегированные.
Каждая простая (обыкновенная) акция удостоверяет одинаковый объем прав акционера – ее владельца.
Уставом акционерного общества может быть предусмотрен выпуск привилегированных акций одного или нескольких типов» [15, C.110].
Каждая привилегированная акция одного типа удостоверяет одинаковый объем прав акционера – ее владельца, определенный уставом акционерного общества с соблюдением требований Закона.
Типы привилегированных акций различаются объемом удостоверяемых ими прав, в том числе фиксированным размером дивиденда, и (или) очередностью его выплаты, и (или) фиксированной стоимостью имущества, подлежащего передаче в случае ликвидации акционерного общества, и (или) очередностью его распределения.
«С передачей акции все удостоверяемые ею права переходят в совокупности» [16, C.65].
Доля привилегированных акций всех типов в общем объеме уставного фонда акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов.
Общее собрание акционеров, если это предусмотрено уставом акционерного общества, вправе принять решение об изменении количества акций без изменения размера уставного фонда. Изменение количества акций без изменения размера уставного фонда осуществляется путем обмена двух или более акций общества на одну новую акцию измененной номинальной стоимости той же категории (типа) (консолидация акций) либо обмена одной акции общества на две или более акций измененной номинальной стоимости той же категории (типа) (дробление акций). При этом не допускаются изменение количества акционеров и соотношения их долей и образование частей акций (дробных акций).
Одновременно с принятием решения о консолидации или дроблении акций общее собрание акционеров обязано принять решение о внесении соответствующих изменений в устав акционерного общества относительно номинальной стоимости и количества акций общества соответствующей категории (типа).
Законодательными актами или уставом акционерного общества могут быть установлены ограничения суммарной номинальной стоимости или количества простых (обыкновенных) и (или) привилегированных акций, принадлежащих одному акционеру, либо доли принадлежащих ему таких акций в общем объеме уставного фонда акционерного общества.
Таким образом, типы акций акционерного общества различаются объемом удостоверяемых ими прав, в том числе фиксированным размером дивиденда, и (или) очередностью его выплаты, и (или) фиксированной стоимостью имущества, подлежащего передаче в случае ликвидации акционерного общества, и (или) очередностью его распределения.

2.4 Управление акционерным обществом

Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание его акционеров.
К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:
1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного фонда;
2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) исключен;
4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках общества (данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения) и распределение его прибыли и убытков;
5) решение о реорганизации или ликвидации общества.
Законодательными актами к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные законодательными актами к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение других органов управления обществом.
В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).
В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законодательством об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.
Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.
К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законодательными актами или уставом общества.
По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с законодательством об акционерных обществах и уставом общества.
Акционерное общество, обязанное в соответствии с законодательством об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в части второй пункта 1 статьи 97 ГК Республики Беларусь, должно ежегодно проводить аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения).
Аудит деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные в части второй пункта 1 статьи 97 ГК Республики Беларусь документы, должен быть проведен во всякое время по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами десяти или более процентов акций этого общества.
Порядок проведения аудита деятельности акционерного общества определяется законодательством и уставом общества.
Таким образом, наивысшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание его акционеров.

2.5. Реорганизация и ликвидация акционерного общества

Реорганизация или ликвидация акционерного общества могут быть осуществлены по решению общего собрания акционеров этого общества, а также по другим основаниям в порядке, определенном настоящим Законом и иными законодательными актами.
При реорганизации акционерного общества в форме слияния или разделения акции реорганизуемого акционерного общества аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
При реорганизации акционерного общества в форме присоединения акции присоединяемого акционерного общества аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
При реорганизации акционерного общества в форме выделения акции реорганизуемого акционерного общества аннулируются на величину уменьшения размера его уставного фонда в соответствии с законодательством о ценных бумагах [3].
Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе этого общества остался один участник. При реорганизации акционерного общества в форме преобразования в акционерное общество другого вида или в иную форму коммерческой организации акции реорганизуемого акционерного общества аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
Имущество ликвидируемого акционерного общества, оставшееся после завершения в соответствии с законодательными актами расчетов с кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией (ликвидатором) между акционерами в следующей очередности:
в первую очередь осуществляются выплаты по подлежащим выкупу акционерным обществом акциям по цене, утвержденной общим собранием акционеров;
во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по соответствующим типам привилегированных акций;
в третью очередь осуществляется выплата владельцам всех типов привилегированных акций фиксированной стоимости имущества, определенной уставом акционерного общества или в установленном им порядке, либо передача им части имущества, соответствующей этой стоимости;
в четвертую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого акционерного общества между акционерами – владельцами простых (обыкновенных) акций.
Таким образом, акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, а также в унитарное предприятие, либо ликвидироваться в соответствии с законодательством.

3. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОТКРЫТЫЕ АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА, ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТАКИХ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

Для совершенствования правовых и экономических отношений в области приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в целях создания условий для привлечения инвестиций и развития эффективной социально ориентированной рыночной экономики от 19.01.1993 года был принят Закон Республики Беларусь № 2103-XІІ. «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества».
Согласно статьи 25 данного Закона Решения о преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в соответствии с утвержденными планами преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества принимаются:
по республиканским унитарным предприятиям с численностью работающих 1000 человек и более – республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом;
по республиканским унитарным предприятиям с численностью работающих менее 1000 человек – территориальными органами республиканского органа государственного управления по управлению государственным имуществом;
по коммунальным унитарным предприятиям – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе преобразования государственных унитарных предприятий (далее в настоящей главе – открытые акционерные общества), выступают органы приватизации. Другими, кроме государства, учредителями открытых акционерных обществ (далее – другие, кроме государства, учредители) могут быть субъекты приватизации, внесшие денежные и (или) неденежные вклады в уставные фонды открытых акционерных обществ[4].
Выбор других, кроме государства, учредителей осуществляется органом приватизации путем проведения конкурса, а в случае признания конкурса несостоявшимся по основанию, указанному в абзаце втором части пятой настоящей статьи, – по результатам прямых переговоров органа приватизации с единственным участником конкурса. Порядок проведения конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя и случаи его проведения определяются с учетом требований настоящего Закона Советом Министров Республики Беларусь.
Орган приватизации принимает заявления на участие в конкурсе, создает комиссию по проведению конкурса. Комиссия по проведению конкурса определяет участника, выигравшего конкурс, и оформляет протокол о результатах конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя.
Конкурс считается несостоявшимся, если:
заявление на участие в конкурсе подано только одним участником;
для участия в конкурсе не было подано ни одного заявления;
на конкурс явился один из участников или ни один из участников не явился.
Конкурс признается нерезультативным в случае, если из поданных участниками конкурса предложений по условиям конкурса этим условиям не соответствуют предложения ни одного из участников конкурса.
Участником, выигравшим конкурс, признается участник, все предложения которого по заключению комиссии по проведению конкурса соответствуют условиям конкурса или содержат лучшие условия по сравнению с условиями конкурса.
В случае, если заявление подано только одним участником и по результатам прямых переговоров органа приватизации с этим участником этот участник не выбран в качестве другого, кроме государства, учредителя, а также в случае признания конкурса несостоявшимся по основаниям, указанным в абзацах третьем и четвертом части пятой настоящей статьи, или признания конкурса нерезультативным по решению органа приватизации может быть проведен повторный конкурс либо органом приватизации принимается решение о преобразовании государственного унитарного предприятия без иных учредителей.
Работы по созданию открытого акционерного общества с участием других, кроме государства, учредителей, включая подготовку проекта договора о создании открытого акционерного общества с участием других, кроме государства, учредителей, проводятся в соответствии с Законом и иными актами законодательства.
Решение о создании открытого акционерного общества с участием другого, кроме государства, учредителя принимается на учредительном собрании открытого акционерного общества, на котором присутствуют учредители (их представители) [4].
Государственные органы, государственные организации, местные исполнительные и распорядительные органы при преобразовании в открытые акционерные общества государственных унитарных предприятий:
создают отраслевые комиссии по преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества (далее в настоящей статье – отраслевые комиссии);
обеспечивают создание подчиненными (входящими в состав) государственными унитарными предприятиями комиссий по преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества (далее – комиссия по преобразованию).
В состав отраслевой комиссии включаются представители государственного органа, государственной организации, местного исполнительного и распорядительного органа, в подчинении (составе) которых находится преобразуемое государственное унитарное предприятие.
В состав комиссии по преобразованию включаются представители коллектива работников государственного унитарного предприятия и представитель государственного органа, государственной организации, местного исполнительного и распорядительного органа, в подчинении (составе) которых находится преобразуемое государственное унитарное предприятие.
Работы по преобразованию государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество проводятся комиссией по преобразованию. Комиссия по преобразованию осуществляет проверку правильности проведения инвентаризации имущества и обязательств государственного унитарного предприятия, определяет состав и стоимость государственного имущества и размер уставного фонда открытого акционерного общества, готовит предложения по дальнейшему использованию объектов социального назначения, объектов, составляющих исключительную собственность государства, объектов, находящихся только в собственности государства, и жилых помещений государственного жилищного фонда, готовит проект преобразования государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество и вносит его в отраслевую комиссию.
Состав имущества подлежащего преобразованию государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество определяется на основании баланса с учетом инвентаризации имущества и обязательств государственного унитарного предприятия [6].
В состав имущества подлежащего преобразованию государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая капитальные строения (здания, сооружения), оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, иное имущество, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие юридическое лицо, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными актами законодательства.
В решении о преобразовании государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество при наличии у государственного унитарного предприятия в хозяйственном ведении объектов социального назначения, объектов, находящихся только в собственности государства, жилых помещений государственного жилищного фонда и в пользовании объектов, составляющих исключительную собственность государства, должны быть определены условия дальнейшего использования таких объектов в соответствии с частями восемнадцатой и девятнадцатой настоящей статьи.
Объекты социального назначения могут быть включены в уставный фонд открытого акционерного общества, либо переданы в пределах собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц, либо переданы в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу.
В уставный фонд открытого акционерного общества не включаются объекты, составляющие исключительную собственность государства, объекты, находящиеся только в собственности государства, и жилые помещения государственного жилищного фонда. В решении о преобразовании государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество может быть предусмотрено:
по объектам, составляющим исключительную собственность государства, – сохранение права и вида пользования, либо изменение вида пользования, либо прекращение права пользования этими объектами в соответствии с актами законодательства;
по жилым помещениям государственного жилищного фонда – передача в пределах собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц;
по объектам, находящимся только в собственности государства, – передача в пределах собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц либо передача создаваемому открытому акционерному обществу в безвозмездное пользование с условием сохранения их целевого использования [6].
Под целевым использованием объектов, переданных в безвозмездное пользование, понимается использование лицом, которому они переданы, каждого из объектов согласно его назначению, определяемому в соответствии с актами законодательства. В случаях, когда использование объектов, переданных в безвозмездное пользование, по их назначению невозможно либо когда эти объекты фактически не могут быть использованы по назначению, целевым использованием такого имущества признается содержание их лицом, которому они переданы в безвозмездное пользование, в состоянии, обеспечивающем сохранность, целостность и готовность к использованию.
Размер уставного фонда открытого акционерного общества определяется исходя из балансовой стоимости активов и пассивов государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий на 1 января года, в котором проводится преобразование, в порядке, установленном республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом, а в случае участия другого, кроме государства, учредителя также исходя из стоимости вклада такого учредителя, определенной в соответствии с актами законодательства, и не может быть ниже минимального размера, установленного законодательными актами.
Комиссия по преобразованию вправе принять решение о привлечении для выполнения отдельных работ по преобразованию государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество индивидуальных предпринимателей либо организаций, оказывающих соответствующие услуги.
Отраслевая комиссия осуществляет координацию работ по преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества и контроль за их ходом.
Отраслевая комиссия согласовывает проект преобразования государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество, готовит заключение о возможности создания открытого акционерного общества.
На основании заключения отраслевой комиссии органом приватизации принимается решение о создании открытого акционерного общества в процессе преобразования государственного унитарного предприятия либо в процессе преобразования нескольких государственных унитарных предприятий.
Республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом осуществляет владение и распоряжение принадлежащими Республике Беларусь акциями открытых акционерных обществ, передает указанные акции в управление других государственных органов, государственных организаций в соответствии с актами законодательства, которые назначают прошедших специальную подготовку лиц представителями государства в органах управления открытых акционерных обществ. Полномочия этих государственных органов, государственных организаций по управлению акциями определяются актами законодательства.
Республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом обеспечивает специальную подготовку лиц на право быть назначенными представителями государства в органах управления открытых акционерных обществ.
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют владение и распоряжение принадлежащими административно-территориальным единицам акциями открытых акционерных обществ в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов.
В открытых акционерных обществах, акции которых принадлежат Республике Беларусь и (или) административно-территориальной единице, создается совет директоров (наблюдательный совет). В его состав назначаются представители государства от Республики Беларусь и (или) административно-территориальной единицы на основании решений государственных органов, государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных управлять акциями этого общества, принадлежащими Республике Беларусь и (или) административно-территориальной единице (далее – орган, осуществляющий владельческий надзор), принимаемых до проведения общего собрания акционеров, в повестку дня которого включен вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета).
Орган, осуществляющий владельческий надзор, вправе в любое время заменить представителя государства, назначенного в состав совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества, другим представителем государства.
Основанием для участия представителя государства в работе органов управления открытого акционерного общества являются решение органа, осуществляющего владельческий надзор, о назначении представителей государства и доверенность, выдаваемая этим органом.
Полномочия представителя государства по участию в работе органов управления открытого акционерного общества определяются актами законодательства, решениями органа, осуществляющего владельческий надзор, доверенностью, выданной этим органом.
В период, когда Республике Беларусь или административно-территориальной единице принадлежит 100 процентов акций открытого акционерного общества, решением общего собрания акционеров является решение органа, осуществляющего владельческий надзор.
Решения о согласии присоединить государственное унитарное предприятие либо несколько государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу принимаются:
по республиканским унитарным предприятиям – Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь;
по коммунальным унитарным предприятиям – в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов. В случаях, установленных законодательными актами, решения о согласии присоединить коммунальное унитарное предприятие либо несколько коммунальных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу принимаются по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
После принятия решения о согласии присоединить государственное унитарное предприятие либо несколько государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу государственные органы, государственные организации, соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган:
обеспечивают создание подчиненными (входящими в их состав) государственными унитарными предприятиями комиссий по присоединению государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу (далее – комиссия по присоединению);
создают отраслевые комиссии по присоединению государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу (далее – отраслевая комиссия по присоединению).
Состав отраслевой комиссии по присоединению формируется в порядке, аналогичном порядку формирования отраслевой комиссии в соответствии с частью двенадцатой статьи 25 указанного Закона. В случае присоединения к открытому акционерному обществу нескольких государственных унитарных предприятий, находящихся в подчинении (составе) нескольких государственных органов, государственных организаций и (или) местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевая комиссия по присоединению создается в порядке, определяемом республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом.
Работы по присоединению государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу непосредственно на предприятии проводит комиссия по присоединению [6].
Состав комиссии по присоединению формируется в порядке, аналогичном порядку формирования комиссии по преобразованию в соответствии с частью тринадцатой статьи 25 указанного Закона.
Комиссия по присоединению осуществляет проверку правильности проведения инвентаризации имущества и обязательств государственного унитарного предприятия, определяет состав имущества государственного унитарного предприятия в порядке, определенном частями пятнадцатой и шестнадцатой статьи 25 указанного Закона, и его стоимость, размер увеличения уставного фонда открытого акционерного общества и количество акций открытого акционерного общества, подлежащих передаче в собственность Республики Беларусь или административно-территориальной единицы, готовит проект договора о присоединении государственного унитарного предприятия либо участвует в подготовке проекта договора о присоединении нескольких государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу.
В решении о согласии присоединить государственное унитарное предприятие либо несколько государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу при наличии у государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий в хозяйственном ведении объектов социального назначения, объектов, находящихся только в собственности государства, жилых помещений государственного жилищного фонда и в пользовании объектов, составляющих исключительную собственность государства, должны быть определены условия дальнейшего использования таких объектов в соответствии с частями восьмой и девятой настоящей статьи.
Объекты социального назначения могут быть включены в уставный фонд открытого акционерного общества, к которому осуществляется присоединение государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий, либо переданы в пределах собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц, либо переданы в безвозмездное пользование этому открытому акционерному обществу.
В решении о согласии присоединить государственное унитарное предприятие либо несколько государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу может быть предусмотрено:
по объектам, составляющим исключительную собственность государства, – сохранение права и вида пользования, либо изменение вида пользования, либо прекращение права пользования этими объектами в соответствии с актами законодательства;
по жилым помещениям государственного жилищного фонда – передача в пределах собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц;
по объектам, находящимся только в собственности государства, – передача в пределах собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц либо передача открытому акционерному обществу в безвозмездное пользование с условием сохранения их целевого использования.
Комиссия по присоединению вправе принять решение о привлечении для выполнения отдельных работ по присоединению государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу индивидуальных предпринимателей либо организаций, оказывающих соответствующие услуги.
Отраслевая комиссия по присоединению осуществляет координацию работ по присоединению государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу и контроль за их выполнением.
Оценка стоимости имущества присоединяемого государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий определяется исходя из балансовой стоимости активов и пассивов этого предприятия (этих предприятий) на 1 января года, в котором проводится присоединение, в порядке, установленном республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом.
В целях присоединения государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу между государственным унитарным предприятием либо несколькими государственными унитарными предприятиями и открытым акционерным обществом заключается договор о присоединении, в котором определяются порядок и условия присоединения. Договор о присоединении подлежит утверждению общим собранием акционеров открытого акционерного общества и учредителем (учредителями) государственного унитарного предприятия (государственных унитарных предприятий). После утверждения договора о присоединении совместное общее собрание акционеров открытого акционерного общества и учредителя (учредителей) государственного унитарного предприятия (государственных унитарных предприятий) принимает решение об увеличении уставного фонда открытого акционерного общества, о дополнительном выпуске акций открытого акционерного общества, передаче их в собственность Республики Беларусь или административно-территориальной единицы и внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества. Порядок голосования на совместном общем собрании определяется договором о присоединении либо на этом совместном общем собрании.
При присоединении к открытому акционерному обществу государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий его (их) права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом (передаточными актами) к открытому акционерному обществу, к которому осуществляется присоединение.
Принадлежащие Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акции открытых акционерных обществ могут быть внесены в качестве вкладов в уставные фонды иных хозяйственных обществ:
при создании хозяйственных обществ;
в порядке оплаты дополнительно размещаемых акций при увеличении уставных фондов акционерных обществ;
в порядке оплаты долей в уставных фондах хозяйственных обществ.
Решения о внесении принадлежащих Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акций открытых акционерных обществ в качестве вкладов в уставные фонды хозяйственных обществ принимаются по акциям открытых акционерных обществ, находящимся в собственности:
Республики Беларусь, – Президентом Республики Беларусь;
административно-территориальных единиц, – в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов. В случаях, установленных законодательными актами, решения о внесении принадлежащих административно-территориальным единицам акций открытых акционерных обществ в качестве вкладов в уставные фонды хозяйственных обществ согласовываются с Президентом Республики Беларусь.
Принадлежащие Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акции открытых акционерных обществ могут быть переданы в доверительное управление, в том числе по конкурсу, юридическим лицам – профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Без получения специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам доверительное управление принадлежащими Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акциями открытых акционерных обществ может осуществляться иными юридическими и физическими лицами в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.
Решения о передаче акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе по конкурсу, принимаются по акциям открытых акционерных обществ, находящимся в собственности:
Республики Беларусь, – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
административно-территориальных единиц, – в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов.
Порядок проведения конкурса по передаче принадлежащих Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акций открытых акционерных обществ в доверительное управление юридическим и физическим лицам определяется Советом Министров Республики Беларусь с учетом требований настоящего Закона и иных законодательных актов.
Договоры доверительного управления акциями открытых акционерных обществ, находящимися в собственности Республики Беларусь, заключаются с республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом, а находящимися в собственности административно-территориальных единиц, – с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Акции открытого акционерного общества не могут быть переданы в доверительное управление открытому акционерному обществу, осуществившему их выпуск.
Итоги реформирования
государственной собственности за период
с 1991 по 2010 годы*

Годы Реформировано (количество предприятий)
Республиканская
собственность Коммунальная собственность Всего государственная собственность
1991 19 42 61
1992 32 158 190
1993 140 104 244
1994 184 457 641
1995 53 412 465
1996 98 390 488
1997 97 380 477
1998 51 278 329
1999 106 201 307
2000 52 125 177
2001 24 70 94
2002 89 105 194
2003 65 177 242
2004 51 94 145
2005 27 19 46
2006 4 12 16
2007 5 8 13
2008 157 37 194
2009 169 63 232
2010 111 112 223

Всего

1 533
3 244
4 777

* Официальный сайт государственного комитета по имуществу Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: gki.gov.by

«Беларусь к концу 2013 года намерена завершить акционирование всех государственных предприятий, за исключением предприятий электроэнергетики и газоснабжения.
Сегодня сформирован план приватизации на 2011-2013 годы, в соответствии с которым к концу 2013 года будет завершено акционирование всех государственных предприятий.
В течение последующих трех лет будет акционировано более 500 госпредприятий, в состав которых, однако, не входят предприятия электроэнергетики и газоснабжения, передает “Интерфакс-Запад”. Но весь реальный сектор будет реформирован.
В 2010 году акционирован ряд крупнейших госпредприятий страны, в том числе “Беларуськалий”, “Гомельтранснефть”, новополоцкий участок нефтепровода “Дружба”.
Завершается акционирование станкостроительной отрасли Беларуси, на основе которой будет создан профильный холдинг, акционировано также большинство машиностроительных предприятий.
За два последних года реализовано 14 удачных приватизационных сделок на общую сумму примерно около $3 млрд. В числе этих сделок она выделила продажу 50% акций Белтрансгаза, приватизацию государственного оператора мобильной связи “БеСТ” и сделку по приобретению Сбербанком РФ белорусского БПС-Банка.
В 2011 также году возможно акционирование Национальной авиакомпании “Белавиа”. После завершения процедуры акционирования, возможно, будет проведена приватизация компании, в ходе которой часть уставного капитала может быть продана стратегическому инвестору» [20].
Таким образом, преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества – это целенаправленный шаг государства, в направлении к многоукладной экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исходя из проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
Акционерное общество, являющееся закономерным результатом процесса развития и трансформации частной собственности – одна из оптимальных организационно-правовых форм коммерческой деятельности юридических лиц, позволяющая привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц.
Создание юридических лиц в форме акционерных обществ дает возможность более высокими темпами осуществлять инновационные проекты и существенно ускорять внедрение достижений научно-технического прогресса.
Коммерческая деятельность в форме акционерного общества позволяет более эффективно использовать материальные и трудовые ресурсы.
Основными чертами акционерного общества являются:
– разделение акционерного капитала на – акции;
– ограничение ответственности участников по обязательствам общества только взносами в капитал общества.
Акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, создавая при этом заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления ею со стороны акционеров.
Законодательство об акционерных обществах в Беларуси находится на стадии формирования и становления. В связи с чем государству, в лице государственных органов, в срочном порядке необходимо осуществить доработку уже существующих нормативных правовых актов, «обкатать» их в рамках правоприменительной практики, а в случае необходимости, разработать и принять новые нормативные правовые акты, в наибольшей степени соответствующие настоящей действительности.
Переход к рыночной экономике немыслим без функционирования предприятий в виде акционерных обществ, так как данные организационно-правовые формы коммерческой деятельности в наибольшей степени способствуют инвестированию в экономику и соответственно перераспределению капиталов в экономике страны по наиболее продуктивным сферам хозяйствования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З// Эталон – Беларусь (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
3. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1// Эталон – Беларусь (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
4. О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества 19 января 1993 г. № 2103-XІІ// Эталон – Беларусь (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
5. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ// Эталон – Беларусь (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
6. Об утверждении Инструкции о порядке проведения работ по преобразованию республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 18.01.2011 № 3// Эталон – Беларусь (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
7. Акционерное общество: история и теория / Я. Функ, В. Хвалей, В. Михальченко. Мн.: Амалфея, 1999. 608 с.
8. Александр Брагин. Дивиденды по привилегированным акциям // Юрист. 2003. № 8. С. 53-54.
9. Владимир Филипповский, Наталья Мысливец. Исторический обзор развития акционерных обществ и проблемы правового регулирования их деятельности // Вестник ВХС. 2004. № 8. С. 66-76.
10. Зиновьев А. «Запад». М. 2000. 205с.
11. Каминка А.И. “Акционерные компании” Т.1 СПб 1902. 170с.
12. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики. В 3-х книгах. Книга 1. / В.Ф. Чигирь. Мн.: Амалфея, 2005. 1040 с.
13. Кулагин М. И. «Избранные труды». М. 1997. 300с.
14. К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. т.23, 960с.
15. Метелева Ю. А. «Правовое положение акционера в АО» М. 1999. 210с.
16. Петражицкий Л. И. “Акционерная компания: акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве”. СПб 1898. 114с.
17. Писемский П. “Акционерные компании с точки зрения гражданского права” М.
1876. 115с.
18. Тарасов И. Т. “Учение об акционерных компаниях” М. 1998. 417с.
19. Шершеневич Г. Ф. «Курс торгового права» Т1 СПб. 1908. 391с.
20. БДГ Деловая газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bdg.by/news/economics/12626.html – 2011.
21. Официальный сайт государственного комитета по имуществу Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: gki.gov.by – 2011.
22. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/belarus_in%20figures/2011/main.php -2011.
23. Правотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoteka.ru/enc/190.html – 2011.

Прокрутить вверх