Практикум по Криминалистике – вариант 2

Практикум и решение задач по предмету Криминалистика

Объем работы: 48 стр.; Год: 2023; Страна: Беларусь.


Задача 6 (46).
22 октября в 11:30 в РОВД поступило сообщение о том, что в помещении частного стоматологического кабинета, размещенного на первом этаже жилого дома, обнаружена картонная коробка из-под обуви с взрывным устройством внутри. На место происшествия немедленно выехала группа быстрого реагирования в количестве пяти сотрудников. Прибыв в помещение стоматологического кабинета, сотрудники группы решили вывезти коробку за пределы города. Когда они оказались с ней в салоне автомобиля, прогремел взрыв. Сотрудники получили ранения различной степени тяжести. Врач Николаев пояснил, что вместе с медсестрой Матусевич работал в кабинете с 9:00. До 11:30 принял пациентов Прохорова, Старикова, Нестерова, Васильеву. Прохоров был у него впервые, принимал его в 10:00. Когда лечил ему зуб, Прохоров все время выражал свое недовольство методами лечения, жаловался, что ему больно. Ушел со скандалом, заявив, что не доволен и платить за лечение не будет. Остальные пациенты были у него не впервые, никаких проблем при их лечении не возникло. В 11:30 Николаев в ближнем к двери углу увидел коробку из-под обуви, из которой раздавались тикающие звуки. Он понял, что это взрывное устройство, и сразу сообщил об этом в милицию. Когда в кабинете появилась коробка, он не заметил. В 11:45 к Николаеву был записан постоянный пациент Куракин. О последнем известно, что он ранее судим, а в настоящее время является владельцем какого-то частного бизнеса. В течение дня в кабинет несколько раз заглядывали какие-то люди, чему врач не придавал значения, так как в одном коридоре с его кабинетом находится ювелирная мастерская, и посетители часто ошибаются. Кто мог подбросить в кабинет взрывное устройство, Николаев не знает. Может подозревать только мужа Абраменковой, которая ранее работала у него медсестрой. Муж ревновал ее к нему, в связи с чем она уволилась. О муже Абраменковой ему известно, что тот бывший военный.
Проанализируйте информацию, выдвинете и обоснуйте версии. Решите, достаточно ли оснований к возбуждению уголовного дела. Обоснуйте свою точку зрения. Если оснований недостаточно, составьте перечень проверочных действий. Если достаточно, – план расследования по предлагаемой в задаче 5 форме.

Задача 7 (51).
В поле, на котором росла рожь, по обе стороны от пересекающей поле тропы были обнаружены трупы двух мужчин с огнестрельными повреждениями. Один из трупов находился на расстоянии 25 м от тропы, другой – на расстоянии 70 м от нее. Между тропой и одним из трупов имелись следы волочения.
Выполните задания задачи 1.
Решите, какие действия следует осуществить до выезда на место происшествия. Определите состав следственно-оперативной группы и лиц, которые должны присутствовать при осмотре. Определите порядок взаимодействия участников осмотра. Определите перечень технико-криминалистических средств, необходимых для осмотра места происшествия.
Решите, какие действия необходимо осуществить по прибытии на место происшествия до начала осмотра. Определите методы, задачи, границы и исходную точку осмотра места происшествия. Определите последовательность и тактику проведения осмотра. Определите методы и приемы, используемые для фотографирования обстановки на месте происшествия и отдельных следов. Назовите объекты, подлежащие изъятию в ходе проведения осмотра. Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол осмотра места происшествия с прилагаемыми к нему схемами.

Задача 1 (53).
25 мая неустановленный преступник, взломав дверь, проник в квартиру Ешманова, откуда похитил деньги в сумме 2 000 000 рублей и 3000 долларов США, цифровой фотоаппарат, магнитофон, золотые кольцо, серьги и цепочку. При осмотре места происшествия были обнаружены и изъяты два следа пальцев рук, след обуви, а также не принадлежащий проживающим в квартире и, очевидно, оброненный преступником фломастер красного цвета и волокно серого цвета, зацепившееся за выступающий гвоздь, которым крепился крючок на двери.
По имеющейся информации кражу мог совершить знакомый потерпевшего, ранее несудимый Афиногенов, который в гостях у Ешманова никогда не был и которому о подозрениях в его адрес известно не было.
Афиногенов работает грузчиком в магазине, проживает в двухкомнатной квартире вместе с женой и 5-летней дочерью.
Составьте план обыска, состав следственно-оперативной группы, иные участники следственного действия, технические средства обыска, объекты, подлежащие отысканию и изъятию, и их возможное местонахождение, порядок проведения обыска, тактические приемы обыска.
Дополните приведенную информацию произвольной и вынесите постановление о производстве обыска.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол обыска (при этом следует обратить внимание на все объекты, связанные с преступлением, которые могут быть в квартире, и зафиксировать их как обнаруженные).

Задача 8 (61).
При расследовании уголовного дела по обвинению Сковородкина было установлено, что последний позвонил в квартиру Масловой, когда дома были только ее дети – 5-летняя Света и 4-летний Антон. Те открыли ему дверь, и он в их присутствии, сказав, что мама просила отнести ей это на работу, похитил 150 000 рублей, велосипед, ноутбук, телефонный аппарат и две хрустальные вазы. Кроме этого Сковородкин попросил детей показать ему, где туалет. А когда вышел оттуда, был без брюк и трусов и сказал детям, указав на половой член, что у него «там очень болит». После этого он спросил у них, гладит ли их мама, когда они ударятся. Дети ответили, что гладит, и он попросил помочь ему, погладив «больное место». Света рассказала о действиях Сковородкина. При этом половой член она называла «мальчишкиным карандашиком».
Оцените сложившуюся следственную ситуацию и определите, стоит ли допрашивать Свету и Антона. Если нет, обоснуйте свою точку зрения и укажите, как в этом случае будут установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию. Если стоит, – составьте план допроса по предлагаемой в задаче 1 форме с учетом возраста и процессуального положения допрашиваемых.
Определите, стоит ли дословно фиксировать все показания Светы, не целесообразнее ли привести их в соответствие с общепринятой терминологией. Следует ли в протоколе допроса малолетних получать их подписи о том, что все сказанное ими записано верно? Если нет, поясните, как этот факт должен быть зафиксирован.
Составьте план допроса Масловой по предлагаемой в задаче 1 форме. Составьте план допроса Сковородкина по предлагаемой в задаче 1 форме.
место проведения допроса;
время проведения допроса;
участники следственного действия;
способ вызова допрашиваемого;
технические средства, используемые при допросе;
вопросы (обстоятельства), подлежащие установлению и проверке в отношении личности допрашиваемого;
вопросы (обстоятельства), подлежащие установлению и проверке по факту совершенного преступления,
если допрашиваемый дает правдивые показания;
вопросы (обстоятельства), подлежащие установлению и проверке по факту совершенного преступления,
если допрашиваемый дает ложные показания;
тактические приемы, используемые при допросе;
доказательства, используемые при допросе.

Задача 4 (66).
В производстве следователя Чайкина имелось уголовное дело по обвинению Матрасова в совершении грабежа в отношении Кубиковой. На допросе последняя заявила, что хорошо запомнила преступника и обязательно его узнает, но описать его не может.
Следователь, ограничившись выяснением на допросе данной информации, принял решение провести предъявление для опознания.
Определите, прав ли следователь. Если да, обоснуйте свое мнение. Если нет, назовите возможную причину такого пояснения Кубиковой, объяснить, как должен был поступить следователь, укажите, что необходимо было выяснить в ходе допроса, какие тактические приемы при этом применить.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол предъявления для опознания Матрасова Кубиковой.

Задача 3 (71).
При расследовании уголовного дела по обвинению Тайского в вымогательстве имущества у Стариковой было установлено, что несовершеннолетний Тайский на протяжении нескольких месяцев постоянно требовал у своей одноклассницы Стариковой передавать ему 50 долларов США в неделю, угрожая иначе избить ее и распространить о ней ложные позорящие ее сведения. Старикова тайком брала деньги у родителей и отдавала Тайскому. Требования и угрозы он высказывал, подходя к однокласснице на улице, когда рядом никого не было. Одна из таких бесед состоялась во дворе дома девочки, когда, увидев Тайского на улице, она пыталась от него убежать, но он возле подъезда догнал ее. Когда родители увидели исчезновение денег, дочь вынуждена была во всем признаться. Однако Тайский уверял, что это неправда, денег у Стариковой он не вымогал и от нее не получал. В ходе производства оперативно-розыскных мероприятий был установлен пенсионер Крюков, который проживал в квартире на втором этаже с окнами, выходящими на одну сторону с дверью в подъезд. Крюков сообщил, что действительно однажды слышал, как неизвестный подросток во дворе дома требовал у его соседки Стариковой 50 долларов США, угрожая иначе рассказать, что она неоднократно вступала с ним и его друзьями в половую связь за деньги. Ранее он никому об этом не рассказал, так как решил, что информация, услышанная от подростка, является правдивой, и не хотел позорить соседку. Следователь решил провести по уголовному делу следственный эксперимент. Выполните задания задачи 1.
Определите, может ли быть осуществлен следственный эксперимент в данной ситуации. Если нет, объясните почему, и чем его можно заменить.
Если следственный эксперимент возможен, поясните, какова его цель, что в связи с проведением эксперимента необходимо выяснить об обстоятельствах случившегося, какие условия являются важными, как, с участием кого и где следует организовать эксперимент. Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол следственного эксперимента.

Задача 10 (79).
При расследовании уголовного дела по факту дорожно-транспортного происшествия, в ходе которого автомобилем «Фольксваген» был совершен наезд на пешехода Каштанова, в результате чего он погиб, был допрошен водитель Крутиков. Последний заявил, что из-за тумана и растущего у обочины дерева не мог вовремя заметить пешехода. Когда же заметил и пытался затормозить, автомобиль все равно проехал больший путь, чем обычно на такой скорости, что, вероятно, произошло из-за состояния дороги.
Выполните задание задачи 2.
Определите, какая экспертиза должна быть назначена в данной ситуации. Дополните приведенную информацию произвольной и вынесите постановление о назначении экспертизы, подробно указав в нем вопросы, подлежащие разрешению, объекты, представляемые для исследования.

Задача 2 (99).
27 сентября в РОВД обратились родители 18-летнего Пронкина, которые заявили, что их сын пять дней назад ушел из дома и не вернулся. Пронкины рассказали, что вечером 22 сентября их сын вместе с друзьями (Глебовым, Коровиным, Самсоновым) ушел на дискотеку в клубе «Проспект». Должен был вернуться поздно. Они легли спать, а утром обнаружили, что сына нет. Тогда они решили, что он пошел ночевать к бабушке, которая живет недалеко. Он иногда с ее разрешения делал это, чтобы не будить их. Так как бабушка плохо слышит, своим ключом он открывал дверь ее квартиры. При этом бабушка не просыпалась, и он ночевал у нее. Однако вскоре пришла сама бабушка, выяснилось, что Пронкина у нее нет. Тогда они решили, что он ночью был у бабушки, а утром до того как она проснулась пошел на занятия. Позвонить ему они не могли, так как на его телефоне не было денег. Но и вечером Пронкин домой не пришел. Родители стали звонить друзьям, и те рассказали им, что, когда они собирались уходить с дискотеки, выяснилось, что Пронкин потерял номерок от куртки. Девушка-гардеробщица не хотела отдавать ему куртку без номерка. По этому поводу он поскандалил с ней и толкнул ее, отчего она упала. После этого он ногой ударил в стекло двери в клуб, разбив его. В фойе появился охранник клуба. Пронкин, увидев его издалека, схватил куртку Глебова и выбежал из клуба. После друзья его не видели. Они сообщили о том, что мобильный телефон Пронкина остался в кармане его куртки.
Проанализируйте информацию и оцените следственную ситуацию. Определите состав следственно-оперативной группы. Решите вопрос о необходимости осмотра (осмотров) места происшествия. При положительном решении дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол осмотра того места происшествия, где должны быть обнаружены наиболее важные следы, связанные с исчезновением Пронкина (с прилагаемыми к нему схемами). При отрицательном – обоснуйте свою точку зрения. Определите повод и основания к возбуждению уголовного дела. Если оснований недостаточно, составьте перечень проверочных действий. Если достаточно, – перечень необходимых следственных и иных действий. Выдвинете и обоснуйте общие и частные версии. Определите обстоятельства, подлежащие доказыванию. Составьте перечни вопросов, подлежащих выяснению у родителей и бабушки Пронкина. Перечислите иных лиц, которые могут обладать информацией о случившемся и Пронкине, и составьте перечни вопросов к ним. Назовите учеты, по которым следует проверить информацию в связи с розыском Пронкина.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г., № 295-З : Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года : одобр. Советом Республики 30 июня 1999 года : в ред. Закона Респ. Беларусь, от 17 июля 2023 г. № 286-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года : одобр. Советом Республики, 24 июня 1999 года : в ред. Закона Респ. Беларусь, от 9 марта 2023 г. № 256-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
3. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 307-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Нац. центр прав. информ. Респ. Беларусь, ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2023.
4. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 990 с.
5. Лузгин, И. И. Криминалистика : учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение». В 5 ч. Ч. 3. Криминалистическая тактика / И. И. Лузгин. – Новополоцк : ПГУ, 2009. – 380 с.
6. Лузгин, И. И. Криминалистика : учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение». В 5 ч. Ч. 4. Криминалистическая методика расследования и предупреждения отдельных видов и групп преступлений. В 2 кн. Кн. 1 / И. И. Лузгин. – Новополоцк : ПГУ, 2009. – 384 с.
7. Лузгин, И. И. Криминалистика : учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение». В 5 ч. Ч. 4. Криминалистическая методика расследования и предупреждения отдельных видов и групп преступлений. В 2 кн. Кн. 2 / И. И. Лузгин. – Новополоцк : ПГУ, 2009. – 344 с.
8. Яблоков, Н. П. Криминалистика: учебник для студентов вузов обучающихся по специальности “Юриспруденция” / Н. П. Яблоков. – Москва: Норма: Инфра-М, 2015. – 399 с.

Прокрутить вверх