Организация расследования краж в ОВД

Готовые контрольные работы.
Готовые контрольные работы.

Организация расследования краж в ОВД.

Готовая контрольная работа. Скачать бесплатно. Вид работы: контрольная работа; Объем работы: 25 стр.; Год: 2011; Страна: Россия.

Заказать контрольную работу по предметам Криминалистика и Уголовный процесс можно здесь.

Введение

ГРЛОВД (городские, районные, линейные отделы внутренних дел) являются основным, опорным, решающим звеном системы МВД [3,4]. ГРЛОВД охраняют общественный порядок и ведут борьбу с преступностью в городах, поселках городского типа, сельской местности, закрытых территориально-административных образованиях, особо режимных объектах, на железнодорожном, воздушном, водном транспорте.
По этой причине именно на долю ГРЛОВД преподает основная нагрузка по расследованию преступлений.
Расследование любого преступления будет надлежаще проведено и окончено в установленные законом сроки лишь в том случае, если это расследование было надлежащим образом организовано. Об этом следует помнить как должностным лицам, в обязанности которых входит расследование преступления, так и руководству ГРЛОВД.
Правильная организация расследования преступлений играет определяющую роль в соблюдении принципов уголовного судопроизводства.
Специфика расследования состоит в том, что его субъекты (следователь, дознаватель) являются с точки зрения законодательства процессуально самостоятельными.
Поэтому именно на плечи следователя и дознавателя в большинстве своем ложится бремя организации расследования конкретного преступления. Однако нельзя забывать об организующей роли руководителя ГРЛОВД и руководителей соответствующих подразделений.
По этой причине при изучении организации расследования преступлений ГРЛОВД исследование организационной деятельности следователя (дознавателя) по тем или иным категориям дел также важно, как и исследование организационной деятельности начальника ГРЛОВД, а также руководителей подразделений. В связи с тем, что на уровне ГРЛОВД преступления против собственности (а среди них кражи) занимают наибольший объем преступных посягательств обоснованный интерес вызывает вопрос об организации расследования краж.
Объектом исследования данной работы является организация расследования краж ГРЛОВД.
Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся в процессе организации и расследования краж.
Цель работы – определение эффективной модели организации расследования преступлений.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач: определение понятия организации расследования преступлений; изучение правовых и организационных основ и форм взаимодействия; формирование модели организации расследования преступлений ГРЛОВД.

1. Понятие организации расследования преступлений

В теории уголовного судопроизводства, в криминалистике и практике процесс расследования преступлений дифференцируют на ряд этапов (периодов). В содержании расследования русские процессуалисты усматривали два этапа: предварительное (генеральное) следствие и специальное (формальное) следствие. Первое имело задачей выяснение факта преступления и установление лиц, которые совершили его. Второе следствие слагалось из совокупности действий, направленных против определенного лица, посталенного в положение обвиняемого, с целью обнаружения достаточно обстоятельных и полных доказательств для предания суду.
Первый этап расследования, связанный с установлением и раскрытием преступлений, составлял основную задачу органов дознания. Второй этап – дальнейшее расследование в связи с появлением обвиняемого – составлял задачу органов следствия (следователей).
Организация расследования – собирательное понятие, характеризующее различные уровни организации деятельности по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений. Условно, организация расследования подразделяется на четыре уровня.
Первый, высший уровень организации расследования включает систему мер, обеспечивающих эффективность функционирования элементов системы расследования и достижение поставленных перед ним целей. Это наиболее общий уровень организации расследования, когда единство системы обусловлено лишь единством целей, процессуальных и криминалистических основ функционирования ее элементов. Объектом первого уровня организации расследования является расследование преступлений как специфическая форма деятельности всех компетентных органов государства, т.е. органов дознания и предварительного следствия соответствующих ведомств.
На втором уровне организация расследования выступает как основная функция следственного аппарата одного ведомства. Второй уровень организации расследования – управленческий, в него входят: комплекс мер, обеспечивающих оптимальную структуру органов расследования, уровень управления ими, эффективность их деятельности и совершенствование ее средств и методов.
Третий уровень организации расследования – методический. Он включает в себя: организацию расследования конкретного преступления, комплекс мер по созданию оптимальных условий для определения и применения наиболее эффективных и целесообразных в данной конкретной следственной ситуации рекомендаций криминалистической методики.
Четвертый уровень организации расследования – тактический: организация проведения отдельного следственного действия или организационно-технического мероприятия в рамках конкретного акта расследования; комплекс мер, обеспечивающих выбор и применение в конкретной следственной ситуации наиболее эффективных и целесообразных технико-криминалистических средств и тактических приемов для достижения целей следственного действия или мероприятия.
Субъектами управления, осуществляющими организацию раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, являются первые руководители (министры внутренних дел, начальники УВД. ГУВД, УВДТ, начальники горрайлинорганов внутренних дел). Начальники следственных аппаратов и следственных подразделений, начальники органов дознания и оперативно-розыскных подразделений, а также следователи, возглавляющие деятельность следственных и следственно-оперативных групп.
Первые руководители, как правило, обеспечивают криминологическое прогнозирование, разработку стратегии и тактики борьбы с преступностью, в том числе с участием органов дознания и предварительного следствия. Ими издаются ведомственные нормативно-правовые акты по вопросам организации раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и управления деятельностью подчиненных органов; принимаются меры, гарантирующие процессуальную самостоятельность и независимость следователей и начальников следственных отделов и органов дознания; организуются проверки соблюдения законности, анализ и обобщение причин ее нарушения в процессуальной, оперативно-розыскной, экспертно-криминалистической деятельности и на этой основе – разрабатываются и осуществляются меры по дальнейшему совершенствованию функционирования различных служб соответствующих правоохранительных органов.
Руководители органов дознания и предварительного следствия в целях организации раскрытия и расследования преступлений управляют процессами сбора и анализа процессуальной и оперативно-розыскной информации, планирования, организации взаимодействия и осуществляют процессуальный и ведомственный контроль за деятельностью подчиненных им органов, организуют оказание им методической и практической помощи.
Одним из важнейших условий успешного проведения расследования преступлений является правильно организованное взаимодействие между всеми подразделениями, принимающими участие в данном процессе.
Под взаимодействием принято понимать единовременное (разовое) или достаточно продолжительное (длительное по времени) объединение сил, средств и методов правоохранительных органов и их подразделений для достижения задач выявления, быстрого и полного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Правильно организованное взаимодействие обеспечивает:
– оптимальное использование возможностей субъектов расследования;
– сочетание гласных (процессуальных и непроцессуальных) методов раскрытия и расследования преступлений с негласными оперативно-розыскными, в том числе научно-техническими, средствами и методами;
– решение задач предотвращения и раскрытия преступлений, розыска преступников, применения к ним предусмотренных законом мер процессуального принуждения; выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Эффективность процессов взаимодействия и его организации обеспечивается, если соблюдены следующие принципы:
– четкое уяснение участниками взаимодействия его целей и задач;
– процессуальная самостоятельность следователей, органов дознания и судебных экспертов;
– самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений и специалистов в выборе средств и тактических приемов при осуществлении согласованных мероприятий [9];
– соблюдение участниками взаимодействия и его организаторами требований законности;
– комплексное использование сил и средств, которыми располагают субъекты взаимодействия;
– непрерывный обмен информацией участников, организаторов и руководителей взаимодействия, неразглашение ими данных и результатов их деятельности;
– согласованное планирование и согласованное выполнение следственных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий;
– процессуальный и ведомственный контроль за взаимодействием, а также процессуальное и ведомственное руководство взаимодействием;
– прокурорский надзор и судебный контроль в процессе взаимодействия за исполнением законов его участниками и руководителями.

2. Правовые и организационные основы и формы взаимодействия

Правовые и организационные основы и формы взаимодействия установлены уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными нормативными актами.
К числу правовых форм взаимодействия относятся:
– выявление органами дознания преступлений, по которым производство предварительного следствия обязательно, возбуждение ими уголовных дел в таких случаях и проведение по ним неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий для выявления лиц, совершивших преступление (ст. 157 УПК РФ [1]);
– выполнение органами дознания по своей инициативе оперативно-розыскных мер для установления преступника по делам, по которым они проводили неотложные следственные действия, но преступление не раскрыли, с уведомлением следователя о результатах;
– выполнение органами дознания розыскных и следственных действий в соответствии с поручениями и указаниями органов предварительного следствия или прокуроров по делам, находящимся в производстве следователей;
– содействие органов дознания органам предварительного следствия при выполнении следственных действий в соответствии с поручениями и указаниями следователей;
– производство органами дознания другого района розыскных и следственных действия в соответствии с поручениями следователей;
– производство розыска обвиняемых органами дознания в соответствии с поручениями следователей;
– принятие органами дознания по поручениям следователей мер к установлению лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых по делам, приостановленным производством;
– участие специалистов правоохранительных органов в проведении следственных действий;
– проведение экспертиз в экспертных учреждениях правоохранительных органов;
– задержание органом дознания подозреваемых в совершении преступлений лиц в соответствиями с поручениями следователей (по постановлениям следователей);
– содержание в ИВС МВД РФ задержанных и заключенных под стражу; содержание в СИЗО Министерства юстиции РФ заключенных под стражу;
– привод в соответствии с поручениями следователей органами дознания обвиняемых (подозреваемых), свидетелей и потерпевших, специалистов, экспертов [7].
Наиболее распространенные организационные формы взаимодействия:
– придание следователю (группе следователей, дознавателю, группе дознавателей) на время следствия (дознания) или на время проведения отдельного следственного действия (отдельных следственных действий) для оказания помощи в содействии, а также для выполнения оперативно-розыскных и иных мероприятий сотрудников оперативно-розыскных подразделений и специалистов, а также других сотрудников правоохранительных органов;
– создание следственно-оперативных групп различного назначения и состава;
– согласованное планирование и проведение процессуальных действий, оперативно-розыскных, организационных и иных мероприятий при проверке и рассмотрении заявлений (сообщений) о преступлениях и в ходе их раскрытия и расследования;
– совместная организация поиска преступников по горячим следам с использованием данных осмотра места происшествия и другой информации.

3. Организация деятельности на первоначальном этапе производства по уголовным

Организация деятельности на первоначальном этапе производства по уголовным делам многовариантна. Она определяется выявлением признаков конкретных преступлений и предполагает:
– создание условий для своевременного и активного выявления признаков преступлений оперативно-розыскными и процессуальными мерами;
– обеспечение готовности подразделений правоохранительных органов к раскрытию подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений;
– организацию деятельности дежурных частей, следственно-оперативных групп для работы на местах происшествий и в целом по обеспечению раскрытия и расследования преступлений по горячим следам
К организационным мерам по созданию условий для успешного раскрытия и расследования преступлений относятся меры, обеспечивающие инициативное выявление оперативно-розыскной информации, а также незамедлительное поступление в органы внутренних дел иной информации, круглосуточный прием заявлений (сообщений) и других данных о преступлениях и происшествиях дежурными частями, иными подразделениями и сотрудниками на рабочих местах.
Для немедленных и эффективных действий по реагированию на поступающие сообщения о преступлениях, на местах организуются специализированные дежурные группы (оперативные, следственно-оперативные), которые осуществляют осмотры мест происшествий, розыск и задержание преступников. Для этого в правоохранительных органах различных уровней разрабатывается система дежурств следователей, дознавателей, специалистов-криминалистов, оперативных работников и сотрудников других служб. Дежурные группы обеспечиваются транспортом, связью и другими техническими средствами.
Роль начальника органа внутренних дел состоит в обеспечении круглосуточного приема заявлений и иной информации о преступлениях и происшествиях, надлежащей регистрации информации, ее учете, проверке и принятии правильных решений, в организации необходимого взаимодействия, заблаговременного создания следственно-оперативных групп по выявлению, раскрытию и пресечению отдельных видов преступлений, снабжении этих групп транспортными и техническими средствами, средствами связи, информационными данными, хранящимися в соответствующих учетах.
Начальник органа внутренних деле обязан организовать выезд (прибытие) на место происшествия дежурной группы, а при ее отсутствии – дежурного следователя и оперуполномоченного, которые осмотрят место происшествия и проведут другие неотложные процессуальные и оперативно-розыскные действия.
В необходимых случаях о совершении преступлений немедленно информируются дежурные части федеральных органов налоговой полиции, федеральной службы безопасности, таможенных органов, органов прокуратуры, которые могут подключить своих сотрудников к осуществлению соответственно процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий по горячим следам.
Сотрудники полиции принимают необходимые меры по охране места происшествия, по сохранению в неприкосновенности обстановки и следов преступления, по задержанию подозреваемых и пресечению им возможности скрыться от органов расследования до прибытия следователя. Кроме того, они опрашивают пострадавших, очевидцев, заявителей о происшествии, выявляют свидетелей и другие относящиеся к делу источники доказательственной информации, оказывают необходимую помощь пострадавшим и т.д.
При невозможности следователя своевременно явиться на место происшествия, на нем в качестве органа дознания действует оперуполномоченный. При наличии признаков преступления, он принимает решение о возбуждении уголовного дела, принимает его к своему производству и выполняет неотложные следственные действия. По делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно, осмотры мест происшествий проводят органы дознания.
После проведения осмотра места происшествия и выполнения других неотложных действий организуется обсуждение участниками взаимодействия полученной информации и разработка согласованного плана дальнейших процессуальных, оперативно-розыскных, организационных и иных мероприятий.
Если в результате первоначальных мероприятий преступник не установлен, то наряду с возбуждением уголовного дела уполномоченное должностное лицо решает вопрос о заведении оперативно-поискового дела. Работа по этим делам ведется одновременно и организуется на основе тесного взаимодействия осуществляющих ее следователей и оперативных работников. Они совместно определяют основные направления деятельности по раскрытию и расследованию преступлений; выдвигают и организуют отработку версий, проверку и закрепление процессуальным путем добытых фактических данных; принимают меры по пресечению неправомерных попыток заподозренных и иных лиц противодействовать нормальному ходу раскрытия и расследования преступлений, обнаружению и изъятию вещественных доказательств и ценностей, добытых преступным путем.
Руководителям необходимо так организовать работу по раскрытию и расследованию преступлений, чтобы наиболее активно и продуктивно она осуществлялась не только в течение первых суток, по горячим следам, но и после, пока виновные не будут установлены. При необходимости следует наращивать силы, делать продуманные замены участников взаимодействия, строго контролировать их работу.

4. Организация раскрытия и расследования преступлений на последующих этапах производства по уголовным делам

После осуществления предусмотренных законом первоначальных процессуальных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий в производстве по уголовному делу наступает новый этап – последующий. Его значение заключается в логическом продолжении мероприятий, начатых при возбуждении уголовного дела и не первоначальном этапе расследования.
Инициатива в организации взаимодействия на последующих этапах производства обычно исходит от следователя, в производстве которого находится дело, а также и от руководителей следственных и оперативно-розыскных подразделений, заинтересованных в эффективном окончании расследования.
Организуя взаимодействие, следователь и соответствующие руководители должны обеспечивать преемственность мероприятий первоначального этапа, определять организационные формы взаимодействия, его характер и содержание с учетом того, раскрыто или не раскрыто преступление на первоначальном этапе, задержан подозреваемый или скрылся от органов расследования.
После установления лица, совершившего преступление, принимаются меры для привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения не всегда ведет к прекращению взаимодействия. После этого нередко основные усилия участников взаимодействия должны быть нацелены на всестороннее и полное установление всех обстоятельств, характеризующих предмет доказывания по уголовному делу.
Если преступление на первоначальном этапе производства по делу оказывается нераскрытым, руководители органов внутренних дел, следственного аппарата и оперативно-розыскных подразделений на последующих этапах обеспечивают:
– согласованную работу сотрудников оперативно-розыскных подразделений со следователями и другими участниками взаимодействия по построению и отработке версий;
– квалифицированное осуществление оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, проведение которых следователем может быть поручено органам дознания;
– применение оперативно-розыскных возможностей для отработки версий, оперативной проверки подозреваемых, проверки показаний потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых;
– активное использование достижений науки и техники для раскрытия преступления;
– анализ информации о новых преступлениях с тем, чтобы обнаружить противоправные действия преступников, если они будут продолжаться, а также ретроспективный анализ информации о ранее совершенных преступлениях;
– контроль за деятельностью участников раскрытия преступлений, оказание им эффективной практической и методической помощи.
По нераскрытому преступлению составляется план согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, копия которого помещается в оперативно-поисковое дело.
Как показывает практика, эффективными являются следующие мероприятия, планируемые и проводимые на дальнейших этапах производства по уголовным делам:
– дополнительные и повторные проверки по учетам;
– ориентирование более широкого круга правоохранительных подразделений и органов о нераскрытых преступлениях;
– анализ материалов о других преступлениях (в том числе совершенных сходными способами);
– направление заданий в места лишения свободы;
– продолжение активного поиска преступников по приметам внешности, возможным следам на одежде и теле;
– активный поиск добытого преступным путем имущества;
– дополнительные опросы населения, поиск орудий и следов преступления на местности (если есть сомнения, что раньше это было сделано недостаточно профессионально);
– повторные осмотры мест происшествий и прилегающих к ним территорий;
– использование обнаруженных на месте происшествия вещественных доказательств для выявления лиц, причастных к преступлению;
– проверка заподозренных и других причастных к преступлению лиц, если она на первоначальном этапе производства по делу не проводилась или проводилась поверхностно.
Взаимодействие на данном этапе должно быть непрерывным до завершения расследования, однако интенсивность согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, равно как и иных мероприятий, регулируется с учетом достигаемых результатов. Взаимодействие не следует свертывать, если не все преступления раскрыты, не все эпизоды преступной деятельности выявлены, если имеются обоснованные предположения о причастности обвиняемых (подозреваемых) к совершению других преступлений.

5. Криминалистическая характеристика кражи

Под кражей уголовный закон подразумевает — тайное хищение имущества (ст. 158 УК РФ[2]).
При расследовании краж подлежат установлению следующие обстоятельства: имел ли место факт кражи (в практике нередки случаи ошибочного заявления о краже и факты инсценировки кражи); время, место и способ совершения кражи; использовались ли преступником технические средства и какие именно; у кого совершена кража и кому принадлежит похищенное имущество; какие вещи похищены, их приметы; размер причиненного ущерба; где находится украденное имущество; кто совершил кражу; количество преступников, роль каждого из них при совершении преступления, был ли между ними предварительный сговор, не совершены ли преступником другие кражи; какие обстоятельства способствовали совершению кражи.
«Существенным для краж является тайный характер хищения и, как правило, отсутствие очевидцев преступления. Информацию об обстоятельствах кражи получают путем изучения следов взлома, следов рук, ног и других изменений, внесенных преступником в материальную обстановку» [6, С.655].
По предмету кражи различаются: кражи домашних вещей, кражи чемоданов у пассажиров, сумочек у зрителей, домашнего скота и птицы, автомобилей и т.д.
По способу изъятия имущества следует выделить: кражи на время оставленного неохраняемого имущества (покупок, бандеролей, велосипедов и т.п.); кражи домашних вещей с лестничных клеток и приусадебных участков; кражи через открытые окна и форточки, в том числе и с применением так называемой удочки; кражи из гардеробов и раздевалок; карманные кражи.

6. Организация расследования краж ГРЛОВД

При организации расследования краж наиболее существенное значение имеет учет способа их совершения, в первую очередь кем, где, что и каким образом было похищено.
Наибольшее практическое значение имеет методика расследования квартирных краж и краж со взломом из государственных и общественных хранилищ.
Расследование квартирных краж начинается, как правило, при отсутствии каких-либо данных о лицах, совершивших преступление. В связи с этим особенно большое значение приобретают первоначальные следственные действия и умелое сочетание их с оперативно-розыскными мероприятиями, направленными на обнаружение преступников и похищенного имущества.
Важнейшими первоначальными следственными действиями по этим делам являются осмотр места происшествия, допрос потерпевшего и свидетелей-очевидцев. Основная задача этих действий состоит в собирании данных, необходимых для построения версий о лицах, совершивших кражу, и для розыска похищенного имущества.
К числу таких данных относятся прежде всего сведения о знакомстве преступника с потерпевшим и местом кражи. Квартирные кражи нередко совершаются лицами, так или иначе связанными с потерпевшими: его родственниками, соседями, сослуживцами, знакомыми. Знание преступником домашней обстановки и образа жизни потерпевшего неизбежно сказывается в способе совершения преступления. Поэтому рекомендуется обратить внимание на способ проникновения преступника в квартиру, знание им устройства дверных запоров, мест хранения вещей, расположения комнат и запасных выходов. Ориентировка преступника на месте кражи сказывается также в быстроте и целеустремленности действий, выборе вскрываемых хранилищ и отборе ценностей, продолжительности пребывания на месте преступления. «Особенное внимание следует обратить на время совершения кражи и выбор похищенных ценностей. Знание преступниками времени отсутствия жильцов квартиры, времени получения ими имущества, денег или иных ценностей, мест их хранения и т.д. может указать на определенный круг лиц, которые могли совершить кражу» [7, С.601].
Данные о профессии и роде занятий преступника нередко удается получить путем изучения способа проникновения в помещение, преодоления преград, вскрытия запоров, использования тех или иных технических средств. В ряде случаев род и вид похищаемого имущества свидетельствуют о наличии у преступника определенных профессионально-технических навыков.
Сведения о признаках внешности и физических свойствах преступников удается получить путем изучения оставленных ими следов рук, ног, зубов и выполненных действий [8, С.63]. Так, взлом хранилищ, перемещение мебели, доставание предметов, находящихся на определенной высоте, и другие действия могут указывать на физическую силу и рост преступника. Путем изучения выполненных действий на месте кражи можно установить количество преступников, какие следы с места кражи могли остаться на теле, одежде и орудиях преступников, например, пыль и сажа от разрушенной печной трубы, следы масла и других пищевых веществ, частички краски на орудиях взлома и т.д.
В ходе допроса потерпевшего необходимо выяснить обстоятельства, при которых он обнаружил кражу, и собрать сведения о похищенном имуществе и подозреваемых. Помимо выяснения того, где и когда потерпевший заметил кражу или узнал о ее совершении, следует подробно расспросить его об изменениях, которые он обнаружил в обстановке квартиры после кражи и которые могут указывать на те или иные действия преступников.
Большое значение для розыска похищенного имеет детальное выяснение у потерпевшего признаков имущества, исчезнувшего после кражи. Помимо групповых признаков (наименование, количество, цена, сорт, цвет, место изготовления и т.д.) важно установить индивидуальные признаки вещи, обычно известные ее владельцу. Таковы, например, номера облигаций, пишущих машин, потертости или надрывы одежды, образовавшиеся в результате ее носки, вышитые или иным способом нанесенные метки, надписи, чернильные или масляные пятна и т.д. С целью получения сведений о подозреваемых целесообразно выяснить у потерпевшего, кому могло быть известно о наличии и месте нахождения похищенных ценностей, не сообщал ли кому-либо об этом сам потерпевший, не посещали ли его квартиру посторонние лица в связи с ремонтом, обслуживанием энергосети, куплей-продажей каких-либо вещей и т.д.
Одновременно со следственными действиями проводятся оперативно-розыскные мероприятия, характер которых определяется собранными данными о преступниках и похищенных ценностях. Если, судя по обстоятельствам дела, преступники находятся вблизи места кражи, необходимо с помощью полиции организовать погоню по следам преступников, засады в местах их возможного появления или «прочесывание» окружающей местности. Наряду с проверкой подозрительных лиц целесообразно в ходе этих мероприятий выявить дополнительных свидетелей и получить от них сведения о скрывающихся преступниках. Желательно привлечь к участию в этих мероприятиях представителей общественности.
Розыск похищенного имущества, как правило, производится полицией и начинается немедленно по получении ими сведений о похищенном. С этой целью организуется проверка рынков, комиссионных магазинов, ломбардов и т.п. Если для реализации похищенного преступник мог выехать в другое место, необходимо информировать полицию соответствующих районов и областей о приметах преступников и похищенного имущества.
Большое значение для розыска преступников имеет использование криминалистического учета (уголовной регистрации) и найденных на месте кражи вещественных доказательств. Обнаруженные при осмотре места происшествия следы пальцев рук преступников должны быть проверены по дактилоскопической картотеке. Эти следы необходимо направить в экспертно-криминалистическое подразделение для сравнения их со следами пальцев, обнаруженными при расследовании других преступлений.
Установленные в процессе расследования способы совершения кражи нужно сопоставить со способами аналогичных краж, совершенных за последнее время в данной местности. С этой целью используются сведения, имеющиеся в полиции и прокуратуры.
«В настоящее время в ряде криминалистических учреждений проведена экспериментальная работа по созданию информационно-поисковых систем на базе ЭВМ, позволяющих получать данные о личности преступника и обстоятельствах совершения преступления путем исследования закономерных статистических связей элементов преступной деятельности, проявляющихся в представительных массивах уголовных дел. Эта работа выполнена отдельно по массиву квартирных краж в условиях крупного города и краж государственного и общественного имущества» [5, С.749].
Указанные информационно-поисковые системы смогут успешно использоваться для построения типовых версий при расследовании краж.
Если при сравнении расследуемых преступлений устанавливается совпадение выраженных индивидуальных особенностей способа совершения кражи, может быть сделан вывод о том, что сравниваемые кражи совершены одним и тем же лицом или группой лиц. Такой вывод очень важен для более точного определения района деятельности и местонахождения преступников, пополнения сведений об их личности и непосредственного установления виновных (если по одному из сравниваемых преступлений они установлены). Аналогичное значение имеет проверка проживающих в данной местности лиц, ранее судимых за сходные по способу совершения кражи.
Дела о карманных кражах возбуждаются обычно в результате задержания преступника с поличным или по заявлению потерпевшего, когда преступнику удалось скрыться.
При задержании с поличным основная задача следователя состоит в проверке причастности задержанного к краже, обнаружении и процессуальной фиксации доказательств.
Наибольшие трудности вызывает расследование карманных краж, возбуждаемых по заявлению потерпевшего, когда преступник скрылся. В этих случаях основное значение приобретают оперативно-розыскные и следственные действия по установлению и задержанию преступника. Исходным в числе таких мероприятий является допрос потерпевшего, в ходе которого получают сведения о похищенных ценностях, времени, месте и способе совершения кражи, подозреваемых лицах. При выяснении обстоятельств, предшествовавших краже, обращают внимание на моменты, когда потерпевший находился в толпе, сдавливался или толкался другими лицами, когда его внимание отвлекалось бросанием какого-либо предмета, восклицаниями, ссорой или какими-либо подобными способами. Отвлечение внимания используется карманными ворами для быстрого и незаметного извлечения ценностей из кармана, сумки и т.д. При этом нередко производится распределение ролей: один из соучастников отвлекает внимание потерпевшего, а другой принимает похищенное. В некоторых случаях при совершении краж преступники используют приспособления для маскировки своих действий («ширма»), искусственные руки и т.д.
Если у потерпевшего возникают сомнения против какого-либо лица, необходимо детально допросить его о признаках внешности этого лица и одежды, в которую это лицо было одето.
Затем потерпевшему целесообразно предъявить альбом с фотоснимками лиц, которые, по данным уголовного розыска, могут заниматься карманными кражами. Опознание потерпевшим конкретного лица следует оформить протоколом.
Круг подозреваемых в карманной краже может быть ограничен изучением способа ее совершения. Лица, неоднократно занимающиеся кражами, используют один и тот же способ ее совершения, по которому работники уголовного розыска могут опознать преступника. Существенное значение имеет при этом исследование времени, места и особых обстоятельств совершения карманной кражи, например кража у спящих в поездах, кража у пьяных и т.п.
При наличии обоснованных подозрений против определенного лица его подвергают немедленному задержанию и личному обыску. Личный обыск задержанного целесообразно сочетать с допросом о количестве имеющихся у него денег, содержании документов. Серьезное изобличающее значение имеет обнаружение специальных приспособлений для совершения кражи и вещей, принадлежащих разным лицам, например нескольких часов, кошельков, паспортов и т.п. Обыск на квартире задержанного также может привести к обнаружению аналогичных доказательств его преступной деятельности. Задержанного дактилоскопируют и проверяют по картотекам уголовной регистрации.
Осмотр места происшествия целесообразен во всех случаях, когда преступник мог выбросить похищенные или изобличающие его вещи, оставить следы своего пребывания, а также для детального исследования обстоятельств и способа совершения карманной кражи.
Немалое значение при расследовании карманных краж имеет допрос оперативных работников полиции, участвовавших в задержании, работников магазинов, транспортных служб и т.п. о поведении обвиняемого на месте кражи, соседей и сослуживцев обвиняемого об образе его жизни, связях и т.д.
Как видим даже для раскрытия такого уголовного преступления как кража необходимо выполнить целый ряд следственных действий и оперативных мероприятий.

Заключение

Таким образом, организация расследования – собирательное понятие, характеризующее различные уровни организации деятельности по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений. Условно, организация расследования подразделяется на четыре уровня.
Субъектами управления, осуществляющими организацию раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, являются первые руководители (министры внутренних дел, начальники УВД, ГУВД, УВДТ, начальники горрайлинорганов внутренних дел). Начальники следственных аппаратов и следственных подразделений, начальники органов дознания и оперативно-розыскных подразделений, а также следователи, возглавляющие деятельность следственных и следственно-оперативных групп.
Правовые и организационные основы и формы взаимодействия установлены уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными нормативными актами.
К организационным мерам по созданию условий для успешного раскрытия и расследования преступлений относятся меры, обеспечивающие инициативное выявление оперативно-розыскной информации, а также незамедлительное поступление в органы внутренних дел иной информации, круглосуточный прием заявлений (сообщений) и других данных о преступлениях и происшествиях дежурными частями, иными подразделениями и сотрудниками на рабочих местах.
При организации расследования краж наиболее существенное значение имеет учет способа их совершения, в первую очередь кем, где, что и каким образом было похищено.

Список использованных источников

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации” от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2011.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2011.
3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.09.2011 г. N 1204) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2011.
4. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации”// Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2011.
5. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 990 с.
6. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. —3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2005. — 781 с.
7. Криминалистика: Учеб. для вузов/И.Ф. Герасимов, ЯЛ. Драп-К 82 кин, Е.П. Ищенко и др.; Под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2000.— 672 с.
8. Криминалистика. Ч. I: Общая теория криминалистики и криминалистическая техника : учебное пособие / Е.В. Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, Э.В. Сысоев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 96 с.

Прокрутить вверх