ОВД как объект управления

Готовые рефераты
Готовые рефераты

ОВД как объект управления.

Готовый реферат по предмету ОВД. Скачать бесплатно.
Вид работы: реферат; Объем работы: 15 стр.; Год: 2011; Страна: Россия.

Введение

Как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
«Каждая из социальных систем, от самой крупномасштабной, каковой является общество в целом, и вплоть до отдельной личности, в процессе своего функционирования и развития нуждаются в осуществлении управления» [4, С.18].
В системе государственного управления каждое министерство и ведомство является своеобразной системой требующей управления.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 252 “О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации” с 1 января 2012 г. установлена следующая предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемую за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в количестве 1 106 472 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации – 907 630 человек, федеральных государственных гражданских служащих – 5000 человек, работников – 193 842 человек [2].
Несомненно, что для функционирования такой «многочисленной» системы необходим адекватный механизм управления.
Для более детального изучения управления в системе МВД России в настоящей работе автором предлагается рассмотреть некоторые аспекты деятельности городских, районных, линейных отделов внутренних дел (далее –ГРЛОВД) как объектов управления.

1. Понятие управления

Прежде чем приступить к рассмотрению аспектов деятельности ГРЛОВД как объекта управления необходимо отметить, что наука управления изучает социальные системы с целью приведения их в соответствие с познанными объективными закономерностями и законами общественного развития.
В обществе управление проявляется в двух основных видах:
управлении государственном и управлении общественном.
Государственное управление – это управление делами общества, осуществляемое политической системой данного государства.
Общественное управление делами, осуществляется политическими партиями, профессиональными союзами и иными негосударственными организациями.
Эти два вида управления не противостоят одно другому, а взаимно дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.
Важным и необходимым элементом государственного управления является правовая регламентация его задач и функций. Она закрепляет разделение труда, способствует повышению ответственности каждого звена государственного звена государственного аппарата, исключает дублирование и подмену одних органов другими. Фиксируя полномочия государственных органов, нормативный акт закрепляет их деятельность, придает им упорядоченность и целеустремленность.
Осуществляя управление, государство выражает свою волю в виде юридических норм, применение которых создает правовые отношения, стабилизирующие связи между различными элементами общества.
Механизм правового регулирования состоит в том, что правовые нормы, устанавливаемые государством, определяют поведение участников общественных отношений, предоставляя им соответствующие права и возлагая на них соответствующие обязанности.
Применение права – ответственный юридический процесс, осно-ванный на принципе соблюдения законности – прочной основе государственной дисциплины, обусловливающий эффективность госу-дарственного управления. Само право и его применение входят в ме-ханизм государственного управления, в механизм управления и руко-водства всем обществом.
Компетенция органа управления находит свое отражение в по-ложениях об органе управлениями его отдельных звеньях. В положении об органе государственного управления определен не только его правовой статус и компетенция, но и его функции. Конкретизацией положений об отдельных звеньях государственного аппарата являются инструкции о направлениях деятельности органа управления и должностных лиц.
Актуальность проблемы организационного совершенствования деятельности органов внутренних дел имеет особенно важное значение в настоящее время, когда радикально меняются социально-экономические условия, идейно-мировоззренческие основы, влияющие на рост преступности.
Наиболее общее понятие управления выработано кибернетикой -наукой, обобщающей закономерности всякого управления, происхо-дящего в живой природе, в человеческом обществе, в механических системах. В общем виде управление определено как упорядочение системы, то есть приведение ее в соответствие с объективной зако-номерностью, действующей в данной среде.
Под подсистемой же понимается совокупность таких составных частей, взаимодействие которых порождает новые качества, не присущие образующим ее компонентам (частям). Таковы, например, живая клетка организма человека, трудовые коллективы, общество в целом. Составляющие элементы системы, будучи относительно самостоятельными, выполняют определенную функцию, их совокупность и взаимодействие являются условием существования не только каждого из этих элементов, но и системы в целом. Поэтому такие системы принято называть целостными системами.
Посмотрим это на примере горрайоргана внутренних дел.
«Структурные подразделения и отдельные сотрудники горрайоргана относительно самостоятельны в плане выбора варианта действий, форм и методов решения индивидуальных заданий в рамках соблюдения законности и задач, стоящих перед их органом. Совокупность и взаимодействие сотрудников и подразделений в конкретном горрайоргане не только влияет на эффективное решение поставленных перед ними задач, но и является условием существования этих звеньев и системы в целом, то есть отдельные и даже структурные подразделения горрайоргана не могут сами по себе успешно решать задачи охраны порядка и борьбы с преступностью, естественно, они не могут существовать обособленно друг от друга. Следовательно, совокупность и взаимодействие сотрудников и подразделений горрайоргана внутренних дел порождает новые качества, не присущие образующим его отдельным элементам. Поэтому горрайорган внутренних дел и представляет собой целостную социальную систему.
Рассматривая горрайорган внутренних дел как систему социального управления, мы называем ее одновременно управляющей системой по отношению к подчиненным ей подразделениям и службам; по отношению же к вышестоящему органу управления, например, УВД, МВД, горрайорган внутренних дел является подсистемой управления или управляемой подсистемой» [5, C.7].
Управление является сложным замкнутым процессом. Процесс уп-равления в относительно замкнутой части включает в себя сначала формулирование целей и постановку задач, подготовку и принятие ре-шения, организацию его исполнения, контроль и учет. Затем на основе информации о результатах (то есть достижении или не достижении 1-й цели) ставятся новые задачи, и цикл процесса начинается снова. Циклы состоят из определенных последовательных управленческих операций или стадий. Стадия цикла – это относительно обособленная часть процесса управления, определенный этап работы.
Итак, управленческий цикл представляет собой повторяющуюся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов.
Орган внутренних дел как было уже отмечено представляет собой разновидность социальной системы управления. Рассмотрим основные ее элементы.
Система управления содержит в себе следующие элементы:
субъект управления (управляющая система),
объект управления (управляемая подсистема),
прямые и обратные связи.
«От субъекта к объекту воздействие имеет характер прямых связей. Информация о результатах воздействия от объекта к субъекту – обратная связь. Это упрощенная схема взаимодействия субъекта и объекта, так как мы не учитываем их взаимодействия с другими системами внешнего мира. Например, подразделения горрайоргана внутренних дел (отделение, группа) выступают в качестве объекта управления по отношению к руководству органа (субъект управления), но они одновременно взаимосвязаны и с другими социальными системами (различными комиссиями, инспекциями, общественными формированиями, трудовыми коллективами, гражданами и др.)» [5, C.10].
Важное место в понятии социального управления занимают функции управления. К общим функциям науки управления относятся: прогнозирование, планирование, подготовка и принятие решений, организация исполнения решений, контроль и учет, коррегирование решений и регулирование системы управления. Эти функции управления реализуются субъектами управления. Рассмотрим их более подробно.
Прогнозирование призвано обеспечивать научность, обоснован-ность, рациональность любого вида человеческой деятельности.
Планирование есть общая функция управления, предполагающая определение целей, задач социальных систем на предстоящий период деятельности, средств их достижения и выполнения. Оно служит организационным средством обеспечения планомерного функци-онирования социальных систем.
Организация – это организационно-регулирующая функция уп-равления.
Регулирование представляет собой управленческую деятельность, в процессе которой производится своего рода корректировка уже организованной системы применительно к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования.
Контроль как функция управления вызывается необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность.

2. Система МВД России

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации” (далее Указ №248) в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные учреждения (в том числе суворовские военные училища, колледжи, лицеи), научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии и иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения.
В МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел и о военной службе вводятся должности соответственно сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе – должности федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации – должности работников (п.14-17 Положения) [3].
Согласно п.4 Указа №248 территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – территориальные органы) являются:
а) на окружном уровне – главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;
б) на межрегиональном уровне – оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
в) на региональном уровне – министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;
г) на районном уровне – управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе “Байконур” [1].
Исходя из вышеприведенного, можно говорить о том, что ГРЛОВД являясь нижними звеньями вертикальной цепи территориальных органов внутренних дел, являются объектом управления вышестоящих звеньев.
Вместе с тем, необходимо понимать, что ГРЛОВД являясь объектом управления, в тоже время является и субъектом управления (в отношении подразделений, групп, сотрудников и т.д.).

3. ГРЛОВД в системе МВД России

ГРЛОВД, являются основным, опорным, решающим звеном системы. ГРЛОВД охраняют общественный порядок и ведут борьбу с преступностью в городах, поселках городского типа, сельской местности, закрытых территориально-административных образованиях, особо режимных объектах, на железнодорожном, воздушном, водном транспорте.
Особое положение ГРЛОВД в системе органов внутренних дел объясняется следующим:
1. Система ГРЛОВД наиболее хорошо структурирована. Система горрайорганов строится по административно-территориальному признаку применительно к городу, району в городе и т.д. В основе их деятельности лежит территориально-отраслевой принцип.
Построение системы линейных органов внутренних дел привязано не к территории, а к объектам транспорта. Управлению дороги соответствует УВДТ, отделению дороги, авиаотряду – линейное управление, линейный отдел внутренних дел. Линейные управления, отделы создаются по месту дислокации крупного аэропорта, железнодорожного вокзала, морского, речного порта.
2. ГРЛОВД являются самым многочисленным звеном системы.
3. ГРЛОВД являются основными исполнителями функций системы МВД, т.е. обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность, предупреждают, раскрывают и расследуют подавляющее количество преступлений.
4. ГРЛОВД концентрируют в своем составе более 90% всего личного состава сотрудников внутренних дел, прежде всего полиции.
5. ГРЛОВД выполняют большой объем работы.
6. ГРЛОВД находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Именно к ним обращается в первую очередь граждане, т.е. они являются тем звеном системы, через которое реализуются связи милиции с населением, общественностью, органами власти и управления.
На организацию деятельности горрайлинорганов внутренних дел большое влияние оказывают социально-экономические, природные, климатические и криминологические характеристики среды функционирования.
Можно выделить городские ОВД, обслуживающие города, являющиеся республиканскими, краевыми, областными центрами, а также интенсивно развивающиеся, курортные, туристические центры, портовые, пограничные города. Специфика среды функционирования накладывает свой отпечаток и на организационные структуры городского ОВД.
Свои особенности имеет организация деятельности городских ОВД, функционирующих в городах с районным делением. Это прежде всего централизация ряда функций на уровне УВД города и децентрализация их в ОВД районов, повышение статуса УВД города как координатора деятельности, организатора взаимодействия районных ОВД в условиях осложнения оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельств, оптимальное соотношение структуры УВД города и районных ОВД, разумное сочетание исполнительской и управленческой деятельности УВД города.
Сельские РОВД имеют особенности организационно-штатного построения. Они выражаются в отсутствии некоторых подразделений, должностей; малочисленности личного состава, наличии межрайонных подразделений; наличии служб, должностей, создание которых объясняется особенностями среды функционирования; упрощенной структуре управления.

Заключение

Таким образом, система управления содержит в себе следующие элементы: субъект управления (управляющая система), объект управления (управляемая подсистема), прямые и обратные связи.
ГРЛОВД, являясь нижними звеньями вертикальной цепи территориальных органов внутренних дел Росии, являются объектом управления вышестоящих звеньев.
Однако, необходимо понимать, что ГРЛОВД являясь объектом управления, в тоже время является и субъектом управления (в отношении подразделений, групп, сотрудников и т.д.).
ГРЛОВД, являются основным, опорным, решающим звеном системы. ГРЛОВД охраняют общественный порядок и ведут борьбу с преступностью в городах, поселках городского типа, сельской местности, закрытых территориально-административных образованиях, особо режимных объектах, на железнодорожном, воздушном, водном транспорте.

Список использованных источников

1. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.09.2011 г. N 1204) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М, 2011.
2. О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 252 (В редакции указов Президента Российской Федерации от 22.06.2011 г. N 837; от 19.09.2011 г. N 1204 ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М, 2011.
3. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации”// Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М, 2011.
4. Андросова, Л.А. Социология управления (Учебно-методические рекомендации). Пенза 2002 – 56с.
5. Четвериков B.C., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. — М.: Новый Юрист, 1997. — 128с.

Прокрутить вверх