Правовое регулирование в сельском хозяйстве РБ

Готовые контрольные работы.
Готовые контрольные работы.

Правовое регулирование организации контроля и надзора в сельском хозяйстве Республики Беларусь. Готовая контрольная работа по праву. Скачать бесплатно.

Объем работы: 14 стр.; Год: 2011; Страна: Все.

ВВЕДЕНИЕ

По статистическим данным в Республике Беларусь на начало 2011 года численность сельского населения составляла 2358860 человек, т.е. 24,9 % от общей численности населения.
В 2010 году доля сельскохозяйственной отрасли в производстве валового внутреннего продукта составила 7,5 % (12225,9 миллиардов рублей), к 2009 году – 101,7 % [8, C.19].
Сельское хозяйство является динамично развивающейся отраслью экономики. В настоящее время отечественный АПК практически полностью обеспечивает продовольственный рынок товарами первой необходимости.
Ускоренные темпы механизации, автоматизации, выведение и выращивание новых сортов растений, пород животных, применение новых видов удобрений возлагают на сельхозпроизводителей все больший груз ответственности перед конечным потребителем.
В связи с чем, особую актуальность приобретают вопросы осуществления контроля и надзора в сельском хозяйстве.
На сельское хозяйство, как и на любую другую отрасль, распространяются общие положения о контроле и надзоре. Вместе с тем, в виду специфики данного направления экономической деятельности, контроль и надзор в этой сфере имеет и свои особенности.
Цель работы – изучить основные направления правового регулирования контрольной и надзорной деятельности в сельском хозяйстве Республики Беларусь.
В настоящей работе автором последовательно изложены вопросы осуществления контроля и надзора в сельском хозяйстве Республики Беларусь, приведены субъекты и объекты контрольной и надзорной деятельности.

1. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контрольная и надзорная деятельность в Республике Беларусь осуществляется на основании Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [3].
Положение устанавливает общие требования к порядку осуществления контрольной и надзорной деятельности, обязательные для исполнения контролирующими (надзорными) органами, в том числе и в области сельского хозяйства.
В соответствии с Положением контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;
открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем их размещения на сайтах государственных органов и иных организаций;
равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;
ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).
Положением также устанавливаются: права и обязанности участников контрольной и надзорной деятельности; ограничения при проведении проверок; порядок планирования контрольной (надзорной) деятельности; порядок проведения проверок; сроки проведения проверок; порядок оформления результатов проверок; порядок и сроки обжалования решений контролирующих (надзорных) органов, требований (предписаний) об устранении нарушений, действий (бездействий) проверяющих; особенности проведения отдельных видов проверок.
Указом Президента Республики Беларусь 16.10.2009 № 510 также утвержден перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.
Порядок осуществления ведомственного контроля урегулирован также Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» [1].
Согласно данного Указа государственные органы и иные государственные организации, республиканские государственно-общественные объединения, структурные подразделения этих государственных органов и объединений, подчиненные этим органам и объединениям организации осуществляют в пределах своих полномочий и в определенных актами законодательства случаях контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика, нотариальными конторами (далее – ведомственный контроль).
Основными задачами контролирующих органов являются:
обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями;
своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;
принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций;
выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.
Согласно п.23 Перечня государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325, ведомственный контроль в системе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод) осуществляют: Министерство сельского хозяйства и продовольствия, а также входящие в его состав: Департамент «Белсельхознадзор»; Департамент по мелиорации и водному хозяйству; Департамент по хлебопродуктам; Белорусское государственное объединение по племенному животноводству «Белплемживобъединение», г. Минск; государственное производственное объединение по строительству и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем «Белмелиоводхоз», г. Минск; республиканское объединение «Белагросервис», г. Минск; республиканское объединение «Белсемена», г. Минск.
Таким образом, в Республике Беларусь до настоящего времени создана правовая основа, которая призвана обеспечить единообразный подход осуществления контрольной (надзорной) деятельности во всех экономической деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве.

2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Республиканским органом государственного управления в сфере сельского хозяйства является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Минсельхозпрод подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Согласно Положения Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2011 № 867 [6] основными задачами Минсельхозпрода являются:
– проведение единой государственной политики, осуществление государственного управления и регулирования в области сельского хозяйства, рыболовства, рыбоводства (далее – рыбохозяйственная деятельность), производства пищевых продуктов, а также в области семеноводства, сортоиспытания, карантина и защиты растений, сохранения и повышения плодородия почв, племенного дела, ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, мелиорации, механизации и электрификации сельскохозяйственного производства;
– регулирование и координация деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, входящим в его компетенцию;
Минсельхозпрод осуществляет следующие контрольные и надзорные функции:
– в соответствии со своей компетенцией осуществляет контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности;
– осуществляет государственный контроль и надзор в области семеноводства, карантина и защиты растений, включая контроль за обращением со средствами защиты растений, а также государственный фитосанитарный контроль;
– осуществляет контроль за соблюдением правил технической эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования;
– осуществляет государственный контроль и надзор в области ветеринарии, ветеринарный надзор за перевозками (перегонами) по территории Республики Беларусь, экспортом и импортом животных, продуктов животного происхождения, кормов и иных грузов, подконтрольных ветеринарной службе Республики Беларусь, ветеринарный контроль подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов при экспорте, импорте и транзите, контроль обеспечения ветеринарно-санитарного качества продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок, диагностических, профилактических и лечебных средств, изготавливаемых в Республике Беларусь или ввозимых из других государств для ветеринарных целей, выполнения проверяемыми субъектами ветеринарно-санитарных правил;
– осуществляет государственный контроль и надзор в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов при их производстве и (или) хранении, экспорте и импорте (кроме осуществления торговой деятельности в отношении этих товаров), обеспечивает надзор за соблюдением производителями независимо от форм собственности требований технических нормативных правовых актов (кроме технических регламентов), технологических процессов при производстве и (или) хранении, экспорте продовольственного сырья и пищевых продуктов, обеспечивает и проводит мониторинг качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Республике Беларусь;
– обеспечивает контроль радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий, сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, координирует разработку технологий сельскохозяйственного производства на загрязненной радионуклидами территории, выполнение государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
– осуществляет контроль за рыбохозяйственной деятельностью;
– осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой входящими в его систему организациями, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика;
– осуществляет контроль за соблюдением требований по охране труда подчиненными организациями, разработку и принятие в пределах своей компетенции отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, а также разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда, обобщает опыт работы в области обеспечения пожарной безопасности и оказывает информационно-методическую помощь подчиненным организациям.

Департамент по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода
Подразделением центрального аппарата Минсельхозпрода, наделенным государственно-властными полномочиями, и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в области мелиорации, водного хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, является Департамент по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода.
Основными задачами Департамента (в соответствии с Положением о Департаменте по мелиорации и водному хозяйству Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2011 № 867 [4]) являются:
– проведение единой государственной политики, в том числе научно-технической, в области мелиорации земель, проектирования, строительства и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем, объектов водного хозяйства сельскохозяйственного назначения, в рыбохозяйственной деятельности;
– государственный надзор за проведением мелиоративных мероприятий.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие контрольные и надзорные функции:
– в установленном законодательством порядке обеспечивает контроль за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование работ по строительству и эксплуатации объектов мелиорации;
– осуществляет контроль за рыбохозяйственной деятельностью;
– осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности организаций, входящих в систему Минсельхозпрода, в том числе их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика и осуществляющих деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент.

Департамент по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Подразделением центрального аппарата Минсельхозпрода, наделенным государственно-властными полномочиями, и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в области производства круп, муки, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий (далее – хлебопродукты), готовых кормов для животных (далее – комбикорма), является Департамент по хлебопродуктам Минсельхозпрода.
Департамент (в соответствии с Положением Департаменте по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2011 № 867 [5]) осуществляет следующие контрольные и надзорные функции:
– осуществляет контроль за выполнением заданий Совета Министров Республики Беларусь по закладке хлебопродуктов в государственный материальный резерв;
– осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности организаций, входящих в систему Минсельхозпрода, в том числе их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика и осуществляющих деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент.

Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Подразделением центрального аппарата Минсельхозпрода, наделенным государственно-властными полномочиями, и осуществляющим государственный контроль и надзор в области ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, семеноводства, карантина и защиты растений, является Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода.
Задачами Департамента (в соответствии с Положением о Департаменте ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 05.05.2010 № 236 «О создании Департамента ветеринарного и продовольственного надзора и внесении дополнения и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» [2])являются:
– осуществление государственного контроля и надзора в области ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, семеноводства, карантина и защиты растений;
– участие в реализации единой государственной политики в области производства и переработки продукции сельского хозяйства, в том числе мясной и молочной продукции, ветеринарии.
Департамент осуществляет следующие контрольные и надзорные функции:
– выносит в установленном законодательными актами порядке предписания об устранении нарушений, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, а также имеет право требовать отстранения от работы главных государственных ветеринарных инспекторов областей, городов и районов в случае нарушения или ненадлежащего исполнения ими лично или подчиненными им должностными лицами законодательства в области ветеринарной деятельности;
– организовывает и контролирует деятельность подчиненных Минсельхозпроду государственных юридических лиц, за которую уполномочен отвечать Департамент, в том числе путем принятия решений и вынесения предписаний, направления запросов и получения необходимой информации, выполнения иных функций в соответствии с законодательством;
– осуществляет контроль и надзор за качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов в Республике Беларусь при их производстве и (или) хранении, экспорте и импорте (кроме осуществления торговой деятельности в отношении этих товаров);
– обеспечивает надзор за соблюдением производителями независимо от форм собственности требований технических нормативных правовых актов (за исключением технических регламентов), технологических процессов при производстве и (или) хранении, экспорте продовольственного сырья и пищевых продуктов;
– выдает разрешения на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и транзит через ее территорию подконтрольных товаров в случаях, установленных законодательством;
– осуществляет контроль за обеспечением ветеринарно-санитарного качества продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок, диагностических, профилактических и лечебных средств, изготавливаемых в Республике Беларусь или ввозимых из других государств для ветеринарных целей, а также за выполнением организациями и индивидуальными предпринимателями ветеринарно-санитарных правил;
– осуществляет государственный ветеринарный контроль объектов контроля и подконтрольных товаров, в том числе при ввозе, вывозе и транзите их через территорию Республики Беларусь;
– обеспечивает осуществление ветеринарного надзора на Государственной границе Республики Беларусь и транспорте;
– контролирует ветеринарно-санитарное состояние объектов, подконтрольных ветеринарной службе Республики Беларусь, а также осуществляет контроль за использованием ветеринарных препаратов в ветеринарии и животноводстве;
– осуществляет ветеринарный надзор за перевозками (перегонами) по территории Республики Беларусь, экспортом и импортом животных, продуктов животного происхождения, а также кормов и иных грузов, подконтрольных ветеринарной службе Республики Беларусь;
– осуществляет контроль в области семеноводства, фитосанитарный контроль, контроль за обращением со средствами защиты растений;
– обеспечивает контроль за качеством ввозимых в Республику Беларусь и производимых в ней средств защиты растений;
– осуществляет контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности в пределах компетенции Минсельхозпрода;
– применяет предусмотренные законодательными актами меры ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства в поднадзорной (подконтрольной) сфере деятельности.

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования (Главгостехнадзор)
Государственный надзор за техническим состоянием тракторов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (гостехнадзор) имеет своей задачей обеспечить выполнение сельскохозяйственными организациями и гражданами правил технической эксплуатации указанной техники, осуществление мероприятий по безопасности дорожного движения.
Государственный надзор за техническим состоянием тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования осуществляется через систему органов гостехнадзора, в которую входят:
Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования (Главгостехнадзор);
государственные инспекции по надзору за техническим состоянием машин и оборудования в областях;
районные инспекции гостехнадзора;
городские инспекции гостехнадзора.
Органы гостехнадзора в областях, районах и городах по вопросам государственного надзора за техническим состоянием тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования руководствуются только указаниями вышестоящих органов гостехнадзора.
Работой органов гостехнадзора руководит Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Органы гостехнадзора (в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования колхозов и других кооперативов, совхозов, предприятий, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан (гостехнадзоре), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18.06.1992 N 377 [7]) осуществляют следующие контрольные и надзорные функции:
осуществляют надзор за техническим состоянием находящихся в эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования, проводят периодически технические осмотры указанной техники и оборудования;
проводят регистрацию и ведут учет тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, самоходных мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин, в том числе машин, изготовленных на базе тракторов, принадлежащих предприятиям и организациям, независимо от форм собственности и их ведомственной подчиненности, крестьянским (фермерским) хозяйствам и гражданам, выдают в установленном порядке технические паспорта и государственные номерные знаки на указанную технику и ведут учет этих паспортов и номерных знаков;
осуществляют в установленном порядке регистрацию учебных организаций по подготовке механизаторов, принимают экзамены по правилам дорожного движения, технической эксплуатации и навыкам практического вождения тракторов, самоходных мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин, в том числе машин, изготовленных на базе тракторов, выдают удостоверения на право управления указанной техникой;
организуют работу комиссий по осмотру тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин, мотоблоков и малогабаритных тракторов, изготовленных самодеятельными конструкторами, и выдают заключения о соответствии их техническим требованиям;
участвуют в работе комиссий по рассмотрению претензий колхозов и других кооперативов, совхозов, иных сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан по поводу ненадлежащего качества проданных или отремонтированных для них тракторов, автомобилей, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования, а также поставляемых им горюче-смазочных материалов;
контролируют выполнение предприятиями, учреждениями и организациями необходимых мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, соблюдение правил технической эксплуатации и содержание в исправном состоянии тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин.
Таким образом, перечень органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) в сельском хозяйстве, и направления их контрольной (надзорной) деятельности определены Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Республиканским органом государственного управления в сфере сельского хозяйства. Минсельхозпрод имеет широкие правомочия на осуществление контрольной и надзорной деятельности.
Из результатов, проведенного анализа нормативных правовых актов, следует, что Минсельхозпрод свои правомочия в контролю и надзору реализует главным образом через входящие в его состав структурные подразделения (Департамент ветеринарного и продовольственного надзора,
Департамент по мелиорации и водному хозяйству, Департамент по хлебопродуктам, Главгостехнадзор и т.д.).
Несмотря на то, что Минсельхозпрод и подчиненные ему госорганы «курируют» достаточно специфические направления деятельности, проводимые ими контрольные и надзорные мероприятия должны соответствовать действующему законодательству.
В частности, соответствовать принципам: презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта; законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих; открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем их размещения на сайтах государственных органов и иных организаций; равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов; открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период; ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О ведомственном контроле в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
2. Положение о Департаменте ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь 05.05.2010 № 236// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
3. Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 9 марта 2010 г. № 143) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
4. Положение о Департаменте по мелиорации и водному хозяйству Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2011 № 867// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
5. Положение о Департаменте по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2011 № 867// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
6. Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2011 № 867// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
7. Положение о государственном надзоре за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования колхозов и других кооперативов, совхозов, предприятий, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан (гостехнадзоре), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18.06.1992 N 377 // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mshp.minsk.by/about//podrazd/meh/tehnadzor/
8. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011. – 283с.

Прокрутить вверх