Решение казуса про сына афинского крестьянина

Конец VII в. до н.э. Сын афинского крестьянина, видя, какую нужду испытывает его семья, залез в сад богатого эвпатрида и украл мешок яблок, но был пойман сторожами и заключен под стражу. Решение казуса по праву Древней Греции.

Казус

Конец VII в. до н.э. Сын афинского крестьянина, видя, какую нужду испытывает его семья, залез в сад богатого эвпатрида и украл мешок яблок, но был пойман сторожами и заключен под стражу. Его отец обратился в ареопаг с просьбой пощадить сына, так как он еще несовершеннолетний, и обещал возместить украденное, отработав у эвпатрида столько, сколько тот пожелает. Ареопаг сослался на законы Драконта и принял решение. Какое?

Ответ (Решение казуса)

Из законов архонта 621 г. до н. э. Драконта сохранились только те, которые касались непредумышленного убийства. Они действовали, в Афинах до III в. до н. э. В конце V в. до н. э. надпись с текстом этих законов была высечена заново на каменном столбе (старая, очевидно, разрушилась от времени) и выставлена на площади для народных собраний — агоре. Здесь ее и обнаружили археологи [8].

Как отмечает И.Е. Суриков [9, с.12] «драконовские» законы уже начиная с античности (конкретно – со второй половины IV в. до н.э.) воспринимались как беспрецедентно жестокие, будто бы они едва ли не все виды преступлений карали смертной казнью (таким образом, и кражу тоже).

Так, Плутарх пишет: «…Солон прежде всего отменил все законы Драконта, кроме законов об убийстве; он сделал это ввиду жесткости их и строгости наказаний: почти за все преступления было назначено одно наказание — смертная казнь; таким образом, и осужденные за праздность подвергались смертной казни, и укравшие овощи или плоды несли то же наказание, как и святотатцы и человекоубийцы» (Plut. Sol. 17). Плутарху вторит Авл Геллий, утверждающий, что по законам Драконта вор за любую кражу должен был караться смертью (furem cuiusmodicumque furti supplicio capitis poeniendum esse) (Gell. XI.18.3) [9, с.14].

Соответственно, исходя из вышеуказанных утверждений, по законам Драконта сын крестьянина за кражу должен был быть казнен.

Однако, как далее отмечает тот же И.Е. Суриков, применение смертной казни за обычную кражу следует ставить под сомнение, ввиду того, что   «законов Драконта не об убийстве (т.е. и о краже в том числе) либо не было вообще, либо они не могли сохраниться до времен классической афинской демократии. Помнить о них (в том случае, если они все-таки существовали) люди могли только по слухам, передаваемым из уст в уста, от поколения к поколению. Иными словами, вступала в силу устная традиция. А эта последняя весьма отличается от той, которая зафиксирована в письменных источниках; она пользуется своеобразными механизмами и обладает специфическими особенностями» [9, с.14].

Кроме того, в этой связи можно говорить о неточном понимании афинянами классической эпохи одного из положений драконтовского закона об убийстве [9, с.17], которое звучит так: «Если один человек, защищаясь, убьет другого, уводящего или уносящего что-то с применением силы и вопреки справедливости [под эту категорию подпадают и воры, точнее, грабители. — И.С.], причем совершит это на месте преступления, то такое убийство не требует наказания». Убивший грабителя не нес никакой ответственности. Это-то и могло впоследствии восприниматься как смертная казнь за воровство, в том числе и за — «неквалифицированное».

Список использованных источников

1.      Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. — М.: Высш. шк., 1988. — 496 с.

2.      Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. Издание т-ва О. Н. Поповой, 1913. — 96 с.

3.      Лурье С.Я. История Греции. Курс лекций. – Сост., авт. вступ. статьи Э. Д. Фролов. – СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 1993. – 339 л.

4.      Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I. Подгот. изд. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Наука, 1994. – 706 с.

5.      Сократ. Автор: Кессиди Ф.Х. М.: Мысль, 1988. — 220 с.

6.      Суд над Сократом. Сборник исторических свидетельств / Кургатников А.В. (сост.). СПб.: Алетейя, 2000. — 272 с.

7.      Суриков И.Е. Античная Греция : политики в контексте эпохи : время расцвета демократии / И.Е. Суриков ; [отв. ред. Л.П. Маринович] ; Ин-т всеобщ, истории РАН. — М. : Наука, 2008. — 383 с.

8.      Суриков, И.Е. Законодательство Драконта в Афинах и его исторический контекст / Суриков И.Е. // Древнее право. 2000. № 2 (7). С. 8-18.

9.      Суриков, И.Е. Кража в раннем греческом законодательстве (на примере Афин) / Древнее право. 2015. №1 (31) С.12-27.

10.    Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

11.    Хрестоматия по истории древнего мира. В 3-х томах. Том II. Греция и эллинизм. Струве В.В. (ред.) / М.: Учпедгиз, 1951 (в редакции Туркестанской библиотеки). — 340 с.

Статья была полезна?
Мы сможем добавлять больше полезного материала, если вы поддержите проект.

Не нашли нужный материал?
Поможем написать уникальную работу
(Без плагиата)

Прокрутить вверх