Современные проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения в России. Скачать готовую дипломную работу по Земельному праву России. Объем работы: 64 стр.; Страна: Россия. Год: 2013.
Введение……3
1. Правовая основа охраны земель в Российской Федерации….6
1.1. Понятие, сущность, структура и цели охраны земли……6
1.2. Современное законодательство, регламентирующее вопросы охраны земли……21
2. Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения……27
2.1. Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения……27
2.2. Совершенствование действующего законодательства по охране земель сельскохозяйственного назначения……46
Заключение…51
Список использованных источников………53
ВВЕДЕНИЕ
Экономически развитые страны в управлении земельными ресурсами, их использовании отдают приоритет землям сельскохозяйственного назначения, среди которых главное место занимают сельскохозяйственные угодья.
Это объясняется не только тем, что «эти земли служат сферой жизненного пространства и средой обитания людей, но и основным источником продовольствия для постоянно растущего населения. Рациональное и эффективное их использование обеспечивает продовольственную безопасность, занятость и поддержание традиционного уклада жизни сельского населения, создает условия для стабильного развития и повышения устойчивости сельской экономики» .
Между тем, по имеющимся статистическим данным на 1 января 2010 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 400,0 млн. га. В сравнении с предшествующим годом площадь категории земель в составе земельного фонда Российской Федерации уменьшилась на 2,3 млн. га .
Площадь оврагов в настоящее время превышает 900 тыс. га, а их ежегодный рост достигает 10-15 тыс. га. За время земельной реформы севообороты были нарушены на площади 70,65 млн га, что составляет почти 90% посевных площадей. Содержание гумуса за последние 25 лет снизились на 20%, что свидетельствует о катастрофическом падении плодородия сельскохозяйственных угодий. Площадь мелиорированных земель сократилась на 4,21 млн га.
На территории 35 субъектов Российской Феде-рации возникли и стали активно развиваться процессы опустынивания. В Республике Калмыкии образовалась первая в Европе пустыня! В северном регионе за последние 25 лет в 2 раза сократились площади лишайниковых тундр. Процессами деградации затронуты до 25% оленьих пастбищ .
Основными причинами указанных явлений является то, что действующее законодательство и подзаконные нормативные акты недостаточно четко определяют содержание и процедуры формирования земельных участков сельскохозяйственного назначения, подготовки документов, необходимых для их постановки на кадастровый учет, не устанавливают регламенты согласования и утверждения кадастровых документов. Это порождает забюрократизированность правовых процедур при оформлении участков и их регистрации. Отдельные кадастровые палаты неоправданно в состав межевых дел включают информацию, без которой можно обойтись при постановке земельного участка на кадастровый учет, что ведет к росту стоимости работ.
Указанные обстоятельства говорят об особой актуальности тематики охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Необходимо отметить, что отдельные направления охраны земель сельскохозяйственного назначения достаточно детально разработаны отечественными учеными, однако комплексные труды в данной сфере отсутствуют.
Цель исследования: комплексный анализ института охраны земель сельскохозяйственного назначения с определением проблем в данной сфере и выработкой их решений.
Поставленная цель обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— определить понятие, сущность, структуру и цели охраны земли;
— изучить современное законодательство, регламентирующее вопросы охраны земли;
— определить правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения;
— выявить основные проблемы в исследуемой сфере и предложить их решения.
Объектом исследования является институт охраны земель сельскохозяйственного назначения в национальном законодательстве. Предметом – правоотношения в области охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов: Иванов Н.И. — разработка документов по планированию и организации использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; Иващук И.С. выясняет специфику правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения; Ибрагимов К.Х. — Правовые проблемы государственного земельного контроля в России; Корнева Н.Н., Фадеева А.А — Планирование мероприятий по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения и др.
При подготовке дипломной работы использовались нормативные правовые акты (положения Конституции, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов), а также общетеоретическая и специальная литература.
Дипломная работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, списка использованных источников. Объем работы составляет — 57 листов; использовано 38 источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель настоящего исследования, являлся комплексный анализ института охраны земель сельскохозяйственного назначения с определением проблем в данной сфере и выработкой их решений.
Поставленная цель обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— определить понятие, сущность, структуру и цели охраны земли;
— изучить современное законодательство, регламентирующее вопросы охраны земли;
— определить правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения;
— выявить основные проблемы в исследуемой сфере и предложить их решения.
В ходе выполнения работы было установлено следующее:
по законодательству Российской Федерации, и по положениям доктрины земля и почвы как объекты экологических отношений юридически неотделимы один от другого. Неотделимость обусловлена теснейшей и значимой в экосистемном контексте связью двух функций земли – естественного средства производства в сельском и лесном хозяйствах и пространственного базиса – основы развития социальной инфраструктуры.
Охрана земель – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление земель (почв), их рациональное использование и воспроизводство, а также предотвращение негативного на них воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий. С этой точки зрения деятельность по охране земель можно в полной мере считать составной частью природоохранной деятельности. Под сущностью охраны земель следует понимать комплекс правовых мер, осуществляемых в целях такой охраны. В структуру охраны земель следует включать: учет земель; государственный земельный контроль; землеустройство; меры ответственности за нарушение требований по охране земель. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
С учетом особой значимости для государства и общества земель сельскохозяйственного назначения, отечественный законодатель предусмотрел и довольно жесткий порядок предоставления и использования земель указанной категории.
Оптимизация законодательства в сфере охраны земель должна идти по пути систематизации, в ходе которой должны быть устранены все имеющиеся пробелы и противоречия. При этом, особое внимание, по нашему мнению, следует уделить таким вопросам как; предоставление льгот при уплате земельного на¬лога субъектам, осуществляющим выполнение необхо¬димых мероприятий в этой сфере; предоставление льготных кредитов для приобре¬тения удобрений и химических средств, а также специ¬альной техники; компенсация землепользователям части произве¬денных ими затрат на мероприятия по восполнению и повышению почвенного плодородия и другие меры, спо¬собствующие проведению природоохранных мероприя¬тий на паритетных началах (часть затрат производится собственником, часть — государством).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». – М., — 2013.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
3. Земельный кодекс Российской Федерации 25 октября 2001 №136-ФЗ (в ред. от 30.12.2012 №318-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. 30.12.2012 №312-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
5. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
6. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
7. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
8. О землеустройстве: Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (в ред. от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
9. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон Российской Федерации от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 г. N 248-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
10. О мелиорации земель: Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ (в ред. от 28.11.2011 г.) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
11. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
12. Положение о государственном земельном контроле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 (в ред. от 11.04.2011 г. N 267) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
13. Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 N 846// Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
14. ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения», введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.1985 (введен в действие 01.01.1987) // Официальный сайт Росстандарта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gost.ru/wps/portal/. – дата доступа: 01.01.2013.
15. Решение Арбитражного Суда Республики Коми от 9 января 2012 года по делу № А29-9131/2011 //Банк решений арбитражных судов/Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/. – дата доступа: 08.01.2013.
16. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2009 году. М., 2010.
17. Балакай Н.И. Проведение противоэрозионных мероприятий — первоочередная задача охраны сельскохозяйственных земель / Балакай Н.И.//Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации. 2011. № 3. С. 16-16.
18. Бринчук М.М. Объект земельно-правовых отношений
/Бринчук М.М.// Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3. С. 129-132.
19. Бухтояров Н.И., Седлов И.В. Задачи и проблемы государственного регулирования земельных отношений на современном этапе /Бухтояров Н.И., Седлов И.В.//Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2008. № 1-2. С. 90-95.
20. Вождаева Н.Г. Совершенствование организационно-управленческих решений существующего сельскохозяйственного землепользования / Вождаева Н.Г.// Вестник НГИЭИ. 2012. № 1. С. 5-12.
21. Воробьев А.В., Денисова Е.В. Определение особо ценных продуктивных угодий с использованием результатов государственной кадастровой оценки земель /Воробьев А.В., Денисова Е.В.// Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2010. № 3. С. 102-104.
22. Жариков Ю.Г. Нормы гражданского права в сфере земельных отношений /Жариков Ю.Г. // Журнал российского права. 2011. № 11. С. 33-39.
23. Иванов Н.И. О разработке документов по планированию и организации использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения /Иванов Н.И.//Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2011. Т. 19. № 1. С. 119-122.
24. Иващук И.С. О специфике правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения /Иващук И.С.// Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 238-240.
25. Ибрагимов К.Х. Правовые проблемы государственного земельного контроля в России /Ибрагимов К.Х.//Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4. С. 202-203.
26. Иосифиди С.Д. Правовые проблемы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения / Иосифиди С.Д.//Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2009. Т. 1. № 21. С. 275-278.
27. Иосифиди С.Д. К вопросу об эффективности мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране земель сельскохозяйственного назначения /Иосифиди С.Д.//Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2009. Т. 3. № 23-1. С. 218-220.
28. Клычова А.С. Методы оценки сельскохозяйственных угодий / Клычова А.С.// Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2011. Т. 22. № 4. С. 47-52.
29. Корнева Н.Н., Фадеев А.А Планирование мероприятий по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения /Корнева Н.Н., Фадеев А.А.//Экономика, труд и управление в сельском хозяйстве. 2010. № 01. С. 36-39.
30. Лойко П.Ф. Законы надо совершенствовать /Лойко П.Ф.//Экономика, труд и управление в сельском хозяйстве. 2010. № 3. С. 2-7.
31. Лютых Ю.А. Повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения /Лютых Ю.А. // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2010. № 1. С. 3-5.
32. Максимов Е.Л. Некоторые проблемы обеспечения рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения /Максимов Е.Л.//Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 165-168.
33. Манжалей В.Н. Современные проблемы перераспределения земель сельскохозяйственного назначения /Манжалей В.Н.//Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. Т. 3. № -1. С. 249-251.
34. Минина Е. Л. и др. Экологическое право / под ред. С. А. Боголюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 482 с.
35. Проблемы деградации и восстановления продуктивности земель сельскохозяйственного назначения /Отв. ред. А. В. Гордеев [и др.]. − М: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. − 68 с.
36. Семенов С.Н., Пашков В.П. Земельный кодекс Российской Федерации в его логических противоречиях /Семенов С.Н., Пашков В.П./ Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 3. С. 24-38.
37. Фадеев А.А., Корнева Н.Н. Землеустроительное обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения /Фадеев А.А., Корнева Н.Н.//Никоновские чтения. 2008. № 13. С. 322-324.
38. Школина Н.Н. Экономическое стимулирование использования земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями законодательства/Школина Н.Н.// Сибирская финансовая школа. 2009. № 3. С. 21-25.