Вклад Г.И. Россолимо в развитие психологической диагностики.
Готовая контрольная работа по дисциплине «Психология». Скачать бесплатно.
Объем работы: 14 стр.; Год: 2012; Страна: Все.
Заказать контрольную работу по по дисциплине «Психология» можно здесь.
ВВЕДЕНИЕ
Ни одна наука не возникает внезапно, на пустом месте. Еще задолго до ее появления образуется совокупность идей, представлений и суждений, основанных на вековом человеческом опыте познания себя самого и окружающего мира. «Концентрация тех знаний, которые позднее вобрала в себя психодиагностика, происходила во многих сферах человеческой жизнедеятельности» [4, C.9].
Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психоло-гические особенности людей для решения разнообразных практиче¬ских задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Психодиаг¬ностика как прикладная наука сформировалась не сразу, а прошла зна¬чительный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути.
«Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практи¬ки. Ее возникновение было подготовлено несколькими направления¬ми в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология, по-скольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагности¬ческих методик, разработка которых и составляет одну из задач пси-ходиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. Первыми экспериментальными методами психо¬логию снабдили другие науки, главным образом физиология» [2, C.21].
В отечественную психологию эксперимент был введен во второй половине XIX в. Но для возникновения психологической диагно¬стики необходимо было, чтобы практике потребовалось знание об ин-дивидуально-психологических особенностях человека. Оте¬чественные работы по психологической диагностике начали выполняться в первые десятилетия XX столетия.
Первые значительные дореволюционные отечественные работы по психологическому тестированию принадлежат крупнейшему невропатологу и психиатру Григорию Ивановичу Россолимо. Труды Г.И. Россолимо оказали значительное влияние на становление и развитие психологической диагностики.
Обращение автора к работам Г.И. Россолимо является чрезвычайно актуальным в силу того, что они олицетворяют те важные тенденции, которые были характерны не только для прошлого, но и для современной психологии. Сегодня развитию психологии свойственен интегральный подход в изучении человека. Психологическая концепция Г.И. Россолимо основана на синтезе различных межпредметных областей знания таких, как медицинская психология, педагогическая психология, психотехника, психология искусства и др. Именно этот подход позволяет психологии продуктивно двигаться вперед и сегодня.
ВКЛАД Г.И. РОССОЛИМО В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Григорий Иванович Россолимо родился 5 декабря 1860 года в Одессе в греческой семье, где по линии отца и матери «существовал целый ряд научных и музыкальных дарований». С раннего детства будущего ученого обучали русскому, греческому, французскому и итальянскому языкам.
В отроческие годы Г.И. Россолимо занимался в известной школе сестер Комстадиус и Дмитриевой, вдохновителями создания которой были многие профессора Новороссийского университета (И.М. Сеченов, И.И. Мечников и др.).
В 1871–1879 г.г. он обучался в Ришельевской одесской гимназии, а в 1879–1884 гг. – на медицинском факультете Московского университета.
Склонность к научным изысканиям, увлечение неврологией и психологией проявились с первых лет обучения в университете: он был активным членом научных кружков В.Е.Глики и А.Б. Фохта, прилежно занимался анатомией и физиологией нервной системы, а с четвертого курса усердно трудился в клинике А.Я. Кожевникова. Еще будучи студентом опубликовал две научные работы.
В 1885–1888 гг. Г.И. Россолимо – ординатор клиники нервных болезней университета. В 1887 г. он успешно защитил диссертацию.
С 1889 г. Г.И. Россолимо – приват-доцент университета (читал курс пропедевтики нервных болезней). В 1890 г. его назначили заведующим нервным отделением, состоявшим при клинике внутренних болезней в Ново – Екатерининской больнице и получил «возможность воспитывать своих учеников». В 1908 г. ему было предоставлено право читать в больнице «параллельный обязательный курс» [1, C.9].
Плодотворная педагогическая, клиническая, научная деятельность в связи с непредвиденными обстоятельствами испытала серьезные затруднения: в знак протеста против деятельности министра просвещения Л.А. Кассо, учинившего форменный разгром Московского университета в 1911 г., Г.И. Россолимо, вместе с В.К. Ротом, К.А. Тимирязевым и другими профессорами покинул университет.
В годы вынужденного пребывания вне университета Г.И. Россолимо «соорудил на свои трудовые сбережения и содержал небольшое … учреждение «Институт детской неврологии и психологии». В этом учреждении в Москве были заложены «основы научной разработки вопросов детской дефективности и прикладной психологии», были собраны богатые коллекции научных и учебных материалов. Все они позже будут переданы в дар Московскому университету.
«Разнородные (клинические, педагогические, научные, организационные) вопросы неврологии и психологии детского возраста занимали в деятельности Г.И. Россолимо столь значительное место и столь плодотворно культивировались, что он удостоился звания основоположника отечественной детской психоневрологии.
Г.И. Россолимо шесть лет (1911–1917) вынужденно отсутствовал в университете.
В 1917 г. он был избран на кафедру, созданную его учителем, и возглавлял ее до 1928 г. В клинике нервных болезней им было создано первое в стране и в Европе детское отделение» [3, С.171].
В своей многогранной профессиональной деятельности Г.И. Россолимо был по-настоящему талантлив как организатор, педагог, клиницист, исследователь.
Научное творчество ученого отличалось значительным разнообразием. Всего им было опубликовано свыше ста трудов.
Анализ жизненного пути Г.И. Россолимо позволяет выделить два периода: первый (медицинский) с начала учебы на медицинском факультете в 1878 году до 1908 года. Началом второго периода (психологического) стал 1908 год, когда Г.И. Россолимо впервые выступил с докладом о методе психологических профилей. Биография Г.И. Россолимо свидетельствует о том, что среди главных факторов, повлиявших на его становление как ученого, были следующие: условия семейного воспитания, оппонентный круг, личностный фактор, социально-культурная атмосфера.
Г.И. Россолимо многое сделал особенно в области психологии (изучение психологии детей и психофизиологии музыкального таланта, психологии взаимоотношений врача и пациента, составление психологических характеристик А.Я. Кожевникова, С.С. Корсакова, А.П. Чехова и др.).
Систематизируя и квалифицируя различные варианты и формы страха, прослеживая взаимосвязи воспитания и чувства страха, Г.И. Россолимо приходит к многозначительному выводу: «необходимо целенаправленно бороться с тем, что ранее составляло основу воспитания – воспитывать в страхе» [9, С.607].
«Для суждения о состоянии детской души автор полагал необходимым не только анализировать истории развития и роста, изучать особенности поведения в семье и школе, но и оценивать интеллект, соображение, память, воображение, чувства, волю и другие параметры психологических процессов» [6, С.51].
Анализу и оценке результатов исследования музыкальных способностей и вариантов их нарушения сопутствует достаточно неожиданный вывод: такие способности с позиции эволюции – это атавистический признак, так как в борьбе за выживание их значимость уступает другим более полезным с этой точки зрения свойствам.
Позже эти умозаключения Г.И. Россолимо получат развитие в трудах другого знаменитого питомца Московского университета С.Н. Давиденкова, который утверждал, что на путях эволюции человека отбор одаренных «невыгоден» для повседневной жизни: такие субъекты менее приспособлены к изменениям среды обитания, чаще погибают от своих психических «преимуществ» из-за переразвития признака за границы непосредственной полезности для особи. Поэтому «выбором судьбы», по мнению С.Н. Давиденкова, стал физический и интеллектуальный «середняк», хорошо адаптирующийся к социальной среде.
Музыкальная талантливость, по убеждению Г.И. Россолимо, идет рука об руку с психической неуравновешенностью и психическим вырождением. Автор полагал, что судьбы Моцарта, Бетховена, Шопена, Берлиоза, Шумана и большинства «других музыкальных гениев» являются весомыми аргументами для его выводов.
«Автор был убежден в том, что усиленные занятия искусствами вредоносно воздействуют на нервную систему (развивается патологически повышенная эмоциональность, болезненная возбудимость и др.) и предупреждал о недопустимости в программе эстетического воспитания молодежи чрезмерных занятий музыкой, живописью и литературой, избыточного увлечения театром. Удивительно современны суждения Г.И. Россолимо о психологии взаимоотношений врача и больного, о профессиональных и личностных качествах целителя, о роли психогенных факторов в клинической манифестации заболеваний, о моде в медицине.
Он был убежден, что альфой и омегой медицинской науки и практики должна быть личность страдающего человека: «…. врачу в своей деятельности приходится считаться не с обыкновенным человеком, а со страдающим человеком, как с особой психологической разновидностью … чем больше врач лечит больного, а не болезнь, тем больших он достигает успехов». Этот вывод автора удивительно корреспондирует с афористической дефиницией замечательного отечественного интерниста М.Я. Мудрова: «Врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин … врачевание состоит в лечении самого больного» [5, С.137-138].
Г.И. Россолимо утверждал, что ответственный врач обязан стремиться быть вооруженным полным научным арсеналом современной медицины, но он не должен увлекаться новизною и внешними достоинствами недостаточно проверенных лечебных средств и способов. Он однозначно негативно относился к моде в медицине, когда нередко приходилось сталкиваться с «знаменитостями», с замечательными «кураторами», с повальным увлечением гомеопатией, вегетарианством, «электро-гидро-механо- терапевтическими приемами», которые легко можно было заменить простыми и дешевыми приборами, модными курортами, все действие которых сводилось к «простой перемене обстановки и нормированному режиму». Ученый писал о великом множестве продуктов «…лечебных и питательных, эфемерных и вполне достаточных разве лишь для увеличения оборота некоторых торговых фирм» [5, С.137-138].
Отдавая должное вкладу Г.И. Россолимо в изучении разных аспектов психологии, коллеги, сочувствовавшие его научным поискам, настаивали: «Вы предвосхищали появление и рассвет современной психотехники и стали в первые ряды ее представителей». Но и его почитатели признавали, что предложенная им методика «психологических профилей» вошла в обиход, главным образом, в «деле изучения детской дефективности» [5, С.137-138].
Ограничение сферы применения искомой методики только рамками «детской дефективности» нельзя признать безупречной позицией. Г.И. Россолимо, работая членом «Центральной комиссии по психо-физиологическому обследованию армии и флота при Главсанупре», разработал методы обследования авиаторов, которые были успешно апробированы, а ученый удостоился особой благодарности Реввоенсовета. Его разработки позже найдут применение в космической медицине.
Ученый также предлагал методы массового психологического обследования различных групп населения, способы профессионального отбора работников транспорта, приемы повсеместного осмотра поступающих в школу детей и оперативного отбора лиц во вспомогательную школу.
Свой метод Г.И. Россолимо определял как «метод количественной оценки некоторых простых и сложных душевных процессов, метод составления психологических профилей» [7, С.17]. По 10-балльной системе оценивалось состояние 11 психических процессов:
— внимания и воли (характеризуют психический тонус);
— точности восприимчивости, запоминания зрительных восприятий, запоминания элементов речи и запоминания чисел (квалифицируют восприимчивость);
— осмысления, комбинаторной способности, сметливости, воображения, наблюдательности (аттестуют ассоциативные процессы). Используя полученные данные, исследователь строил график и получал психологический профиль. В норме показатели ассоциативных процессов всегда выше значений группы восприимчивости, а цифровые данные располагаются выше цифры шесть.
Автор, в частности, обследовал детей и юношей отсталых, малоуспевающих, рассеянных, ленивых, порочных, способных. Полученные результаты, несомненно, любопытные не всегда подлежат однозначной трактовке.
Автором установлено, в частности, что наилучший профиль, кроме способных, имели порочные, хотя показатели ассоциативной группы у них были ниже характеристик восприимчивости и уступали детям всех групп, кроме отсталых. Объем забываемости у отсталых превышал аналогичный параметр у способных в четыре раза, но числовые значения внимания и запоминания чисел у отсталых детей приближались к таковым у способных. У малоуспевающих (с недостатком способностей) запоминание чисел, комбинаторные способности и сметливость были близки к значениям в группе способных, а объем забываемости превышает даже показатели в группе отсталых.
Интерпретировать такие сравнительные квалификации отдельных свойств и процессов затруднительно. Поэтому ученый старался быть предельно аккуратным в формулировках и полагал, что получаемые результаты свидетельствуют лишь о «принципиальных исходных точках для характеристики психологии ребенка» [8, С.301]. Но в адекватности итогов обследования автор был убежден. Его уверенность базировалась, в частности, на сопряженности (хотя и не всегда) данных изучения профилей с медико-педагогическими характеристиками.
Г.И. Россолимо был также убежден в необходимости предварительной оценки способностей ребенка при поступлении в школу и предлагал, в частности, упрощенную ориентировку в интеллектуальной «наличности» отрока. Но не менее определенно и четко он понимал и то, что материалы научных изысканий «не дают отдельного паспорта для направления в тот или иной класс, в ту или иную низшую или среднюю школу» [8, С.301].
Г.И. Россолимо также проводились психотехнические исследования при разнородной патологии головного мозга. Установлено, что из 11 изученных параметров «уровень дебильности» (6,0) превышали у больных паркинсонизмом 5 показателей, у лиц с эпилепсией – 5, с церебральным атеросклерозом – 2. Некоторые из этих результатов трудно экстраполировать на повседневную клиническую практику.
Несомненный интерес представляют следующие данные: у лиц с истерией фактически все цифровые значения превышали 6,0, а показатели ассоциативных процессов уступали только результатам в группе способных; у пациентов же с «травматическим неврозом», напротив, только один признак превышал «порог дебильности». Следовательно, для дифференциации «органических» и «функциональных» расстройств полученные результаты заслуживают более глубокого анализа.
При всей дискуссионности и неоднозначности полученных ученым результатов, некоторые избыточно категоричные и излишне эмоциональные негативные оценки психологических и психотехнических научных исследований Г.И. Россолимо несомненно должны быть оставлены. В современной науке подобные методы исследования используются повсеместно и достаточно продуктивно. Г.И. Россолимо предпринимались поиски «нового метода объективного исследования психических функций» и эти усилия ученого-новатора должны оцениваться по достоинству.
Г.И. Россолимо, «человек большого обаяния … и высокой культуры», любил театр, увлекался поэзией, хорошо рисовал, играл на скрипке. Он общался с В.Г. Короленко, В.В. Вересаевым, П.И. Мельниковым-Печерским, С.Н. Танеевым, А.В. Гольденвейзером, А.А. Яблочкиной. Г.И. Россолимо встречался и несколько раз беседовал с Л.Н. Толстым, когда приезжал в Ясную Поляну для осмотра Софьи Андреевны. Его однокурсником был А.П. Чехов, с которым Г.И. Россолимо связывали «чрезвычайно нежные и дружеские чувства».
Отдавая должное профессиональной деятельности ученого, необходимо обязательно упомянуть о том, что Г.И. Россолимо был одним из учредителей общества неврологов и психиатров в Москве, участвовал в формировании городского психологического общества и в создании «Журнала имени С.С. Корсакова». Он состоял членом ряда зарубежных обществ неврологов и психиатров (в Париже, Филадельфии, Риме и др.)
Г.И. Россолимо был, несомненно, многогранной личностью, которой были свойственны универсальность интересов, наблюдательность, настойчивость и страстность в достижении цели, пытливость ума, оригинальность творческой мысли. Коллеги видели в нем «чрезвычайно живую, яркую, оригинальную индивидуальность», которая обладала «подлинной интуицией и неутолимым характером» и действовала на учеников «как активатор, фермент».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, оценивая вклад Г.И. Россолимо в развитие отечественной психологической диагностики, можно сделать следующие выводы:
Теоретические проблемы в психологии были объектом приложения творческих сил Г. И. Россолимо, они были включены в контекст его работ, имеющих практическое значение. Г.И. Россолимо не отождествлял механически психику с процессами головного мозга, при этом сумел избежать идеалистического разрыва между психикой и мозгом. Ученый был сторонником системного подхода к исследованию личности.
Философские взгляды ученого являлись важным условием, обеспечивающим успешность конкретной научной работы. Его гносеологические позиции заключались в предпочтении методов точной науки всем остальным, ученый считал наиболее правильным тот путь, который проходит по твердой почве рациональных изысканий. Г.И. Россолимо обозначил себя как сторонник проверки на практике любого научного утверждения как обязательного условия доказательности.
Предложенный Россолимо метод психологических профилей как многомерная программа исследования личности состояла из целого ряда экспериментально-психологических приемов. Суммируя их результаты, исследователь мог получить обширное представление об индивидуальных свойствах испытуемой личности. Оригинальность метода заключалась как в подборе тестовых заданий, так и в способе оценки полученных результатов.
Метод психологических профилей Г.И. Россолимо имел большое значение для развития различных отраслей психологии. Оп широко использовался в педологических исследованиях и в психологических и психотехнических лабораториях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адрес общества невропатологов и психиатров при Московском университете // Неврология, невропатология, психология, психиатрия. – М. Наркомздрав, Главнаука, 1925. – С. 8–13.
2. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. –– СПб.: Питер, 2005. — 303с. С.-21
3. Брусиловский Л.Я. Григорий Иванович Россолимо // Журн. Невропатол. и псих. – 1960. – Т. 60, №12. – С. 1670–167].
4. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер,2006. — 351 с. С.9.
5. Михайленко, А.А. Крупнейший отечественный невролог (К 150–летию со дня рождения Г.И. Россолимо) /А.А.Михайленко//Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова 2009, т. 4, № 2 – C.136-139
6. Россолимо Г.И. План исследования детской души. Пособие для родителей и педагогов. – М.: Типо-литография т-ва И.Н.Кушнерев и Ко, 1906. – 90.
7. Россолимо, Г. И. Психологические профили. — М., 1910.
8. Россолимо, Г.И. «Психологические профили» дефективных учащихся // Журн. невропатол. и псих. –1914. – № 3. – С. 267–30
9. Россолимо Г.И. Страх и воспитание // Вопросы нервно-психической медицины. – 1897. – Т. 2. – С. 593–6