Особенности рассмотрения споров о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
Готовая контрольная работа по дисциплине «Гражданский процесс России». Скачать бесплатно. Объем работы: 25 стр.; Год: 2012; Страна: Россия.
Заказать контрольную работу по Гражданскому процессу можно здесь.
Введение
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Как и в других областях человеческих знаний, законодательство о банкротстве являясь относительно новым явлением в нашей стране, требует ответа на многие вопросы.
Правовой институт несостоятельности (банкротства) – институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Процедура банкротства является «санитаром» экономики устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован. Убыточные предприятия имели возможность пользоваться поддержкой государства. Таким образом, возрождение института несостоятельности стало возможным в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям.
Существование института банкротства обусловлено несколькими причинами. Во-первых, необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны возникает необходимость устранения из оборота такого участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части всего этого имущество на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является вынужденной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц. Поэтому законодательство предлагает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств.
В тоже время процедура банкротства для должника часто является положительной мерой. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать или продолжить собственное дело.
1. Нормы законодательства, регулирующие порядок рассмотрения споров о банкротстве предприятий
В соответствии с ч.1 ст.223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Если иное не предусмотрено статьей 17 АПК дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично. При этом, к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
Часть 3 ст.223 АПК устанавливает, что определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
Кроме ст.223 рассмотрению дел о банкротстве в АПК посвящено еще две статьи, нормативные положения которых можно свести к следующему:
— с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (ст.224 АПК).
— по делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные главой 15 АПК и другими федеральными законами (ст.225 АПК).
Как видим, АПК достаточно скудно регулирует вопросы рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), ссылаясь на нормы других федеральных законов.
К таким законам следует относить: Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» , Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» .
Кроме федеральных законов среди источников правового регулирования правоотношений в сфере споров о банкротстве необходимо выделить также и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: №35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее – Постановление) и др.
Указанные правовые акты предусматривают особенности рассмотрения дел о банкротстве применительно к каждой из стадий банкротства .
Согласно ст.6 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве (если законом не предусмотрено иное) им может быть возбуждено при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину — не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 .
Для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Таким образом, АПК достаточно скудно регулирует вопросы рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), ссылаясь на нормы других федеральных законов. К таким законам следует относить в первую очередь Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Кроме федеральных законов среди источников правового регулирования правоотношений в сфере споров о банкротстве необходимо выделить также и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
2. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств (ст.7 Закона о банкротстве).
Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.
Закон (ст.9) предусматривает также случаи, когда должник обязан подать заявление . Так, в частности, руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
— удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
— органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
— органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
— обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
— должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
— Федеральным законом предусмотрены иные случаи.
При этом, в указанных выше случаях заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Кроме того, в случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.
Дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве (ст.32 Закона).
Исходя из вышеизложенного, особенностью рассматриваемой категории дел является субъектный состав лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, к которым относятся должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
3. Общие положения о порядке рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)
По делам о банкротстве установлена исключительная подсудность, такие дела в отношении юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица (ч.4 ст.38 АПК).
Данное правило является одной из особенностей споров о банкротстве, так как на данную категорию дел не распространяются положения ст.36 и 37 АПК.
Согласно ч.6 ст.4 АПК по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.
Между тем, для споров о банкротстве установлена специальная подведомственность: такие споры рассматривают исключительно арбитражные суды (п.1 ч.1 ст.33 АПК) и дела о банкротстве не могут быть переданы на рассмотрение в третейский суд (ч.3 ст.33 Закона о банкротстве). Что также можно считать особенностью рассмотрения указанной категории дел.
Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом при наличии оснований, предусмотренных ст.6 Закона о банкротстве.
В делах о банкротстве участвуют:
— должник;
— арбитражный управляющий;
— конкурсные кредиторы;
— уполномоченные органы;
— лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления .
В случаях, предусмотренных настоящим Законом о банкротстве, в деле могут участвовать федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника (ст.34 Закона о банкротстве).
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:
— представитель работников должника;
— представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия;
— представитель учредителей (участников) должника;
— представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
— представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
— уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законом о банкротстве.
Кроме того, в арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:
— саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;
— орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;
— кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст.51 Закона о банкротстве). Данные положения также можно считать особенностью рассматриваемой категории споров, так как по общему правилу (ч.1 ст.152 АПК) дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.
Таким образом, по делам о банкротстве установлена исключительная подсудность, такие дела в отношении юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица. На данную категорию дел не распространяются положения ст.36 и 37 АПК. Для споров о банкротстве установлена специальная подведомственность: такие споры рассматривают исключительно арбитражные суды и дела о банкротстве не могут быть переданы на рассмотрение в третейский суд.
4. Особенности подачи заявления о признании должника банкротом
Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме. Указанное заявление подписывается руководителем должника юридического лица или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу заявления о признании должника банкротом.
Заявление должника может быть подписано представителем должника в случае, если такое полномочие прямо предусмотрено в доверенности представителя.
В заявлении должника должны быть указаны :
— наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;
— сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, в том числе срок исполнения которых наступил на дату подачи в арбитражный суд заявления должника, в размере, который не оспаривается должником, с указанием причин возникновения задолженности;
— сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения авторов результатов интеллектуальной деятельности;
— размер задолженности по обязательным платежам;
— обоснование невозможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника либо иных действий, явившихся основанием для подачи заявления в соответствии с Законом о банкротстве;
— сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, об исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке;
— сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности;
— регистрационные данные должника — юридического лица (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика);
— номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;
— кандидатура временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть
утвержден временный управляющий;
— перечень прилагаемых документов.
В случае, если должник в своей деятельности использует сведения, составляющие государственную тайну, в заявлении указывается форма допуска к государственной тайне руководителя должника.
В заявлении должника могут быть указаны иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения.
К заявлению должника могут быть приложены имеющиеся у должника ходатайства.
В случае, если в заявлении должника не указана кандидатура временного управляющего, в заявление должника могут быть включены дополнительные требования к кандидатуре временного управляющего.
Кроме того, копии заявления должник обязан направить конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, собственнику имущества должника — унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления, а также иным лицам в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве (ст.37 Закона).
К заявлению должника, на ряду с документами, предусмотренными АПК, должны быть приложены документы, подтверждающие:
— наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
— основание возникновения задолженности;
— иные документы, предусмотренные ст.38 Закона о банкротстве.
Заявление конкурсного кредитора о признании должника банкротом (далее — заявление кредитора) подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора — юридического лица подписывается его руководителем или представителем, заявление кредитора-гражданина этим гражданином или его представителем.
Заявление кредитора должно соответствовать требованиям п.2 ст.39 Закона о банкротстве. К заявлению кредитора должны быть приложены документы, предусмотренные ст.40 Закона о банкротстве, могут быть приложены имеющиеся у конкурсного кредитора ходатайства.
Если после принятия судом заявления конкурсного кредитора о возбуждении дела о банкротстве и до рассмотрения его обоснованности суд установит, что судебный акт, подтверждающий требования заявителя, был отменен (как до возбуждения дела о банкротстве, так и после), суд отказывает данному заявителю во введении наблюдения (п.1 Постановления).
Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается конкурсными кредиторами, объединившими свои требования.
Конкурсный кредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику.
Заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом в части задолженности по денежным обязательствам (далее — заявление уполномоченного органа) должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора.
Заявление уполномоченного органа, как и вышеприведенные заявления, подается в арбитражный суд в письменной форме.
Заявление уполномоченного органа должно содержать сведения, перечень которых установлен п.3 ст.41 Закона о банкротстве.
Уполномоченный орган обязан направить копию своего заявления должнику. Заявление уполномоченного органа может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам.
Таким образом, еще одной особенностью рассмотрения споров о банкротстве предприятий является существенно расширенный перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении, и перечень документов, которые заявитель должен к нему приложить.
5. Определения, выносимые арбитражным судом по заявлению о признании должника банкротом
Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК и закона о банкротстве.
В случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным, но к указанному заявлению приложены не все необходимые документы, указанное заявление принимается арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству (ст.42 Закона о банкротстве). Что также является особенностью рассмотрения дел о банкротстве, так как ст.42 Закона о банкротстве устанавливает обязанность суда принять заявление и в том случае, если к нему приложена лишь часть необходимых документов. В тоже время по общему правилу, предусмотренному ч.1 ст.127 арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых АПК к его форме и содержанию.
О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд.
Определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется заявителю, должнику, в орган по контролю (надзору), заявленную саморегулируемую организацию.
По ходатайству лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, арбитражный суд вправе принять предусмотренные АПК меры по обеспечению заявления (ст.42 Закона о банкротстве).
В принятии заявления о признании должника банкротом отказывается в случае (ст.43 Закона о банкротстве):
— нарушения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве;
— подачи заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве и введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Основанием для оставления заявления без движения является установление арбитражным судом того факта, что оно подано с нарушением требований, предусмотренных статьями 37 – 41 Закона о банкротстве. Об оставлении заявления без движения арбитражным судом выносится определение, в котором указываются основания для оставления без движения заявления о признании должника банкротом и срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления без движения заявления о признании должника банкротом.
Копии определения об оставлении без движения заявления о признании должника банкротом направляются должнику и кредитору-заявителю не позднее следующего дня после дня вынесения такого определения.
При этом, в случае, если указанные обстоятельства будут устранены в срок, установленный определением арбитражного суда, заявление о признании должника банкротом считается поданным в день его поступления в арбитражный суд и принимается арбитражным судом к производству. В противном случае арбитражный суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом и возвращает такое заявление с прилагаемыми к нему документами.
Таким образом, особенностью рассмотрения дел о банкротстве является также и то, что по таким категориям споров установлена обязанность суда принять заявление и в том случае, если к нему приложена лишь часть необходимых документов (но лишь в том случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным).
6. Полномочия арбитражного суда по делу о банкротстве и принимаемые по нему судебные акты
Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится судьей арбитражного суда в порядке, установленном АПК, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
О времени и месте судебного заседания судья арбитражного суда уведомляет лицо, направившее заявление о признании должника банкротом, должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, представителя учредителей (участников) должника (при наличии информации о его избрании), неявка которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.
По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;
об отказе во введении наблюдения и о прекращении производствапо делу о банкротстве.
При этом, в определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:
— признание заявления о признании должника банкротом обоснованным и введение наблюдения;
— утверждение временного управляющего.
Согласно ст.50 Закона о банкротстве подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству проводится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном АПК, установленными Законом о банкротстве.
При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов, осуществляет иные полномочия.
По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
— решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— решение об отказе в признании должника банкротом;
— определение о введении финансового оздоровления;
— определение о введении внешнего управления;
— определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
— определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
— определение об утверждении мирового соглашения.
Необходимо отметить, что указанные судебные акты подлежат немедленному исполнению.
Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, предусмотренных статьей 3 Закона о банкротстве, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.
В случае отсутствия признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 Закона о банкротстве, а также в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, арбитражным судом принимается решение об отказе в признании должника банкротом, что является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных Законом о банкротстве и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.
Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:
— восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
— восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
— заключения мирового соглашения;
— признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве;
— отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;
— удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
— отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;
— в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях (ст.57 АПК).
Таким образом, следующей особенностью споров о банкротстве являются сугубо специфические судебные решения, выносимые (принимаемые) в ходе и по результатам рассмотрения таких категорий дел.
Заключение
На основании проведенного анализа законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения споров по делам о банкротстве предприятий, а также специальной литературы можно выделить следующие особенности рассмотрения указанных категорий дел:
1. Большая часть норм, регламентирующих порядок рассмотрения таких споров, содержится не в АПК, а в специальных нормативных правовых актах, таких как Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Специфичный субъектный состав лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, к которым относятся должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
3. По делам о банкротстве установлена исключительная подсудность, такие дела в отношении юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица (ч.4 ст.38 АПК). На данную категорию дел не распространяются положения ст.36 и 37 АПК.
4. Для споров о банкротстве установлена специальная подведомственность: такие споры рассматривают исключительно арбитражные суды (п.1 ч.1 ст.33 АПК) и дела о банкротстве не могут быть переданы на рассмотрение в третейский суд (ч.3 ст.33 Закона о банкротстве).
5. Существенно расширенный перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении, и перечень документов, которые заявитель должен к нему приложить.
6. Статья 42 Закона о банкротстве устанавливает обязанность суда принять заявление и в том случае, если к нему приложена лишь часть необходимых документов. В тоже время по общему правилу, предусмотренному ч.1 ст.127 арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых АПК к его форме и содержанию.
7. Сугубо специфические судебные решения, выносимые (принимаемые) в ходе и по результатам рассмотрения таких категорий дел: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; решение об отказе в признании должника банкротом; определение о введении финансового оздоровления; определение о введении внешнего управления и т.д.
Список использованных источников
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ(в ред. от 25.06.2012 г. N 86-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
3. Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ (в редакции от 08.11.2007 г. N 258-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
4. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ) Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
5. О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №35 от 22.06.2012 // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://arbitr.ru/as/decision/postanovlenija_plenuma_vas_rf/ — Дата доступа: 14.12.2012.
6. О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №51 от 30.06.2011// Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://arbitr.ru/as/decision/postanovlenija_plenuma_vas_rf/ — Дата доступа: 14.12.2012.
7. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. П.В. Крашенинникова) — М.: Статут, 2009 – 724с.
8. Несостоятельность (банкротство). Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения (под ред. В.В. Витрянского) – М.: Статут, 2010 – 225с.
9. Свириденко О.М. Институт несостоятельности (банкротства) в системе гражданского права /Свириденко О.М.// Журнал российского права. 2011. № 1. С. 39-46.
10. Слепышев В.А. Становление и развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) в России /Слепышев В.А.// Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 9. С. 41-46.