Основания прекращения гражданства РФ.

Готовые контрольные работы.
Готовые контрольные работы.

Основания прекращения гражданства РФ. Отказ в выходе из гражданства РФ. Готовая контрольная работа по предмету Административное право России. Скачать бесплатно.
Вид работы: контрольная работа; Объем работы: 28 стр.; Год: 2012; Страна: Россия.

Введение

Возникновение понятия «гражданство» историки и правоведы связывают с французской революцией (XVIII в.). Когда, «в противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха были выдвинуты концепции гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны, и народа как общности равноправных граждан» .
Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст.3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» . Эта связь длится в течение всей жизни человека. Отношения гражданства не могут прекращаться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия государства, и наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина .
Основы законодательства о гражданстве Российской Федерации заложены в статье 6 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Учитывая изложенное, можно говорить о том, что институт гражданства выполняет следующие функции: 1) устанавливает предпосылку для обладания правами, обязанностями и ответственностью, закрепленными конституцией; 2) защищает от лица государства права граждан; 3) защищает интересы государства; 4) способствует развитию народов, повышению качества народа; 5) защищает интересы нации; 6) повышает сплоченность народов, патриотизм граждан.
Ввиду выполнения институтом гражданства указанных функций особую актуальность приобретает вопрос о прекращении гражданства Российской Федерации. Именно по этой причине тема «Основания прекращения гражданства РФ. Отказ в выходе из гражданства РФ» выбрана автором для написания контрольной работы.
Цель работы: изучить основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации, а также вопросы отказа в выходе из гражданства РФ.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть понятие «прекращение гражданства» с исторической точки зрения;
– определить основания прекращения гражданства РФ;
– выделить основания отказа в выходе из гражданства РФ;
– рассмотреть иные основания прекращения гражданства РФ;
– определить круг полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации;
– изучить порядок прекращения гражданства РФ.
При подготовке контрольной работы использовался нормативно-правовой материал (положения Конституции Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации), а также общетеоретическая и специальная литература.

1 Исторический аспект понятия «прекращение гражданства»

В Российской империи законодательство не предусматривало выход из подданства. Оно допускало переход в другое подданство, который мог быть осуществлен только с разрешения императора. Самовольное покидание родины, а также самовольное пребывание за границей свыше установленного пятилетнего срока, самовольный переход в иностранное подданство рассматривались как преступление, влекущее за собой лишение всех прав состояния и вечное изгнание из пределов империи. Самовольное возвращение в Россию влекло за собой ссылку в Сибирь на поселение. Исключение делалось только при браке с иностранцем. Российская подданная, вышедшая замуж за иностранца, автоматически переходила в иностранное гражданство (подданство).
Выход из гражданства в качестве основания прекращения гражданства в период до создания Союза ССР в России не допускался. Исключение составляли случаи, связанные со вступлением в брак. С 20 декабря 1917 г. согласно ст. 103 Кодекса законов об актах гражданского состояния жена следовала гражданству мужа и наоборот, в случае согласия, выраженного при заключении брака брачующимися сторонами .
Положение о союзном гражданстве 1924 г. содержало общее правило, регламентирующее выход из советского гражданства (ст. 13). Он допускался лишь с разрешения ЦИК союзных республик или ЦИК СССР.
Закон о гражданстве СССР 1938 г. установил (ст. 4), что выход из гражданства СССР разрешается Президиумом Верховного Совета СССР. Таким образом, союзные республики были лишены этим законом права решать вопрос о выходе из гражданства. Закон уже не предусматривал случаи выхода из советского гражданства в зависимости от местонахождения ходатайствующего лица.
Порядок выхода из гражданства некоторых категорий советских граждан регламентировался рядом указов Президиума Верховного Совета СССР.
Согласно Закону о гражданстве 1978 г. (ст. 17) выход из гражданства СССР разрешался Президиумом Верховного Совета СССР.
В выходе из гражданства СССР могло быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе, имело неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязанности, с которыми связаны имущественные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций.
Говоря о неисполненных обязательствах, законодатель имел в виду такие установленные законом обязательства, как, например, обязанность молодого специалиста, окончившего высшее учебное заведение, проработать три года в соответствии с направлением по распределению специалистов, алиментные обязательства, обязательства перед жилищно-строительным кооперативом, колхозом, непогашенную банковскую ссуду и т.п .
Выход из гражданства СССР не допускался, если лицо, ходатайствующее о выходе, было привлечено в качестве обвиняемого либо в отношении его имелся вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению, или если выход лица из гражданства СССР противоречил интересам государственной безопасности СССР.
Принятие Закона о гражданстве 1978 г. способствовало разрешению конфликтных ситуаций, препятствовавших людям устроить свою личную жизнь. Вместе с тем это никак не отразилось на вопросе, связанном с запрещением на выезд из СССР в Израиль лицам еврейской национальности, служившим источником постоянной напряженности в отношениях СССР со многими государствами.
Закон о гражданстве 1990 г. (ст. 21) воспроизвел положения, касавшиеся вопроса выхода из гражданства СССР, содержавшиеся в Законе 1978 г., внеся в них некоторые редакционные изменения. Кроме того, из прежнего закона было исключено положение о том, что выход из гражданства СССР разрешается Президиумом Верховного Совета ССР.
Законом о гражданстве Российской Федерации 1991 г. (ч. 1 ст. 23) предусматривались два способа выхода из гражданства: общий- по ходатайству гражданина и упрощенный- в порядке регистрации, которым могли воспользоваться лица, заявившие о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имели иное гражданство либо если они выехали на постоянное жительство в другое государство .
В Российской империи утрата подданства являлась единственным основанием прекращения подданства. Помимо упоминавшейся ранее утраты подданства в связи с переходом лица в иностранное подданство российское законодательство предусматривало также утрату подданства и в случае выхода русской подданной замуж за иностранца. Однако в случае вдовства или расторжения брака она имела право возвратиться в русское подданство, представив местному губернатору свидетельство о прекращении ее брака с иностранцем (ст. 1026 т. IX).
Советское законодательство вкладывало в понятие “утрата гражданства” на разных этапах своего развития различный смысл. Довольно длительное время под утратой гражданства понимались любые случаи его прекращения. Однако в последующем под утратой гражданства стало пониматься лишь такое его прекращение, которое не зависело от воли гражданина и осуществлялось по инициативе государства в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством .
В советский период наиболее распространенным основанием прекращения гражданства по инициативе государства было его лишение, которое являлось обязательным атрибутом советского законодательства о гражданстве, что предоставляло властям свободу чинить незаконные репрессии.
Первым актом советской власти, посвященным этому вопросу, было постановление ВЦИК 1918 г., предусматривавшее лишение советского гражданства лиц, самовольно покинувших ряды Красной Армии до истечения шестимесячного срока после их добровольного вступления в нее .
Положение о союзном гражданстве 1924 г. признавало утратившими гражданство Союза ССР лиц, которые были лишены гражданства согласно законодательным актам союзных республик, изданным до 6июля 1923 г., или которые его лишались на основании законодательства Союза ССР (п. “а” ст. 12). Таким образом, декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г. сохранил в полной мере свою юридическую силу.
Положение предусматривало также возможность лишения гражданства по приговору суда. Эта норма соответствовала Основным началам уголовного законодательства СССР от 31 октября 1924 г., которые рассматривали лишение советского гражданства по приговору суда как одну из мер уголовного наказания .
В дальнейшем был принят целый перечень актов по вопросам лишения гражданства.
На основании действовавшего в СССР законодательства Президиум Верховного Совета СССР в 60-70-е годы лишил целый ряд лиц советского гражданства и выслал их с территории СССР. Именно такого рода позорные действия были предприняты в отношении всемирно известного писателя А.И. Солженицына, супругов Ростроповичей и многих других.
Закон о гражданстве СССР 1978 г. определил, что лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка открывала простор для произвола государственных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан .
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1979 г. “О порядке введения в действие Закона СССР “О гражданстве СССР” предусматривал, что лицо, лишенное гражданства СССР, может быть выдворено из пределов СССР.
Особой мягкостью отличались формулировки последнего союзного Закона о гражданстве 1990 г., касавшиеся лишения гражданства СССР. В нем указывалось, что лишение гражданства СССР может иметь место лишь в отношении лица, проживающего за границей. Таким образом, исключалось лишение гражданства с одновременным выдворением из СССР .
Таким образом, не будучи изначально институтом тоталитаризма, институт лишения гражданства был настолько дискредитирован советскими властями, использовавшими его в целях политической борьбы и для расправы с инакомыслящими, что дальнейшее его применение в российском постсоветском законодательстве стало просто невозможным. Поэтому в Законе о гражданстве 1991 г. впервые в отечественной истории было зафиксировано правило о том, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (п. 2 ст. 1). С 1993 г. это правило стало конституционной нормой.

2 Правовые основы прекращения гражданства Российской Федерации на современном этапе

Основополагающие принципы института гражданства (в том числе и вопросов прекращения гражданства), как уже отмечалась, содержит Конституция Российской Федерации.
Нормы Конституции конкретизируются в других нормативных правовых актах, среди которых можно выделить Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – ФЗ о гражданстве), Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ (в ред. от 23.07.2010) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» , Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 19.10.2011) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» .
ФЗ о гражданстве содержит общие нормы о прекращении гражданства РФ, о порядке производство по делам о гражданстве, определяет полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, устанавливает порядок обжалования решений органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и действий их должностных лиц действий и т.д.
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее – Положение) детализирует порядок действий по прекращению гражданства Российской Федерации.
Нормы, имеющие непосредственное отношение к вопросам прекращения гражданства, содержит Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (относительно размеров и порядка взимания государственной пошлины), а также другие нормативные правовые акты.
Кроме того, с целым рядом государств ближнего зарубежья заключены двусторонние договоры, касающиеся вопросов гражданства, защиты прав соотечественников, в которых имеются также и положения о прекращении гражданства. Так, с 1997 г. действует Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами России, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию; аналогичное соглашение действует между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой. В январе 2000 г. Россия ратифицировала Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства. Все указанные соглашения предусматривают право приобретения при наличии определенных условий гражданства одной Стороны и выхода из гражданства другой Стороны в упрощенном порядке. Лишь несколько государств, в том числе Россия, подписали Конвенцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств – участников Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г., но ни одна из договаривающихся Сторон ее еще не ратифицировала. С рядом стран СНГ: Арменией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном – Россия заключила в 1995-1997 гг. двусторонние договоры о правовом статусе граждан одной Стороны, постоянно проживающих на территории другой, которые вступят в силу по мере их ратификации .

2.1 Выход и основания отказа в выходе из гражданства РФ

Прекращению гражданства Российской Федерации посвящена Глава III ФЗ о гражданстве. Согласно ст.18 данного ФЗ основаниями прекращения гражданства РФ являются: выход из гражданства РФ; иные основания, предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ.
В соответствии с положениями ст.19 ФЗ о гражданстве выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке.
Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев.
Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Однако, выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:
а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст.20 Закона о гражданстве).
Таким образом, действующее законодательство предоставляет гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, право выхода из гражданства на основании добровольного волеизъявления в общем порядке, кроме случаев, когда такой выход на основании положений федерального закона не допускается.

2.2 Иные основания прекращения гражданства РФ. Лишение гражданства

«К иным основаниям относятся: прекращение гражданства ребенка, если прекращено гражданство РФ обоих его родителей при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства; выбор иного гражданства при изменении Государственной границы РФ(оптация)» . Граждане РФ, проживающие на территории, отнесенной к иному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации, могут сохранить или изменить свое гражданство, согласно условиям данного международного договора .
По нашему мнению к иным основаниям прекращения гражданства так же следует относить и отмену решения о приеме в гражданство.
Напомним, что согласно ч.3 ст.6 Конституции гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. По данному вопросу будет уместно провести параллель с некоторыми государствами постсоветского пространства.
Так согласно, ст.10 Конституции Республики Беларусь никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Конституция Республики Казахстан в ст.10 содержит следующие положения: «Гражданин Республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана» .
«Нормы о лишении гражданства содержат законы Азербайджана, Таджикистана и Молдовы. Законодатели Молдовы ограничились лишь двумя основаниями прекращения гражданства – выход и лишение гражданства» .
Таким образом, закрепление в части 3 статьи 6 Конституции положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства, является одной из важных гарантий использования гражданином РФ своих прав и свобод является. Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает в будущем возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории.

3 Органы, осуществляющие полномочия в сфере прекращения гражданства Российской Федерации

Согласно статьи 28 ФЗ о гражданстве полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
– Президент Российской Федерации;
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы (в соответствии с п.1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 (в ред. от 11.03.2012 г. N 291) Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции);
– федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации (в соответствии с п.1 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (ред. от 09.07.2010) Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации).
Каждый из указанных выше органов имеет полномочия в сфере прекращения гражданства Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 29. ФЗ о гражданстве Президент Российской Федерации относительно прекращения гражданства Российской Федерации решает вопросы:
– выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 Федерального закона;
– отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона.
Кроме того, Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением Федерального закона о гражданстве, издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.
ФМС России и его территориальные органы в области прекращения гражданства Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:
– принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
– проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
– направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
– исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
– рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона о гражданстве;
– ведут учет лиц, в отношении которых ФМС России, или ее территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
– осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона о гражданстве (ст. 30).
МИД России в области прекращения гражданства Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:
– принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
– проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
– направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 Федерального закона о гражданстве, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
– исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
– рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями второй и третьей статьи 19 Федерального закона о гражданстве;
– ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;
– осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона о гражданстве (ст.31).
Таким образом, в Российской Федерации создана целостная система государственных органов, наделенных полномочиями принятия решений и осуществления иных необходимых действий в сфере прекращения гражданства Российской Федерации. При этом, полномочиями на принятие решений о прекращении гражданства РФ в общем порядке наделен Президент РФ, а ФМС России и МИД России принимают решения в упрощенном порядке.

4 Порядок прекращения гражданства РФ

Заявление по вопросам прекращения гражданства Российской Федерации (далее именуется – заявление) и документы, необходимые для прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя:
лицом, проживающим на территории Российской Федерации, – в территориальный орган Федеральной миграционной службы;
лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, – в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации (п.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 ).
В соответствии со с ч.2 ст.32 ФЗ о гражданстве заявление подается заявителем лично. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями (ч.3 ст.32 ФЗ).
Согласно ст.34 ФЗ о гражданстве при подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом в случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьей 20 Федерального закона, государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.
За совершение действий, связанных с выходом из гражданства Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей (пп.25 п.1 ст.333.28 Налогового кодекса Российской Федерации )
Заявление об изменении гражданства составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) по форме, соответствующей конкретным основаниям прекращения гражданства Российской Федерации. Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым.
При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется – должностное лицо), документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя (п.4 Положения).
Вместе с заявлением представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора.
Кроме того при выходе из гражданства Российской Федерации:
1. на основании части первой статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.
2. на основании части второй статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются:
документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;
документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.
3. на основании части третьей статьи 19 Федерального закона ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой – является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:
свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);
документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;
согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства Российской Федерации, оформленное в установленном порядке (п.п.24-25 Положения).
Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью. Документы, выданные компетентным органом иностранного государства, для признания их действительными в Российской Федерации должны быть легализованы либо на них должен быть проставлен апостиль, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (п.7 Положения).
В соответствии с ч.2 ст.35 ФЗ о гражданстве рассмотрение заявлений и принятие решений о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
Рассмотрение заявлений и принятие решений о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия (ч.4-5 35 ФЗ о гражданстве рассмотрение).
Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения (ч.2 ст.37).
Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд (ст.ст.39-40).
Как видим, российский законодатель не только установил нормы права, определяющие основания для прекращения гражданства Российской Федерации, создал систему полномочных органов, но и подробно регламентировал их деятельность в рассматриваемой сфере.

Заключение

В заключение хотелось подвести итоги. Изначально определенная цель настоящей работы состояла в изучении основания и порядка прекращения гражданства Российской Федерации, а также вопросов отказа в выходе из гражданства РФ.
Для достижения указанной выше цели были поставлены соответствующие задачи, в ходе решения которых удалось установить, что действующее законодательство предоставляет гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, право выхода из гражданства на основании добровольного волеизъявления в общем порядке, кроме случаев, когда такой выход на основании положений федерального закона не допускается.
Закрепление в части 3 статьи 6 Конституции положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства, является одной из важных гарантий использования гражданином РФ своих прав и свобод является. Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает в будущем возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории.
В Российской Федерации создана целостная система государственных органов, наделенных полномочиями принятия решений и осуществления иных необходимых действий в сфере прекращения гражданства Российской Федерации. При этом, полномочиями на принятие решений о прекращении гражданства РФ в общем порядке наделен Президент РФ, а ФМС России и МИД России принимают решения в упрощенном порядке.
Таким образом, российский законодатель не только установил нормы права, определяющие основания для прекращения гражданства Российской Федерации, но и предусмотрел реальный механизм из реализации, путем создания системы полномочных органов и подробной регламентации их деятельности в рассматриваемой сфере.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». – М., – 2012.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
3. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г.) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
4. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ (в ред. от 23.07.2010) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
5. Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (ред. от 09.07.2010) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
6. Вопросы Федеральной миграционной службы: Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 (в ред. от 11.03.2012 г. N 291) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
7. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 19.10.2011) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
8. О гражданстве Российской Федерации: Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 (ред. от 06.02.1995, с изм. от 16.05.1996) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
9. Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // Эдiлет [Электронный ресурс] / База данных нормативных правовых актов Республики Казахстан. – Астана, 2012.
10. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
11. Андриченко Л.В. Конвенция «О статусе апатридов» и законодательство Российской Федерации в сфере правового статуса лиц без гражданства /Л.В.Андриченко// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 11. С. 94-102.
12. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – «Проспект», 2010 г. // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». – М., – 2012.
13. Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ. – М., 2010 – 328 с.
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.НОРМА. – 2007. -592с.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). – ООО “Новая правовая культура”, 2009 // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». – М., – 2012.
16. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). – М.: “Деловой двор”, 2009 // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». – М., – 2012.
17. Косс А.В. Коллизионные аспекты применения действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации/А.В. Косс//
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 9. С. 42-48.
18. Кулик Р.И. Закон о гражданстве СССР. – М.:Юрид.лит.1980. – 96с.
19. Кутафин О.Е. Российское гражданство. – М.:Юристъ, 2004 – 587с.
20. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. д.ю.н. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2001.

Прокрутить вверх